Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование
2014 год поистине можно назвать годом больших перемен. Не обошли они стороной и законодательство о ЕСВ. Давайте вспомним, какими изменениями в порядке взимания ЕСВ порадовал нас в уходящем году законодатель.
Распределение ЕСВ
С 3 августа 2014 года нормы, регулирующие пропорции распределения сумм ЕСВ между фондами социального страхования, покинули Закон № 2464 (ср. ). Но их уход не означает конец межфондовым переделам денег. Просто теперь соответствующий документ с «куда, кому и сколько» будет утверждать КМУ. И, по сложившейся традиции, на момент подготовки этого номера он так и не был утвержден на 2014 год. Но для нас с вами — плательщиков ЕСВ это не беда. Ведь его наличие или отсутствие никак не отразится ни на ставках ЕСВ, ни на порядке взимания/уплаты взноса.
Мобилизация и ЕСВ
08.06.2014 г. вступил в силу Закон № 1275. Он дополнил Закон № 2464 двумя «мобилизационными» нормами. Одна касалась наемных работников (ч. 7 ст. 7), а вторая — работодателей-предпринимателей (п. 92 разд. VIII), которые были призваны на военную службу по призыву по мобилизации на особый период. Но обо всем по порядку. А начнем с наболевшего — с мобилизованных работников.
По задумке законодателя, начиная с 18 марта 2014 года работодатели не должны начислять ЕСВ на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации на особый период. Отметим, что выплата среднего заработка этим работникам предусмотрена ч. 3 ст. 119 КЗоТ, а порядок его компенсации из бюджета должен был (причем давно) разработать КМУ. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Забыл КМУ про порядок! И этим довольно ловко воспользовалась ГФСУ, хотя не сразу.
Поначалу позиция налоговиков казалась лояльной. В совместном письме ГФСУ и ПФУ от 22.07.2014 г. № 19426/05-10, 127/7/99-99-17-03-01-17 они согласились с тем, что с выплат мобилизованным в пределах среднего заработка, компенсируемых из бюджета, не взимается ЕСВ. Однако уже вскоре они кардинально изменили свое мнение. Аргументируя тем, что нет порядка компенсации среднего заработка, фискальщики считают нерабочими положения ч. 3 ст. 119 КЗоТ, ч. 7 ст. 7 Закона № 2464. Саму же выплату мобилизованным в размере среднего заработка они переквалифицировали в такую, которая проводится на основании ч. 1 ст. 119 КЗоТ и является частью фонда дополнительной заработной платы. Новая позиция была озвучена в письме ГФСУ от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17, которым отозвали вышеуказанное лояльное письмо.
Мы не раз указывали на ошибочность выводов ГФСУ. Радует, что в этом вопросе нас поддержал общественный совет при ГФСУ. И не просто поддержал, а направил в ГФСУ обращение с просьбой дать обобщающую налоговую консультацию по вопросам налогообложения среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации на особый период, с учетом изменений, внесенных в законодательные акты Украины Законом № 1275. Надеемся, что голос разума будет услышан налоговиками. А на этой оптимистической ноте переходим к мобилизованным предпринимателям.
По сравнению с мобилизованными работниками, призванными на военную службу в связи с мобилизацией на особый период, предприниматели и те, кто занимается независимой профессиональной деятельностью (для удобства назовем их самозанятыми лицами), сорвали «джекпот». Почему? Если они не были работодателями (не использовали труд наемных работников), то
на весь срок службы по мобилизации в течение особого периода освобождаются от всех обязанностей, установленных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464
То есть не начисляют ЕСВ, не платят его, не подают отчеты и т. д.
Чтобы получить заветное освобождение, самозанятому лицу нужно подать по месту налоговой регистрации заявление и копию военного билета или другого документа, где есть данные о его призыве во время мобилизации на особый период. Интересно, что срок подачи такого заявления — в течение 10 дней ПОСЛЕ демобилизации (или после окончания лечения/реабилитации, если таковые имели место).
А если самозанятое лицо использовало труд наемных работников? В этом случае на время своей службы оно вправе уполномочить другое лицо выплачивать таким работникам зарплату и взимать с нее ЕСВ, вести учет и хранить документы, подавать отчетность и допускать проверяющих, выдавать работникам справки о заработке и т. д. (см. пп. 1 — 6, 10 и 12 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464). А вот уплачивать начисленные в учете суммы ЕСВ уполномоченное лицо не обязано. Это должно сделать самозанятое лицо в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций.
Застрахованные лица
С 1 июля 2014 года ряды застрахованных лиц пополнили лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получают пособие при рождении ребенка (см. п. 13 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464).
«Прекращение» предпринимателя и ЕСВ
7 июля 2014 года вступил в силу Закон № 1258, которым упрощен порядок прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей. В результате вся «прекратительная» процедура была сокращена до одного рабочего дня.
После «прекращения» предпринимателя физлицу нужно пройти проверку и провести окончательный расчет по ЕСВ
Только после этого физлицо перестанет быть плательщиком ЕСВ с предпринимательским статусом (см. ч. 4 ст. 6, абзац пятый ч. 8 ст. 9 Закона № 2464).
Отчетность по ЕСВ
Благодаря Закону № 1258 мы получили возможность отправлять отчетность по ЕСВ по почте. При этом отчетность по ЕСВ считается поданной в день получения отделением почтовой связи почтового отправления с такой отчетностью от плательщика ЕСВ.
Осталось дождаться, чтобы соответствующие изменения были внесены налоговиками в Порядок № 454. Дело в том, что в п. 2.1 этого Порядка до сих пор значится, что отчет, отправленный по почте, не считается поданным.
СЭЗ «Крым»
В период временной оккупации СЭЗ «Крым» не взимается ЕСВ с доходов, полученных физическими лицами на территории СЭЗ «Крым» (п. 12.3 разд. II Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII).
Зона АТО
Плательщики ЕСВ, которые находятся на учете в ГНИ, расположенных на территории, где проводится/проводилась АТО, на период с 14 апреля 2014 года до окончания АТО (военного или чрезвычайного положения) освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464*.
* От обязанности начислять, исчислять и уплачивать ЕСВ, подавать отчетность по ЕСВ и т. д.
Естественно, такое освобождение не автоматическое. Чтобы его получить, плательщику ЕСВ необходимо не позднее 30 календарных дней, следующих за днем окончания АТО, подать налоговикам соответствующее заявление, составленное в произвольной форме.
Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, был утвержден распоряжением КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р. Однако вскоре его действие было остановлено другим распоряжением КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р. А пока КМУ думает, плательщикам ЕСВ из АТО приходится уплачивать ЕСВ на общих основаниях. И что самое печальное, вернуть суммы единого взноса, уплаченные с 14.04.2014 г. в течение действия АТО, похоже, не получится. Против этого выступает ГФСУ. Основание — начисленные, исчисленные и уплаченные ЕСВ не являются излишне или ошибочно уплаченными средствами. А значит, положения Порядка № 450 тут не работают.