Кто заплатит за кризис?
(комментарий к «антикризисному» закону)
Ожидаемый и неоднократно анонсируемый Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII (далее — Закон № 1166) подписан и обнародован*. Большинство его норм уже вступили в силу с 1 апреля 2014 года. В нем правительством подготовлен целый пакет суровых мер борьбы с финансовым кризисом. Давайте же посмотрим, что это за первоочередные меры, которые приготовили всем нам законодатели.
Анатолий Бобро, Максим Нестеренко, Татьяна Онищенко, Людмила Солошенко, налоговые эксперты
* Опубликован в газете «Голос Украины» № 60-61 (5810 - 5811) от 31 марта 2014 года.
Налог на прибыль
Ставка налога на прибыль основательно закрепится на уровне 18 %. Теперь это прямо предусмотрено п. 151.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Так что ее временное действие в этом размере (как сперва предполагалось, лишь до конца текущего года) продлено на неограниченный срок. И теперь она стала постоянной (подкорректированы нормы абзаца пятого п. 10 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
В связи с этим из п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ также исключены абзацы шестой и седьмой, намечавшие прежде поэтапное понижение ставки на 2015 год — до уровня 17 %, а на 2016 год — до уровня 16 %. Теперь о таком снижении ставки придется забыть — его просто не будет.
НДС
Основная ставка налога. К сожалению, она сохранится на уровне 20 %. Наверняка эта новость уже облетела города и веси. Увы, но из текста НКУ исчезло упоминание о 17 % ставке НДС. Вместе этого бессрочно — «на века» сохранена ставка НДС на уровне 20 % (изменения внесены в п.п. «а» п. 193.1 и п.п. 194.1.1 НКУ). Так что теперь, повторим, 20 %-ная ставка НДС будет действовать на постоянной основе. В связи с этим в «Переходных положениях» (подразд. 2 разд. ХХ НКУ) также исключен пункт 10 (прежде откладывавший введение 17 %-ного НДС с 01.01.2015 г. и теперь оказавшийся по сути уже не нужным).
Отдельная 7 % ставка для медизделий и лекарств. Существенные изменения произошли с поставками лекарственных средств и изделий медназначения. Увы, но НДС-льгота для них отменена.
С 01.04.2014 г. из текста НКУ исключен «лекарственный» п.п. 197.1.27
Вместо этого для лекарств и медизделий введена своя отдельная «пониженная» ставка НДС в размере 7 %. В связи с этим п. 193.1 НКУ дополнен новым п.п. «в» с упоминанием об этой ставке. Несложно проследить, что фактически в него перекочевали нормы из прежнего «лекарственного» п.п. 197.1.27 НКУ, теперь, однако, предусматривая, что:
193.1. Ставки налога устанавливаются от базы налогообложения в следующих размерах:
<…>
в) 7 процентов по операциям по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также по поставке изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины*
* Напомним, что под прежний «льготный» п.п. 197.1.27 НКУ действовал Перечень изделий медицинского назначения, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 867. Поэтому будет ли теперь это какой-то новый перечень или под новоявленные нормы НКУ приспособят старый, покажет время.
Упоминание о новоявленной «лекарственной» 7 %-ной ставке также появилось и в ст. 194 НКУ. Поэтому с 01.04.2014 г. поставки лекарств и мед- изделий осуществляют с начислением 7 %-ного НДС. В том числе 7 %-ный НДС начисляют при продаже лекарств и медизделий, закупленных еще в период действия льготы.
Причем с учетом нюансов «лекарственного» ценообразования и установленных (постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955) предельных торговых надбавок формирование цен реализации лекарств и медизделий сегодня в любом случае можно представить так: (цена без НДС + надбавка) х 1,07.
Другой важный момент. Отмена НДС-льготы для лекарств и медизделий перевела в разряд облагаемых (!) и операции по их ввозу (импорту). Напомним, что раньше ввоз лекарственных средств и изделий медназначения на таможенную территорию Украины (как и внутриукраинские поставки) также льготировался. То есть «лекарственная» льгота из п.п. 197.1.27 НКУ работала также и при импорте (согласно п. 197.4 НКУ). Теперь же «облагаемость» операций закрыла путь к льготному импорту. Поэтому импорт лекарственных средств и изделий медназначения перестал быть льготным, а стал облагаемым. Надеемся, операции импорта также будут облагаться НДС по «лекарственной» ставке 7 %. Так что теперь у импортеров такие операции будут сопровождаться уплатой «ввозного» НДС.
А вот экспорт лекарств и медизделий по-прежнему облагается НДС по ставке 0 %. Напомним, что в период действия НДС-льготы применять нулевую ставку к «лекарственному» экспорту велел п. 195.2 НКУ.
Для полноты картины добавим, что изначально у законодателей планы насчет лекарств были несколько иными. Так, под объект налогообложения они намеревались подвести лишь операции по первой поставке медизделий и лекарств и сохранить при этом НДС-льготу для всех последующих поставок. Во всяком случае в законопроекте от 27.03.2014 г. № 4576, легшем в основу Закона № 1166, фигурировала именно такая версия (о ней могли вы прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 27, с. 3).
Однако в окончательный вариант Закона № 1166, как видим, вошли уже совсем другие нормы: НДС-льготу для лекарств (п.п. 197.1.27 НКУ) отменить, а 7 %-ным НДС охватить поставки лекарств и мед- изделий на любых этапах. Так что придется привыкать: отныне цены на лекарства будут включать в себя и сумму НДС.
Учтите, из-за «облагаемости» поставки мед- изделий и лекарств начиная с 01.04.2014 г. сопровождаются выпиской обычной (т. е. уже «нельготной») налоговой накладной. В ней заполняют графы 1 — 7, а также графу 8 «основная ставка» и графу 12. При этом выписанные налоговые накладные по общим правилам регистрируют в ЕРНН. И, соответственно, уже как «облагаемые» такие операции отражают в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и декларации. Причем в декларации по НДС (форма которой, напомним, утверждена приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. № 678) их отражать, по-видимому, следует в общей «облагаемой» строке 1. А вот покупки лекарств и медизделий «с 7 %-ным НДС» (включаемым в налоговый кредит) — в «общей» строке 10.1 декларации.
Вдобавок под отмеченные нововведения придется надлежащим образом приспособить РРО и перепрограммировать в них лекарства и медизделия из «льготных» в «облагаемые» (причем по ставке 7 %).
Объемы необлагаемого импорта/экспорта — 150 евро. Здесь обратим внимание на два момента.
Во-первых, объемы необлагаемого ввоза/вывоза товаров увеличены со 100 до 150 евро. Так, в числе необлагаемых (не являющихся объектом обложения НДС) операций теперь ввоз на таможенную территорию Украины/вывоз за пределы таможенной территории Украины (независимо от выбранного таможенного режима) товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро. Раньше таможенная стоимость товаров для этих целей ограничивалась пределом в 100 евро (изменения внесены в п.п. 196.1.16 НКУ).
Во-вторых, с 300 до 150 евро, наоборот, снижены объемы необлагаемого импорта в рамках международных почтовых и экспресс-отправлений. Поэтому, имейте в виду, отныне не объект НДС — лишь ввоз на таможенную территорию товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро в адрес одного получателя (юрлица или физлица):
— в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях;
— в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях (надлежащим образом подкорректирован п.п. 196.1.17 НКУ).
В результате внесенных изменений необлагаемый объем операций и в первом, и во втором случае привели к общему знаменателю — «не более 150 евро»
Очевидно, что в соответствие с такими изменениями в скором времени должны привести и нормы ст. 234 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (где для международных почтовых и экспресс-отправлений по-прежнему «необлагаемой» значится суммарная фактурная стоимость товаров «до 300 евро»).
Об учетных особенностях рассмотренных операций вы также можете прочесть в статье «Дешевый импорт и снятие его с таможенного и валютного контроля» («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 24, с. 28).
Зерновая льгота и экспорт зерновых — до 01.10.2014 г. Уточним: речь идет об НДС-льготе, установленной для зерновых культур (товарных позиций 1001 — 1008 согласно УКТ ВЭД) и технических культур (товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД). Заглянув в прошлое, вспомним: с момента перехода на НКУ она долго значилась во «временных» в п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, и вот, наконец, закрепилась в «постоянных» — с 01.01.2014 г. перебралась в отдельный льготный п. 197.21 НКУ (после Закона Украины от 19.12.2013 г. № 713-VII — о нем подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 1 — 2, с. 5 и 15).
Так вот, учтите, что спустя квартал действие такого льготного «зернового» п. 197.21 НКУ до 1 октября 2014 года опять приостановлено.
А вот до этой даты (т. е. на следующие 6 месяцев — в период с 01.04.2014 г. до 01.10.2014 г.) «зерновую» НДС-льготу вновь временно вернули в «родной» п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Причем изменения на этот раз опять коснулись экспорта.
Теперь в ближайшие полгода нулевую ставку НДС при экспорте зерновых и технических культур смогут применять только сельскохозяйственные предприятия — производители таких зерновых и технических культур, вырастившие их на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности или постоянном пользовании на дату такого экспорта. Отметим, нулевая ставка привлекательна для экспортеров тем, что дает право на получение бюджетного возмещения по НДС. Однако до 01.10.2014 г. ее сфера применения, как видим, оказалась еще больше сужена (оставив за бортом посредников).
Напомним, что до этого (в I квартале 2014 года) под нулевую ставку НДС попадал экспорт зерновых и технических культур сельхозпредприятиями-производителями и предприятиями, которые непосредственно приобретали такие зерновые и технические культуры у сельхозпредприятий-производителей (без привязки к каким-либо земельным критериям).
А вот все остальные экспортные поставки, не соответствующие нововведенным условиям, по-прежнему льготируются (т. е. при их экспорте, как и при поставках на территории Украины, продолжает действовать льгота по НДС).
Сбор в Пенсионный фонд
Снова введен сбор в Пенсионный фонд в размере 0,5 % с валютных операций. Его будут уплачивать юридические и физические лица при покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты. Объект обложения сбором — соответственно сумма операции по покупке иностранной валюты в наличной и/или безналичной форме.
В свою очередь, банки ежемесячно (до 20 числа месяца, следующего за отчетным) будут отчитываться перед органами Пенсионного фонда о начислении и уплате сбора физлицами и юрлицами по форме и в порядке, утвержденном КМУ. Соответствующие нормы относительно этого нового сбора закреплены в Законе Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР. Так что, как видим, пенсионный сбор с покупки валюты вновь возвращен.
На всякий случай приведем учет начисления и уплаты пенсионного сбора при покупке инвалюты.
Пример. Предположим, на дату покупки валюты курс НБУ составил 10,85 грн./$ (условно), а курс МВРУ — 11,50 грн./$; при этом предприятие поручает уполномоченному банку приобрести $10000).
Сбор в Пенсионный фонд при покупке валюты
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, $/грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Перечислены банку средства для покупки валюты | 333 | 311 | 120000 | — | — |
2 | Зачислена приобретенная иностранная валюта на текущий валютный счет (курс НБУ — 10,85 грн. /$) | 312 | 333 | $10000 | — | — |
3 | При покупке иностранной валюты отражены (курс МВРУ — 11,50 грн./$): | |||||
— сумма сбора в Пенсионный фонд ($10000 х 11,50 грн./$ х 0,5 %) | 92 | 651 | 575 | — | 575* | |
651 | 333 | — | — | — | ||
* Включается в состав прочих налоговых расходов на основании п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ (с отражением в строке 06.4.15 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль предприятия). | ||||||
— сумма комиссионного вознаграждения банку (400 грн., условно) | 92 | 685 | 400 | — | 400 | |
685 | 333 | 400 | — | — | ||
4 | Отражена разница между коммерческим курсом, по которому иностранная валюта приобретена на МВРУ, и курсом НБУ [$10000 х (11,50 грн./$ - 10,85 грн./$)] | 942 | 333 | 6500 | — | 6500 |
5 | Возвращен остаток средств на текущий счет предприятия | 311 | 333 | 4025 | — | — |
Подробнее об учете операций с валютой читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 27.
Налог на доходы физлиц
Доходы в виде процентов. Сразу отметим, положения относительно обязательности обложения НДФЛ доходов в виде процентов вступят в силу с 1 июля 2014 года.
С указанной даты доходы в виде процентов будут облагаться НДФЛ в сумме, превышающей в год 17 размеров прожиточного минимума на трудоспособное лицо, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. На 1 января 2014 года прожиточный минимум на трудоспособное лицо составляет 1218 грн. Таким образом, доходы в виде процентов в сумме, не превышающей в 2014 году 20706 грн. (17 x 1218) за год, не будут облагаться НДФЛ. Сумма, превышающая указанный «лимит», будет подлежать обложению НДФЛ. Это следует из обновленного п.п. 164.2.8 НКУ.
Кроме того, отметим, что, как и раньше, не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход доходы в виде процентов на текущие банковские счета, по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты стипендий, пенсий, социальной помощи и прочих предусмотренных законом социальных выплат. В тоже время изменения коснулись процентов, начисленных по зарплатным карточкам: они подлежат обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном НКУ.
Порядок обложения процентов подробнее расписан ниже.
Большие пенсии. Изменения в налогообложении пенсий вступят в силу с 1 июля 2014 года. В чем же заключается их суть?
Дело в том, что сейчас не включаются в налогооблагаемый доход суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленной согласно закону) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, полученных налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, а также из иностранных источников, если в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дана Верховной Радой Украины, не подлежат налогообложению или облагаются в стране ее выплаты. Об этом сказано в п.п. «е» п.п. 165.1.1 НКУ.
С 1 июля 2014 года суммы пенсий (вместе с суммой индексации) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, размер которых превышает 10000 грн., в сумме такого превышения будет облагаться НДФЛ. Соответствующие изменения внесены в п. 164.2 НКУ (перечень выплат, включаемых в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика) и в п. 165.1 НКУ (перечень выплат, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика).
Другими словами, если, например, размер пенсии (вместе с суммой ее индексации) составляет 12000 грн., то 2000 грн. включаются в налогооблагаемый доход пенсионера и подлежат обложению НДФЛ по ставке 15 %.
Естественно, основная масса пенсионеров Украины получает пенсии ниже 10000 грн., поэтому они не будут отягощены уплатой НДФЛ со своих пенсий.
В связи с тем, что Пенсионный фонд будет начислять и удерживать НДФЛ с больших пенсий, он назван в качестве налогового агента (см. обновленный п. 168.3 НКУ).
Проценты, дивиденды, роялти и инвестиционная прибыль. Изменения в ставках НДФЛ по пассивным доходам вступят в силу с 1 июля 2014 года.
Сразу отметим, что ставки НДФЛ по налогообложению заработной платы, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и других «обычных» выплат не изменены.
В случае если база налогообложения по таким выплатам за календарный месяц не превышает 10 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2014 году этот размер составляет 12180 грн.), то ставка НДФЛ составляет 15 %. Если база налогообложения превышает 12180 грн., то к сумме превышения применяется ставка 17 %.
Значительные изменения произошли в порядке налогообложения таких видов доходов как проценты, дивиденды, роялти и инвестиционная прибыль.
Так, налогообложение суммы процентов, превышающей за год 17 размеров прожиточного минимума, установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2014 году — 20706 грн.), дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли, начисленных (выплаченных) в пользу физических лиц на протяжении отчетного месяца, проводится налоговым агентом во время каждого начисления (выплаты) по ставке 15 %.
Вместе с тем лица, получающие вышеперечисленные доходы, обязаны будут по итогам года подать налоговую декларацию. И тогда при перерасчете общего годового налогооблагаемого дохода для базы налогообложения в форме процентов (кроме суммы, которая не подлежит обложению), дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли применяются такие ставки:
Размер годовой базы налогообложения | Ставка НДФЛ |
Если база налогообложения отчетного налогового года не превышает 204 ПМ* | 15 % базы налогообложения |
Если база налогообложения отчетного налогового года превышает 204 ПМ, но не превышает 396 ПМ | К базе налогообложения, не превышающей 204 ПМ, применяется ставка 15 %, к сумме превышения — 20 % |
Если база налогообложения отчетного налогового года превышает 396 ПМ | К базе налогообложения, не превышающей 204 ПМ, применяется ставка 15 %, к части базы, которая превышает 204 ПМ, но не превышает 396 ПМ — 20 %, к сумме превышения — 25 % |
* ПМ — прожиточный минимум на трудоспособное лицо. |
Отдельно отметим, что банковские учреждения не обязаны удерживать и перечислять НДФЛ с суммы дохода в виде процентов, а налог будет уплачиваться физическим лицом самостоятельно по результатам годовой налоговой декларации. Вместе с тем банковские учреждения обязаны будут подавать Налоговый расчет по форме № 1ДФ по начисленным (выплаченным) процентам физическим лицам.
Прочее социальное
Детские пособия. С 1 июля 2014 года будет уменьшен размер помощи при рождении ребенка, отменена выплата помощи для ухода за ребенком до трех лет.
Отметим, что на 2014 года планировались следующие размеры помощи при рождении ребенка:
Помощь при рождении ребенка | Дата рождения ребенка | ||
с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. | с 01.07.2014 г. по 30.09.2014 г. | с 01.10.2014 г. по 31.12.2014 г. | |
Общий размер помощи (в грн.): | |||
на первого ребенка (30 размеров ПМ*) | 30960 | 31770 | 33060 |
на второго ребенка(60 размеров ПМ) | 61920 | 63540 | 66120 |
на третьего и каждого последующего ребенка(120 размеров ПМ) | 123840 | 127080 | 132240 |
в том числе одноразовая выплата (в месяце рождения ребенка): | |||
для всех | 10320 | 10590 | 11020 |
в том числе ежемесячная выплата (с месяца, следующего за месяцем рождения ребенка): | |||
на первого ребенка(на протяжении 24 месяцев) | 860,00 | 882,50 | 918,33 |
на второго ребенка(на протяжении 48 месяцев) | 1075,00 | 1103,13 | 1147,92 |
на третьего и каждого последующего ребенка(на протяжении 72 месяцев) | 1576,67 | 1617,92 | 1683,61 |
* ПМ — прожиточный минимум для детей в возрасте до 6 лет. |
С 01.07.2014 г. размер помощи при рождении ребенка будет единым независимо от того, какой по счету ребенок в семье родится. Помощь при рождении ребенка составит 41280 грн. Одноразово помощь будет выдаваться в сумме 10320 грн., а остаток суммы помощи будет выплачивается на протяжении 36 месяцев (ежемесячно в сумме 860 грн.).
Таким образом, изменения в размере помощи при рождении ребенка в меньшую сторону затронут именно семьи, которые ожидают второго, третьего и последующих детей. Для них размер помощи при рождении ребенка будет составлять столько же, сколько и для родителей малышей-первенцев.
Вместе с тем для родителей, у которых будет рожден первый ребенок, размер помощи при рождении ребенка увеличен с 30960 грн. до 41280 грн. При этом, повторим, 10320 грн. будет выплачено разово, а на протяжении 36 месяцев будет выплачиваться сумма в размере 860 грн. в месяц.
С 01.07.2014 г. назначение и выплата помощи по уходу за ребенком до трех лет не производится, поскольку с этой даты такой вид помощи будет исключен.
Получатели «детских» — плательщики ЕСВ. Данное изменение вступит в силу с 1 июля 2014 года.
До этой даты в перечень плательщиков ЕСВ входят лица, которые согласно закону получают помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Начиная с 1 июля 2014 года плательщиками ЕСВ являются лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и согласно закону получают помощь по уходу за ребенком до трех лет и/или при рождении ребенка.
Это связано с тем, что именно уплата ЕСВ с суммы помощи по уходу за ребенком до трех лет давала право считаться лицам, находящимся в таком отпуске, застрахованными лицами, и засчитывать такой период в страховой стаж. Поскольку с указанной даты помощь по уходу за ребенком до трех лет назначаться и выплачиваться не будет, возникает необходимость в зачислении в стаж периода, когда выплачивается пособие при рождении ребенка. Поэтому такие лица внесены в число застрахованных.
Отмена выплат судьям, прокурорам и госслужащим. Если коротко, то госслужащим не будет выплачиваться:
— вознаграждение за добросовестный труд в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей;
— денежная помощь при выходе на пенсию при наличии стажа государственной службы не меньше 10 лет в размере 10 месячных должностных окладов.
Судьи, которые ушли в отставку, потеряют выходное пособие в размере 10 месячных зарплат по последней должности.
А вот прокурорам и следователям в случае выхода на пенсию по выслуге лет или по инвалидности не будет выплачиваться денежная помощь в размере месячного заработка, с которого определена пенсия, за каждый полный год работы прокурором, следователем прокуратуры или на должностях в научно-обучающих заведениях прокуратуры.
Также уменьшен размер пенсий, назначенных по «специальным» законам (прокурорам, народным депутатам, судьям, госслужащим, военнослужащим), и установлен на уровне 70 % от суммы месячной заработной платы (заработка), с которой был уплачен ЕСВ.
Должностным лицам местного самоуправления при увольнении с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию не будет выплачиваться одноразовая денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов при наличии не меньше 10 лет стажа на должностях местного самоуправления или на должностях, отнесенных к соответствующей категории должностей государственных служащих.
Кроме того, работникам дипломатической службы в случае выхода на пенсию при наличии стажа госслужбы не менее 10 лет не будет выплачиваться денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов.
И наконец, не будет производиться перерасчет пенсии в связи с увеличением средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы.
ФСН
Законом № 1166 вносятся изменения в порядок обложения сельхозпредприятий фиксированным сельскохозяйственным налогом (далее — ФСН).
В соответствии с новой редакцией п. 303.1 НКУ, которая вступит в силу с 1 января 2015 года, базой обложения ФСН является нормативная денежная оценка одного гектара сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года в соответствии с порядком, установленным разд. XIII НКУ.
Со следующего года в аналогичном порядке (т. е. с учетом коэффициента индексации) должна определяться и база обложения ФСН земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) исходя из нормативной денежной оценки одного гектара пашни в АР Крым или в области.
Напомним, что согласно действующей на сегодняшний день редакции п. 303.1 НКУ за базу- обложения ФСН принимается нормативная денежная оценка одного гектара, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, без требования проведения ее индексации.
Разделом XIII НКУ, на который есть прямая ссылка касательно порядка определения коэффициента индексации по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года, установлено (см. п. 289.2 этого Кодекса), в частности, что такой коэффициент применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель.
Следовательно, если оценка была проведена по состоянию на 01.07.1995 г., то за период с этой даты до 2014 года кумулятивный коэффициент индексации уже составляет 3,2. Он определен как произведение коэффициентов индексации за: 1996 год — 1,703, 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028, 2008 год — 1,152, 2009 год — 1,059, 2010 год — 1,0, 2011 год — 1,0, 2012 год — 1,0, 2013 год — 1,0. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась (см. по этому поводу письмо Госземагентства Украины от 10.01.2014 г. № 12-28-0.22-95/2-14).
Учитывая современные реалии, можно практически безошибочно прогнозировать, что индекс потребительских цен за текущий год превысит значение 110 %, а поэтому кумулятивный коэффициент индексации лишь увеличится.
Кроме того, как мы понимаем, плательщикам ФСН со следующего года придется применять также и коэффициент 1,756, предусмотренный абзацем вторым п. 5 и п. 191 Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213.
Как в предыдущие годы, так и в текущем году при исчислении суммы ФСН такой коэффициент применять не нужно. На это мы обращали внимание в наших статьях (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 25, с. 24 и 46). Такой позиции теперь придерживаются и налоговики, в частности, в письме ГНСУ от 16.02.2012 г. № 4790/7/15-2217ф и в соответствующей консультации из Базы знаний (см. подкатегорию 113.06).
Аналогичное мнение о неизменности базы налогообложения для плательщиков ФСН в условиях введения коэфициента 1,756 и действующих на сегодняшний день норм п. 303.1 НКУ выражало также Госземагентство Украины в письме от 13.02.2012 г. № 1979/22/4-12 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 5, с. 47). Можно вспомнить и разъяснение Минагрополитики Украины (размещено на веб-сайте Аграрного союза Украины: www.auu.org.ua), в котором говорится о неприменении любых дополнительных коэффициентов, в том числе и коэффициента 1,756. Понятно, что со следующего года эти лояльные разъяснения уйдут в прошлое.
В итоге, с 01.01.2015 г., по самым скромным подсчетам, вследствие общего влияния кумулятивного коэффициента индексации и коэффициента 1,756 налоговая нагрузка по уплате ФСН увеличится приблизительно раз в 6 (а то и больше, в зависимости от того, каким будет размер коэффициента индексации за 2014 год).
Другие налоги
В предыдущих разделах нашей статьи вы уже ознакомились с изменениями в налогообложении доходов физических лиц, изменениями в сфере НДС, налога на прибыль, а также ФСН. В этом, заключительном, разделе рассмотрим изменения по другим налогам. Они являются не настолько масштабными, но от того не менее важными.
Акцизный налог. Закон № 1166 предусматривает существенное увеличение ставок акцизного налога. Это касается практически всех подакцизных товаров, ставки для которых определены п. 215.3 НКУ.
Кроме этого, «ускорены» темпы роста ставок акцизного налога для 100-процентного спирта (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). В частности, ставка 56,42 грн./л, которую ранее предусматривалось применять до конца 2015 года, будет применяться только до 31 августа 2014 года включительно. Ну, а уже с 1 сентября будет применяться стандартная, «кодексная» ставка, которая также увеличена, — 70,53 грн./л.
Также Закон № 1166 отменяет особый порядок налогообложения для сигарет и папирос (коды УКТ ВЭД 2402 20 90 10 и 2402 20 90 20) с 1 июля 2014 года. С этой даты в подразд. 5 разд. ХХ НКУ будет исключено упоминание об этих подакцизных товарах. Зато станут применяться увеличенные ставки акциза, указанные в обновленной редакции пп. 215.3.2 — 215.3.3 НКУ.
Обратим ваше внимание еще и на следующую проблему. Начальный вариант законопроекта № 4576 предусматривал включить в перечень подакцизных товаров вещества, используемые в качестве компонента моторных топлив, а также альтернативное моторное топливо. Для последнего предлагалось установить ставку акцизного налога в размере 139 евро за 1000 кг реализованного альтернативного топлива. Однако в окончательном варианте Закона № 1166 упоминание о таком расширении перечня подакцизных товаров было исключено.
Сбор за первую регистрацию транспортного средства. В отличие от акцизного налога, ставки транспортного сбора выросли не так существенно. Закон № 1166 предлагает нам увеличение ставок сбора приблизительно на 8 % — больше похоже на плановую ежегодную индексацию абсолютных ставок налога, предусмотренную п.п. 2 п. 4 разд. XIX НКУ, а не на «антикризисное» повышение. Такие изменения ставок внесены в ст. 234 НКУ.
Во всем остальном порядок учета и подачи отчетности по сбору остается без изменений. Ознакомиться с деталями расчета транспортного сбора вы можете в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 41, с. 25. Вот только форма отчетности с тех пор несколько изменилась — на сегодня она утверждена приказом Миндоходов Украины от 05.12.2013 г. № 767.
Экологический налог. Ставки экологического налога также подверглись определенным изменениям. Аналогично «транспортному» сбору ставки эконалога были увеличены в среднем на 8 %. Соответствующим изменениям подверглись ст. 243 — 248 НКУ.
Как и в предыдущем случае, такое увеличение является абсолютно естественным, ввиду того, что индексация ставок эконалога в 2014 году еще не проводилась. Здесь следует отметить достаточно приятное обстоятельство: Закон № 1166 в этой части вступает в силу с 1 апреля 2014 года, т. е. фактически с начала второго квартала. Поэтому едва ли не впервые плательщики эконалога смогут избавиться от необходимости указывать в декларации сумму эконалога двумя строками, как это случалось ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 15; 2013, № 85, с. 3).
Эта уже привычная для плательщиков процедура была обусловлена тем, что индексация ставок обычно проводилась несвоевременно. Поэтому приходилось разбивать (как правило, первый квартал) на два периода по двум разным (старой и новой) ставкам. В 2104 году этой особенности не будет — за первый квартал вы будете отчитываться по старым ставкам, а за второй — уже по новым. Ведь отчетность по эконалогу составляется ежеквартально без нарастающего итога.
Обратите внимание! Некоторые СМИ уже успели сообщить, что народные избранники отменили «транспортно-утилизационный» эконалог (читайте о нем в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 68, с. 16). Однако просим вас не торопиться и внимательно следить за парламентскими новостями, в частности на нашем сайте. Ведь 27 марта законопроект № 4238* был принят только в первом чтении. Когда он будет принят в целом, теперь сказать трудно, а второй квартал уже начался. Поэтому делайте выводы…
* См.: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=49911.
Плата за пользование недрами. Масштаб изменений в разд. ХІ НКУ сразу бросается в глаза при анализе соответствующих норм Закона № 1166. Действительно, именно этот раздел НКУ был едва ли не больше всех изменен и переписан. Однако значительная часть указанных изменений (в частности, в отношении платы за добычу полезных ископаемых) касается только небольшого количества предприятий.
Поэтому мы позволим себе обойти эти изменения и сосредоточиться только на тех, которые будут касаться многих. В частности, в круг плательщиков введены две новые категории:
— собственники земли и землепользователи — граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в пределах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает предусмотренные нормы (ст. 121 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III), добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме более 13 м3 на лицо в месяц (по показаниям счетчиков) (п.п. 263.1.6 НКУ). Поскольку здесь идет речь о гражданах — не субъектах предпринимательской деятельности, то в нюансы уплаты ими платы за недра углубляться не будем, тем более что нам не совсем понятен механизм ее администрирования по этой категории плательщиков;
— собственники земли и землепользователи, осуществляющие хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 263.1.5 НКУ).
В окончательном варианте Закона № 1166 из числа новых плательщиков исключены субъекты хозяйствования, относящиеся к фермерским хозяйствам (ст. 114 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, Закон Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. № 973-IV). Они плату за пользование недра при добыче подземных вод уплачивать не будут.
Налог на недвижимое имущество. Изменения к этому местному налогу будто «спрятались» между глобальными массивами информации об изменениях общегосударственных налогов. Однако они достаточно серьезно изменяют концепцию взимания налога на недвижимое имущество, поэтому обойти их стороной мы не можем.
В частности, из Закона № 1166 следует, что теперь базой обложения налогом на недвижимость будет не жилая, а общая площадь объекта недвижимого имущества (п. 265.3 НКУ)!
В то же время внесены изменения в п.п. 265.4.2 НКУ. Теперь местным органам власти разрешено устанавливать дополнительные льготы по налогообложению объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц. Это, так сказать, сладкая пилюля за фактическое расширение круга плательщиков налога на недвижимое имущество.
Подробно о налоге на недвижимость для юридических лиц читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 27.
Плата за землю. Изменения в сфере платы за землю сугубо технические.
Во-первых, проиндексированы ставки земельного налога в п. 275.1 НКУ, т. е. ставки для участков, нормативная денежная оценка которых не проведена (хотя, кажется, таких на сегодняшний день не осталось ни одного, если говорить о землях в пределах населенных пунктов). То есть речь идет о стандартной процедуре, которая не была проведена по состоянию на 1 января 2014 года.
Во-вторых, определено, что размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности для всех категорий земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, не может быть меньше 3 процентов нормативной денежной оценки земли (п.п. 288.5.1 НКУ).
Подробнее о нюансах исчисления платы за землю читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 5, с. 27.
Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины. В исчислении этого сбора изменение одно, но достаточно радикальное. Заключается оно в том, что ставки радиочастотного сбора, определенные ст. 320 НКУ, повышены сразу в два раза.
Сбор за специальное использование воды. Что касается спецводосбора, то здесь все стандартно — ставки сбора проиндексированы (увеличены приблизительно на 8 %) .
Действовать новые ставки начинают с 1 апреля 2014 года. То есть аналогично ситуации с эконалогом плательщики спецводосбора будут освобождены от необходимости разбивать в декларации объемы потребленной воды на облагаемые по старым и новым ставкам. Вода, потребленная в первом квартале, будет облагаться по старым ставкам, а та, которая будет потребляться начиная со второго квартала, — уже по новым ставкам. Хотя как в таком случае нужно будет подавать отчетность, начиная с первого полугодия, пока еще не совсем ясно. Ведь в отличие от эконалога, расчет по этому сбору составляется нарастающим итогом. Подождем соответствующих разъяснений.
Подробно о спецводосборе читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 30, с. 28; 2013, № 85, с. 29.
выводы | ![]() | |
|