Уплата налогов сквозь фискальную призму

В избранном В избранное
Печать
Смердов Виталий
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2014/№ 68
В этой статье вы ознакомитесь с подходом налоговиков к двум распространенным проблемам: последствиям перечисления налога на неправильный код бюджетной классификации и задержке зачисления средств на бюджетные счета. Революционными их выводы не назвать (как к счастью, так и к сожалению), но в них вы все равно найдете для себя немало полезного.

Налог/сбор перечислили не на тот код бюджетной классификации

Этот вопрос возник не вчера и даже не позавчера. Но, как показывает практика (в том числе звонки на нашу «горячую линию»), актуальности он не теряет и поныне. В связи с этим напоминаем: в платежном поручении на перечисление платежей в бюджет (т. е. в том числе налогов и сборов) в поле «Отримувач» вы должны указывать, в частности, код бюджетной классификации, отвечающий конкретному платежу. К примеру, при уплате единого налога юрлицами — это «18050300», при уплате ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль частными предприятиями — «11024000» и т. п*. С этими кодами вы можете ознакомиться в Классификации доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11.

* Этот порядок не распространяется на уплату ЕСВ (то есть в этом случае в поле «Отримувач» код бюджетной классификации не указывается). Почему? Указанные требования «работают» при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджет. В то же время суммы ЕСВ в бюджет не попадают. Об этом читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 37.

Сразу же предупредим вопрос, который мог возникнуть у многих из вас: данное требование взято не из потолка, а, в частности, из п. 15 Указаний, содержащихся в приложении 8 к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22. Об этом и других нюансах отражения кода бюджетной классификации в платежном поручении читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 37. И еще одно: не путайте эти требования с правилами заполнения поля «Призначення платежу» — они, как и последствия их нарушения, отличаются. Порядок заполнения этого поля при уплате, в частности, налогов и сборов утвержден приказом Миндоходов от 22.10.2013 г. № 609. Об этом читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 1-2, с. 44; 2013, № 96, с. 32.

Теперь посмотрим на последствия, если вопреки указанным правилам код бюджетной классификации в платежке указан неверно.

В письме № 1362 налоговики сообщили, что в таком случае средства не попадут на счет соответствующего района, а потому сумма налогового обязательства не погасится

Само собой, со всеми вытекающими последствиями: в частности, в виде штрафа по п. 126.1 НКУ и пени. Как видите, свой традиционный подход налоговики не поменяли (в частности, к аналогичному выводу они приходили в Налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 15.01.2002 г. № 25). Но правилен ли он? Не удивляйтесь, ответ на этот вопрос зависит от того, с какой стороны на него посмотреть.

С фискальной точки зрения (т. е. с той, которую навязывают налоговики) все верно. Дело в том, что налоги и сборы зачисляются на казначейские счета в разрезе кодов бюджетной классификации. Сведения об этом органы казначейства затем передают налоговикам. Они, в свою очередь, в день получения этой информации отражают сведения о поступлении налогов/сборов в карточке лицевого счета плательщика*, а также в реестре поступлений и возвратов (п. 5 разд. IV Порядка № 765). При этом налоговики ведут реестры по платежам в бюджет исключительно по кодам бюджетной классификации (п. 10 разд. II Порядка № 765). Так что получается: если сумма поступила не на тот код бюджетной классификации, налоговики не увидят поступлений по соответствующему платежу**. Результат предсказуем, с ним вы ознакомились выше.

* Мы употребляем термин «карточка лицевого счета» по традиции, так как он близок вам. В то же время сегодня вместо него правильнее использовать термин «интегрированная карточка плательщика».

** В свою очередь, по другому платежу (на который по ошибке были перечислены средства) в таком случае может образоваться переплата. Правда, это повлияет лишь на налоговые последствия в части такого другого платежа.

Но есть и другая, либеральная точка зрения

Напомним, что уплачивая какой-либо налог/сбор, вы тем самым выполняете свою налоговую обязанность. Она выполняется уплатой в полном объеме сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок (п. 38.1 НКУ). При этом НКУ не уточняет, что эти суммы должны попасть на какие-то определенные счета и/или коды бюджетной классификации.

Вместе с тем, вы можете вспомнить, что в вопросе зачисления налогов/сборов в государственный и местный бюджеты он в пп. 9.3 и 10.6 ссылается на БКУ. Меняет ли это что-то? Нет, и на то есть несколько причин.

Во-первых, БКУ упоминает о бюджетной классификации, но в то же время указывает, что она является обязательной для применения всеми участниками бюджетного процесса (ч. 1 ст. 8 БКУ). Плательщики же к ним не относятся (ч. 3 ст. 19 БКУ).

Во-вторых, налоги/сборы считаются зачисленными в госбюджет/местные бюджеты со дня зачисления на единый казначейский счет (ч. 5 ст. 45, ч. 5 ст. 78 БКУ). Напомним, что он консолидирует в себе, в частности, средства государственного и местных бюджетов. Так что даже если средства поступили не на тот код бюджетной классификации, они все равно отразятся на едином казначейском счете. Как результат, они должны считаться зачисленными в соответствующий бюджет.

В-третьих, как вы видели, налоговая обязанность выполняется уплатой соответствующей суммы*** (п. 38.1 НКУ). Что касается ее зачисления, в том числе и того, на какой код бюджетной классификации она попадет, то этот вопрос плательщика, по идее, вообще волновать не должен. К слову, об этом же в письме № 1362 сказали и сами налоговики.

*** Это корреспондирует с п. 126.1 НКУ, который предусматривает, что штраф применяется за неуплату или несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства без упоминания о его зачислении в бюджет.

Но уверены, теперь вы все-таки хотите узнать: как же поступить — особенно если учесть убедительность аргументов обоих подходов

Вот наш совет. Прежде всего повторим аксиому: при заполнении платежки обращайте внимание на код бюджетной классификации в поле «Отримувач». Но, предположим, ошибка была допущена. В таком случае ошибочную сумму стоит перебросить на правильный код бюджетной классификации. Как это сделать? Для этого нужно подать налоговикам заявление. Такое заявление составляется в произвольной форме, но в нем нужно обязательно указать направление перечисления средств (п. 43.4 НКУ) — в данном случае наименование платежа, надлежащие счет и код бюджетной классификации****.

**** Иногда налоговики отказываются учитывать такие заявления. Заметьте: делают они это незаконно. Так что, если в будущем будете обжаловать их решение в суде, у вас есть все шансы отстоять свою правоту (по крайней мере, суды указанный факт принимают во внимание).

Если сумму перебросят (на это чиновникам отводится 20 дней с даты подачи упомянутого заявления) до истечения предельных сроков уплаты платежа, то штрафы/пеня вам не грозят. Хуже, если этот срок к моменту переброски уже истек*. В таком случае налоговики будут действовать по фискальному алгоритму (см. выше). Вы, в свою очередь, можете согласиться с ними или обжаловать их налоговое уведомление-решение в суде (на обжалование в административном порядке уповать, по понятным причинам, не приходится). При этом вас, конечно, интересует: есть ли шансы выйти победителем в подобном споре? К сожалению, дать однозначный ответ не получится — в этом вопросе судебная практика неоднородна ☹. Есть как:

1) отрицательные (см., в частности, определение ВАСУ от 15.04.2014 г. по делу № К/800/48860/13, определение ВАСУ от 14.12.2010 г. по делу № К-11617/07, определение Одесского апелляционного административного суда от 20.06.2013 г. по делу № 821/604/13-а),

2) так и положительные решения (см., в частности, определение ВАСУ от 05.11.2012 г. по делу № К-31634/09, определение ВАСУ от 27.02.2013 г. по делу № К/9991/9269/11, определение ВАСУ от 24.06.2008 г. по делу № К-38012/06).

* Учтите: если у вас по данному платежу числится переплата, достаточная для того, чтобы перекрыть ошибочную сумму, то ничего страшного не произойдет. Налоговики должны погасить налоговые обязательства за счет такой переплаты. Причем заявление для этого подавать не нужно (п. 87.1 НКУ).

При этом понять логику, по которой в одном случае служители Фемиды принимают сторону плательщика, а в другом — налоговиков, затруднительно. Так что, судя по всему, исход спора будет зависеть от убедительности ваших аргументов (с ними вы ознакомились выше) и… состава суда ☺.

Платежку подали вовремя, но средства попали в бюджет с опозданием

В «хорошие» времена эта проблема, как правило, не возникала. Чаще всего средства попадали «куда нужно» в день предоставления в банк платежки. Сегодня ситуация другая: чтобы убедиться, достаточно посмотреть в список проблемных банков на сайте Фонда гарантирования вкладов физических лиц (по адресу: www.fg.gov.ua). Об этом, а также последствиях задержки платежей читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, с. 15.

При этом кое-что полезное в отношении данного вопроса оказалось и в письме № 1362. Налоговики сообщили, что термины «уплата налога» и «зачисление налога» нужно разграничивать. Причем уплата налога производится путем предоставления платежки в банк. Что касается зачисления налога, то в этом процессе плательщик непосредственно не участвует**. О чем может свидетельствовать этот вывод? В целом о том, что если платежку вы подали вовремя, но средства в бюджет попали с опозданием, ответственности вы нести не должны. Но здесь нужно сделать несколько уточнений:

1) этот вывод полезен прежде всего для ситуации, когда задержка зачисления средств происходит не по вине банка (т. е. он вписывается в сроки, отведенные для этого Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III). Если же виновником задержки платежа является банк, то эту ситуацию регулирует непосредственно НКУ. В таком случае его п. 129.6 освобождает плательщика от ответственности;

2) следуя указанному выводу, плательщик, по идее, не должен повторно уплачивать налог, если соответствующие суммы «зависли». Надеемся, что налоговики подойдут к этому вопросу именно так (напомним, что в прошлом они настаивали на необходимости повторной уплаты);

3) вывод налоговиков, вероятнее всего, не касается ситуации, когда платежка подана в последний день срока в послеоперационный день и выполняется лишь на следующий рабочий день. Напомним, в прошлом они считали такие действия нарушением срока уплаты и настаивали на применении соответствующих санкций. При этом несмотря на то, что консультация контролеров в БЗ по этому поводу отменена, едва ли стоит уповать на изменение их подхода (тем более, что отмена консультации вызвана вступлением в силу Порядка № 765, который в этом вопросе мало что изменил).

** К слову, этот подход похож на тот, который установлен для ЕСВ. Так, днем уплаты ЕСВ, по общему правилу, считается день списания средств со счета плательщика — независимо от времени их зачисления на счет налоговиков (п. 1 ч. 10 ст. 9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

Но, несмотря на появление письма № 1362, настоятельно рекомендуем вам не затягивать с подачей платежек на перечисление налогов/сборов

То есть подавать их так, чтобы средства поступали на нужные счета в рамках предельных сроков уплаты, установленных НКУ. Почему?

Прежде всего потому, что, даже если платежка подана вовремя, но сумма на соответствующий счет попала с опозданием, налоговики все равно начислят штраф. Ведь неуплата налога автоматически отразится на лицевом счете плательщика. Дело в том, что в нем платежи проводятся по дате их зачисления на надлежащие счета (налоговики получают эти сведения от органов казначейства). Дата же подачи платежки ни на что не влияет.

Кроме того, позиция налоговиков в письме № 1362 выражена не так явно, как хотелось бы. Тем более, они не пояснили, как быть с упомянутой выше проблемой. Хотя, по идее, решить ее можно следующим способом: подать налоговикам заявление в произвольной форме с приложением к нему копии платежки. Напомним, именно таким образом они советуют поступать в тех случаях, когда платеж налога/сбора задерживается по вине банка (по этому поводу читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, с. 15).

выводы

  • Если перечислить налог/сбор на неправильный код бюджетной классификации, то, по мнению налоговиков, сумма налогового обязательства не погасится.

  • Налоговики предлагают «разводить» уплату налогов и зачисление соответствующих сумм в бюджет. Но сегодня этот вывод вряд ли на что-то повлияет.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

  3. Порядок № 765 — Порядок ведения органами Министерства доходов и сборов Украины оперативного учета налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, других платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении товаров, утвержденный приказом Миндоходов от 05.12.2013 г. № 765.

  4. Письмо № 1362 — письмо Миндоходов от 24.01.2014 г. № 1362/6/99-99-18-09-01-15.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить