О перечислении положительной курсовой разницы в Государственный бюджет

В избранном В избранное
Печать
Национальный банк Украины
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2014/№ 62
Письмо НБУ от 26.03.2014 г. № 29-207/12713
операции в инвалюте

Национальный банк Украины рассмотрел <…> обращение, направленное Министерством финансов Украины о перечислении сумм положительной курсовой разницы в Государственный бюджет Украины, и указывает следующее.

Статьей 3 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (далее — Закон) Национальному банку Украины предоставлено право устанавливать срок, в течение которого купленная резидентом на межбанковском валютном рынке Украины иностранная валюта для обеспечения выполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована по назначению, и порядок ее продажи в случае несоблюдения резидентом этого срока.

Статьей 5 Закона определено, что при нарушении резидентами установленного срока, в течение которого купленная резидентом на межбанковском валютном рынке Украины иностранная валюта для обеспечения выполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована по назначению, эта валюта продается уполномоченными банками в течение 5 рабочих дней на межбанковском валютном рынке Украины. При этом положительная курсовая разница, которая может возникнуть по такой операции, ежеквартально направляется в Государственный бюджет Украины, а отрицательная курсовая разница относится на результаты хозяйственной деятельности резидента.

Норма пункта 7 раздела III Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой (далее — Положение № 281) обязывает уполномоченные банки продать без поручения клиента-резидента не позже следующего рабочего дня после дня зачисления на распределительный счет возвращенные в адрес резидента в связи с тем, что взаимные обязательства частично или полностью не выполнены, средства в иностранной валюте, которые были куплены и перечислены в пользу нерезидента. Также эта норма Положения № 281 дублирует норму Закона относительно необходимости ежеквартального перечисления в Государственный бюджет Украины положительной курсовой разницы, которая может возникнуть по такой операции, и отнесения на результаты хозяйственной деятельности резидента отрицательной курсовой разницы.

Исходя из изложенного, резиденты Украины перечисляют положительную курсовую разницу, возникшую в случае продажи иностранной валюты, возвращенной нерезидентом, в Государственный бюджет Украины. Следует отметить, что Законом или другими законодательными актами Украины на уполномоченные банки не возложена обязанность по осуществлению такого перечисления без поручения клиента.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О Национальном банке Украины» (далее — Закон о Национальном банке) Национальный банк Украи­ны является особым центральным органом государственного управления, который согласно части второй статьи 19 Конституции Украины действует только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Закон о Национальном банке, а также Декрет Кабинета Министров Украины от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» не наделяют Национальный банк полномочиями определять сумму курсовой разницы, подлежащую перечислению в Государственный бюджет Украины.

Учитывая указанное, предлагаем обратиться за соответствующими разъяснениями в Государственную налоговую службу Украины.

В то же время отмечаем, что собственные средства юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в иностранной валюте, которые были перечислены в пользу нерезидента по внешнеэкономическим договорам и возвращены нерезидентом в связи с тем, что взаимные обязательства между сторонами полностью или частично не выполнены, подлежат обязательной продаже согласно требованиям постановления Правления Национального банка Украины от 14.11.2013 г. № 453 «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» (далее — Постановление № 453). Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.11.2013 г. № 457 установлено требование, согласно которому поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов и в российских рублях, на которые распространяются требования Постановления № 453, подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины в размере 50 процентов.

 

И. о. заместителя Председателя В. Приходько

комментарий редакции

Когда курсовую разницу нужно перечислять в Госбюджет?

 

Уверены, что когда вы видите термин «курсовые разницы» (далее — КР), то в памяти первым делом всплывает Положение (стандарт) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина от 10.08.2000 г. № 193. И на то есть понятные причины. Причем напомним, что для бухучета КР — это разница между оценками одинакового количества единиц инвалюты при разных курсах НБУ.

Но не забывайте! Есть и другой вид КР, который рассчитывается совсем по-другому — на основании Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР и Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281 (далее — Положение № 281). Именно этим КР и посвящено комментируемое письмо НБУ.

Но перед тем, как перейти к его выводам, вы, вполне вероятно, захотите вспомнить: что же это за КР? Напоминаем: если купленная и перечисленная нерезиденту инвалюта вернулась резиденту из-за того, что взаимные обязательства были полностью или частично не выполнены, банк обязан продать ее. Сделать он это должен без поручения клиента и не позднее чем на следующий рабочий день после ее зачисления на распределительный счет.

В результате данной операции у резидента может возникнуть упомянутая КР:

1) положительная — в таком случае ее нужно перечислить в Госбюджет;

2) отрицательная — относится на результаты хоздеятельности резидента (п. 7 разд. III Положения № 281).

Как рассчитать такую КР? Увы, но на данный вопрос законодательство не отвечает. Мы же убеждены, что для этого нужно определить разницу между курсом МВРУ, по которому уполномоченный банк продал сумму инвалюты после ее возврата от нерезидента, и курсом МВРУ, по которому она была приобретена. Подробнее читайте в нашем материале, посвященном этим КР («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 76, с. 43).

Теперь переходим к выводам комментируемого письма. О чем же рассказали чиновники?

НБУ подтвердил, что перечисление в Госбюджет положительной КР — обязанность резидента, а не банка. В качестве подтверждения он сослался на то, что законодательство не возлагает на банки подобной обязанности. Такой подход является самым логичным. Напомним: на нем в упомянутом материале остановились и мы (об этом свидетельствует, в частности, системное прочтение п. 7 разд. III Положения № 281 в части положительной и отрицательной КР). Налоговики также традиционно разделяют это мнение. Другими словами, Америку НБУ не открыл ☺. Радует лишь то, что в этом вопросе появилась какая-никакая однозначность*.

* Хотя напомним: отдельным «смельчакам» удавалось отстоять в суде, в том числе в ВАСУ, и обратный вывод. То есть то, что такие КР в Госбюджет должны перечислять банки (см. определение ВАСУ от 12.05.2014 г. по делу № К/800/6191/14). Но окончательный вердикт по этому вопросу все равно за ВСУ.

Что касается ссылок НБУ на то, что к его полномочиям не отнесено определение КР, подлежащей перечислению в Госбюджет, то это и так очевидно. Хотя мы допускаем, что от него хотели узнать не это, а то, как же все-таки рассчитать такие КР. Жаль, что ответа от него мы так и не увидели (за ним чиновники предложили обратиться к налоговикам). С нашим же подходом по этому поводу вы могли ознакомиться выше.

В данном письме внимания заслуживает еще один вывод. Вы, вероятно, заметили: банк обязан продать возвращенную инвалюту согласно п. 7 разд. III Положения № 281 только в том случае, если резидент приобрел и перечислил ее. Если же он перечислял собственную инвалюту, то данная норма не «срабатывает». Мы предупреждали об этом в указанном выше материале, и теперь НБУ подтвердил нашу мысль.

Правда, учтите: 50 % такой возвращенной инвалюты все равно будет подлежать обязательной продаже (ее осуществляет уполномоченный банк без поручения клиента). Напомним, этого требуют п. 2 постановления Правления НБУ от 12.05.2014 г. № 270 и п. 1 постановления Правления НБУ от 12.05.2014 г. № 271* (они действуют до 20 августа 2014 года). Причем очевидно, что в таком случае определять КР по п. 7 разд. III Положения № 281 и перечислять ее положительное значение в бюджет не нужно.

* В письме НБУ содержатся ссылки на старые постановления, которые уже утратили силу (они действовали до 17 мая 2014 года). Но положения дел это не меняет.

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить