Темы статей
Выбрать темы

«Крымский кризис»: как теперь работать с крымскими контрагентами?

Редакция НиБУ
Статья

«Крымский кризис»: как теперь работать с крымскими контрагентами?

С первых чисел этого года Украину захлестнула волна событий. Многие из них стали серьезным испытанием. В их числе, конечно же, и события в Крыму. Они породили немало проблем и вопросов, в том числе для бизнеса. В данной статье вы найдете ответы на некоторые из них — а именно, о том, как работать с контрагентами, расположенными на полуострове.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Как работать с крымскими контрагентами

Взаимодействие с такими контрагентами зависит от множества условий, в том числе от периода заключения договоров и вступления в силу/содержания Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории» (проект от 19.03.2014 г. № 4473-1). При этом один из самых распространенных вопросов, которые задают сегодня: можно ли продолжать работать с крымскими контрагентами? С правовой точки зрения запрета на заключение с ними сделок, как и на осуществление операций на их выполнение, нет. Таким образом, при условии отсутствия фактических препятствий, работать с такими контрагентами можно.

Обратите внимание! Согласно отечественному законодательству Крым остается неотъемлемой частью территории Украины (ст. 134 Конституции Украины)

А это, в частности, означает, что крымские контрагенты остаются резидентами Украины*. В связи с этим учтите:

1) заключать договоры с ними нужно согласно требованиям Гражданского кодекса Украины от  16.01.2003 г.  № 435-IV (далее — ГКУ), Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) и прочих законов Украины;

2) взаимодействие с ними не является ВЭД-деятельностью;

3) операции с ними не подлежат валютному контролю;

4) осуществлять расчеты с ними можно лишь в валюте Украины;

5) заключать с ними сделки/совершать операции нужно согласно требованиям украинского законодательства, а не международного права. В том числе к таким операциям нельзя применять нормы Закона Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 г. № 2709-IV;

6) удерживать налог на репатриацию при выплате им дохода не нужно. Также у вас нет оснований применять нулевую ставку по НДС при вывозе продукции на территорию полуострова.

* Правда, этот вывод справедлив в отношении только тех, кто: (1) зарегистрирован в Крыму еще до известных событий; (2) после этих событий, но в регистрационных органах полуострова.

Понятно, что это лишь теория. На практике с соблюдением указанных условий могут возникнуть серьезные проблемы: например, если контрагент откажется рассчитываться с вами в гривне, будет требовать при заключении договора учитывать нормы международного права или Российской Федерации и т. п. Увы, но на сегодня рецепта выхода из подобной ситуации нет.

Вполне возможно, что законодатель и/или чиновники в ближайшее время предоставят какие-либо рекомендации. Но до этого момента помните: идти на уступки и отходить от указанных выше условий нельзя. В противном случае вас могут ожидать негативные последствия, предусмотренные законодательством. Если же ваш контрагент откажется работать на таких условиях, заключать с ним договор нельзя.

Учтите еще один момент: в парламенте зарегистрирован проект Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории». Если он будет принят, ситуация может измениться и, вполне вероятно, хозяйственные отношения с такими контрагентами будут под вопросом. Прочитать об этом вы сможете дальше.

Не выполнили обязательство из-за событий в Крыму: что нам грозит?

Как мы уже говорили, к отношениям с крымскими контрагентами нужно применять законодательство Украины. Поэтому напоминаем: по общему правилу, обязательства нужно выполнять надлежащим образом. То есть согласно условиям договора и требованиям законодательства, а при отсутствии таких условий/требований — согласно обычаям делового оборота/прочим требованиям, которые обычно выдвигаются (ч. 1 ст. 526 ГКУ, ч. 1 ст. 193 ХКУ). Таким образом, правовых оснований для того, чтобы не выполнять свои обязательства по таким договорам, нет.

Если же условия договора не выполнены, то к стороне-нарушителю могут быть применены негативные последствия, предусмотренные договором/законом (ч. 1 ст. 611 ГКУ, ч. 1 ст. 216 ХКУ). В частности, необходимость уплаты штрафа/пени. Другими словами, в этом случае к стороне-нарушителю должны применяться общие нормы об ответственности.

Несмотря на это, при соблюдении отдельных условий вы все же сможете избежать хозяйственно-правовой ответственности

Каким образом? Во-первых, субъект хозяйствования может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что он сделал все от него зависящее для недопущения нарушения (ч. 2 ст. 218 ХКУ). То есть, если он докажет отсутствие своей вины. При этом данное обстоятельство, как правило, применяют в связке со вторым, о котором вы прочтете дальше (см., к примеру, постановление ВХСУ от 05.02.2014 г. по делу № 922/1925/13, от 13.03.2008 г. по делу № 39/243).

Во-вторых, «освобождающим» обстоятельством может выступать действие непреодолимой силы или, как его еще называют, форс-мажор*. Что это такое? Напомним, это обстоятельство, которое отвечает одновременно двум условиям** (см. п. 46 письма ВХСУ от 07.04.2008 г. № 01-8/211):

1) чрезвычайности — это условие означает, что данное обстоятельство является не просто обычным событием, которое хоть и может причинить определенные сложности для сторон, но не выходит за рамки будничности (например, снегопад в феврале, заморозки в марте и т. п.), а экстраординарным событием, не являющимся обычным (см. постановление ВХСУ от 11.06.2012 г. по делу № 5015/7352/11);

2) неотвратимости — означает невозможность предотвращения соответствующих событий, в том числе, если стороны прописали их в договоре.

* В целом, непреодолимую силу нужно обособлять от форс-мажора, о чем ВХСУ говорил еще в письме от 09.09.2001 г. № 01-2.2/279. Вместе с тем, в рамках ч. 2 ст. 218 ГКУ эти понятия можно употреблять как синонимы, о чем, к слову, свидетельствуют это же письмо и судебная практика, в том числе практика ВХСУ.

** Мы говорим о взаимодействии субъектов хозяйствования, поэтому применяем к их отношениям специальные требования ч. 2 ст. 218 ХКУ. При этом напомним: в ГКУ содержится другое правило. В нем для признания непреодолимой силы достаточно даже одного из указанных условий (п. 1 ч. 1 ст. 263 ГКУ).

Как правило, такими форс-мажорными обстоятельствами выступают стихийные бедствия (навод­нения, снегопады, землетрясения и т. п.), аварии и прочие подобные события. Но сегодня практика относит к ним и социальные явления: в частности, войны, митинги, массовые волнения, забастовки, акты органов власти и т. п. (см. указанное выше постановление ВХСУ). Мы считаем, что к ним по полному праву можно причислить и отдельные события в Крыму — но, правда, только в том случае, если они отвечают условиям чрезвычайности и неотвратимости. Причем учтите: это должны быть конкретные события. К примеру, задержка груза на «границе» полуострова, конфискация/уничтожение груза на его территории и т. п. Кроме того, роль форс-мажора могут сыграть и отдельные требования Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории» — конечно, если он будет принят (ведь к подобным обстоятельствам относятся и акты органов власти). В свою очередь, ссылкой на «сложную политическую ситуацию на полуострове» не обойтись. Косвенно такой подход подтверждают выводы чиновников и судов, которые в свое время сообщали, что сам по себе всемирный финансовый кризис не является форс-мажором*** (см., например, постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 09.08.2011 г. по делу  3/51/5022-674/2011).

*** Это, кстати, относится и к текущей экономической ситуации в Украине. Несмотря на то, что Кабмин официально подтвердил наличие глубокого экономического кризиса в Украине (см. Программу деятельности Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г.), ссылаться на него для освобождения от хозяйственно-правовой ответственности нельзя.

Как правило, перечень форс-мажорных обстоятельств приводят в договоре (ч. 4 ст. 219 ХКУ). Но на указанные выше события можно ссылаться даже в том случае, если в договоре они не указаны, — сделать это позволяет ч. 2 ст. 218 ХКУ.

Но заметьте: само по себе наступление таких обстоятельств не спасет вас от ответственности. С этой целью вам придется доказать:

1) факт наступления такого форс-мажорного обстоятельства (см. постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 03.04.2013 г. по делу № 5011-4/14906-2012). Обратите внимание: это нужно даже в том случае, если факт наступления определенных событий является очевидным и, на первый взгляд, не требует дополнительных доказательств (как, например, события в Крыму). Какими способами доказывать наступление таких событий, законодательство не уточняет. И тут есть несколько вариантов. Во-первых, если стороны перечисляют отдельные форс-мажорные обстоятельства в договоре, то они могут прописать и способы их доказывания (ч. 4 ст. 219 ХКУ). Например, в качестве доказательства часто указывают на вывод региональной Торгово-промышленной палаты (хотя, в целом, такой подход является спорным и может породить определенные проблемы — см. письмо НБУ от 21.10.2013 г. № 47-411/18440). Во-вторых, если указанный вопрос в договоре не урегулирован, то для подтверждения форс-мажора нужно обращаться в Торгово-промышленную палату Украины (ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97-ВР). Конечно, строго говоря, по «внутренним» договорам (т. е. заключенным между резидентами Украины) она такое подтверждение, в общем случае, выдавать не должна. Но, как показывает практика, соответствующие справки все же выдаются и, что важно, суды их признают (см. решение Хозяйственного суда Днепропетровской области от 13.06.2013 г. по делу № 904/3070/13);

2) причинно-следственную связь между форс-мажорным обстоятельством и невыполнением условий договора. И это логично. Ведь само по себе наступление форс-мажора может не привести к невозможности выполнения обязательства. Так, например, если груз не доставлен вовремя из-за некомпетентности водителя, то понятно, что ссылаться на события в Крыму для освобождения от ответственности нельзя. Другое дело, если груз пришел с опозданием, например, из-за задержки на «границе» полуострова.

События в Крыму — основание для расторжения договора?

Предположим, договор с крымским контрагентом вы заключили еще до известных событий на полуострове. Можете ли вы теперь его расторгнуть? С этим вопросом, вероятно, столкнулись многие. Чтобы ответить на него, нужно вспомнить: по общему правилу, договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон (ч. 1 ст. 651 ГКУ). Если стороны пришли к согласию по этому поводу, проблем не возникает*. В таком случае обязанности сторон прекращаются — в общем случае с даты заключения допсоглашения или даты, оговоренной в нем.

* Напоминаем: договор расторгается, по общему правилу, в той же форме, в которой он заключался (ч. 1 ст. 654 ГКУ). Так что, если основной договор был нотариально удостоверен, то и допсоглашение по его расторжению придется тоже нотариально удостоверить.

Но, предположим, вторая сторона не желает расторгать договор. Как быть в таком случае? Напомним: одностороннее расторжение договора, как правило, не допускается (ч. 1 ст. 188 ХКУ, ч. 1 ст. 525 ГКУ). Это разрешено только в том случае, если такая возможность предусмотрена договором или законом. К примеру, ч. 2 ст. 652 ГКУ преду­сматривает, что договор может быть расторгнут решением суда** по требованию заинтересованной стороны. Но для этого потребуется наличие двух условий.

** Заметьте: обращаться с этой целью нужно в хозяйственный суд (п. 1 ч. 1 ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII).

Во-первых, это существенное изменение обстоятельств, которыми руководствовались стороны при заключении договора

Что к ним относится? Изменение обстоятельств признают существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли их предвидеть, то они бы не заключали договор или заключили бы его на других условиях (ч. 1 ст. 652 ГКУ). Как видите, это оценочное понятие (см. постановление Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 06.04.2011 г. по делу № 13/307д/10), поэтому универсального перечня ситуаций, которые под него подпадают, нет. Можно ли отнести к ним события в Крыму? Мы убеждены, что да, поскольку, в целом, они отвечают указанному критерию «существенности».

Во-вторых, в суде вам придется доказать наличие одновременно четырех условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит. Точно назвать дату, после которой данное условие нарушается, сложно. Можно быть уверенным лишь в том, что оно будет соблюдаться, если договор вы заключили в январе-феврале 2014 года и раньше;

2) изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые заинтересованная сторона не могла устранить после их возникновения при всей заботливости и предусмотрительности, которые от нее требовались. Данное условие соблюдается. Объяснять, почему, думаем, не стоит;

3) выполнение договора нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и лишило бы заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора. С этим условием может возникнуть больше всего проблем. Здесь все зависит от условий договора с вашим контрагентом, развития событий в Крыму и в стране в целом (в том числе от принятия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории»), а также убедительности ваших доказательств;

4) из сути договора или обычаев делового оборота не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Если указанные условия соблюдаются, суд расторгнет договор. В таком случае он считается расторгнутым с даты вступления в силу решения суда или с даты, указанной в нем (ч. 3 ст. 653 ГКУ, ч. 5 ст. 188 ХКУ). Обязательства по договору с этого момента прекращаются, но заметьте: по общему правилу, то, что по нему уже выполнено, возврату не подлежит (ч. 4 ст. 653 ГКУ).

Если Крым признают оккупированной территорией…

Мы уже говорили, что в парламенте зарегистрирован законопроект, которым предполагается установить для Крыма особый правовой режим — режим временно оккупированной территории. При этом, судя по всему, принять его могут со дня на день. Что это означает?

Данным нормативным актом, в частности, запланировано установить специальные ограничения хозяйственной деятельности на территории полуострова. Причем, как оказалось, они могут коснуться и субъектов, которые работают с крымскими контрагентами. Что это за ограничения? Так, на территории полуострова запрещается (кроме случаев, установленных Кабмином и НБУ), в частности:

1) любая хозяйственная деятельность (предпринимательская и некоммерческая хозяйственная), если к ней применяются: лицензирование, патентование и квотирование, выдача разрешительных документов, сертификация и стандартизация, предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот, предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Как видите, запрет сформулирован очень широко, особенно учитывая наличие в нем налоговых льгот. К сожалению, законодательство не позволяет 100 %-но утверждать, какие именно виды деятельности подпадут под него. Скажем лишь то, что он однозначно коснется производства винодельческой продукции, продажи алкоголя (подлежащей лицензированию), туроператорской деятельности и т. п.;

2) организация ж/д, автомобильных, морских, речных, паромных, воздушных сообщений;

3) организация и осуществление денежных переводов. Не совсем понятно, в каком значении законодатель употребил этот термин. Так, его можно читать, во-первых, как перевод денежных средств через предприятия связи. Во-вторых, как движение определенной суммы средств для ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме (п. 1.24 ст. 1 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III). По нашему мнению, законодатель делал упор именно на втором варианте. В таком случае под запрет попадают любые безналичные платежи с территории Крыма. Надеемся, в окончательном варианте документа ситуация с этим вопросом прояснится.

Но как эти запреты затронут вас? Дело в том, под запрет попадает не только указанная выше деятельность, но также ее финансирование и содействие другим способом. При этом, что означает «содействие», законодатель не уточнил. К примеру, можно ли считать таким содействием осуществление операций с крымским контрагентом, если деятельность последнего подпадает под запрет? Пока мы не можем со 100 %-й уверенностью ответить на этот вопрос, но, считаем, что подобный вариант возможен. Окончательные выводы можно будет делать лишь после того, как рассматриваемый Закон вступит в силу*.

* Эти запреты могут отразиться на вас не только через контрагентов, но и непосредственно. Так, если у вас есть филиалы в Крыму

Если информация, с которой вы ознакомились выше, все еще не убедила вас в том, что взаимодействие с крымскими контрагентами может стать проблемным, предлагаем посмотреть на еще один запрет.

После того, как указанный Закон вступит в силу, Крым де-юре станет территорией с ограниченным доступом въезда и выезда

Этот правовой режим предполагает, что граждане/иностранцы/апатриды (кроме граждан, постоянно проживающих/проживавших на 01.03.2014 г. в Крыму) смогут въезжать на территорию полуострова и выезжать с нее только по специальному разрешению через пункты въезда/выезда. Порядок въезда/выезда утвердит Кабмин**. Но даже до его появления становится понятно, что свободное пересечение «границы» полуострова отменяется. А это означает, что может прекратиться и перевозка грузов. К слову, этот же запрет может не позволить вам направить работника в Крым в командировку или провести там семинар.

** Сделать он это должен в течение 15 дней с даты вступления в силу данного Закона.

Обратите внимание! Указанные последствия «заработают» только в том случае, если Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории» вступит в силу в той же редакции, с которой вы смогли ознакомиться выше. Причем заметьте:

1) в таком случае соответствующие ограничения «заработают» с даты его вступления в силу (т. е. «задним числом» они действовать не будут), которая, за исключением нескольких норм, привязывается к его официальному опубликованию;

2) если на дату вступления в силу этого Закона у вас будет обязательство перед крымским контрагентом, выполнить которое в силу требований этого же Закона будет невозможно, его следует считать прекращенным на основании ч. 1 ст. 205 ХКУ и ч. 1 ст. 607 ГКУ. О невозможности выполнения обязательства нужно немедленно уведомить контрагента (ч. 2 ст. 205 ХКУ).

 

выводы


img 1
 
 
  • Работать с крымскими контрагентами не запрещено. Ситуация можно измениться после вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории».

  • Крым де-юре остается территорией Украины. Поэтому при работе с крымскими контрагентами нужно применять отечественное законодательство.

  • Если события в Крыму помешали выполнить договорное обязательство, то это может быть основанием для освобождения от ответственности (если они отвечают критериям чрезвычайности и неотвратимости).

  • События на полуострове могут быть основанием для расторжения договора с крымским контрагентом (при соблюдении нескольких условий).
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше