Темы статей
Выбрать темы

«Объект под охраной»: пользуемся услугами охранного агентства

Редакция НиБУ
Статья

«Объект под охраной»: пользуемся услугами охранного агентства

Охрана предприятия — не та статья расходов, на которой стоит экономить. Если не обеспечить сохранность имущества должным образом, можно столкнуться со значительными финансовыми потерями. Ведь охотников за чужим добром хватает. Чтобы обезопасить себя, лучше обратиться к специалистам охранного дела, которые знают в этом толк. Как установить взаимоотношения с охранной фирмой? Как отразить в учете затраты на оплату ее услуг? Об этом вы сейчас узнаете.

Нина Костенко, налоговый эксперт

 

Стальные двери, замки и решетки на окнах обеспечивают безопасность имущества предприятия лишь отчасти. Гораздо спокойнее и руководство субъекта хозяйствования, и его работники чувствуют себя, когда такое имущество находится под дополнительной охраной. Ведь правда? Но чтобы не нарваться на псевдоохранную фирму, давайте выясним, кто именно вправе предоставлять охранные услуги.

Кто имеет право предоставлять охранные услуги

Организационно-правовые принципы осуществления деятельности в охранной сфере регулирует Закон № 4616.

Под охранной деятельностью ст. 1 данного Закона понимает предоставление услуг по охране собственности и граждан.

А в качестве субъектов охранной деятельности эта статья называет субъектов хозяйствования любой формы собственности, созданных и зарегистрированных на территории Украины, которые осуществляют охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии.

О том, что деятельность по предоставлению услуг по охране собственности и граждан подлежит лицензированию, говорит и ст. 4 Закона № 4616.

При этом заметим: согласно п. 2 «Заключительных положений» Закона № 4616 охранная деятельность исключена из перечня видов хозяйственной деятельности, которые лицензируются только в соответствии с Законом о лицензировании.

То есть лицензирование охранной деятельности формально не выведено из-под действия Закона о лицензировании, но приоритет над действием общих лицензионных положений имеют особенности, которые установлены Законом № 4616.

Организационные и квалификационные требования к субъектам охранной деятельности, которые они должны соблюдать при проведении охранных мероприятий, установлены Лицензионными условиями № 365.

Субъекты охранной деятельности предоставляют услуги по охране (ст. 5 Закона № 4616):

— имущества граждан;

— имущества юридических лиц;

— физических лиц.

С этой целью персонал охраны осуществляет такие мероприятия (ст. 6 Закона № 4616):

1) использует пункты централизованного наблюдения, технические средства охраны, транспорт реагирования, служебных собак;

2) контролирует состояние имущественной безопасности объекта охраны;

3) предотвращает угрозу личной безопасности охраняемого физлица;

4) реагирует в рамках предоставленных законом полномочий на противоправные действия, связанные с посягательством на объект охраны.

Для организации на предприятии охраны вы можете выбрать любое лицо, у которого есть «охранная» лицензия

Так что это может быть:

— либо подразделение Государственной службы охраны при МВД, действующей в соответствии с Положением № 615. Стоимость ее услуг исчисляется по методике, утвержденной приказом МВД Украины и Министерства экономики Украины от 02.03.2001 г. № 171/51;

— либо «лицензионная» частная охранная фирма (юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель).

Важно! У персонала охраны при выполнении своих функций на одежде обязательно должны быть признаки принадлежности к соответствующему субъекту охранной деятельности согласно его уставным документам. А еще персонал охраны должен иметь при себе удостоверение с подписью руководителя субъекта охранной деятельности и печатью. В удостоверении должна быть вклеена фотография и указаны фамилия, имя и отчество сотрудника охранной структуры, дата выдачи и срок действия документа (ч. 3 и 4 ст. 11 Закона № 4616).

Заключаем договор с охранной фирмой

Субъект охранной деятельности предоставляет заказчику услуги по охране на основании письменного гражданско-правового договора. На это обращают внимание ч. 1 ст. 8 Закона № 4616 и п.п. 2.3.4 Лицензионных условий № 365.

То есть форма, содержание и условия договора охраны должны соответствовать нормам главы 63 «Услуги. Общие положения» (ст. 901 — 907) и ст. 978 ГКУ. Поэтому стороны договора сами определяют все существенные, на их взгляд, моменты (предмет договора, цену, обязанности сторон, порядок расчетов и т. д.) с учетом положений Закона № 4616.

Важно! В договоре охраны в соответствии с положениями ГКУ предусматривают условия возмещения субъектом охранной деятельности ущерба, причиненного в результате ненадлежащего выполнения им своих обязательств. Этого требует ч. 2 ст. 8 Закона № 4616.

Напомним, что согласно ст. 906 ГКУ убытки, нанесенные заказчику невыполнением или ненадлежащим выполнением договора о предоставлении услуг за плату, подлежат возмещению исполнителем, при наличии его вины, в полном объеме, если иное не установлено договором. При этом исполнитель — нарушитель договора отвечает за данное нарушение, если не докажет, что выполнить указанный договор надлежащим образом оказалось невозможно вследствие непреодолимой силы, если иное не установлено договором или законом.

Как видите, помимо физической или пультовой охраны объекта, заказчик подстрахован еще и материальной ответственностью охранной фирмы.

Конкретный размер материальной ответственности прописывается в договоре охраны

Дополнительно пп. 2.3.4, 2.3.5 Лицензионных условий № 365 устанавливают, что в договоре должны быть конкретно указаны:

— объект охраны и его местонахождение;

— условия возмещения ущерба, причиненного вследствие ненадлежащего выполнения субъектом охранной деятельности своих обязательств перед заказчиком.

При заключении договора, предметом которого является охрана имущества, нужно учитывать еще и положения ч. 3 ст. 8 Закона № 4616 и п.п. 2.3.3 Лицензионных условий № 365. Они требуют, чтобы заказчик ознакомил субъекта охранной деятельности с оригиналами документов или заверенными в установленном порядке их копиями, которые подтверждают:

— право владения или пользования имуществом на законных основаниях;

— правомерность нахождения такого имущества или транспортного средства в определенном месте охраны.

Теперь переходим к учетным особенностям договора охраны у предприятия-заказчика.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на охрану отражаем в том отчетном периоде, в котором охранная фирма предоставила свои услуги предприятию (п. 7 П(С)БУ 16), т. е. в периоде подписания акта предоставленных услуг.

Направление расходов выбираем в зависимости от функций охраняемого объекта.

Если охранную фирму привлекли, например, для охраны офиса или для сопровождения кассира, который перевозит деньги в банк/из банка, то это административные расходы (п. 18 П(С)БУ 16). Их отражаем на счете 92.

В ситуации, когда охранная фирма предоставляет предприятию услуги по охране торговых площадей или складов, то здесь налицо расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Для их отражения предназначен счет 93. Этот же счет вы можете использовать, если осуществляете расходы на охрану грузов при доставке их в адрес покупателя.

Если сотрудники охранной структуры призваны охранять ваши производственные помещения, то в этом случае речь идет об общепроизводственных расходах (п. 16 П(С)БУ 16). Для их отражения служит счет 91.

Расходы на охрану объектов социального назначения и обслуживающих хозяйств относим к прочим операционным расходам (п. 20 П(С)БУ 16) с отражением на счете 94.

А что, если охранную фирму вы привлекли, чтобы обеспечить охрану строящегося объекта, который будете впоследствии учитывать как необоротный актив? Тогда «охранные» расходы увеличат первоначальную стоимость этого объекта (п. 8 П(С)БУ 7). До момента ввода объекта в эксплуатацию вы относите эти расходы на счет 15 «Капитальные инвестиции».

Если вы — строительная организация (подрядчик), то расходы на охрану объекта, который строите, попадут у вас в состав прочих операционных расходов (п. 5.9 приложения 1 к Методическим рекомендациям по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минрегионстроя от 31.12.2010 г. № 573).

Может быть и так, что вам приходится охранять объект основных средств, находящийся на консервации. В этом случае «охранные» расходы следует отражать в составе прочих расходов деятельности (п. 29 П(С)БУ 16) на субсчете 977.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Затраты на охрану имущества предприятие вправе включить в состав своих налоговых расходов при условии, что охраняемый объект оно использует в хозяйственной деятельности.

Такие расходы, как и в бухгалтерском учете, должны отражаться в зависимости от назначения объекта:

— либо как общепроизводственные расходы (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— либо как административные расходы (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— либо как расходы на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ);

— либо как прочие операционные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью (п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ).

Хотя у специалистов Миндоходов по этому поводу свое мнение. Они считают, что затраты на охрану производственных помещений включаются в налоговые расходы на основании п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ как административные расходы (см. письмо от 01.04.2012 г. № 6436/6/15-1415). Здорово, конечно, что контролеры в принципе подтвердили налоговорасходность этих затрат, но вот насчет их статуса они все-таки перемудрили.

На наш взгляд, рассматривать такие затраты как затраты на содержание основных средств общехозяйственного назначения, если в бухучете им задано общепроизводственное направление, не стоит.

Ведь административные, а также сбытовые и прочие операционные расходы предприятие признает в качестве налоговых в том отчетном периоде, в котором они осуществлены, согласно правилам ведения бухучета (п. 138.5 НКУ). То есть по услугам, связанным с охраной объектов общехозяйственного (административного), сбытового и прочего операционного назначения, это произойдет в том периоде, в котором подписан документ, подтверждающий факт предоставления этих услуг.

А вот затраты на охрану, которые отнесены к общепроизводственным расходам, после распределения (п. 138.8 НКУ) войдут в налоговую себестоимость. В ее составе они попадут в налоговые расходы в периоде реализации изготовленной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, одновременно с признанием дохода от такой реализации (п. 138.4 НКУ).

Поэтому лучше классифицировать «охранные» расходы правильно — в унисон с бухучетом, что призывает делать и п. 138.5 НКУ

Приятно, что в состав налоговых расходов попадают и затраты на охрану объектов основных средств, находящихся на консервации. Об этом свидетельствуют абзац второй п. 144.2 НКУ и консультации миндоходовцев в подкатегориях 102.09.01 и 102.09.04 БЗ.

Расходы на охрану строящегося объекта — будущего необоротного актива увеличивают его первоначальную стоимость на основании п. 146.5 НКУ.

Налог на добавленную стоимость. Предприятие, которое пользуется услугами охранной структуры, имеет право отнести суммы «входного» НДС по ним в состав своего налогового кредита. Разумеется, если такие услуги связаны с хоздеятельностью.

Для отражения налогового кредита у предприятия должна быть налоговая накладная.

Пример. Для охраны магазина (физическая охрана) предприятие на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 978 ГКУ, пользуется услугами охранного агентства. Стоимость охранных услуг в месяц — 5400 грн. (в том числе НДС 20 % — 900 грн.).

В бухгалтерском и налоговом учете данные операции предприятие отражает следующими записями:

Учет расходов на охрану предприятия охранным агентством

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Получены услуги от охранного агентства по охране магазина (подписан акт предоставленных услуг)

93

631

4500

4500

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости охранных услуг при наличии налоговой накладной

641

631

900

3

Оплачены охранные услуги

631

311

5400

4

Отнесена на финансовый результат стоимость охранных услуг

791

93

4500

 

Таким же образом предприятие отражает в своем учете и затраты на физическую охрану арендованного имущества. А вот о том, как обстоят учетные дела с оборудованием помещения охранной сигнализацией, вы можете прочитать на с. 26 этого номера.

Далее обсудим, как поступать, если вы решили организовать охрану предприятия собственными силами.

 

выводы


img 1
 
 
  • Субъектом охранной деятельности может быть субъект хозяйствования любой формы собственности, созданный и зарегистрированный на территории Украины, который осуществляет охранную деятельность на основании лицензии.

  • Субъект охранной деятельности предоставляет заказчику услуги по охране на основании письменного гражданско-правового договора.

  • Затраты на охрану предприятие включает в состав своих налоговых расходов при условии, что охраняемый объект оно использует в хозяйственной деятельности.

  • Суммы «входного» НДС по охранным услугам предприятие имеет право отнести в состав своего налогового кредита.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше