Деятельность субъектов хозяйствования
РРО
С 1 января 2014 года начал действовать штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Размер штрафа составляет 10 ннмдг (170 грн.) и налоговики вправе налагать его за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме.
Подчеркнем: на протяжении всего уходящего года субъекты хозяйствования — пользователи РРО должны были ежедневно подавать в орган ГФС по проводным или беспроводным каналам связи:
— либо электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, присоединенные к ним копии — если РРО создавал контрольную ленту в электронной форме;
— либо информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, которая содержится в фискальной памяти, — если РРО создавал контрольную ленту в бумажной (печатной) форме.
Покоя не давал вопрос: если РРО не передает такую «отчетную» информацию в течение нескольких дней, сколько штрафов налоговики могут наложить — один за все дни, в течение которых отчетность не подавалась, или за каждый день отдельно?
Налоговики настаивают:
каждое непредоставление отчетной информации в орган ГФС следует считать самостоятельным нарушением
Как результат штраф нужно применять отдельно за каждую неподачу.
Вместе с тем, по нашему мнению, справедливее говорить, что если электронная РРО-отчетность не предоставляется в течение нескольких дней, то субъект хозяйствования совершил продолжающееся нарушение. Подробнее об этой проблеме см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 40, 41.
Финансирование строительства
С 01.01.2014 г. заработал новый Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» от 05.07.2012 г. № 5080-VI. Он направлен на обеспечение привлечения и эффективного размещения финансовых ресурсов инвесторов. Определяет правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения субъектов совместного инвестирования, особенности управления активами указанных субъектов. Устанавливает требования к составу, структуре и хранению таких активов, особенности эмиссии, обращения, учета и выкупа ценных бумаг институтов совместного инвестирования, а также порядок раскрытия информации об их деятельности.
Госзакупки по-новому
С 20.03.2014 г. вступил в силу Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII. Он применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн, а работ — 1 млн грн.
Новый Закон сократил перечень случаев, на которые не распространяется его действие (с 44 до 14). Сделано это с целью предотвращения бесконтрольного использования государственных средств, прозрачности и открытости сферы государственных закупок.
Теперь годовой план, а также изменения к нему обязательно бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему.
В свою очередь, утратил силу предыдущий Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.
Обязательная продажа инвалюты и сроки ВЭД-расчетов
НБУ на протяжении всего 2014 года стоял на страже административных инструментов регулирования валютного рынка и исправно устанавливал (теперь уже с периодичностью в 3 месяца):
1) новые требования об обязательной продаже поступлений в иностранной валюте. Напомним, что под «поступления» для обязательной продажи, как и прежде, попадали:
— поступления из-за границы в пользу юрлиц (не уполномоченных банков), физлиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), на счета для ведения совместной деятельности без образования юрлица, а также на заграничные счета резидентов;
— поступления в инвалюте 1 группы Классификатора инвалют от 04.02.98 г. № 378 и в российских рублях.
Среди исключений, не подпадающих под обязательную продажу, появился новичок — благотворительная помощь в пользу приобретателей
2) 90-дневный предельный срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.
Как на протяжении уходящего года менялись эти ограничения, покажем в табл. 2.
Таблица 2. Ограничения, действовавшие в течение 2014 года
Период действия | ||||
с 20.11.2013 г. до 17.05.2014 г. | с 20.05.2014 г. по 20.08.2014 г. | с 21.08.2014 г. по 21.11.2014 г. | с 22.11.2014 г. по 02.12.2014 г. | с 02.12.2014 г. по 03.03.2015 г. |
Реквизиты постановления Правления НБУ | ||||
от 14.11.2013 г. № 453 | от 12.05.2014 г. № 270, 271 | от 20.08.2014 г. № 515 | от 20.11.2014 г. № 734 | от 01.12.2014 г. № 758 |
Размер обязательной продажи поступлений в инвалюте | ||||
50 % | 50 % | 100 % | 75 % | 75 % |
Срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров | ||||
90 дней | 90 дней | 90 дней | 90 дней | 90 дней |
Прочие ограничения НБУ
Ограничения закреплены в постановлении Правления НБУ от 01.12.2014 г. № 758.
Инвалютные кредиты. Кредиты в инвалюте от нерезидентов НБУ запретил погашать досрочно. Это касается как основной суммы кредита, так и прочих платежей. Исключение: погашение кредита за счет другого более позднего инвалютного кредита от нерезидента.
Наличные ограничения. Покупать наличную инвалюту или банковские металлы в одном банке в течение одного операционного дня можно в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 грн. Исключение для физлиц-резидентов — покупка инвалюты для погашения кредита.
Получить наличные гривни из кассы банков и банкоматы можно в сумме до 150 тыс. грн. в сутки на одного клиента. Исключение: получение налички для выплаты зарплаты, расходы на командировки и прочие соцвыплаты, а также выплаты из Фонда гарантирования вкладов физлиц.
Получить наличность по электронным платежным средствам можно только в гривне. В качестве исключения можно получить наличность в инвалюте, но только через кассу банка (в пределах 15 тыс. грн. на одного клиента в эквиваленте по курсу НБУ, ср. ).
Валютные неторговые переводы. Переводы инвалюты за границу по текущим неторговым операциям ограничены:
— без подтверждающих документов с текущего счета в инвалюте или без такого счета — не более 15 тыс. грн. в один операционный день в эквиваленте. Нерезидентам нужны подтверждающие документы;
— на основании подтверждающих документов исключительно с текущего счета в инвалюте — более 15 тыс. грн., но не более 150 тыс. грн. в месяц в эквиваленте.
Эти ограничения не касаются, в частности, оплаты обучения, лечения, погребения и транспортировки, украинской зарплаты нерезидентов.
В инвалюте нельзя. Среди запрещенных для проведения в инвалюте по-прежнему операции, проводимые на основании индивидуальных лицензий НБУ. Однако исключения из этого правила пополнились операциями по переводу за пределы Украины инвалюты резидентом-гарантом (поручителем) в пределах обеспеченных гарантией обязательств по кредиту, предоставленному международной финорганизацией или иностранным экспортно-кредитным агентством.
Время на покупку инвалюты. Подавая в банк заявку на покупку инвалюты, имейте в виду, что реально гривни «уйдут» не ранее 3-го операционного дня после их зачисления на специальный аналитический счет банка.
ВЭД-зачеты. Банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании зачета. Ранее запрет на эти операции был установлен п. 4 постановления Правления НБУ от 20.08.2014 г. № 515 (действовало до 22.11.2014 г.), затем — п. 4 постановления Правления НБУ от 20.11.2014 г. № 734 (действовало до 02.12.2014 г. включительно). Кстати, своей «антизачетной» линии НБУ придерживается уже давно (см. письма от 07.05.2014 г. № 28-315/21897 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 62, с. 15 и от 24.05.2013 г. № 28-312/1652/6131 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 90, с. 60).
Обратите внимание! Все перечисленные выше ограничения плавно перетекут на 2015 год. Срок их действия определен до 03.03.2015 г.
А напоследок вспомним о злосчастном запрете на импортные расчеты без ввоза товара (п. 14 постановления Правления НБУ от 29.08.2014 г. № 540). Хорошо, что этот запрет отменили. Действовал он с 23.09.2014 г. по 02.12.2014 г. включительно. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 17 и № 84, с. 7.
Крым стал свободной экономической зоной (СЭЗ)
С 27.03.2014 г. на Крым распространяется действие особого правового режима — временно оккупированной территории (о его особенностях, установленных Законом об оккупации, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 11).
Спустя ровно пять месяцев (с 27.09.2014 г.) вступил в силу Закон № 1636.
СЭЗ «Крым», ограниченная территорией крымской суши и г. Севастополя, основана на 10 лет
Подробнее о правилах работы с субъектами из зоны см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 94, с. 25, № 100, с. 11, с. 24. Здесь только напомним. С целью налогообложения лица с крымскими налоговыми адресами приравниваются к нерезидентам, а с некрымскими — к резидентам.
Начиная с 27.09.2014 г. ввоз/вывоз товаров в зону/из зоны осуществляется только через таможенные пункты пропуска в режиме импорта/экспорта, разумеется, с оформлением таможенной декларации.
Товары, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены в свободное обращение на временно оккупированной территории Украины до 27.04.2014 г., считаются товарами с украинским статусом. Они свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД до 01.01.2015 г.
Для целей таможенного оформления поставка товаров с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины приравнена к импорту. Поставка товаров с материковой территории Украины в Крым соответственно — к экспорту. Товары, которые находились на территории СЭЗ «Крым» на 27.09.2014 г., получили таможенный статус иностранных товаров.
Режим безналичных платежей между субъектами континентальной части Украины и субъектами СЭЗ «Крым» урегулирован постановлением Правления НБУ от 03.11.2014 г. № 699. Лица с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» (там зарегистрированы/постоянно проживают) приравниваются к нерезидентам, а заключенные с ними договоры — к внешнеэкономическим договорам (являются документами, которые используются вместо ВЭД-договоров).
Инвестиции резидентов в объекты инвестиционной деятельности, размещенные (зарегистрированные) на территории Крыма, запрещены
Резидентам разрешена оплата обязательств, связанных с размещенным в Крыму имуществом (кроме ценных бумаг), приобретенным после 27.09.2014 г., в гривне (через гривневые корсчета банков-нерезидентов) и в валюте. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 11.
Временные меры на период проведения АТО
С 15.10.2014 г. действуют специальные временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО (установленные Законом Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII).
Меры действуют на весь период АТО и 6 месяцев после ее завершения. Распространяются на субъектов хозяйствования (юрлиц и физлиц-предпринимателей), осуществляющих деятельность в зоне АТО.
Какие это меры? Во-первых, это мораторий на «кредитную», «валютную» и ЖКХ-пеню, а также на проверки и отчуждение недвижимого имущества, находящегося в ипотеке.
Во-вторых, субъекты хозяйствования из зоны АТО освобождены от ответственности за несвоевременную подачу финотчетности, а также от уплаты ЕСВ, арендной платы за землю и другое имущество государственной или коммунальной собственности.
В-третьих, продлен срок действия разрешительных документов, которые выданы субъектам хозяйствования из зоны АТО до ее начала и срок которых истек во время проведения АТО.
Единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим форс-мажор, возникший в результате АТО, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88, с. 11 и № 100, с. 5.
Обратите внимание! Некоторые временные меры пока в подвешенном состоянии, так как перечня территорий АТО на сегодня нет (распоряжение КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р не действует).
Мараторий на проверки
Правительство ввело своеобразный мораторий до конца года на повсеместные проверки субъектов хозяйствования. Так, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме ГФСУ) могли осуществляться в течение августа — декабря 2014 года только с разрешения КМУ или по заявке предприятия о его проверке. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 66, с. 35.
Кроме того, учтите! С 16.09.2014 г. некоторые контролирующие органы расформированы, а их контрольно-надзорные функции перераспределены (см. постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442).