Темы статей
Выбрать темы

Самоохрана... или Охраняем предприятие собственными силами

Редакция НиБУ
Статья

Самоохрана… или Охраняем предприятие собственными силами

Иногда вместо услуг охранного агентства предприятие может избрать другой надежный вариант: обзавестись собственной службой охраны и охранять свое имущество самостоятельно. Ведь сторонняя охрана — хорошо, а своя, родная — лучше! Если вы все чаще и чаще стали подумывать об этом и уже настроены решительно, мы подскажем, как все организовать и учесть в таком случае.

Людмила Солошенко, налоговый эксперт

 

Универсальных рецептов, конечно же, нет, но обычно ключевыми решающими факторами в этом случае оказываются территория предприятия, объем занимаемых площадей, а также ценность расположенного на них имущества. В зависимости от этого охранные обязанности могут выполнять один либо несколько охранников или даже целая служба охраны. В любом случае для начала потребуется утвердить должностную инструкцию охранника, а при многочисленности охранного персонала — также приказ и Положение об охранной службе.

Профессия — охранник

img 1Охранники должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в Справочнике № 336 (п. «115. Охранник»). Причем для соответствия Закону № 4616 некоторые изменения в них (в большей степени в части присваиваемых разрядов, количество которых для охранников сократили с 6 до 4) были внесены приказом Минсоцполитики от 25.09.2013 г. № 621. Заметим также, что квалификационные требования к сторожам (если и их возьмет на службу предприятие), предъявляемые в гораздо меньшем объеме, чем к охранникам, содержатся в п. «137. Сторож» того же Справочника № 336.

Хотя взрастить (обучить) охранников из собственных работников работодатель может и самостоятельно. Такое обучение может быть формальным и неформальным (ч. 5 ст. 6 Закона Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.2012 г. № 4312-VI).

Формальное обучение работников рабочим профессиям (в числе которых и охранники, включенные в раздел 2 «Профессии рабочих» Справочника № 336) может осуществляться непосредственно у работодателя или организовываться на договорных условиях в профессионально-технических учебных заведениях, высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе субъектами охранной деятельности. По результатам такого обучения работнику выдается документ об образовании установленного образца (т. е. согласно постановлению КМУ «О документах об образовании и ученых званиях» от 12.11.97 г. № 1260).

Неформальное профессиональное обучение работников осуществляется с их согласия непосредственно у работодателя по его решению и за счет его средств с учетом нужд собственной хозяйственной или другой деятельности. По результатам неформального обучения выдается справка с указанием в ней профессии (специальности), по которой осуществлялось обучение, и сроков обучения.

Однако знайте: «неформальный» вариант окажется немного хлопотным. Ведь результаты неформального обучения профессии охранника (с разрядом 1 — 2) придется подтверждать. Причина — охранники (перво-/второразрядники) включены в Перечень рабочих профессий, по которым осуществляется подтверждение результатов неформального профессионального обучения лиц по рабочим профессиям, утвержденный приказом Минсоцполитики Украины от 23.12. 2013 г. № 886.

Саму же процедуру подтверждения определяет Порядок подтверждения результатов неформального профессионального обучения лиц по рабочим профессиям, утвержденный постановлением КМУ от 15.05.2013 г. № 340. Он предусматривает, что подтверждением квалификации занимаются службы занятости, сотрудничающие в связи с этим с субъектами подтверждения. В итоге, пройдя все формальности подтверждения, лицо получит свидетельство о присвоении рабочей квалификации. Ну а расходы, связанные с подтверждением квалификации, профинансирует работодатель. В учете предприятия такие суммы вместе с расходами на обучение работников попадут в расходы (подробнее об обучении работников и всех учетных тонкостях читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 67).

Добавим, что эти же способы обучения охранников (формальное и неформальное) упоминаются и в характеристиках присваиваемых им разрядов (см. п. «115. Охранник» Справочника № 336).

Нужна ли лицензия?

Итак, вы уже в курсе, что охранная деятельность подлежит лицензированию (см. с. 6). В связи с этим может возникнуть вопрос: понадобится ли лицензия для охраны своего имущества собственными силами?

Нет, лицензия здесь не нужна, поскольку такие действия охранной деятельностью не являются. Ведь услуги по охране собственности и граждан (на основании письменно заключенного договора охраны) в данном случае никто никому не предоставляет. То есть об осуществлении охранной деятельности речи не идет. А охрану в данном случае обеспечивают непосредственно работники предприятия — сторожа и охранники. Для них это обычная трудовая деятельность. Ведь их в таком случае оформляют на работу в общем порядке — заключая трудовой договор и внося записи в трудовую книжку (подробнее об оплате их труда читайте в статье на с. 17). Так что на счет лицензии волноваться не стоит — под лицензирование этот случай не подпадает.

Кстати, в далеком прошлом на это обращал внимание и Госкомпредпринимательства (письма от 14.04.2003 г. № 2197 и от 23.07.2004 г. № 5041), отмечая, что требования о получении лицензий касаются юрлиц и физлиц — субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении ими охранных услуг.

А вот функционирование внутренних служб охраны относится к хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, с предоставлением услуг не связано, поэтому получения лицензии не требует

Обязателен ли для охранников медосмотр?

Напомним, обязательные медосмотры: (1) предварительные (при приеме на работу) и (2) периодические (в течение трудовой деятельности) проводятся для работников, занятых на работах:

— тяжелых;

— с вредными и опасными условиями труда;

— где существует необходимость в профессиональном отборе.

Того требуют ст. 169 КЗоТ и ст. 17 Закона об охране труда. Причем такие обязательные медосмотры проводятся за счет работодателя (подробнее об учете расходов на проведение обязательных медосмотров вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75, с. 44, а также в спецвыпуске «Охрана труда на предприятии», 2012, № 6).

В свою очередь, процедура проведения обязательных медицинских осмотров работников определена Порядком № 246. В приложении 5 к нему в перечне работ, выполнение которых требует обязательного предварительного (периодического) медосмотра, работа охранником не значится. Правда, туда в то же время включены работы в военной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах и других учреждениях и службах, которым разрешено носить и применять огнестрельное оружие. Но это все же «редкий» случай, простых охранников не затрагивающий. И проходить обязательный медосмотр обычным охранникам не нужно.

Поэтому если, к примеру, добровольный (с инициативы охранников/предприятия) медосмотр захочет медучреждению оплатить работодатель, то отразить расходы по нему (скажем, на основании «трудоохранного» п.п. «є» п.п. 138.8.5 НКУ) у предприятия не получится.

Хотя если оговорку на счет медосмотров сделать в трудовом (коллективном) договоре, расходы на него окажутся зарплатой (т. е. финансированием личных нужд и выплатами индивидуального характера согласно п.п. 2.3.4 Инструкции № 5). Тогда появятся «зарплатные» расходы (ст. 142 НКУ). Но вместе с ними и необходимость начисления/удержания (как с зарплаты) ЕСВ. К тому же проводимый «в счет зарплаты медосмотр» может добавить предприятию в учете бартерных последствий. Подробнее об этом см. материал в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 91, с. 13.

Возможно из-за этого спокойней покажется «зарплатно-премиальный» вариант. Когда работники-охранники получат премию (п. 2.3 Инструкции № 5), за счет которой все расходы, связанные с медосмотром, будут оплачивать медучреждению уже самостоятельно. Либо вообще (в силу привлекательной «налоговой» беспоследственности) вариант с предоставлением работникам-охранникам нецелевой благотворительной помощи (подробнее о которой вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 18, с. 15).

Одежда охранников

Облачая персонал охраны в обмундирование, прежде всего имейте ввиду: форменной одеждой оно не является.

Ведь форменной одеждой обеспечиваются должностные лица органов государственной власти и лица, находящиеся на государственной службе. Тем самым форменная одежда призвана выделить работников определенной отрасли (вида деятельности) или же занимаемой должности среди прочих лиц. Так, например, форменную одежду имеют работники органов внутренних дел, таможенной и налоговой службы, а также работники некоторых отраслей (в частности, работники железнодорожного транспорта). В связи с этим виды и перечни такой форменной одежды, а также нормы выдачи устанавливаются КМУ и отраслевыми министерствами. В них охранников нет. Более того, учтите: использовать, например, элементы символики и форменной одежды, принадлежащие органам МВД, а также другим правоохранительным органам и воинским формированиям, запрещено даже «профессиональным» субъектам охранной деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона № 4616, п.п. 4.2.3 Лицензионных условий № 365). Так что одежда охранников к форменной одежде не относится.

Вместе с тем заметьте для себя другой момент. Работники вредных производств — занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнениями или неблагоприятными метеорологическими условиями бесплатно в пределах установленных норм должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (ст. 163 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда). При этом порядок обеспечения работников спецодеждой регулируется Положением № 53, а нормы бесплатной ее выдачи (отраслевые и общие) утверждаются отдельными нормативно-правовыми актами — приказами.

Так, в «общих» Нормах № 62 (см. п. 104 и п. 114) некоторые виды спецодежды полагаются в том числе сторожам и охранникам. Для охранников это, например: костюм ЗМи (защитный от загрязнений и истираний), берет (З), полуботинки (ЗМиСМ), а для работы зимой — куртка и штаны утепленные (ТнМи), сапоги, шапка, рукавицы.

Поэтому выдаваемые охранникам и сторожам такие виды одеяния учитывают как спецодежду

То есть отражают в учете в зависимости от стоимости и срока ее службы (последний согласно Нормам № 62 зависит от вида одежды и составляет 12, 24 и 36 месяцев).

А потому в бухгалтерском учете спецодежду, срок службы которой не превышает 1 год, включают в состав запасов — малоценных быстроизнашивающихся предметов (зачисляют на счет 22).

А спецодежду, сроком службы более 1 года:

— стоимость которой не превышает установленного стоимостного критерия (обычно и в налоговом, и в бухгалтерском учете — 2500 грн.), учитывают как малоценные необоротные материальные активы (субсчет 112);

— стоимость которой превышает установленный стоимостной предел (2500 грн.), зачисляют в состав основных средств (субсчет 109) или прочих необоротных материальных активов (субсчет 117).

При этом стоимость «долгосрочной» спецодежды подлежит амортизации. Ее начисление показывают по направлениям затрат (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 131, 132).

В налоговом учете расходы на обеспечение охранников спецодеждой (в пределах утвержденных норм бесплатной выдачи) предприятие имеет право отнести в налоговые расходы на основании абзаца первого п.п. 140.1.1 НКУ. При этом расходы формируют также по направлениям затрат. То есть в зависимости от того, какие из объектов охраняются, включают их в состав:

— общепроизводственных расходов (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ);

— прочих операционных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью (п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ).

Хотя налоговики почему-то относительно охраны говорят только о возможности отражения административных расходов, причем даже в случае, когда охраняются производственные помещения (письмо ГНСУ от 01.04.2012 г. № 6436/6/15-1415). Однако такой подход нам видится некорректным. На наш взгляд, расходы на охрану должны учитываться по направлениям затрат — в зависимости от того, какие объекты охраняются (подробнее об этом читайте на с. 8).

Сумма «входного» НДС по спецодежде включается в налоговый кредит. Подробнее о спецодежде читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 103, с. 30, а также в спецвыпуске «Охрана труда на предприятии», 2012, № 6.

Организация питания охранников (микроволновка, холодильник, чайник…)

По долгу службы перерывов в работе (на отдых и питание) охранникам не устанавливают. Но в таком случае работодатель должен соблюдать требования ст. 66 КЗоТ и предоставить охранникам возможность приема пищи в течение рабочего времени. Для этого приказом по предприятию (по согласованию с профсоюзом) необходимо утвердить перечень работ (должностей), порядок и место приема пищи.

Также важно создать условия и надлежащим образом обустроить место для питания. И здесь уже без холодильника, чайника, микроволновки никак не обойтись. Ведь приобретение такой бытовой техники неразрывно сопряжено с возможностью выполнения охранниками трудовых обязанностей и необходимо для хранения и подогрева ими пищи во время несения службы. Поэтому расходы на покупку таких электроприборов считаются связанными с хозяйственной деятельностью. А значит, они по всем правилам могут быть отражены в налоговом учете. И здесь уже все будет зависеть от их стоимости:

— если она окажется свыше 2500 грн., то в налоговом учете объекты считаются объектами основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ). И их (как приборы) зачисляют в группу 6:

— если их стоимость не превысит 2500 грн., то в налоговом учете объекты относят к малоценным необоротным материальным активам с зачислением в одноименную группу 11.

В налоговом учете такие долгосрочные объекты подлежат амортизации в порядке, оговоренном ст. 145 НКУ. Причем обычно для избежания расхождений аналогичным образом их учитывают и в бухгалтерском учете (установив и в бухучете тот же разграничивающий стоимостный критерий в «2500 грн.»).

Сумму начисленной по ним амортизации включают в расходы по направлениям затрат

То есть относят на расходы (общепроизводственные, административные, сбытовые или прочие операционные) в зависимости от того, какие помещения охраняются. Сумма «входного» НДС по ним на общих основаниях включается в налоговый кредит.

Причем препятствий со стороны проверяющих тому быть не должно. Ведь с такими расходами для охранников контролирующие органы соглашались и прежде, признавая возможность «налоговой» амортизации таких объектов еще в письме ГНАУ от 14.01.2002 г. № 256/6/15-1216, а впоследствии и в консультации из подкатегории 102.07.20 БЗ (правда, на сегодня она утратила силу).

Подробнее о порядке учета расходов на приобретение указанных объектов вы можете узнать из спецвыпуска «Основные средства на предприятии», 2012, № 10, с. 51.

Оплата спортзала для охранников

С тем, что охранникам по долгу службы всегда следует быть в спортивной форме — не поспоришь. Да что уж говорить! Такие требования заложены самой профессией. Ведь сам Справочник № 336 устанавливает: охранник должен принимать меры по отражению нападений путем использования служебной собаки, огнестрельного оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны с использованием вспомогательных орудий и физической силы. А потому регулярная спортподготовка для охранников — вещь необходимая.

С учетом этих обстоятельств оплату (аренду) спортзала (бассейна, стрелкового клуба) для охранников можно расценивать как связанную с хозяйственной деятельностью. Конечно, при условии, что сами охраняемые объекты (здания, офисы, склады и пр.) также используются в хоздеятельности. В таком случае сама обязанность посещать спортивный зал (причем в рабочее время) должна быть закреплена за охранниками в должностной инструкции. Тогда расходы на посещение спортзала охранниками, обусловленные выполнением должностных обязанностей и трудовой функции, будут считаться связанными с хозяйственной деятельностью.

Расходы на оплату спортзала для охранников учитывают по направлениям затрат (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 685). То есть включают в состав общепроизводственных расходов (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ), административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ), расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ) или прочих операционных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ) — в зависимости от того, какие из объектов (помещений) службой охраны охраняются.

А если абонемент предприятие, скажем, оплатило наперед (за квартал, полугодие или год), то будущие расходы сперва показывают на счете 39 (Дт 39 — Кт 685). А после постепенно (ежемесячно), исходя из актов предоставленных услуг, признают расходами периода (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 39).

Сумма «входного» НДС по ним по первому событию включается в налоговый кредит. Также учтите: для предприятия затраты на спортзал — это обычные расходы, связанные с деятельностью. Поэтому НДФЛ с охранников в таком случае удерживать не нужно.

Ну а теперь учет расходов на содержание охранной службы обобщим в таблице (суммы приводятся условные):

Учет расходов на содержание службы охраны

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение спецодежды

1

Оприходована приобретенная спецодежда:

— сроком службы 12 месяцев

22

631

700

— сроком службы 24 и 36 месяцев

153

631

1500

112

153

1500

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

440

Перечислена оплата поставщику за спецодежду

631

311

2640

Выдана охранникам спецодежда:

— сроком службы 12 месяцев

91, 92, 93, 94

22

700

700*

— сроком службы 24 и 36 месяцев (при выдаче начислена амортизация в размере 100 %, п. 27 П(С)БУ 7, п.п. 145.1.6 НКУ)

91, 92, 93, 94

132

1500

1500*

Приобретение бытовых электроприборов (холодильника, чайника, микроволновой печи)

2

Оприходованы и введены в эксплуатацию приобретенные для службы охраны:

— холодильник

152

631

4000

106

152

4000

— чайник

153

631

100

112

153

100

— микроволновая печь

153

631

600

112

153

600

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

940

Перечислена оплата продавцу за электроприборы

631

311

5640

Переданы в эксплуатацию (при передаче начислена амортизация в размере 100 %, п. 27 П(С)БУ 7, п.п. 145.1.6 НКУ):

— чайник

91, 92, 93, 94

132

100

100*

— микроволновая печь

91, 92, 93, 94

132

600

600*

Начислена амортизация по холодильнику

91, 92, 93, 94

131

сумма амортизации

сумма амортизации*

Оплата спортзала (бассейна, стрелкового клуба) для охранников

3

Перечислена предоплата за спортзал (бассейн, стрелковый клуб)

371

311

1680

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

280

Отражены расходы (на основании акта предоставленных услуг)

91, 92,
93, 94

631

1400

1400*

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

280

Отражен зачет задолженности

631

371

1680

*Общепроизводственные расходы после распределения (п. 138.8 НКУ) включаются в налоговую себестоимость, в составе которой относятся в налоговые расходы в периоде реализации изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, одновременно с признанием доходов от продажи (п. 138.4 НКУ).

 

Итак, организационные моменты позади. Теперь коснемся трудовых вопросов и выясним, как же оплачивать работникам-охранникам их труд? Ведь здесь полным-полно своих нюансов.

 

выводы


img 2
 
 
  • На охрану имущества собственными силами лицензия не нужна.

  • Обязательный медосмотр для охранников не предусмотрен.

  • С оглядкой на Нормы № 62 охранникам должны бесплатно выдаваться некоторые виды спецодежды.

  • Расходы на обеспечение охранников бытовыми электроприборами (холодильником, чайником, микроволновкой), а также оплату спортзала для спортподготовки предприятие имеет право отразить в налоговом учете.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше