Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Реестр НН не подали/подали несвоевременно: чем это грозит?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы
img 1

ответственность

img 2

Реестр НН не подали/подали несвоевременно: чем это грозит?

Мы предоставили Реестр выданных и полученных накладных с опозданием. Что нам за это будет?

(г. Харьков)

 

Перед и после предельных сроков сдачи отчетности нашу горячую линию, как правило, «засыпают» вопросами. Тот, с которым нам предстоит разобраться сегодня, один из самых «горячих», но тянется он еще с «докодексных» времен. Причем сегодня налоговики решили изменить свою позицию: за такие нарушения они собираются налагать штраф по п. 121.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Теперь устраивайтесь удобнее, обсудим все по порядку.

Любой плательщик НДС должен подавать в электронной форме Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр). Делать это нужно ежемесячно (в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца), в том числе «квартальщикам» по НДС. Иногда эти сроки плательщики нарушают или же, реже, Реестры вовсе не подают. Причины самые разные: в частности, забывают подавать Реестр за первый неполный месяц, в котором зарегистрировались плательщиками НДС, налоговики отказываются принять Реестр из-за того, что его отдельные поля содержат недопустимые символы, и т. п. Чего же ждать, если предельные сроки отчетности уже прошли, а Реестр так и не подан?

Для ответа вспомним: Реестр — это не приложение к декларации. Он является самостоятельной отчетностью по НДС (п. 10 разд. I, пп. 13 и 14 разд. III Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. № 678). Поэтому если его не подать, отказать в приеме декларации налоговики не вправе.

Увы, но контролеры так не считают. Так, неподачу Реестра они прямо назвали в перечне оснований для непризнания декларации по НДС (см. приложение 6 к Методическим рекомендациям по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в органах ГНС Украины, утвержденным приказом ГНСУ от 14.06.2012 г. № 516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 63, с. 4). Причем их не смущает даже положительная для плательщиков судебная практика (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 31.05.2012 г. по делу № 2а-14111/11/2670, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 03.02.2014 г. по делу № 804/283/14).

Изменилось ли что-то сейчас? В одной из свежих консультаций из Базы знаний (читайте ее на с. 40 данного номера) налоговики об этом последствии умолчали. Но, вопреки этому, сомневаемся, что их подход изменился. Почему? Как минимум, потому, что указанные Методические рекомендации все еще в силе. Кроме того, в предшествующих консультациях они тоже, как правило, не указывали прямо на то, что в случае неподачи/несвоевременной подачи Реестров будут отказывать в приеме деклараций.

Следующий момент: каких штрафных санкций ожидать? В прошлом налоговики настаивали на штрафе, предусмотренном п. 120.1 НКУ: за неподачу/несвоевременную подачу налоговой декларации/расчета (см. письмо ГНСУ от 26.09.2012 г. № 2602/0/61-12/18-8515). При этом если, к примеру, результатом неподачи Реестра стал отказ в приеме декларации, то с таким подходом, хоть и «скрипя зубами» (как мы уже говорили, это не основание для отказа в приеме декларации), можно было бы согласиться. В таком случае действия контролеров худо-бедно объяснялись тем, что штраф налагается за неподачу/несвоевременную подачу декларации, а не Реестра.

Но, к сожалению, фискалы настаивали на том, что штраф по п. 120.1 НКУ применяется именно за неподачу/несвоевременную подачу Реестра. Понятно, что такой подход был незаконным: ведь указанный штраф привязывается к декларации/расчету (п. 46.1 НКУ), которым Реестр по определению не является. С этим соглашались и суды (см. постановление Харьковского апелляционного административного суда от 22.07.2013 г. по делу № 816/51/13-а).

Теперь подход налоговиков изменился. В указанной выше консультации (см. на с. 40 данного номера) они пришли к выводу, что в таком случае применяется штраф по п. 121.1 НКУ. Напомним: он налагается, в частности, за непредоставление контролерам оригиналов документов или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НКУ. Составляет он 510 грн., а в случае повторности 1020 грн. Что это означает для вас? Как минимум, то, что платить придется больше img 3. Ведь этот штраф, в общем случае, в 3 раза превышает тот, на котором налоговики настаивали раньше.

Но верен ли такой подход? Давайте посмотрим: дабы подтвердить его, налоговики сослались на определение налогового контроля (п. 61.1 НКУ). Сделали они это, видимо, для того, чтобы напомнить: таким контролем считаются и проверки (п.п. 62.1.3 НКУ), в том числе камеральные. При этом Реестры представляются как раз при проведении указанных проверок. Как видите, все довольно логично, а потому спорить с таким подходом будет сложно. Тем более что его, как правило, поддерживают и суды (см. постановление ВАСУ от 03.12.2013 г. по делу № К/800/17307/13, определение Винницкого апелляционного административного суда от 01.08.2013 г. по делу № 822/2262/13-а, постановление Кировоградского окружного административного суда от 08.04.2013 г. по делу № 811/853/13-а).

Вместе с тем, иногда плательщикам удается убедить служителей Фемиды в обратном. В таких случаях суды мотивируют свои решения тем, что, устанавливая ответственность за неподачу документов/их копий, п. 121.1 НКУ тем не менее не охватывает Реестры. То есть они не считаются «документом» в целях применения данного штрафа (см. постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 16.01.2014 г. по делу № 2а/0470/13991/12). Рациональное зерно в подобном подходе, конечно, есть, но предупреждаем: отстоять его будет непросто.

Подводя итог, обратим ваше внимание еще на пару интересных нюансов. Во-первых, повторность для целей п. 121.1 НКУ. Применить ее могут лишь в том случае, если в течение 365/366 календарных дней на вас уже налагали данный штраф за непредставление документов (т. е. составляли соответствующее налоговое уведомление-решение). Подробнее о штрафах, в том числе и этом, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 75, с. 4.

Во-вторых, в консультации на с. 40 налоговики ничего не сказали о применении админштрафа по ст. 1631 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х. Но это не означает, что налагать его не будут. Об этом свидетельствуют консультация в подкатегории 101.31 БЗ и многочисленные судебные решения (хотя немало таких дел закрывается по малозначимости и из-за пропуска сроков для наложения штрафа).

 

 Виталий Смердов, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше