Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Пенсионный фонд не вправе штрафовать за ошибки в пенсионной отчетности, допущенные до 2011 года

Ушакова Лилия
Налоги & бухучет Август, 2014/№ 65
Печать

Суть спора

Предприятие подало в Пенсионный фонд (далее — ПФУ) недостоверные сведения, которые используются в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах (далее — СПУC), за периоды 2007 — 2010 гг. (т. е. «доЕСВшные» периоды).

Нарушение было выявлено Пенсионным фондом в ходе проведения плановой проверки. В результате чего ПФУ, руководствуясь положениями п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 (не действует с 01.01.2011 г.), принял решение о применении к предприятию штрафных санкций за указанное нарушение.

Законны ли действия ПФУ? Предприятие решило, что нет, и обратилось за защитой своих прав в суд.

Рассмотрим позиции сторон и решение этого дела судом.

Позиции сторон

Предприятие: п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 утратил силу с 1 января 2011 года. Поэтому на момент вынесения решения ПФУ не вправе был применять эту норму. Таким образом, принятое решение о применении финансовых санкций является противоправным.

ПФУ: санкции были наложены на предприятие в рамках закона. Штрафовать после 1 января 2011 года за нарушения, совершенные до этой даты, по п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 разрешает п. 7 разд. VIII Закона № 2464.

Решение дела судом

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали ПФУ. Высший административный суд Украины — предприятие. А что же ВСУ? Он также стал на сторону предприятия. В своем определении ВСУ указал, что п. 7 разд. VIII Закона № 2464 пре­дусматривает возможность взыскания только тех страховых взносов и штрафных санкций, которые были начислены и/или не уплачены в период до 1 января 2011 года, согласно действующему на тот момент законодательству.

Поэтому, несмотря на то, что предприятие допустило ошибки в персонифицированной отчетности за периоды 2007 — 2010 гг., ПФУ не вправе начислить штраф за такое нарушение по п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 после 1 января 2011 года. Здесь п. 7 разд. VIII Закона № 2464 не работает.

Мнение редакции

Мы полностью поддерживаем вывод ВСУ. Действительно, п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, предусматривал наложение штрафных санкций на страхователя за предоставление ПФУ недостоверных сведений, используемых в СПУC. Однако с 1 января 2011 года эта норма была исключена из Закона № 1058.

Правило о сохранении порядка взыскания и контрольных функций ПФУ, предусмотренных ч. 1 — 9 ст. 106 Закона № 1058, действовавшими до 1 января 2011 года, распространяется лишь на задолженность по уплате страховых взносов и сумм штрафных санкций, которые были начислены и/или не уплачены до 1 января 2011 года. Это следует из положений абзацев пятого и шестого п. 7 разд. VIII Закона № 2464.

Таким образом, ПФУ не вправе применять финансовые санкции, установленные Законом № 1058 в редакции до 1 января 2011 года, за ошибки в пенсионной отчетности, допущенные до указанной даты, если такие ошибки были выявлены специалистами этого фонда после 1 января 2011 года. Это справедливо и для случаев неподачи или несвоевременной подачи отчетности по пенсионным взносам, если такие нарушения были выявлены после 1 января 2011 года (см. постановление ВСУ от 04.06.13 г. по делу № 21-170а13).

А вот от админответственности должностным лицам страхователей за «пенсионные» нарушения не уйти. Меры такой ответственности установлены в ст. 1651 КоАП.

Так, нарушение порядка начисления страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, непредставление, несвое­временное представление, представление не по установленной форме пенсионной отчетности или представление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, грозит должностным лицам страхователя штрафом в размере от 340 грн. до 510 грн.

Неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в сумме менее 182700 грн. влечет наложение штрафа на должностных лиц от 425 грн. до 850 грн., более 182700 грн. — от 850 грн. до 1700 грн.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2014 года

 

<…>

Предприятие обратилось в суд с иском, в котором просило отменить решение управления ПФУ <…> о применении финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений в Систему персонифицированного учета сведений на обязательное государственное пенсионное страхование (далее — спорное решение).

В обоснование исковых требований Предприятие сослалось на то, что норма закона, которая была применена ответчиком при принятии спорного решения, а именно пункт 5 части девятой статьи 106 Закона Украины от 9 июля 2003 года № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон № 1058-IV), утратила силу 1 января 2011 года, поскольку на момент вынесения решения не могла быть применена, в связи с чем принятое решение является противоправным.

Суды установили, что <…> управление ПФУ провело плановую проверку Предприятия относительно правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других платежей, контроль за начислением и уплатой которых возложен на ПФУ, а также достоверности сведений, поданных в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования за период со 2 июня 2006 года по 1 ноября 2011 года.

В ходе проверки установлено, что Предприятие подало недостоверные сведения о застрахованных лицах, используемые в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, за май 2007 года, апрель — май 2008 года, август — декабрь 2010 года. В результате этого управление ПФУ на основании пункта 5 части девятой статьи 106 Закона № 1058-IV приняло решение о применении к Предприятию штрафных санкций в сумме <…>.

<…>

Пунктом 5 части девятой статьи 106 Закона № 1058-IV, который действовал до 1 января 2011 года, было предусмотрено, что за подачу недостоверных сведений, используемых в системе персонифицированного учета, на территориальные органы ПФУ налагается штраф в размере 10 процентов суммы страховых взносов, которые были уплачены или подлежали уплате за соответствующий отчетный период, за каждый полный или неполный месяц задержки подачи сведений, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Со вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 2464-VI вышеприведенная норма материального права была исключена.

В то же время согласно абзацу пятому пункта 7 Заключительных и переходных положений Закона № 2464-VI взыскание задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций. Погашение задолженности с использованием средств, поступающих в счет уплаты единого взноса, запрещается.

Абзацем шестым этого же пункта установлено, что на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций по фондам общеобязательного государственного социального страхования сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций, которыми они были наделены до вступления в силу этого Закона.

Приведенное правило относительно сохранения порядка взыскания и контрольных функций фондов общеобязательного государственного социального страхования, предусмотренных законодательством, действовавшим до 1 января 2011 года, распространяется только на задолженность по уплате страховых взносов и сумм штрафных санкций, которые были начислены и/или не уплачены до указанной даты. Вопросы же ответственности страховщиков, не связанные с такой задолженностью, находятся за рамками регулирования Закона № 1058-IV и абзацев пятого, шестого пункта 7 Заключительных и переходных положений Закона № 2464-VI.

Учитывая приведенное, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что начисление после 1 января 2011 года управлением ПФУ на основании пункта 5 части девятой статьи 106 Закона № 1058-IV истцу штрафных санкций за предоставление недостоверных сведений, используемых в системе персонифицированного учета, является противоправным. Аналогичный вывод относительно применения вышеупомянутых норм материального права содержится в постановлении Верховного Суда Украины от 4 июня 2013 года (№ 21-170а13).

<…>

В удовлетворении заявления управления Пенсионного фонда Украины <…> отказать.

<…>

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц