Темы статей
Выбрать темы

Меняем асфальт после зимы

Редакция НиБУ
Статья
img 1

азбука учета

img 2

Меняем асфальт после зимы

Несмотря на достаточно напряженную ситуацию в стране, жизнь, кажется, сохраняет свой темп. Например, в этом году чрезвычайно резко настала весенняя, даже летняя погода. И можно было бы этого не замечать, если вы не романтик и особенно не следите за прогнозами синоптиков. Однако внимательные к своему делу муниципальные службы не забудут вам напомнить о том, что неизбежно наступает вместе с весной, — о правилах благоустройства. Предположим, что на прилегающей к вашему предприятию территории вместе со снегом сошел и асфальт. Что с этим делать и как учитывать его восстановление? Читайте в нашей статье.

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

 

Для начала нам следует выяснить, каким именно образом можно рассматривать замену асфальтового покрытия с учетной точки зрения.

Ремонт, улучшение или объект?

Прежде всего нам необходимо разобраться: где в учете замены асфальтового покрытия провести границу между улучшением, объектом и расходами. Сделать это нужно, поскольку перед предприятием возникает задача заменить асфальтовое покрытие, выполняющее различные функции. К тому же замена асфальтового покрытия тоже может быть разной — от мелкого (ямочного) «латания дыр» до полной замены покрытия новым.

Для начала уясним: учет операций по замене асфальтового покрытия прямо зависит от его функционального назначения, а также масштабности работ. Эта масштабность, в свою очередь, в значительной мере зависит от степени повреждений асфальтового покрытия. Начнем с бухучета ремонтов, ведь именно в нем функциональность асфальтового покрытия играет если не единственную, то уж наверняка решающую роль.

Ремонт асфальтового покрытия

Начнем с бухгалтерского учета. По-видимому, проще всего распознать расходы на ремонт. Замена асфальтового покрытия признается ремонтом в том случае, если устраняются незначительные выбоины в асфальтовом покрытии. Такая операция направлена исключительно на поддержание асфальтового покрытия в рабочем состоянии, а поэтому осуществленные расходы относятся в бухучете на текущие расходы (п. 15 П(С)БУ 7).

А если устраняются действительно серьезные повреждения имеющегося покрытия или происходит латание выбоин более качественным асфальтом либо укрепление покрытия (с помощью арматуры или других металлических конструкций)? Здесь уже однозначно происходит качественное улучшение и продление срока службы покрытия (иными словами, рост ожидаемого срока полезного использования объекта). Следовательно, такие расходы в бухучете должны капитализироваться, т. е. увеличивать первоначальную стоимость ремонтируемого объекта основных средств (п. 14 П(С)БУ 7). В то же время в бухучете можно применять налоговые правила отражения текущих и капитальных расходов на ремонт основных средств.

В налоговом учете признание «ремонтных» расходов регламентируется исключительно правилом 10-процентного лимита (пп. 146.11, 146.12 НКУ)

Поэтому в целях налогообложения первоначальная стоимость объекта основных средств будет увеличиваться только в том случае, если стоимость работ по ремонту асфальтового покрытия превысит 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года. В ином случае такие расходы относятся плательщиком налога в состав расходов по функциональному назначению ремонтируемого объекта.

Асфальтовое покрытие — отдельный объект

img 3Некоторые читатели спрашивают: можно ли асфальтовую площадку учитывать как отдельный объект основных средств? Это зависит от того, где находится эта асфальтовая площадка и какие функции она выполняет. Например, асфальтовое покрытие в цехе целесообразнее рассматривать как составную часть здания, ведь оно вместе со зданием цеха выполняет, так сказать, взаимодополняющие функции. В таком случае в бухучете стоимость асфальтового покрытия увеличивает первоначальную стоимость здания и учитывается на субсчете 103 «Здания и сооружения», а в налоговом учете — в составе основных средств группы 3 (п. 145.1 НКУ).

Однако в большинстве случаев асфальтовая площадка выполняет свои собственные отдельные функции (например, стоянка для служебных автомобилей или автодром). А поэтому в таких случаях ее действительно следует учитывать как отдельный объект (с этой нашей позицией вы уже имели возможность ознакомиться ранее в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 43, с. 10). В таком случае асфальтовая площадка для целей бухгалтерского учета относится как отдельный объект к группе основных средств «Здания, сооружения и передаточные устройства» и отражается на субсчете 103 «Здания и сооружения» (см. письмо Минфина от 05.12.2011 г. № 31-08410-07-10/30264). В налоговом учете это - группа 3 основных средств.

Асфальтовое покрытие — частичная замена

Иногда бывает так: чтобы заменить асфальтовое покрытие, полностью снимают старый слой асфальта на определенном участке асфальтовой площадки. Такую операцию в бухгалтерском учете следует рассматривать как частичную ликвидацию объекта основных средств. То есть определяется доля снятого участка асфальтового покрытия в общей стоимости объекта. После этого пропорционально этой доле списываются первоначальная стоимость и износ. В бухучете это означает, что остаточная стоимость, приходящаяся на этот участок покрытия, списывается на расходы (в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов»).

В то же время в первоначальную стоимость такого объекта включаются расходы на замену в размере стоимости нового слоя асфальтового покрытия, уложенного вместо снятого (п. 46 Методрекомендаций № 561).

В налоговоприбыльном учете при таких обстоятельствах начинают работать нормы п. 146.16 НКУ, а для НДС — п. 189.9 НКУ. То есть в случае частичной ликвидации основных средств к «прибыльным» расходам относится сумма амортизируемой стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации списанной доли объекта (в случае, если ликвидационная стоимость установлена равной нулю, это будет остаточная стоимость ликвидированной части).

В НДС-учете следует отражать поставку ликвидированной части покрытия по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации

Впрочем, последнего НДС-обстоятельства можно избежать, если подать в налоговый орган документ, обосновывающий ликвидацию. Такими документами могут быть, например, акт списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3), а также заключение экспертной комиссии о том, что асфальтовое покрытие на определенном участке непригодно к эксплуатации и требует полной замены (см. консультацию в подкатегории 101.06 БЗ).

Расходы на демонтаж старого асфальтового покрытия будут отражаться в составе налоговых расходов на основании п. 144.2 НКУ. Если демонтаж осуществляет сторонняя организация, то надлежащим образом оформленная налоговая накладная даст вам право и на налоговый кредит по НДС.

Сколько «стоят» расходы?

После того, как мы выяснили вопрос учетной «объектности», обратимся к еще одному вопросу: когда расходы на ремонт и замену асфальтового покрытия связаны с хозяйственной деятельностью?

Понятно, что этот вопрос важен прежде всего для налогового учета. Ведь «нехозяйственные» расходы в налоговом учете отражать запрещено (п.п. 139.1.1 НКУ). Да и о налоговом кредите в этом случае нечего думать.

Для упрощения ситуации условно разделим все асфальтовое покрытие, которое может быть заменено, на три категории:

(1) покрытие, находящееся непосредственно на территории предприятия;

(2) покрытие, находящееся на прилегающих к предприятию территориях (проезжая часть, тротуары и т. п.);

(3) покрытие, находящееся на дополнительных объектах специального назначения (парковки, подъездные пути и т. п.), которые принадлежат предприятию.

Учет асфальтового покрытия первой категории ничем не отличается от стандартного. Наличие такого покрытия — необходимое условие для нормального функционирования предприятия, поэтому расходы на его ремонт и замену безусловно связаны с хозяйственной деятельностью (п.п. 14.1.36 НКУ). Что касается третьей категории, тоже все более-менее понятно. Ведь в НКУ теперь нет известных нам ранее ограничений по расходам на стоянку и парковку легковых автомобилей. Напротив, такие расходы прямо указаны в перечне административных (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ). Поэтому проблем с их связью с хозяйственной деятельностью теперь возникать не должно. Тем более, что такие объекты, как мы отметили, принадлежат предприятию.

Правда, налоговики в одной из своих консультаций в БЗ, подкатегория 102.18.02, настаивают, что определенные ограничения все-таки есть. По их мнению, расходы на парковку отражаются в налоговом учете только в том случае, если паркуются автомобили, используемые в хозяйственной деятельности. То есть это прежде всего служебные автомобили предприятия, учитываемые в составе его основных средств. А вот что касается автомобилей клиентов, посещающих предприятие, такой же благосклонности к ним контролеры не проявляют. Хотя сложно представить механизм «распределения» мест на парковочной площадке между «хозяйственными» и «нехозяйственными» автомобилями. По крайней мере, суды в своих немногочисленных решениях об этом распределении молчат и считают расходы на обустройство парковки «хозяйственными» (см. постановление Тернопольского окружного административного суда от 08.11.2012 г. по делу № 2-я/1970/3666/12).

Относительно автомобильных подъездных путей никаких разъяснений к настоящему времени нет. Однако судебная практика содержит решения, в которых расходы на ремонт железнодорожных подъездных путей признавались хозяйственными (см. постановление Ровенского окружного административного суда от 20.03.2013 г. по делу № 817/577/13-я). Поэтому законных оснований лишать вас расходов на асфальтирование автомобильных подъездных путей у налоговых органов нет. Мы, в свою очередь, сделаем в отношении этого одну важную оговорку:

если асфальтируются автомобильные дороги общего пользования, то такие расходы попасть в налоговые не могут (п.п. 14.1.138, п. 144.3 НКУ)

Наконец, обратимся ко второй наиболее специ­фической категории. Прежде всего, осознаем, что на предприятия возложена обязанность обеспечивать за собственный счет благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования в соответствии с законом, а также выполнение работ по ремонту и реконструкции дорог внутрихозяйственного пользования (ч. 4 ст. 36 Закона о благоустройстве).

Элементами (частями) объектов такого благоустройства являются: покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек в соответствии с действующими нормами и стандартами (ч. 1 ст. 21 Закона о благоустройстве).

Учитывая эти обстоятельства, налоговые органы разрешают отражать расходы на благоустройство таких элементов в налоговом учете (см. консультацию в БЗ, подкатегория 102.09.01). Причем они указывают, что:

— расходы, понесенные на благоустройство элемента (части) объекта, являющегося структурным компонентом здания или сооружения, которое учитывается как объект основных средств в процессе строительства, увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств группы 3;

— расходы на благоустройство (ремонт асфальтового покрытия и т. п.) прилегающей к производственному сооружению территории учитываются при исчислении объекта налого- обложения как расходы на ремонт/улучшение объекта основного средства, к которому относится такая территория.

При этом следует заметить, что границы и режим использования закрепленной за предприятиями территории определяют соответствующие органы государственной власти и органы местного само- управления в зависимости от подчиненности объекта благоустройства (ч. 4 ст. 24 Закона о благоустройстве). Соответственно и расходы на благоустройство предприятие может отражать только в пределах этой закрепленной территории.

На всякий случай подчеркнем еще раз: если предприятие понесет расходы на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования, то они не подлежат амортизации и не учитываются при определении объекта налогообложения.

Просто учет

В завершение приведем пример налогового и бухгалтерского учета расходов на замену асфальта.

Пример. На балансе предприятия числится асфальтовая площадка (учитывается как отдельный объект основных средств). Первоначальная стоимость площадки — 140000 грн., износ — 90000 грн., ликвидационная стоимость равняется нулю. После зимы 30 % поверхности площадки были повреждены. Экспертное заключение свидетельствует, что этот участок следует полностью заменить. Стоимость укладки нового асфальта — 60000 грн. (в том числе НДС), снятия (демонтажа) старого — 21000 грн. (в том числе НДС). Акт списания основных средств формы № ОЗ-3 подан в налоговый орган.

Кроме того, предприятие выполнило ремонтные работы (текущий ремонт) по благоустройству (асфальтированию) тротуара, прилегающего к его офисному помещению. Стоимость работ — 4200 грн. (в том числе НДС). «Ремонтный» 10-процентный лимит предприятием не исчерпан.

Также предприятие построило асфальтированный подъездной путь к собственному складу. Стоимость работ — 96000 грн. (в том числе НДС).

 

Отразим эти операции в бухгалтерском и налоговом учете.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Списана сумма износа, приходящаяся на непригодный участок площадки (90000 грн. х 30 % : 100 % = 27000 грн.)

131

103

27000

2

Списана остаточная стоимость непригодного участка площадки (140000 грн. - 90000 грн.) х 30 % : 100 % = 15000 грн.

976

103

15000

15000

3

Отражены расходы на снятие (демонтаж) старого асфальта

976

631

17500

17500

4

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

3500

5

Отражены расходы на укладку нового асфальта

152

631

50000

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

10000

7

Отнесена стоимость работ по укладке нового асфальта в состав первоначальной стоимости площадки

103

152

50000

8

Отражены ремонтные расходы на благоустройство прилегающей к офису территории

92

631

3500

3500

9

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

700

10

Отнесены расходы на благоустройство прилегающей территории на финансовый результат

791

92

3500

11

Отражены расходы на строительство асфальтового подъездного пути

152

631

80000

12

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

16000

13

Создан объект основных средств — подъездной путь

103

152

80000

14

Списаны расходы на финансовый результат

791

976

32500

 

 

выводы


img 4
 
 
  • Асфальтированная площадка признается отдельным объектом в случае, если она выполняет самостоятельные функции.

  • Расходы на обустройство парковок и подъездных путей, которые предприятие строит для своих производственно-хозяйственных нужд, связаны с хозяйственной деятельностью и имеют право по соответствующим правилам уменьшить объект налогообложения.

  • Расходы на благоустройство (асфальтирование) прилегающей территории относятся в состав «налоговых» расходов, но только в пределах участка, закрепленного за предприятием.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон о благоустройстве — Закон Украины «О благо- устройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

  3. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  4. Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше