Темы статей
Выбрать темы

«Предъявите ваш...» приказ об учетной политике

Редакция НиБУ
Статья

«Предъявите ваш…» приказ об учетной политике

Разработка учетной политики каждого конкретного предприятия завершается изданием приказа руководителя, в котором фиксируются избранные таким субъектом хозяйствования методы оценки и учетные процедуры.

Содержание, периодичность издания приказа и последствия несоблюдения утвержденной им учетной политики обсудим прямо сейчас.

Татьяна Царевская, налоговый эксперт

 

Выбранные предприятием элементы учетной политики, в отношении которых нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета предусмотрено более одного их варианта, закрепляются путем издания соответствующего распорядительного документа — обычно приказа руководителя. Это касается всех без исключения предприятий, в том числе субъектов малого предпринимательства (п. 1.1 Методрекомендаций № 635). Ведь именно на руководителе по действующему законодательству лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения (ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете). Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается в соответствии с нормами Положения № 1213. При этом текст учетной политики может быть изложен как в самом приказе, так и в приложении к нему.

Особо подчеркнем: в условиях действия НКУ прописанные в приказе об учетной политике положения во многом скажутся на налогово-прибыльном учете доходов и расходов, поэтому его проработку необходимо осуществлять со всей тщательностью.

Приказ об учетной политике: принципы составления

Напомним: приказ об учетной политике должен содержать принципы, методы и процедуры, которые выбраны предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и подачи финансовой отчетности (п. 1.3 Методрекомендаций № 635). Также в нем излагаются конкретные аспекты учетной политики в отношении отдельных хозяйственных операций, объектов учета и статей финансовой отчетности.

Форма распорядительного документа об установлении учетной политики предприятия на нормативном уровне не определена. В то же время, как любой другой внутренний правовой акт каждого конкретного предприятия, издаваемый его руководителем, приказ об учетной политике должен содержать следующие реквизиты:

— наименование предприятия;

— место составления;

— дату документа;

— порядковый номер документа;

— название вида документа;

— заголовок к тексту;

— текст в виде констатирующей (преамбулы) и распорядительной частей;

— подпись руководителя.

До предоставления на подпись руководителю проект приказа визируется всеми заинтересованными должностными лицами.

Особо заметим, что в текст приказа об учетной политике включают только те методы оценки, учета и процедур, которые будут применяться предприятием и относительно которых нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету предусматривают более одного их варианта. Это записано в п. 1 разд. II Положения № 1213 и п. 1.3 Методрекомендаций № 635. Таким образом, требования и нормы, жестко регламентированные бухгалтерской нормативкой (предусмотрен только один вариант), дублировать в приказе об учетной политике нет никакой необходимости. В нем предприятие должно зафиксировать свой выбор среди тех методов учета, применение которых допускает различные варианты.

Как справедливо отмечено в п. 1.3 Методрекомендаций № 635, одновариантные методы оценки, учета и процедур в распорядительный документ включать нецелесообразно

О невключении в приказ об учетной политике предприятия одновариантных методов оценки, учета и процедур говорит также п. 1 разд. II Положения № 1213.

Таким образом, в приказе об учетной политике предприятия нужно четко:

— обозначить выбранные методы оценки и учета, вариантность которых предусмотрена нормативными актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности;

— оговорить варианты элементов учетной политики, учитывая конкретную специфику условий хозяйствования (отраслевую принадлежность, структуру управления, объемы производства и т. п.).

Иначе говоря, при формировании учетной политики в приказе нужно раскрыть учетные методы в зависимости от характера и специфики деятельности предприятия в отношении тех или иных операций и событий его хозяйственной жизни.

Учетная политика, напомним, разрабатывается и утверждается на длительную перспективу и может изменяться только в случаях, предусмотренных П(С)БУ 6 (подробнее об этом скажем далее). В то же время мероприятия по организации бухгалтерского учета на предприятии могут подвергаться корректировкам по собственному усмотрению предприятия в любой момент времени. И хотя п. 1.3 Методрекомендаций № 635 рассматривает учетную политику в качестве элемента системы организации бухгалтерского учета на предприятии, по нашему мнению, приказ об учетной политике следует издавать отдельно от приказа по организации бухучета. Последним, уточним, избирают форму бухгалтерского учета на предприятии с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных; разрабатывают систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций; утверждают правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета и др.

Переиздавать ежегодно приказ об учетной политике нет надобности, так как закрепленные в нем элементы должны базироваться на единых и неизменных методических принципах, применяемых постоянно (из года в год)

В противном случае не будет соблюдаться регламентированный Законом о бухучете один из основных принципов бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности — принцип последовательности. Вполне очевидно, что впоследствии при необходимости в принятый в качестве базисного распорядительный документ об учетной политике можно вносить изменения и дополнения, обусловленные в том числе требованиями принятых и вступающих в силу новых или изложенных в новой редакции национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ).

При всем том законодательно не запрещено предприятию по своему усмотрению издавать приказ об учетной политике ежегодно — в подтверждение неизменности выбранной учетной политики (хотя, повторим, вполне допустимо вносить лишь дополнения либо изменения в уже принятый ранее распорядительный документ).

А вот вновь созданным предприятиям предстоит разработать учетную политику до начала осуществления их хозяйственной деятельности. Причем сделать это нужно таким образом, чтобы первая хозяйственная операция происходила уже после утверждения ее положений соответствующим приказом.

Изменяем приказ об учетной политике

Изменения в приказ об учетной политике предприятия может вносить только лишь его руководитель. При этом обязательным условием для внесения изменений в приказ об учетной политике является пересмотр учетной политики предприятия, который, в свою очередь, возможен только в установленных п. 9 П(С)БУ 6 случаях. А именно:

— когда изменяются уставные требования конкретного предприятия (т. е. в устав внесены изменения, затрагивающие сферу бухгалтерского учета на предприятии);

— когда изменяются требования органа, утверждающего П(С)БУ (речь идет о тех изменениях в нормативные акты, которые вносятся Минфином и требуют дополнения или изменения принятой на предприятии учетной политики);

— если изменения учетной политики обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятия.

Между тем не считается изменением учетной политики ее установление для событий или операций (п. 10 П(С)БУ 6):

— отличных по содержанию от предыдущих;

— не происходивших ранее (т. е. тех, которые возникли впервые в деятельности предприятия)

При наличии хотя бы одного из приведенных в п. 9 П(С)БУ 6 оснований предприятие вправе избрать один из следующих путей внесения изменений и дополнений в свою учетную политику:

— внести изменения и дополнения в базовый приказ об учетной политике;

— изложить приказ об учетной политике в новой редакции с учетом тех моментов, которые не нашли отражения в предыдущем его варианте или подверглись изменениям.

Выбор того или иного варианта оформления изменений и дополнений в приказ об учетной политике — дело каждого конкретного предприятия. К слову, Минфин считает целесообразным полностью изложить распорядительный документ об учетной политике в новой редакции в том случае, когда вносимые в учетную политику изменения по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание (п. 3.4 Методрекомендаций № 635).

Заметим также, что ни Закон о бухучете, ни другие нормативные акты в области бухгалтерского учета не содержат прямых указаний относительно сроков и периодичности изменений учетной политики (т. е. издания приказов об изменении (дополнении) учетной политики предприятия), вносимых в нее предприятием на добровольной основе. Значит, изменять учетную политику по собственному усмотрению предприятие, в принципе, может в любой момент в течение отчетного года, а не обязательно только с 1 января будущего года. То есть теоретически новую учетную политику можно ввести с любой даты, самостоятельно назначенной предприятием.

Однако, руководствуясь практическими соображениями, наиболее удобным моментом для введения добровольных изменений в учетную политику является именно начало нового отчетного года — 1 января

Разумеется, в отдельных случаях распорядительный документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного из измененных предприятием элементов учетной политики. Крайне важно при этом, чтобы необходимость внесения корректив в приказ об учетной политике обусловливалась измененными уставными требованиями самого предприятия или же его стремлением обеспечить более достоверное отражение событий либо хозяйственных операций в финансовой отчетности. Между прочим, Минфин советует предприятиям изменять учетную политику, как правило, с начала года (п. 3.2 Методрекомендаций № 635).

Что касается случаев обязательного изменения учетной политики, то дата отражения их последствий устанавливается Минфином при издании новых П(С)БУ, а также внесении изменений и дополнений в уже «работающие».

Ответственность за неисполнение приказа

Если не соблюдаются утвержденные приказом методы оценки и другие конкретные аспекты учетной политики, повлекшие искажение учетных данных и показателей финансовой отчетности, то, по большому счету, виновные в том лица могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, установленной внутренними правилами каждого конкретного предприятия.

Наряду с этим за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность для должностных лиц предприятия ст. 1642 КУоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 136 до 255 грн.) За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, возможен штраф в размере от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 170 до 340 грн.). Правда, составлять протоколы о таких административных правонарушениях вправе лишь органы государственного финансового контроля (бывшие органы контрольно-ревизионной службы).

Конечно, совершенно по-другому сложится ситуация при несоблюдении положений приказа об учетной политике предприятия, которые затрагивают налоговой учет, вследствие чего окажется заниженным объект обложения налогом на прибыль. Тогда при выявлении такого факта органами Миндоходов штрафных санкций не избежать не только должностным лицам, но и предприятию тоже.

В завершение приведем образец приказа об учетной политике, в котором нашли отражение те варианты элементов учетной политики, выбор которых предоставлен нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета самому предприятию:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Галактика»

ПРИКАЗ

03.01.2014 г.

г. Харьков

№ 1

 

Об учетной политике предприятия

Во исполнение требований Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года № 996-XIV, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины, в целях составления достоверной финансовой отчетности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применять национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, утвержденные Министерством финансов Украины.

2. Установить следующие количественные критерии существенности информации:

— для отдельных объектов учета активов, обязательств и собственного капитала предприятия — до 3 % стоимости всех активов, всех обязательств и собственного капитала соответственно;

— для отдельных видов доходов и расходов — до 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия;

— для проведения переоценки или уменьшения полезности объектов основных средств и нематериальных активов — до 10 % справедливой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов;

— для определения подобности активов — до 10 % справедливой стоимости объектов обмена;

— для статей баланса — до 5 % суммы итога баланса;

— для статей отчета о финансовых результатах — до 5 % суммы чистого дохода;

— для статей отчета о движении денежных средств — до 5 % суммы чистого движения денежных средств от операционной деятельности;

— для статей отчета о собственном капитале — до 5 % размера собственного капитала предприятия.

3. Установить такой порядок учета необоротных активов:

3.1. Материальные активы со сроком полезного использования (эксплуатации) более одного года, стоимостью менее 2500 грн. (без учета НДС) включать в состав малоценных необоротных материальных активов.

3.2. Применять при начислении амортизации объектов основных средств и прочих необоротных материальных активов (за исключением указанных в п.п. 3.4 настоящего приказа) прямолинейный метод.

3.3. Начисление амортизации нематериальных активов производить с использованием прямолинейного метода.

3.4. Начисление амортизации малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов производить в первом месяце использования таких объектов в размере 100 % их стоимости.

3.5. Проводить переоценку тех объектов основных средств, остаточная стоимость которых отличается от их справедливой стоимости на дату баланса более чем на 10 %.

3.6. Зачисление превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости переоцененного объекта основных средств в состав нераспределенной прибыли проводить при выбытии переоцененного объекта.

3.7. Увеличивать первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

4. Установить следующий порядок учета запасов:

4.1. Единицей аналитического учета запасов считать каждое их наименование.

4.2. Учет транспортно-заготовительных расходов вести в общем на отдельном субсчете их учета с распределением по среднему проценту.

4.3. При отпуске запасов в производство, продаже или другом выбытии применять следующие методы оценки их выбытия:

— средневзвешенной себестоимости — при отпуске производственных запасов в производство и при реализации готовой продукции;

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов — при продаже крупногабаритных товаров, имеющих номер завода-изготовителя;

— по ценам продажи — при реализации товаров, продающихся в розницу в общественном питании.

4.4. Рассчитывать средневзвешенную себестоимость единицы запасов один раз в месяц.

5. Исчислять величину резерва сомнительных долгов с применением метода абсолютной суммы сомнительной задолженности.

6. Создавать обеспечение на выполнение гарантийных обязательств.

7. Осуществлять оценку степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) путем изучения выполненной работы с отражением в бухгалтерском учете доходов в отчетном периоде подписания акта предоставленных услуг (выполненных работ).

8. Установить такой порядок учета расходов:

8.1. Для калькулирования производственной себестоимости готовой продукции применять:

— в основном производстве позаказный с применением элементов нормативного (в литейном производстве — попередельный) метод учета затрат на производство и калькулирования фактической производственной себестоимости продукции;

— в цехах вспомогательного производства: ремонтно-механическом и инструментальном — позаказный метод, в остальных цехах вспомогательного производства — простой метод калькулирования.

8.2. Утвердить перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) согласно приложению 1* к настоящему приказу.

* Приложения не приводятся.

8.3. Утвердить перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов согласно приложению 2* к настоящему приказу.

* Приложения не приводятся.

8.4. Принять в качестве базы распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов на каждый объект расходов прямые материальные расходы, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

9. Отражать отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства в сумме, определенной один раз в год на дату составления годовой финансовой отчетности.

10. Составлять отчет о движении денежных средств прямым методом (с применением соответствующей формы отчета).

11. Проводить инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 30 ноября отчетного года.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера соответственно.

 

Директор

Самсоненко

А. В. Самсоненко

С приказом ознакомлены:

   

Финансовый директор

Воропай

С. Д. Воропай

Главный бухгалтер

Марусич

Г. Д. Марусич

 

выводы


img 1
 
 
  • В приказ об учетной политике включают методы оценки, учета и процедур, относительно которых нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету предоставляют возможность выбора.

  • Распорядительный документ об учетной политике может быть принят в качестве базисного на период деятельности предприятия. В него при необходимости могут вноситься изменения.

  • Игнорировать предписания, установленные приказом об учетной политике и затрагивающие налогово-прибыльный учет, не следует. Ведь при выявлении налоговиками занижения объекта налогообложения предприятию грозят немалые штрафные санкции.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше