«Малая» финотчетность: кто, какую, когда, куда
Весна окончательно вступила в свои права. Наступил апрель — месяц поистине горячий для бухгалтеров, ведь им предстоит подготовить и сдать финансовую отчетность. Причем субъектам малого предпринимательства предстоит впервые подать финотчетность по новым формам. Хотя среди них есть и счастливчики, которых обязанность поквартального предоставления финотчетности миновала. О тонкостях составления и предоставления «малой» финотчетности наш с вами предстоящий разговор.
Татьяна Царевская, налоговый эксперт
Порядок подготовки финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства определяет П(С)БУ 25. Между тем применять его нормы вправе далеко не все из них. Так, из-под действия П(С)БУ 25 выведены предприятия, которые по законодательству составляют финотчетность с применением международных стандартов финансовой отчетности (п. 2 разд. I П(С)БУ 25). Причем заметьте: не имеет значения, установлена для них МСФО-обязанность или они приняли самостоятельное решение. Поэтому, если вы составляете отчетность по МСФО, то вам в любом случае предстоит подать полную финансовую отчетность.
Кто же относится к субъектам малого предпринимательства и какие «малые» финотчетные формы для них установлены? Выясняем!
Кто и какие из «малых» форм применяет
Начнем, пожалуй, с форм. Для «малопредпринимательских» субъектов п. 2 разд. I П(С)БУ 25 предлагает два комплекта форм финансовой отчетности:
1) Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (далее — Сокращенный финотчет) в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м). Форма Сокращенного финотчета приведена в приложении 1 к П(С)БУ 25;
2) Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (далее — Упрощенный финотчет) в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс). Форма Упрощенного финотчета дана в приложении 2 к П(С)БУ 25.
Важно! Совсем недавно обе эти формы «малой» финотчетности приказом Минфина от 08.02.2014 г. № 48 были изложены в новой редакции
Подвергся изменениям и сам П(С)БУ 25. Наш комментарий по этому поводу вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 23. Как результат тем, кто обязан подать финотчетность за I квартал 2014 года (таких лиц назовем ниже), заполнить придется уже обновленные формы.
А теперь обозначим круг лиц, которые имеют право применять П(С)БУ 25, а значит, составлять финансовую отчетность с применением одной из упомянутых «малых» форм. Перечислены они все в том же п. 2 разд. I П(С)БУ 25. Мы же для наглядности представим их в табл. 1. Там вдобавок приведем критерии, которым должен соответствовать тот или иной отчитывающийся по «малым» финотчетным формам субъект.
Таблица 1. Круг субъектов, которые составляют «малую» финотчетность
Форма финансовой отчетности | Лица, которые составляют «малую» финотчетность | Критерий | ||
доход | количество работников | прочие ограничения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сокращенный финотчет | 1. Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством (кроме составляющих Упрощенный финотчет) (ч. 3 ст. 55 ХКУ) | Годовой доход от любой деятельности не превышает 10 млн евро (в гривневом эквиваленте по среднегодовому* курсу НБУ) | Среднее количество работников** за календарный год не превышает 50 чел. | — |
2. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности | — | — | — | |
Упрощенный финотчет | 1. Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые соответствуют критериям, определенным п. 154.6 НКУ, и имеют право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов (назовем их «нулевики») | Объем дохода в каждом отчетном периоде нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн грн. | Ограничения по среднеучетному количеству работников для предприятий, созданных до 01.04.2011 г. | Начисленная за каждый месяц отчетного периода зарплата работников не меньше 2 минзарплат и другие ограничения из п. 154.6 НКУ |
2. Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства (ч. 3 ст. 55 ХКУ) | Годовой доход от любой деятельности не превышает 2 млн евро (в гривневом эквиваленте по среднегодовому* курсу НБУ) | Среднее количество работников** за календарный год не превышает 10 чел. | — | |
*Алгоритм определения среднегодового курса предложен НБУ в письме от 22.03.2004 г. № 13-410/1390. По данным, размещенным на официальном сайте НБУ (www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls), средний курс евро за 2013 год составляет 10,6122 грн. за 1 евро. Соответственно ограничительные доходные критерии за 2013 г. определяются: |
Заметьте: воспользоваться Упрощенным финотчетом (в составе форм № 1-мс и № 2-мс) разрешено лишь субъектам микропредпринимательства и «нулевикам». Причем применять формы № 1-мс и № 2-мс вправе любые «микропредпринимательские» субъекты вне зависимости от избранной системы налогообложения и принадлежности к определенной группе плательщиков единого налога*. Все же другие субъекты малого предпринимательства (кроме «микросубъектов» и «нулевиков») должны отчитываться по формам Сокращенного финотчета (формы № 1-м и № 2-м).
* Напомним: ранее такой возможностью наделялись единоналожники группы 4 и «нулевики».
Отдельно подчеркнем, что применять в текущем (отчетном) году П(С)БУ 25 и, как следствие, подавать финансовую отчетность в сокращенном формате (либо по форме Сокращенного финотчета, либо по форме Упрощенного финотчета) могут по требованиям п. 3 разд. I П(С)БУ 25:
— вновь созданные предприятия;
— предприятия, которые по итогам деятельности за прошлый год соответствуют критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25 (см. табл. 1).
А как быть, если по результатам деятельности в течение текущего (отчетного) года предприятие утратит признаки соответствия критериям, установленным п. 2 разд. I П(С)БУ 25? Тогда за соответствующий отчетный период, в котором это произошло (и далее за последующие отчетные периоды такого года, а также следующего за ним), предприятие обязано предоставить полную финансовую отчетность (п. 3 разд. І П(С)БУ 25). Однако, по нашему убеждению, на полнокомплектный формат финотчетности предприятие должно будет перейти лишь при утрате статуса субъекта малого предпринимательства. В ситуации же, когда «микросубъект» или «нулевик» лишится возможности подавать Упрощенный финотчет, но при этом будет вписываться в рамки «малого» субъекта, он вполне может отчитываться по формам Сокращенного финотчета. А вот если предприятие перестанет соответствовать «малопредпринимательским» критериям, то тут однозначно надо будет перейти на полную финотчетность.
Кому и в какие сроки подаем «малую» финотчетность
Пользователи финансовой отчетности, которым предприятия (в том числе субъекты малого предпринимательства) обязаны предоставлять финансовую отчетность, определены ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете и п. 2 Порядка № 419. Среди них значатся:
— органы, к сфере управления которых относятся предприятия;
— трудовые коллективы (по их требованию);
— собственники (учредители) согласно учредительным документам;
— органы исполнительной власти;
— другие пользователи в соответствии с законодательством.
К пользователям, которым следует подавать финансовую отчетность, относятся, в частности, органы государственной статистики и органы доходов и сборов.
Сроки предоставления финансовой отчетности установлены Порядком № 419. Приведем их в отношении «малых» субъектов в табл. 2. При этом обратите внимание: субъекты микропредпринимательства и «нулевики» подают упомянутым органам исключительно годовую финансовую отчетность. Кроме того, нормы п. 2 Порядка № 419 и п. 46.2 НКУ устанавливают, что плательщики налога на прибыль — субъекты малого (включая микро-) предпринимательства предоставляют органам доходов и сборов годовую финансовую отчетность вместе с годовой налогово-прибыльной декларацией, даже невзирая на то, что они могут быть «квартальщиками».
Таблица 2. Состав и сроки подачи «малой» финотчетности
Субъекты предпринимательства | Период составления | Состав финансовой отчетности | Сроки предоставления в органы | |
доходов и сборов (вместе с соответствующей декларацией) | государственной статистики | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Плательщики налога на прибыль | ||||
Субъекты малого предпринимательства (кроме «нулевиков» и субъектов микропредпринимательства) | Квартал | Сокращенный финотчет (формы № 1-м и № 2-м) | — | Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Год | 1) «обычные» плательщики — в течение 40/60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года, в зависимости от отчетного периода (квартал или год); 2) сельхозпроизводители согласно ст. 155 НКУ — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем июня | Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года | ||
Субъекты микропредпринимательства | Год | Упрощенный финотчет (формы № 1-мс и № 2-мс) | 1) «обычные» плательщики — в течение 40/60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года, в зависимости от отчетного периода (квартал или год); 2) сельхозпроизводители согласно ст. 155 НКУ — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем июня | Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года |
Субъекты малого предпринимательства, уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке согласно п. 154.6 НКУ | Год | Упрощенный финотчет (формы № 1-мс и № 2-мс) | 1) «обычные» плательщики — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года; 2) сельхозпроизводители согласно ст. 155 НКУ — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем июня | Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года |
Плательщики единого налога | ||||
Плательщики единого налога групп 4 и 6 (кроме субъектов микропредпринимательства) | Квартал | Сокращенный финотчет (формы № 1-м и № 2-м) | — | Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
| Год |
|
— | Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года |
Плательщики единого налога групп 4 и 6 —субъекты микропредпринимательства | Год | Упрощенный финотчет (формы № 1-мс и № 2-мс) | — | Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года |
Учтите! Если предельный срок предоставления финансовой отчетности приходится на нерабочий день, то такой срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).
выводы | ![]() | |
|