Канары в вашем офисе: цена вопроса — отопительный котел

В избранном В избранное
Печать
ГОЛЕНКО АЛЕКСАНДР
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2014/№ 62
В летнюю жару часто думаешь о холодах. И они не заставят себя ждать долго, поэтому предприятиям самое время подумать об отоплении. Сегодня многие предпочитают автономные системы отопления — и прежде всего из соображений экономии. Рассмотрим главные вопросы, сопутствующие подобной реконструкции: разрешительные, экологические, отчетные и учетные.

Мы неспроста заговорили о реконструкции, ведь если речь идет о сооружении нового отапливаемого здания, то все проблемы обычно берут на себя строители. Чаще же ситуация выглядит так: предприятие отказывается от центрального отопления в пользу автономного отопительного котла (как правило, работающего на природном газе).

Бухгалтер привык, что на него руководство пытается взвалить все вопросы жизнедеятельности предприятия, но в данном случае техническую сторону пусть решают без него (по крайней мере — хотя бы выберут подходящий котел). Впрочем, пару «козырей» для авторитетного участия в обсуждении этой темы мы бухгалтеру таки подбросим.

Первое: требуемую мощность котла можно прикинуть из соотношения — нужно иметь 1 КВт (киловатт) мощности на каждые 10 кв. м отапливаемой площади.

Второе: зная требуемую мощность котла, из соображений надежности лучше установить не один котел полной мощности, а два — половинной.

Чтобы закончить с техническими вопросами, заметим, что автономная система отопления включает:

— котельную (топочную) — оборудованное вытяжкой и подводом газа отдельное помещение, в котором устанавливаются отопительные котлы (котлоагрегаты) и обязательно (!) — счетчик расхода газа (этого требует ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» от 16.06.2011 г. № 3533-VI);

— систему трубопроводов и радиаторов для обогрева помещений (возможен вариант, когда используется старая система, но иногда она заменяется на новую).

Так что давайте сначала рассмотрим главные формальности.

Газ — дело тяжелое…

Заметим сразу: самое тонкое место в процессе оборудования автономной системы отопления — это подключение ее к системе газоснабжения. Дело это настолько хлопотное и нервное, что самый лучший вариант — обратиться к специализированной организации, которая не только установит и подключит котел, но и оформит всю необходимую техническую и разрешительную документацию.

В любом случае начинается все с обращения в местное газовое хозяйство за выдачей так называемых технических условий на разработку проекта газификации котельной (топочной). На момент обращения желательно уже иметь в наличии не только котлы (чтобы точно знать их установочные и присоединительные размеры, планируемый расход газа), но и счетчик расхода газа. Также следует позаботиться о назначении приказом по предприятию лица, ответственного за газовое хозяйство (разумеется, у него должна быть соответствующая «корочка»*).

* Поскольку обслуживание газового котла относится к работам с повышенной опасностью, у работника должен быть документ, выданный согласно Типовому положению о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденному приказом Госкомнадзорохрантруда от 26.01.2005 г. № 15 (см. также ст. 18 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII).

Согласно техническим условиям проект газификации разрабатывает специализированная организация (газ — дело опасное и ответственное, поэтому без участия сертифицированной фирмы здесь не обойтись). Проект согласовывается с местным газовым хозяйством, инспекцией по энергосбережению и органом надзора за охраной труда. Заключается договор на газоснабжение. После завершения установки котлов, счетчика расхода газа, монтажа и подключения к системе составляется акт о приемке объекта.

Поскольку на местах существует определенная специфика, более подробно излагать здесь вопросы оформления документации (тем более приводить образцы) — дело бесполезное, это может вам только навредить.☹

Дальше остается регулярно обслуживать котел и другое оборудование, а также проходить проверки органов надзора.

И радоваться теплу в помещениях предприятия…

Но это еще не все.

«Каждый вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость!..»

Как известно, экологии вредить нельзя. В смысле — нельзя это делать бесплатно … ☹

Это для вас отопительный котел — источник удовольствия, а с точки зрения п.п. 14.1.230 НКУ он — стационарный источник загрязнения (как агрегат, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу). Под загрязняющими веществами понимаются продукты сгорания природного газа (как, впрочем, и любого другого газообразного, жидкого или твердого топлива) в процессе работы котла.

Согласно букве Закона № 2707 (ст. 11):

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения могут осуществляться после получения разрешения, выданного субъекту хозяйствования…

Заметим, что в этой ст. 11 говорится о разделении стационарных объектов, загрязняющих атмосферу, на три группы (самые любопытные наши читатели узнали об этом еще из публикации в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 50, с. 15). Важно сразу же разобраться, к какой из них принадлежит ваша котельная.

Итак, мы обсуждаем котельную, в которой установлены два котла мощностью в сотню-другую киловатт. Получается, что с учетом их обычных показателей расхода природного газа за год (а фактически — за отопительный сезон в шесть месяцев, хотя расчеты приводятся к году) такая котельная может сжечь максимум 30-35 тыс. куб. м природного газа.

Если воспользоваться Отраслевой методикой расчета вредных выбросов, поступающих от теплогенерирующих установок коммунальной теплоэнергетики Украины, утвержденной приказом Минстроя от 16.03.2006 г. № 67, то полученные расчетные величины выбросов основных загрязняющих веществ при сжигании природного газа (таких как оксид азота, оксид углерода и диоксид углерода) для такой котельной окажутся в десятки раз меньшими, чем пороговые значения, указанные в приложении 1 к Инструкции № 177, при достижении которых объект должен быть взят на государственный учет. И, таким образом, наш объект на государственный учет не берется, а значит, относится к третьей группе. Отметим это.

Главное, что нас касается именно ч. 5 ст. 11 Закона № 2707, а значит, мы можем получить свое разрешение на местном уровне, причем — с неограниченным сроком действия (см. ч. 8 ст. 11 Закона № 2707).

Механизм его получения определен в Порядке № 302. Разрешение выдается областной (Киевской городской) госадминистрацией через разрешительный центр по согласованию с терорганами Госсанэпидслужбы абсолютно бесплатно. ☺ Предприятию — владельцу котельной только-то и надо, что подготовить комплект документов, определенный Инструкцией № 108. Беда лишь в том, что самостоятельно подготовить такие документы, находясь вне системы Минприроды, для предприятия практически нереально (и текст Инструкции № 108 прозрачно на это «намекает»), а разработка комплекта документов «спецами» стоит немалых денег! ☹

Если нельзя, но очень не хочется…

Итак, владелец котла разрешение на выбросы получить обязан. Но что если правдами и неправдами котел подключен и работает, а разрешения нет? Многие предприятия идут по пути, подсказанному налоговиками именно владельцам отопительных котлов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 46, с. 42, а также соответствующую консультацию в БЗ, подраздел 120.03). Что же говорят налоговики?

Есть ли у предприятия разрешение или нет — оно экологический налог платить обязано! При этом согласно п. 249.3 НКУ суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются плательщиком самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога. Самостоятельно! То есть подавать налоговую декларацию экологического налога и уплачивать эконалог предприятие обязано и без наличия у него разрешения на выбросы. Нужно только подсчитать количество выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ. Вот предприятия и выбирают на свой страх и риск такой вариант — «нет разрешения» плюс «лишь бы налоговая не придиралась». ☹ Другими словами: из двух зол избегают того, которого обычно боятся…

Главный аргумент «за» этот вариант — точно определить фактическую величину выбросов возможно только путем непрерывных прямых измерений в течение всего отопительного периода. Объем выбросов существенно зависит как от состава самого газа (т. е. из какого он получен месторождения), так и от конструкции, а также режима работы котла (соотношения температуры окружающего воздуха и желаемого «градуса» в помещении). Поэтому любые расчетные показатели выбросов характеризуются точностью «плюс-минус лапоть». ☺ Отсюда следует, что проверить величину фактических выбросов «после того» тоже невозможно… Одно радует бухгалтера: суммы эконалога в обсуждаемой ситуации невелики, поэтому и «цена вопроса» в общем мизерная… Но! Повторяем:

по закону разрешение на осуществление выбросов в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения — отопительным котлом — предприятию получать нужно

И вот «по жизни» предприятия иногда ☺ поступают так. Смотрите: счетчик расхода газа у нас есть? Есть. Значит, фактический объем сожженного газа за отчетный период (календарный квартал) нам известен. Далее предприятие находит более-менее похожие для того вида природного газа, который оно покупает у своего поставщика, показатели выбросов основных загрязняющих веществ (таких как оксид азота, оксид углерода и диоксид углерода) и оформляет расчет выбросов для составления налоговой декларации экологического налога за соответствующий отчетный квартал по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010.

Отчет подкрался незаметно…

Подробную статью о заполнении такой декларации читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 85, с. 3. Там же на с. 46 вы найдете рекомендации по отражению сумм эконалога в бухгалтерском и налоговом учете.

А мы ограничимся замечанием, что налоговая декларация экологического налога составляется за каждый отчетный квартал отдельно (без нарастающего итога). Кстати, если по тем или иным причинам вы решили котельную законсервировать, т. е. в течение всего календарного года не сжигать в котлах газ, то можно подать в налоговую заявление об этом в произвольной форме, и тогда декларации за отчетные периоды такого года можно не подавать (п. 250.9 НКУ; БЗ, подраздел 120.05). Если же вы решили прожить без отопления один — даже и полный — календарный квартал, то подать декларацию «с прочерками» за такой квартал все равно нужно.

И еще одна тонкость: показатели в графе 3 «Фактичні обсяги викидів, тонн» приложения 1 «Розрахунок № __ податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення» (которое вы, как загрязнитель атмосферы, должны заполнять) записываются с тремя знаками после запятой, т. е. с точностью до килограмма (см. БЗ, подкатегория 120.05), все денежные показатели — с двумя (т. е. до копеечки).

Не станем повторять полностью пример заполнения налоговой декларации экологического налога — вы наверняка разобрались в этом с помощью указанной публикации, а здесь покажем лишь то, как вам следует заполнить соответствующую часть приложения 1.

 

Таб. Приложение 1 к налоговой декларации экологического налога (фрагмент)

№ з/п

Назви забруднюючих речовин

Фактичні обсяги викидів, тонн

Ставки податку в поточному році,  грн. коп./т

Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)

1

Нараховано податку за звітний квартал, усього (р. 1.1 + р. 1.2)

97,52

1.1

Азоту оксиди

0,058

1553,79

90,12

1.2

Вуглецю окис

0,006

58,54

0,35

1.3

Двоокис вуглецю

27,118

0,26

7,05

Купи котел!

Если вы покупали раньше основные средства — не ждите в данном случае особых откровений. Конечно, если вы прочитали «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 42; 2014, № 59.

Впрочем, известная проблема «автономизации» отдельных составляющих объекта учета ОС может возникнуть перед вами и при устройстве котельной. Учитывать ли все эти железяки как один объект ОС под названием «котельная», или каждый ее элемент классифицировать как отдельный объект ОС? Ведь определение «объект основных средств» в п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92, в этом смысле оставляет бухгалтеру широкое поле для маневров…

Поэтому у вас могут быть свои резоны для принятия того или иного учетного решения, а мы вам предложим свои. ☺

Здравый смысл подсказывает сделать акцент на таких признаках ОС, как «конструктивная отделимость» и срок службы отдельного элемента системы автономного отопления, включающей:

(1) отопительный котел;

(2) вытяжку (систему вентиляции);

(3) счетчик расхода газа;

(4) систему трубопроводов и радиаторов.

Обсудим эти элементы подробнее.

1. Котлов в вашей котельной, как правило, может быть один или два, причем в отношении каждого из них производитель, продавец и сервисная служба несут самостоятельные гарантийные обязательства, и прослужить котлы могут существенно разное время. Поэтому целесообразно каждый котел отражать в учете как отдельный объект ОС на субсчете 104, а в налоговом учете — как ОС группы 4 (согласно п.п. 14.1.138 и п. 145.1 НКУ).

2. Как правило, вытяжка для газового отопительного котла — это не тривиальное вентиляционное отверстие, а весьма ответственный элемент системы вентиляции котла, влияющий на эффективность его работы, требующий регулярного обслуживания и подвергаемый контролю. Поэтому тут возможны варианты:

— если речь идет о простой «малоценной» вытяжке, то она может отражаться в учете как улучшение здания, в котором помещается котельная, и это, видимо, самый надежный вариант, поскольку за минимальный размер амортначислений вас наверняка полюбят проверяющие. Можно также классифицировать такую вытяжку как отдельный объект МНМА группы 11 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 17);

— если конструкция вытяжки сложнее и с учетом расходов на монтаж ее стоимость «тянет» на 2500 грн. (установленные п.п. 14.1.138 НКУ), то можно рассматривать ее как отдельный элемент оборудования топочной и отражать в учете как отдельный объект ОС на субсчете 109, а в налоговом учете — как ОС группы 9. Если же соответствующий этой группе срок полезного использования (12 лет) покажется вам слишком долгим, можете побороться, например, за группу 6. Побороться с проверяющими, разумеется. ☺

3. Счетчик расхода газа по всем статьям — такой элемент системы, который «гуляет сам по себе» (тут вам и плановые поверки, и пристальное внимание газового хозяйства, и тот же непредсказуемый срок службы)… Тем более, что цена НЕбытового счетчика расхода газа позволяет классифицировать его как отдельный объект ОС и отражать в учете как прибор на субсчете 106, а в налоговом учете — как ОС группы 6.

4. Что касается труб и радиаторов отопления, то в ситуации, когда с новым котлом продолжает использоваться старая система, вопрос ее отражения в учете не встает в принципе. Если же монтируется полностью новая система, то критерий ее неотделимости (без повреждения) от здания по сути не оставляет нам другого выбора, как рассматривать ее элементом улучшения такого здания (субсчет 103, группа 3 — при условии превышения 10 % «ремонтного» лимита).

Предлагаем вам пример отражения в учете хозопераций, связанных с оборудованием автономного отопления.

 

Пример. Предприятие приобрело газовый отопительный котел марки ХХХ-100 стоимостью 48000 грн. (в том числе НДС — 8000 грн.), а также счетчик расхода газа марки СГП-17 стоимостью 3060 грн. (в том числе НДС — 510 грн.). Доставка и монтаж котла плюс пусконаладочные работы обошлись в 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Комплектация и установка системы вытяжки стоили 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.). Использована уже имевшаяся на предприятии система распределения тепла. Разработка комплекта документов для получения разрешения на выбросы обошлась в 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.).

 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

1. Перечислена поставщику предоплата за котел отопительный ХХХ-100

371

311

48000

2. Сумма «входного» НДС включена в НК

641

644

8000

3. Перечислена поставщику предоплата за счетчик расхода газа СПГ-17

371

311

3060

4. Сумма «входного» НДС включена в НК

641

644

510

5. Перечислена исполнителю предоплата за разработку комплекта документов

371

311

4800

6. Сумма «входного» НДС включена в НК

641

644

800

7. Перечислена исполнителю предоплата за доставку, монтаж котла и пусконаладочные работы

371

311

1200

8. Сумма «входного» НДС включена в НК

641

644

200

9. Получен котел:

 

9.1. оприходован котел отопительный

152

631

40000

9.2. списана сумма НК по НДС

644

631

8000

9.3. зачтена задолженность

631

371

48000

10. Получен счетчик расхода газа:

 

10.1. оприходован счетчик

152

631

2550

10.2. списана сумма НК по НДС

644

631

510

10.3. зачтена задолженность

631

371

3060

11. Перечислена исполнителю предоплата за изготовление и установку системы вытяжки

371

311

3000

12. Сумма «входного» НДС включена в НК

641

644

500

13. Установлена вытяжка (оформлен акт):

 

13.1. оприходована система вытяжки

152

631

2500

13.2. списана сумма НК по НДС

644

631

500

13.3. зачтена задолженность

631

371

3000

14. Установлен котел (оформлен акт):

 

14.1. доставлен и смонтирован котел, приняты пусконаладочные работы

152

631

1000

14.2. списана сумма НК по НДС

644

631

200

14.3. зачтена задолженность

631

371

1200

15. Получено разрешение на выбросы:

 

15.1. списаны расходы на разработку комплекта документов

152

631

4000

15.2. списана сумма НК по НДС

644

631

800

15.3. зачтена задолженность

631

371

4800

16. Котельная введена в эксплуатацию (оформлен акт):

 

16.1. введен в эксплуатацию котел отопительный

104

152

45000*

16.2. введен в эксплуатацию счетчик расхода газа

106

152

2550

16.3. введена в эксплуатацию система вытяжки

109

(106)

152

2500

* Первоначальная стоимость объекта ОС «котел отопительный» сформирована как 40000 грн. + 1000 грн.+ 4000 грн. = 45000 грн. Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, по объектам ОС начисляется бухгалтерская и налоговая амортизация.

17. Начислен эконалог за отчетный квартал**

92

641/ЭН

97,52

97,52***

18. Уплачен эконалог за отчетный квартал

641/ЭН

311

97,52

19. Расходы отнесены на финрезультат периода

791

92

97,52

** Дата начисления — последний день отчетного квартала (см. также п.п. 138.5.1 НКУ).
*** Согласно п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ.

 

Прежде чем ставить точку, предупредим вас о том, что при подаче первой налоговой декларации по экологическому налогу вас, скорее всего, попытаются ткнуть носом в п. 8.4 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588, согласно которому не позднее 10 рабочих дней с даты создания объекта, связанного с налогообложением, — читайте: ввода в эксплуатацию газового котла, вследствие чего у вас возникает новый объект налогообложения (выбросы загрязнений в атмосферу), — вы должны (были) подать в бумажном виде (электронного не существует в природе) злополучную форму № 20-ОПП (приложение 11 к указанному Порядку) т. е. так называемое «Повідомлення про об’єкти оподаткування або об’єкти, пов’язані з оподаткуванням або через які провадиться діяльність». Заполнение этой никчемной бумажки трудностей у вас вызвать не может, «але є одне але»: в абсурдном справочнике «Типи об’єктів оподаткування» (т. е. вот здесь — http://minrd.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/dovidniki-/127294.html) именно котлы отсутствуют! ☹ Поэтому указать в графе «Тип об’єкта оподаткування» соответствующий код все равно невозможно… Во всяком случае пока. Пока фискалы не прочитают эту статью…☺

Так что вы, уважаемые, как всегда, на шаг впереди!

выводы

  • Для устройства автономной газовой котельной необходим проект газификации, разработанный специализированной организацией согласно техническим условиям, выданным местным газовым хозяйством.

  • По закону для эксплуатации газового отопительного котла предприятию нужно получить разрешение на осуществление выбросов в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения.

  • Эксплуатируя газовый котел без такого разрешения, предприятие все равно обязано каждый календарный квартал самостоятельно исчислять экологический налог, подавать налоговую декларацию эконалога и уплачивать его.

  • Принимая учетное решение по классификации объектов ОС, следует сделать акцент на таких признаках, как «конструктивная отделимость» и срок службы отдельного элемента системы автономного отопления.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 2707 — Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-ХII.

  3. Порядок № 302 — Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, которые получили такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302.

  4. Инструкция № 108 — Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений и организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды от 09.03.2006 г. № 108.

  5. Инструкция № 177 — Инструкция о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видах и объемах загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минэкоресурсов от 10.05.2002 г. № 177.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить