Темы статей
Выбрать темы

О подаче электронной РРО-отчетности и применении финансовых санкций

Редакция НиБУ
Письмо от 27.01.2014 г. № 1502/6/99-99-22-01-03-15/79

О подаче электронной РРО-отчетности и применении финансовых санкций

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 27.01.2014 г. № 1502/6/99-99-22-01-03-15/79

 

Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело письма <…> о подаче отчетности регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в электронной форме и сообщает.

С 01.01.2013 г. введены в действие нормы абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона Украины от  06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) об обязательной подаче субъектами хозяйствования электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО в органы Миндоходов по проводным или беспроводным каналам связи по технологии Национального банка Украины.

В соответствии с п. 3.1.2 Требований о создании контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов передачи данных, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 17.10.2012 г. под № 1743/22055, РРО с модемом должен обеспечивать индикацию исправного и неисправного состояния модема и канала передачи информации, накопление контрольно-отчетной информации в случае невозможности передачи ее из-за нарушения связи с сервером обработки информации по любым причинам и автоматическую передачу накопленной информации к серверу обработки информации после возобновления связи.

Согласно пп. 26 и 39 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2012 г. № 295, операторы, провайдеры обязаны устранить повреждение телекоммуникационной сети и возобновить доступ к услугам в сроки, определенные Администрацией Госспецсвязи.

В соответствии с приказом Администрации государственной службы специальной связи и защиты информации Украины от 28.12.2012 г. № 803 «Об утверждении Показателей качества услуг по передаче данных, доступу к Интернету и их уровней», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.01.2013 г. под № 135/22667, нормативное время устранения повреждения телекоммуникационной сети и возобновления доступа к услугам с установленными значениями показателей качества — не более одних суток.

Также согласно п. 38 Правил пользования электрической энергией для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.99 г. № 1357, энергопоставщик, в частности, обязан обеспечивать надежную поставку электроэнергии согласно условиям лицензии и договора, принимать письменные и устные уведомления (в том числе средствами связи) потребителей о нарушении электроснабжения и принимать меры к возобновлению электроснабжения и приведению показателей качества в соответствие с требованиями нормативных документов.

В соответствии с § 19 и § 20 главы 2 раздела I Правил устройства электроустановок, в частности, определено, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не должны превышать одних суток.

Решение технических проблем при подаче контрольно-отчетной информации, в том числе связанных с отсутствием связи или нестабильной работой канала передачи данных, осуществляется в рамках договорных отношений пользователей кассовой техники, центров сервисного обслуживания, информационных эквайеров и операторов телекоммуникационных услуг.

Согласно ст. 14 Закона № 265 центры сервисного обслуживания в случае выхода из строя РРО обязаны обеспечивать возобновление его работы в течение 72 часов.

Также следует отметить, что согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Общими принципами хозяйствования в Украине согласно ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года № 436-IV является, в частности, запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Таким образом, спорные отношения между субъектами хозяйствования, в частности пользователями кассовой техники, центрами сервисного обслуживания, операторами связи, интернет-провайдерами и информационными эквайерами, не относятся к компетенции органов доходов и сборов.

В соответствии с п. 9 раздела III Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.09.2013 г. под № 1616/24148, на период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием книги УРО и расчетной книжки. При возобновлении работы РРО или поставке электроэнергии необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке налога на добавленную стоимость, и выполнить Z-отчет.

После подключения к Системе хранения и сбора данных Миндоходов (персонализации РРО) контрольно-отчетная информация об использовании РРО согласно п. 7 ст. 3 Закона № 265 передается органам доходов и сборов в электронной форме.

Отчетность по форме ЗВР-1 подается субъектами хозяйствования, которые в соответствии со ст. 10 Закона № 265 и постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 проводят расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

В соответствии с п. 9 ст. 17 Закона № 265 с 01.01.2014 г. к субъектам хозяйствования предусмотрено применение финансовых санкций в случае неподачи ими отчетности, связанной с применением РРО, по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее подачи. Финансовые санкции за несвоевременную подачу отчетности не предусмотрены.

Таким образом, при технической неисправности РРО, в случае передачи отчетной информации сразу после возобновления его работы в установленный законодательством срок финансовые санкции к субъекту хозяйствования не применяются.

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 1

РРО-отчет не отправлен: кто отвечает — субъект или аппарат?

 

Для субъектов предпринимательства, применяющих РРО, передача электронной РРО-отчетности через Интернет сегодня — рутинный процесс. Тем он и хорош, что практически не обременяет субъекта. Но если что-то пошло не так — вопросы возникают и миндоходовцы вынуждены отвечать…

Чтобы сделать предмет данного письма более наглядным, представим процесс передачи РРО-отчетности на схеме.

 

img 2

 

Итак, субъект предпринимательства:

— купил новый (или бэушный) или дооборудовал модемом имеющийся РРО;

— заключил договор с центром сервисного обслуживания (ЦСО);

— зарегистрировал РРО в органах Миндоходов;

— перевел РРО в фискальный режим работы;

— персонализировал и опломбировал РРО;

— установил его, обеспечив подключение через Интернет к эквайеру (разумеется, на основании заключенного со своим провайдером договора).

Все — как предписано Порядком регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденным приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417 (далее — Порядок № 417). Теперь он готов выполнять требования абзацев второго/третьего п. 7 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон № 265), т. е. он готов передавать электронную РРО-отчетность через Интернет.

Заметим, во-первых, что не конкретизируем здесь абзац п. 7 ст. 3 Закона № 265 по той причине, что в обсуждаемом контексте совершенно не важно, умеет ли наш РРО создавать контрольную ленту в электронной форме или вынуждает нас распечатывать ее в бумажном виде.

Во-вторых, — и это главное — когда мы пишем «он готов», это в первую очередь относится уже не столько к субъекту, сколько к самому РРО!

Посудите сами: вся процедура, довольно подробно описанная в Порядке передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы, утвержденном приказом Минфина от 08.10.2012 г. № 1057 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 97), практически исключает участие субъекта.

Передачу очередной порции отчетной информации инициирует сам РРО, модем обеспечивает соединение РРО с эквайером, который после необходимых проверок и манипуляций в системе хранения и сбора данных РРО (СХСД) передает информацию в систему учета данных РРО (СУД). Если процесс передачи успешно завершен, то в СУД формируется команда, передаваемая по всей цепочке обратно на РРО (и модем), разрешающая уже переданную порцию информации из памяти модема стереть. При возникновении сбоя на любом участке пути «обиженный» элемент системы, не получивший достоверную порцию отчетной информации (например, эквайер), дает команду предыдущему элементу повторить операцию — вплоть до ее успешного завершения. РРО обеспечивает индикацию состояния процесса передачи. Если в определенный момент передача невозможна по причине загруженности канала, система выберет другое время.

Как следует из п.п. 3.1.2 п. 3.1 Требований к созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемам для передачи данных, утвержденных приказом Минфина от 08.10.2012 г. № 1057, максимальный срок от момента успешного завершения передачи в СУД предыдущей порции отчетной информации до момента поступления в СУД следующей порции установлен в 72 часа. Очевидно, каждая такая порция отчетной информации содержит Z-отчет (по крайней мере, это требование прямо прописано в абзаце втором п. 7 ст. 3 Закона № 265) и ее отправка инициируется РРО по факту составления Z-отчета (к такому выводу нас подталкивает другое письмо Миндоходов на аналогичную тему — от 11.03.2014 г. № 4479/6/99-99-18-03-01-15).

Таким образом, срок в 72 часа начинает отсчитываться от момента выполнения Z-отчета. При истечении этого срока ваш РРО будет автоматически заблокирован для проведения расчетных операций. Кстати, если говорить об РРО с бумажной контрольной лентой, в котором функции накопления отчетной информации выполняет модем, то такой РРО может быть заблокирован и еще по двум причинам — при неисправности модема и при переполнении его памяти отчетной информацией. Разблокирование вашего РРО произойдет автоматически, — как только в СУД поступит первая же, ранее не отправленная порция отчетной информации, которая была сформирована после выполнения последнего Z-отчета. Если причина сбоя — неисправность РРО, то поможет специалист ЦСО.

Понятно, что в сегодняшних реалиях самые частые проблемы для нормальной работы нашей схемы — это «пропал свет» и «упал Интернет». img 3

Если отключение электроэнергии продлилось менее 72 часов (расчетные операции в это время могли проводиться с использованием КУРО и РК), и после включения сразу же были выполнены требования п. 9 Порядка № 417 (все они пересказаны в комментируемом письме: нужно провести через РРО итоговые суммы расчетов по каждой ставке НДС и выполнить Z-отчет), то вся прежняя информация, сохранившаяся в памяти модема, и вся вновь введенная информация успеют поступить в СУД. С этим случаем проблем нет никаких.

Если Интернет «подняли» быстрее чем за  72 часа, да еще и отчетная информация не успела переполнить оперативную память модема — проблем тоже не будет.

И если даже РРО заблокируется, вы просто не сможете навредить системе, потому что не сможете работать img 4 .

Обратите внимание на главные выводы письма.

В любом случае — пусть даже в связи с полным отказом системы — подать отчет по форме ЗВР-1 вы уже все равно не сможете (его сегодня продолжают подавать только субъекты, охваченные Перечнем отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденным постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336, на основании ст. 10 Закона № 265). Но если вы допровели суммы расчетов согласно п. 9 Порядка № 417, то эта информация и без того поступила в СУД, а значит, форма ЗВР-1 для вас просто бесполезна.

Если субъект принял все описанные меры по обеспечению условий для работы своего РРО по подаче им электронной РРО-отчетности и если после восстановления такой работы вся такая отчетность будет этим РРО отправлена — никакие санкции ни субъекту, ни его аппарату не грозят. Это самый приятный вывод.

 

 Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше