Темы статей
Выбрать темы

Налоговый спор предприятия в суде. Договор аренды земли — первоисточник для определения размера арендной платы

Редакция НиБУ
Статья
img 1

аренда земли

img 2

Договор аренды земли — первоисточник для определения размера арендной платы

Спор, предлагаемый сегодня вашему вниманию, уважаемые читатели, что называется «с бородой». Причем мы имеем в виду не конкретное дело, по которому принято публикуемое сегодня решение ВСУ, а принципиальные разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу исчисления арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Истоки этих разногласий — еще в «докодексном» налогово-земельном законодательстве, которым в далеком 2005 году были введены минимальные и максимальные ограничения величины годовой арендной платы за земельные участки указанных форм собственности. С тех пор такие ограничения многократно менялись, но все же благополучно пережили так называемую налоговую реформу и перекочевали в п. 288.5 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). И все это время контролеры предъявляли к арендаторам необоснованные претензии насчет необходимости самостоятельного увеличения размера годового арендного платежа до минимального, даже если стороны договорились о меньшей сумме. Многие соглашались и платили. Некоторые шли в суд. Давайте посмотрим, на чьей он стороне в такого рода спорах.

Суть спора

Предприятие — арендатор земельных участков коммунальной собственности (истец) в полном объеме уплачивало арендную плату за землю в размере, установленном договором аренды. Тем не менее в ходе проверки контролирующий орган (ответчик) доначислил налоговые обязательства по плате за землю и применил штрафные санкции якобы за недоплату этого налога. Истец такие действия налоговиков счел противоправными и обратился за защитой своих нарушенных прав в суд.

Заметим, что подобные споры с налоговыми органами — не редкость. Главный вопрос, по поводу которого они возникают, какой документ — договор об аренде земельного участка или НКУ — имеет приоритет при определении размера арендной платы за земли государственной или коммунальной формы собственности. И хотя на момент проверки предприятия действовали нормы ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161XIV (далее — Закон № 161), выводы, сделанные служителями Фемиды по этому делу, вполне можно распространять на споры, основанные на правоприменении п. 285.1 НКУ, в силу полной аналогии указанных норм.

К сожалению, судебные решения первой и апелляционной инстанций были приняты не в пользу налогоплательщика, но на этапе их кассационного обжалования в Высшем админсуде справедливость была восстановлена. Налоговый орган, в свою очередь, обратился в Верховный Суд Украины за пересмотром решения суда кассационной инстанции по мотивам неодинакового применения ВАСУ одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.

Позиция налоговых органов

Естественно, проверяющие всегда настаивали на том, что приоритет в любом случае следует отдавать законодательным нормам, устанавливающим минимальный размер арендной платы. При этом ими напрочь игнорировалось то, что отношения аренды земли опосредуются в первую очередь договором аренды, одним из существенных условий которого является размер арендной платы (см. ст. 15 Закона № 161). Объяснялся такой подход очень просто: поскольку речь идет о налоговом обязательстве (если кто забыл, напоминаем, что арендная плата за госкоммземлю — общегосударственный налог), то никакие договорные соглашения не могут превалировать над предписаниями налогового законодательства.

Более того, по убеждению налоговиков, арендатор обязан самостоятельно отслеживать соответствие размера арендной платы законодательно установленному минимальному ее пределу, и если годовая сумма платежа определена в договоре аренды в меньшем размере — доплачивать до законодательного минимума.

Современной квинтэссенцией такого подхода являются выводы одной из консультаций* Базы знаний в подкатегории 112.05: «Учитывая нормы ст. 1 НКУ, предусматривающей, что НКУ определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, годовая сумма платежа, подлежащая перечислению в бюджет субъектами хозяйствования, арендующими земельные участки государственной и коммунальной собственности, определяется в соответствии с условиями договора, но с учетом требований п.п. 288.5.1 НКУ, т. е. не может быть меньше:

— для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного разд. ХІІІ НКУ;

— для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного разд. ХІІІ НКУ».

* Действующей, кстати, и по сей день, несмотря на комментируемое судебное решение, в котором ВСУ (признаемся, забегая наперед) встал на сторону налогоплательщиков.

Решение дела судом

Как было уже сказано, окружной и апелляционный админсуды, рассматривавшие это дело, пошли на поводу у налоговиков и признали их правоту. А вот у ВАСУ, т. е. кассационной судебной инстанции, окончательно выработанного подхода к таким спорам не было: по этому конкретному делу он принял сторону налогоплательщика, а по некоторым другим аналогичным — сторону контролеров. Как известно, в таком случае последнее слово за Верховным Судом Украины, правовая позиция которого должна лечь в основу всей дальнейшей судебной практики. Об этом недвусмысленно говорится в ч. 1 ст. 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

img 3Итак, ВСУ отметил, что договор аренды земли является гражданско-правовым, следовательно, ему присущи такие признаки, как свобода договора, обязательность его выполнения сторонами и т. п. При этом субъект властных полномочий, который не является участником договора, не может осуществлять властные управленческие функции путем вмешательства во взаимоотношения сторон договора. В то же время такой субъект имеет право контролировать полноту выполнения договора и соответствие его условий действующему законодательству.

Что касается непосредственно арендной платы за землю, то Верховный Суд специально подчеркнул недопустимость ее безусловного доначисления налоговиками в случае каких бы то ни было законодательных изменений в порядке ее исчисления. Такие изменения являются лишь основанием для пересмотра установленного размера арендной платы путем внесения соответствующих корректив в договор аренды земли его участниками и не влечет автоматического увеличения договорной величины арендной платы.

Другими словами, ВСУ согласился с тем, что на правоотношения по аренде земли, в том числе и земельных участков государственной и коммунальной собственности, в первую очередь необходимо распространять действие специального Закона № 161 и гражданского законодательства в целом. Статус арендной платы как общегосударственного налога лишь позволяет налоговым органам контролировать его своевременную уплату (а не устанавливать произвольные правила ее исчисления) и применять соответствующие положения налогового законодательства, касающиеся, в частности, порядка предоставления отчетности и ответственности налогоплательщиков. При этом следить за своевременным приведением договорной суммы арендной платы к ее минимальному размеру, установленному законодательством, налоговикам не возбраняется, но это должно происходить по общей процедуре, регулирующей внесение изменений в условия гражданско-правового договора.

Кстати, по большому счету такой же была и позиция ВХСУ, высказанная им в свое время в постановлении пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений» от 17.05.2011 г. № 6 (см. п. 2.19). В соответствии с ней арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой, а потому законодательное изменение предельного размера этой платы может быть основанием для пересмотра арендной платы, установленной условиями договора. Само собой разумеется, такой пересмотр должен происходить путем внесения необходимых изменений в договор аренды земли в установленном порядке.

Мнение редакции

Полагаем, дополнительно объяснять позицию ВСУ смысла нет — все сказано предельно ясно. Не будем также бить себя в грудь, восклицая о том, что высшая судебная инстанция страны привела, по сути, те же аргументы в защиту арендаторов госкомземли, которые наши преданные читатели хорошо знают из многочисленных публикаций своего любимого издания. В конце концов, важно не это, а то, что справедливость восторжествовала. Вот только что-то нам мешает сказать — «окончательно восторжествовала». Не та ли Обобщающая налоговая консультация (см. на с. 5), где Миндоходов снова пытается протащить идею внедоговорного регулирования арендной платы?..

 

Материал подготовил Игорь Хмелевский,

налоговый эксперт

 

 

Верховный Суд Украины

Постановление от 11 июня 2013 года по делу № 21-166а13

(извлечение)

Коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины <…>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску частно-арендного сельскохозяйственного предприятия «В» (далее — Предприятие) к ГНИ об отмене налоговых уведомлений-решений, постановила:

В июне 2011 года Предприятие обратилось в суд с иском, в котором просило отменить налоговые уведомления-решения от <…> №№ <…> (далее — налоговые уведомления-решения) на сумму <…> соответственно.

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что арендную плату за земельные участки он уплачивал в соответствии с условиями заключенных с сельскими советами договоров, которые в течение периода, проверявшегося ответчиком, были действующими и не изменялись, поэтому оснований для увеличения размера арендной платы у истца не было, из-за чего налоговое обязательство по арендной плате налоговый орган определил неправомерно.

<…>

Полтавский окружной административный суд постановлением от 11 октября 2011 года, оставленным без изменений определением Харьковского апелляционного административного суда от 17 января 2012 года, в удовлетворении иска отказал.

Суд первой инстанции, с выводом которого согласился и апелляционный суд, мотивировал свое решение тем, что арендная плата является формой налога на землю, взимание платы за землю является сферой регулирования налогового законодательства, поводом для увеличения минимального размера арендной платы за землю произошло не в связи с волеизъявлением сторон договора, а изменением ставки налога в соответствии с законом, то необходимость уплаты земельного налога в новом размере возникла у истца независимо от внесения изменений в договоры аренды.

Высший административный суд Украины постановлением от 19 июля 2012 года отменил решения судов предыдущих инстанций в части отказа в удовлетворении иска об отмене налоговых уведомлений-решений от <…> № <…>; в этой части иск удовлетворил: указанные налоговые уведомления-решения отменил.

Отменяя решения судов предыдущих инстанций и удовлетворяя иск, кассационный суд пришел к выводу, что изменение размера земельного налога согласно Закону Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 309-VI) является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы путем внесения соответствующих изменений в договор аренды земли его участниками, однако не влечет автоматического повышения размера арендной платы, установленного в договоре аренды.

В заявлении о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего административного суда Украины от 19 июля 2012 года по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС), ГНИ просит указанное выше постановление суда кассационной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в этот же суд.

В обоснование мотивов пересмотра судебного решения ГНИ сослалась на неодинаковое применение судом кассационной инстанции части четвертой статьи 21 Закона Украины от 6 октября 1998 года № 161-XIV «Об аренде земли» (далее — Закон № 161-XIV), с изменениями, внесенными Законом № 309-VI, а также приложила копию определения Высшего административного суда Украины от 11 июля 2012 года (дело № К/9991/80742/11), которое, по мнению заявителя, подтверждает неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях. Из содержания указанного определения усматривается, что кассационный суд в подобных правоотношениях пришел к следующему выводу: ссылки истца на то, что изменение условий договора аренды земельного участка относительно размера арендной платы может осуществляться только по соглашению сторон, являются необоснованными, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности относится к общегосударственным налогам и сборам, порядок начисления и уплаты которой регламентирован положениями специальных законов. Учитывая это, положения договора аренды земельного участка, противоречащие указанным законам, применяться не могут.

Коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление ГНИ о пересмотре обжалуемого решения Высшего административного суда Украины не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Субъектами права собственности на землю в соответствии с пунктом «б» статьи 80 Земельного кодекса Украины (далее — ЗК) являются, в частности, территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности.

В соответствии с частями первой и второй статьи 83 ЗК земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится, в частности, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с этим Кодексом (пункт «в» статьи 12 ЗК).

Согласно статье 2 Закона Украины от 3 июля 1992 года № 2535-XII «О плате за землю» (далее — Закон № 2535-XII) использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Предельный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, установлен Законом № 161-XIV и является обязательным при заключении соответствующих договоров.

В соответствии с частью первой статьи 21 этого же Закона арендная плата — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Основанием начисления земельного налога в соответствии со статьей 13 Закона № 2535-XII являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

Согласно части четвертой статьи 21 Закона № 161-XIV, с изменениями, внесенными Законом № 309-VI, годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения размера земельного налога, устанавливаемого Законом Украины «О плате за землю»; для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого Законом Украины «О плате за землю».

В то же время в соответствии с пунктом 13 Типового договора аренды земли, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 марта 2004 года № 220, редакция которого также изложена в пункте раздела «Арендная плата» договоров аренды земли, заключенных истцом с поселковым советом, предусмотрен пересмотр размера арендной платы в случае, в частности, изменения размеров земельного налога, повышения цен, тарифов, в том числе в результате инфляции.

Согласно пункту 8 части первой статьи 14 Закона Украины от 25 июня 1991 года № 1251-XII «О системе налогообложения», к общегосударственным платежам относятся такие налоги и сборы (обязательные платежи), как плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности).

Предписаниями статьи 21 Закона № 161-XIV и статьи 8 Закона № 2535-XII законодатель предусмотрел внесение изменений в размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности.

Статьей 30 Закона № 2535-XII установлено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия по изменению условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.

При этом статьей 654 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что изменение договора совершается в той же форме, что и изменяемый договор, если иное не установлено договором или законом либо не следует из обычаев делового оборота.

Вместе с тем следует заметить, что государственная налоговая служба в соответствии со статьей 2 Закона Украины от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» была наделена полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством, однако инициативой вносить изменения в договоры аренды земли согласно предписаниям статей 12, 80, 83 ЗК, статьи 21 Закона № 161-XIV, статьи 30 Закона № 2535-XII наделена одна из сторон этих договоров, которой по рассматриваемому делу является поселковый совет — орган местного самоуправления, через который соответствующей территориальной громадой реализовано право собственности на переданные в аренду земельные участки, находящиеся в коммунальной собственности.

Договор аренды земли является гражданско-правовым, а следовательно, ему присущи такие признаки, как свобода договора, обязательность его выполнения сторонами и т. п. Субъект властных полномочий, не являющийся участником договора, не может осуществлять властные управленческие функции путем вмешательства в отношения сторон договора, однако имеет право контролировать принадлежность выполнения договора и соответствие его условий действующему законодательству Украины, в частности следить, чтобы такие условия не противоречили интересам громады. Если же договор связан с уплатой налогов и, по мнению субъекта властных полномочий, направлен на уклонение от их уплаты, последний с помощью административных мер уполномочен восстановить публичный порядок.

Таким образом, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины соглашается с выводом Высшего административного суда Украины о том, что хотя изменение размера земельного налога согласно Закону № 309-VI является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы путем внесения соответствующих изменений в договор аренды земли его участниками, указанное не влечет автоматическое изменение условий договора по размеру арендной платы, а следовательно, соответствующее доначисление ГНИ суммы налогового обязательства по арендной плате с применением штрафных санкций по налоговым уведомлениям-решениям.

В соответствии с частью первой статьи 244 КАС Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, ставшие основанием для пересмотра дела, не подтвердились.

Учитывая приведенное и руководствуясь статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

В удовлетворении заявления <…> объединенной государственной налоговой инспекции <…> области Государственной налоговой службы Украины отказать.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части первой статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

Председательствующий В. Кривенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше