Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Дома и стены помогают, или Как организовать работу надомника

Редакция НиБУ
Статья

Дома и стены помогают, или Как организовать работу надомника

Работа на дому  — отличная альтернатива для тех, кто предпочитает свободный график, ценит отсутствие начальника рядом и не любит толкаться в городском транспорте в час пик. С каждым годом желающих трудиться на дому становится все больше. Причем эта тенденция стремительно набирает обороты во всем мире. Способствует тому развитие современных коммуникаций и технологий. Наша страна — не исключение. Многие украинские работодатели также приветствуют появление у них надомников. А чтобы их труд был эффективным и производительным, предприятия обеспечивают таких работников соответствующими орудиями и средствами труда. Так сложилось и у нашего читателя, который обратился в редакцию с просьбой рассказать о том, как грамотно передать надомнику данные средства труда, а также о том, как их учитывать и обслуживать. С удовольствием выполняем эту просьбу.

Наталья Белова, налоговый эксперт

 

Уже давно никто не думает, что на дому можно заниматься лишь работой, не требующей большого умственного напряжения, например собирать авторучки или клеить конверты. Все чаще предприятиям требуются сотрудники, которые имеют возможность вне производственного помещения делать работу, связанную с web-дизайном, программированием, системным администрированием, переводом текстов, написанием материалов для СМИ и т. п. А уж о бухгалтерах, которые могут выполнять свои учетные функции в любом внеофисном месте и в любое время, и говорить нечего. Они вообще герои нашего времени!

Кто такие «надомники»?

Чтобы понять, кого относят к надомникам, обратимся к Положению № 275. Его п. 1 считает таковыми работников, которые заключили трудовой договор о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделяемых предприятием, либо приобретаемых за счет средств этого предприятия. Также работодатель может разрешать надомникам изготовление изделий для предприятия из собственных материалов и с использованием личных механизмов и инструментов.

В свою очередь, п.п. 1.1 Методрекомендаций № 4 уточняет, что надомники — это работники, рабочее место которых совпадает территориально с местом их проживания. Их рабочие места оснащены в основном инструментом, приборами и небольшими станками.

Еще нам в этом вопросе окажет помощь Конвенция № 177. И хотя она не ратифицирована Украиной, ее положения все же можно учитывать как рекомендательные. Так вот, данная Конвенция определяет, что термин «надомный труд» означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:

— по месту его проживания или в других помещениях по его выбору, но не в производственных помещениях работодателя;

— за вознаграждение;

— с целью производства товаров или услуг, согласно указаниям работодателя, независимо от того, кто предоставляет оборудование, материалы или другие используемые ресурсы.

При этом лицо со статусом наемного работника не становится надомником в понимании указанной Конвенции в силу одного лишь факта выполнения им время от времени работы в качестве наемного работника дома, а не на своем обычном рабочем месте.

Вторят указанной Конвенции и Рекомендации № 184.

В этой статье мы не будем говорить о «наемно-трудовых» и зарплатных аспектах работы на дому. Подробно о них вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 1 — 2, с. 27. Наша с вами цель сегодня, дорогие коллеги, разобраться в том, как правильно оформить передачу работнику-надомнику оборудования и других средств труда. Кроме того, нам нужно выяснить, как такое оборудование учитывается и обслуживается работодателем. Этим и займемся. Присоединяйтесь!

Оформляем передачу оборудования надомнику

Мы с вами уже поняли, что для выполнения своих трудовых функций работник-надомник должен быть обеспечен материалами, оборудованием и другими средствами труда. Вместе с тем он может использовать свои личные инструменты и механизмы. В таком случае он вправе рассчитывать на получение от работодателя компенсации за их износ (амортизацию) на основании ст. 125 КЗоТ.

Размер и порядок выплаты этой компенсации, если они не установлены в централизованном порядке, определяет собственник или уполномоченный им орган по согласованию с работником.

Однако часто работодатели на срок выполнения работ (предоставления услуг), установленный трудовым договором, обеспечивают надомных работников собственными инструментами и механизмами. Например, бухгалтера или сотрудника, которому поручено заниматься на дому web-дизайном или созданием сайтов, предприятие может снабдить компьютером. А швею-надомницу — швейной машиной и оверлоком.

Как же оформляется такая передача? Прежде всего руководитель издает соответствующий приказ, в котором оговаривает необходимость передачи техники и средств труда надомнику

А дальше уже все зависит от того, как механизмы и оборудование учитываются у субъекта хозяйствования.

Если это основные средства (субсчета 104, 106, 109) или прочие необоротные материальные активы (субсчет 117), то их передают для эксплуатации надомником на основании Акта приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОЗ-1) по форме, утвержденной приказом № 352. Такой Акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр с подписями получателя и сдатчика передают в бухгалтерию, а второй — в отдел (цех)-сдатчик. Соответствующую информацию фиксируют при этом и в Инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОЗ-6).

img 1При передаче надомнику предметов, отнесенных к МНМА (субсчет 112), составляют акт их приемки-передачи. С этой целью можно использовать также форму Акта приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств типовой формы № ОЗ-1.

А вот если передаваемые надомнику предметы предприятие учитывает как МБП, то поступают так. Их стоимость согласно п. 23 П(С)БУ 9 при передаче в эксплуатацию исключают из состава активов (списывают с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета данных предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования.

Для отражения в учете хозяйственных операций, связанных с наличием и движением МБП, Госкомстат в письме от 05.12.2005 г. № 14/1-2-25/102 предлагает использовать такие формы первичных документов: акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-4), акт на списание инструментов (приспособлений) и обмен их на пригодные (типовая форма № МШ-5), акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-8). Еще в этот список можно включить и карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-2), она используется для учета МБП, выданных под подпись работнику со склада для длительного пользования. Как раз типовую форму МШ-2, нам кажется, удобнее всего применять для передачи МБП надомнику.

Предприятие на месте непосредственного выполнения надомником работы должно осуществить установку, подключение и испытание оборудования. Кроме того, работодатель за свой счет проводит текущую профилактику, наладку и регулировку оборудования, а в случае выхода его из строя не по вине надомника — осуществляет ремонт или замену.

Доставку крупногабаритного оборудования надомнику, а также возврат его предприятию после окончания срока действия трудового договора или в случае изменения задания, требующего замены оборудования, работодатель осуществляет тоже за свой счет.

Возврат надомником механизмов, приборов и оборудования, учитываемых предприятием как основные средства, оформляют также с помощью Акта по форме № ОЗ-1.

Заключать ли с надомником договор о материальной ответственности?

Общее правило в отношении материальной ответственности работника таково. При нанесении им материального ущерба предприятию наступает ограниченная материальная ответственность. Это значит, что работник возмещает ущерб, причиненный предприятию при выполнении трудовых обязанностей, лишь в пределах нанесенного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Сумму ущерба, которая превышает этот размер, работник не возмещает.

Может быть так, что предел материальной ответственности установлен, например, условиями контракта. Тогда работник возмещает причиненный ущерб, но не более суммы, предусмотренной контрактом (абзац первый п. 4 постановления № 14)*.

* Обязательность заключения трудового контракта предусмотрена только для некоторых категорий работников (например, для руководителей предприятий). Перечень законов, которыми разрешается заключение трудового договора в форме контракта, приведен в письме Минтруда от 06.05.2000 г. № 06/2-4/66.

Полная материальная ответственность наступает при заключении с работником письменного договора о полной матответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей (п. 1 ст. 134 КЗоТ).

Интересно, с кем могут быть заключены письменные договоры о полной материальной ответственности? Ответ на данный вопрос дает ст. 1351 КЗоТ. Это работники, которые достигли 18 лет и занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности должны утверждаться в порядке, определяемом КМУ. Пока продолжает действовать принятый еще в советское время Перечень № 447, несмотря на то что отдельные названия должностей на сегодняшний день устарели (письмо Государственного казначейства Украины от 01.02.2006 г. № 07-04/218-919 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 11, с. 34).

О том, в каком порядке заключают договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, рассказало Минтруда в письме от 27.05.2008 г. № 146/06/186-88. Так, их можно заключать с работником при соблюдении одновременно двух условий:

1) должность, которую занимает работник, или работа, которую он выполняет, должны присутствовать в Перечне № 447;

2) выполнение обязанностей согласно должности (выполнение работы по специальности) должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работнику ценностей.

Если в трудовые обязанности работника не входят хранение, обработка, продажа (отпуск), перевозка или применение в процессе производства переданных ему ценностей, то заключение с ним договора о полной материальной ответственности будет противоречить трудовому законодательству. Причем даже в том случае, когда должность, которую занимает этот работник, или выполняемая им работа указаны в Перечне № 447!

С работниками, должности которых и выполняемые ими работы не указаны в Перечне № 447, договоры о полной материальной ответственности заключаться не могут

В этом случае при нанесении работником материального ущерба предприятию все обходится ограниченной материальной ответственностью.

Однако в определенных ситуациях работодатель все-таки может привлечь работника к полной материальной ответственности. Это происходит, если тот, например, нанес предприятию материальный ущерб действиями, за которые предусмотрена уголовная ответственность (п. 3 ст. 134 КЗоТ) (обычно при краже), будучи в нетрезвом состоянии (п. 4 ст. 134 КЗоТ) или умышленно (п. 5 ст. 134 КЗоТ).

Кстати, о том, как действовать предприятию в случае обнаружения фактов хищения, мы рассказывали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 88, с. 18; № 90, с. 18; № 92, с. 16.

А подробнее с вопросами материальной ответственности работников вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 11, с. 1112013, № 79, с. 24; № 97, с. 43.

Передаем оборудование без налоговых и бухгалтерских последствий

Вам не стоит беспокоиться о каких-либо налоговых последствиях передачи оборудования, механизмов и инструментов надомнику. Здесь их нет, не сомневайтесь! Ведь эта процедура происходит в стандартном для трудовых отношений с работником порядке. То есть точно так же, как если бы данный работник выполнял возложенные на него трудовые обязанности непосредственно на территории предприятия (в офисе или цехе).

Подчеркиваем: в данной ситуации не может быть даже речи о передаче имущества предприятия работнику на основании договора аренды, ответственного хранения или ссуды. Никакого временного бесплатного пользования имуществом тут нет. Пользование — это право производительного или личного потребления вещи для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения (эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и т. п.). Работник же никакой пользы для себя от эксплуатации переданного ему работодателем имущества не получает.

Скорее, в рассматриваемой ситуации в отношении работника можно говорить о фактическом господстве над вещью (с точки зрения римского права) или фактическом владении имуществом (с точки зрения главы 31 ГКУ). Работник становится владельцем (но не собственником!) чужого имущества (имущества предприятия) как лицо, которое фактически держит его у себя (ч. 1 ст. 397 ГКУ). А происходит это на основании трудового договора. Такой вывод, на наш взгляд, можно сделать из ст. 398 ГКУ.

Так что данная операция не имеет ничего общего с передачей имущества в пользование, а значит, не является поставкой товаров с налоговой точки зрения. Поэтому никаких последствий в учете по налогу на прибыль и НДС-учете не вызывает. Нет здесь и оснований для начисления НДФЛ, так как у работника от получения имущества не возникает доход. Ему работодатель выплачивает лишь заработную плату.

Нет вопросов и с бухгалтерским учетом. Перемещение основных средств внутри предприятия — это не что иное, как их обычная эксплуатация. Это следует из П(С)БУ 7.

На переданные надомнику основные средства предприятие в обычном порядке продолжает начислять налоговую и бухгалтерскую амортизацию. Ведь они и дальше используются им в хозяйственной деятельности

Подробнее с вопросами учета на предприятии офисной техники вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 20, с. 4 и 12.

Как инвентаризировать переданное надомнику оборудование?

По предписаниям Инструкции № 69 рабочая инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию имущества и ТМЦ в местах хранения и производства.

Местом хранения оборудования и механизмов, которыми предприятие обеспечило надомника для выполнения им трудовых функций, является место его проживания. Получается, что с целью проверки фактического наличия основных средств и ТМЦ инвентаризационная комиссия должна выехать на место хранения этих ценностей, т. е. на дом к работнику-надомнику.

Однако, на наш взгляд, так действовать нужно лишь в случае, если надомнику передано крупногабаритное оборудование либо если приборов и станков несколько. А вот малогабаритный объект, например, ноутбук, работник вполне может самостоятельно доставить на предприятие к назначенной для инвентаризации дате. Так, думаем, будет удобно для обеих сторон. Вы сэкономите и время, и средства, и трудозатраты.

Желаем комфортной и успешной работы!

 

выводы


img 2
 
 
  • Для выполнения своих трудовых функций работник-надомник должен быть обеспечен материалами, оборудованием и другими средствами труда.

  • Наличие должности или работы в Перечне № 447 не дает основания для заключения договора о полной материальной ответственности, если фактически в трудовые обязанности работника такие функции не входят.

  • Передача оборудования, механизмов и инструментов надомнику происходит в стандартном для трудовых отношений с работником порядке, поэтому не вызывает никаких налоговых последствий.

 

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

  3. Положение № 275 — Положение об условиях труда надомников, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.81 г. № 275/17-99.

  4. Методрекомендации № 4 — Методические рекомендации по определению рабочих мест, одобренные протоколом Министерства труда Украины от 21.06.95 г. № 4.

  5. Рекомендации № 184 — Рекомендации Международной организации труда о надомном труде от 20.06.96 г. № 184.

  6. Конвенция № 177 — Конвенция № 177 Международной организации труда «О надомном труде» (заключена в г. Женеве 20 июня 1996 года).

  7. Постановление № 14 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками» от 29.12.92 г. № 14.

  8. Перечень № 447 — Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24.

  9. Инструкция № 69 — Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

  10. Приказ № 352 — приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

  11. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  12. П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше