Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Услуги банка по РКО: как отражать в Реестре НН?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Услуги банка по РКО: как отражать в Реестре НН?

Банк на основании договора взимает с предприятия плату за расчетно-кассовое обслуживание. Как предприятию следует заполнять графу 4 раздела II Реестра выданных и полученных налоговых накладных, если выписка банка, на основании которой отражаются расходы на оплату услуг банка, не содержит номера документа?

(г. Житомир)

Наш ответ таков: услуги банка по расчетно-кассовому обслуживанию (далее — РКО) мы бы вообще не включали в Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр). Будьте спокойны — в этом нет ничего революционного!

Все дело вот в чем. Действительно, плательщики обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению, а также не являющихся объектами налогообложения и освобожденных от налого­обложения (п. 201.14 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее – НКУ). При этом сводные результаты такого учета отражают в декларации по НДС (п. 201.15 НКУ).

А вот в Реестр, как следует из этого же п. 201.15 НКУ, должны попадать только налоговые накладные и, разумеется, расчеты корректировки к ним. О других документах там речи нет.

К тому же такие услуги не являются объектом обложения НДС (п.п. 196.1.5 НКУ) и на них не выписывается налоговая накладная.

Не влияют эти суммы и на расчет 300-тысячного объема в целях НДС-регистрации, а также на соотношение облагаемых и не облагаемых НДС операций для исчисления доли использования приобретенных товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях согласно ст. 199 НКУ.

Так что, на наш взгляд, плате за РКО не место ни в Реестре банка, ни в Реестре клиента.

Хотя, вполне возможно, вы привыкли вносить в Реестр все операции без исключения, как того требуют налоговики, и хотите подстраховаться на дальнейшее. Тогда имеет смысл записывать в раздел II Реестра и услуги по РКО, руководствуясь п. 1 разд. IV Порядка ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 25.11.2013 г. № 708 (далее — Порядок № 708). В этом пункте сказано, что в разделе II Реестра плательщик НДС отражает не только налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (далее — РК), таможенные декларации, но и другие документы, на основании которых осуществляется учет приобретения товаров/услуг.

Какие же документы являются таковыми в отношении предоставленных банком услуг по РКО? Это банковская выписка или (реже) мемориальный ордер (акт предоставленных услуг).

Если согласно договору плату за РКО банк взимает по окончании месяца на основании мемориального ордера (акта предоставленных услуг), то такие услуги включаются в раздел II Реестра по такому мемориальному ордеру (акту).

Может быть и так, что мемориальные ордера банк не оформляет. Тогда расходы на РКО клиент отражает на основании банковских выписок. Тот факт, что банковская выписка является основанием для отражения расходов по РКО, подтверждают и налоговики в Обобщающей налоговой консультации по использованию банковских выписок как первичных документов, утвержденной приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 583 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 33). Но это при условии, что в ней: (1) указана информация о предоставлении банком услуги РКО; (2) указана сумма операции; (3) заполнены обязательные реквизиты.

В такой ситуации в раздел II Реестра услуги по РКО заносятся по каждой выписке банка. Это подчеркнула ГНСУ в письме от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 93, с. 6).

А как поступать, если выписка банка не содержит номера документа? Какой номер в таком случае вносить в графу 4 раздела II Реестра?

Когда дело касается налоговых накладных, РК и таможенных деклараций, то все просто — в эту графу попадает порядковый номер такой налоговой накладной, РК или регистрационный номер таможенной декларации.

А вот в отношении других документов, на основании которых осуществляется учет приобретения товаров/услуг, контролеры обычно рекомендовали проставлять в графе 4 тот же номер, который плательщик указал в графе 1 «№ з/п» раздела II Реестра. То есть это должен быть порядковый номер, соответствующий порядковому номеру записи в Реестре. Хотя мы считаем, что если и такой «другой» документ содержит порядковый номер, то в графу 4 нужно внести именно этот номер.

В графе 5 «вид документа» проставьте «БО». Но если банк — неплательщик НДС, то здесь имеет смысл проставить «НП». Делать так предписывает п. 2 разд. IV Порядка № 708.

Еще интересный вопрос, который у вас может возникнуть: что вписывать в графу 7 «індивідуальний податковий номер» раздела II Реестра? Ведь налоговой накладной, которая бы предоставляла информацию об ИНН, у вас нет.

Миндоходовцы в консультации, размещенной в подкатегории 101.21 БЗ (на сегодня данная консультация утратила силу), советовали проставлять здесь «0». Однако случается, что сервер Миндоходов по каким-либо причинам не пропускает электронные копии реестров, в которых ИНН поставщика обозначен как «0». Так что лучше в этой графе указывать ИНН банка, если, конечно, банк — плательщик НДС. Узнать его можно, например, в Реестре плательщиков НДС, размещенном на официальном сайте Миндоходов, по коду ЕГРПОУ или по полному наименованию контрагента. Еще такую информацию можно получить в самом отделении банка — она обычно размещена в так называемом «Уголке покупателя».

Если банк не зарегистрирован как плательщик НДС, то в графе 7 нужно проставить условный ИНН «400000000000», как это предлагает делать п. 2 разд. IV Порядка № 708.

Пример. За расчетно-кассовое обслуживание предприятия за январь 2014 года АКБ «Гривня» удержал 31.01.2014 г. комиссию в сумме 800 грн. (без НДС). Основание — банковская выписка от 31.01.2014 г. Предположим, что банк не зарегистрирован плательщиком НДС.

Приведем образец заполнения раздела II Реестра (фрагмент) на с. 43.

Помните, что услуги банка по РКО вы должны записать в декларацию по НДС. Они попадут:

— либо в строку 11.1, если предназначены для использования в рамках хоздеятельности для осуществления операций, которые подлежат обложению НДС по основной или нулевой ставке;

— либо в строку 11.2, если предназначены для использования в рамках хоздеятельности для осуществления операций, которые не являются объектом обложения НДС и/или освобождены от налогообложения, и/или не облагаются НДС;

— либо в строку 14.2, если предназначены для использования не в хоздеятельности.

Также будьте внимательны: в случае заполнения в НДС-декларации строк 11.1, 11.2, 14.2 плательщик теперь обязан расшифровать записанные в этих строках операции в разделе II приложения Д5 к декларации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 16). При этом (важно!) в графе 2 «Постачальник (індивідуальний податковий номер)» данного раздела должна фигурировать та же информация, что и в графе 7 раздела II Реестра.

Поэтому, если в графе 7 раздела II Реестра вы проставили, например, условный ИНН «400000000000», то этот же условный ИНН повторите и в разделе II приложения Д5 к декларации по НДС. Иначе возникнут нестыковки. А ведь их вполне можно избежать. Все в ваших руках!

 

Наталья Белова, налоговый эксперт

 

Фрагмент заполнения раздела II Реестра

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, митна декларація, касовий чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв’язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява та копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку у зв’язку з придбанням таких товарів/послуг, або копії первинних документів, складених відповідно до Закону України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», що підтверджують факт отримання таких товарів/послуг, відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Податкового кодексу України тощо

Загальна сума, включаючи податок на додану вартість

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), ввезення на митну територію України товарів, придбання послуг, включаючи одержання послуг від нерезидента

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до пункту 186.3 статті 186 розділу V Податкового кодексу України за межами митної території України

дата отримання

дата складання

порядковий номер (реєстраційний номер — для митної декларації)

вид документа

постачальник

підлягають оподаткуванню за основною ставкою або ставкою 0 %

звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування

вартість без податку на додану вартість

сума податку на додану вартість

вартість без податку на додану вартість

сума податку на додану вартість

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий номер

вартість без податку на додану вартість

сума податку на додану вартість

вартість без податку на додану вартість

сума податку на додану вартість

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

19

31.01.2014

31.01.2014

19

НП

АКБ «Гривня»

400000000000

800,00

800,00

0

0

0

0

0

0

0

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше