Бухгалтерский учет
Кредитные союзы перейдут на МСФО
С 01.01.2015 г. применять МСФО (ст. 121 Закона о бухучете) при составлении финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности будут обязаны :
— кредитные союзы;
— предприятия, осуществляющих хозяйственную деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010).
Обратите внимание! Такой срок перехода на МСФО для указанных субъектов оговорен в п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (ср. ).
Инвентаризация на новый лад
С 01.01.2015 г. вступает в силу новое Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.
Оно заменит:
— Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденную приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. № 69;
— Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденную приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.
Новое Положение будет одно на всех: им должны пользоваться как юридические лица (кроме банков) и представительства иностранных субъектов хозяйствования, так и бюджетные учреждения.
Вникать в новые правила, которые принесет Положение, пока не будем. Подробно новинку обсудим в ближайших номерах. Здесь лишь отметим основные нюансы.
Объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждает руководитель распорядительным документом
В отличие от старой Инструкции, в новом Положении четко оговорено, что под сплошную инвентаризацию попадают все без исключения обязательства и все активы предприятия вне зависимости от их местонахождения (!). В таком же порядке инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах.
Сплошную инвентаризацию (т. е. инвентаризацию в полном объеме) придется проводить перед составлением годовой финотчетности либо в случае прекращения предприятия.
Среди оснований для проведения обязательной инвентаризации появилось и такое, как переход предприятия на составление отчетности по МСФО. Кроме того, сам перечень оснований стал «открытым» — проводить инвентаризацию нужно будет и «в других случаях, предусмотренных законодательством».
В форс-мажорных ситуациях объем инвентаризируемых активов будет определять руководитель. А вот при смене материально ответственных лиц инвентаризировать придется объем активов, находящихся на их ответственном хранении.
Как и прежде, создается инвентаризационная комиссия. Правда, теперь не сказано, что она действует постоянно. Дополнительно к ней могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
Обновился состав инвентаризационной комиссии. Теперь в ее состав могут входить не только представители аппарата управления, бухгалтерии и опытные работники, знающие объект инвентаризации, цены, первичный учет (инженеры, технологи, экономисты и пр.), но и представители аудиторской фирмы, а также субъект предпринимательской деятельности — физлицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах.
Главную инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или уполномоченный руководитель структурного подразделения. Также уточнили, что в случае, когда бухучет ведет сам руководитель, он самостоятельно возглавляет комиссию.
Еще один нюанс — новые сроки для обязательной инвентаризации перед составлением годовой финотчетности
В уходящем году инвентаризацию нужно было провести не ранее 1 октября отчетного года. Новое Положение предписывает проводить ее до даты баланса в определенные периоды:
— для необоротных активов, запасов, текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств — в период трех месяцев до даты баланса. Иными словами, срок прежний — не ранее 1 октября;
— для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, фининвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на соцстрахование — в период двух месяцев, т. е. не ранее 1 ноября;
— для объектов основных средств и прочих материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы, — до их временного выбытия.
Новое Положение содержит особенности инвентаризации отдельных объектов (основных средств, нематериальных активов, запасов, наличности, задолженности и пр.) и правила составления инвентаризационной документации.
Обратите внимание! Никаких образцов документов в Положении не приводится. В нем просто дано разрешение на использование собственно созданных инвентаризационных документов — описей, актов, сличительных ведомостей и прочих. Главное, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к первичным документам Положением о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Все материалы инвентаризации придется оформлять не менее чем в 2-х экземплярах.
Новое задание для бухгалтера
С 07.02.2015 г. на смену Закону Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. 249-IV, придет новый Закон Украины от 14.10.2014 г. № 1702-VII.
С этой же даты заработает заложенная им в ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете новая норма. В ней предусмотрено, что главный бухгалтер или лицо, на которое возложена обязанность ведения бухучета, обязаны будут подавать в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом № 1702, в Госфинмониторинг информацию о финансовых операциях.
При этом бухгалтер (лицо, на которое возложена обязанность ведения бухучета) не несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за подачу такой информации, даже если такими действиями нанесен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, если он действовал в рамках выполнения Закона № 1702.
Привычные доверенности на получение ТМЦ отменяются
С 01.01.2015 г. приказ Минфина Украины от 30.09.2014 г. № 987 отменяет действие Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.96 г. № 99.
Одновременно вступает в силу его новая норма, дополнившая п.п. 2.5 п. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. В ней указано, что полномочия на осуществление хозяйственной операции лица, которое в интересах юридического лица или физлица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности, согласно договору подтверждаются в соответствии с законодательством.
То есть вместо «железной» доверенности на получение ТМЦ документами, подтверждающими полномочия лица, могут быть письменный договор, доверенность, составленная в соответствии с ГКУ, акт органа юридического лица и т. п.
Учтите! Доверенность по-прежнему будет иметь право на жизнь, хотя перейдет в произвольную форму с произвольными сроками действия (но, конечно же, заранее оговоренными сторонами).
Нацстандарты для госсектора
Наконец-то госсектор получит свои национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (НП(С)БУ). Однако с 01.01.2015 г. вступают в силу не все. Согласно приказу Минфина от 25.11.2014 г. № 1163 дата явления народу некоторых НП(С)БУ отложена еще на год (ожидается в 2016 году). Перечислим их:
1) утвержденные приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629:
— НП(С)БУ 101 «Подача финансовой отчетности»;
— НП(С)БУ 102 «Консолидированная финансовая отчетность»;
— НП(С)БУ 103 «Финансовая отчетность по сегментам»;
— НП(С)БУ 124 «Доходы»;
— НП(С)БУ 126 «Аренда»;
— НП(С)БУ 129 «Инвестиционная недвижимость»;
2) утвержденное приказом Минфина от 25.01.2012 г. № 52 НП(С)БУ 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;
3) утвержденное приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798 НП(С)БУ 131 «Строительные контракты»;
4) утвержденные приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568:
— НП(С)БУ 134 «Финансовые инструменты»;
— НП(С)БУ 135 «Расходы».
А вот те НП(С)БУ, которые заработают с 01.01.2015 г., Минфин слегка подправил — привел в соответствие с нормами действующего законодательства.
Встречайте НП(С)БУ, вступающие в силу с 01.01.2015 г.! Перечислим их:
1) утвержденные приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202:
— НП(С)БУ 121 «Основные средства»;
— НП(С)БУ 122 «Нематериальные активы»;
— НП(С)БУ 123 «Запасы»;
2) утвержденные приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629:
— НП(С)БУ 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок»;
— НП(С)БУ 127 «Уменьшение полезности активов»;
— НП(С)БУ 128 «Обеспечения, непредвиденные обязательства и непредвиденные активы»;
3) утвержденное приказом Минфина от 11.08.2011 г. НП(С)БУ 130 «Влияние изменений валютных курсов»;
4) утвержденное приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798 НП(С)БУ 132 «Выплаты работникам»;
5) утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568 НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции».
Кроме того, План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, дополнен новыми счетами. Вводятся, в частности:
— счет 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи» и его субсчета: 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи», 262 «Государственные материальные резервы и запасы»;
— субсчет 716 «Доходы будущих периодов»;
— субсчет 851 «Расходы будущих периодов»;
— субсчет 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов».
А к субсчету 109 «Прочие основные средства» просто изменено объяснение — исключена документация по типовому проектированию.