Темы статей
Выбрать темы

Регистрация предпринимателей: кто, как и для чего?

Редакция НиБУ
Статья

Регистрация предпринимателей: кто, как и для чего?

Деятельность любого субъекта хозяйствования начинается с государственной регистрации. Такая регистрация происходит в соответствии с определенными правилами. С ними мы и будем разбираться в этой статье.

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

 

Для начала очертим круг лиц, которые могут стать предпринимателями.

Кто может зарегистрироваться предпринимателем

Право на предпринимательскую деятельность — это одно из основополагающих прав каждого гражданина (ст. 42 Конституции Украины). Право на законную предпринимательскую деятельность имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Ограничения права физического лица на осуществление предпринимательской деятельности устанавливаются Конституцией Украины и законом (ст. 50 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).

Сразу рассмотрим указанные ограничения, чтобы снова не возвращаться к этому вопросу. Итак, ограничения на предпринимательскую деятельность касаются (см. письмо Минюста от 27.01.2010 г. № 20377-0-33-09-22):

— народных депутатов;

— должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— должностных лиц органов прокуратуры, суда, органов государственной безопасности, внутренних дел;

— должностных лиц органов, контролирующих деятельность предприятий, нотариусов.

Порядок регистрации предпринимателей

Регистрация физического лица предпринимателем состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим их по порядку.

1. Физическое лицо подает документы. Документы физическое лицо должно подавать госрегистратору по своему месту проживания. Законом предусмотрено несколько возможных вариантов подачи документов: лично (почтовым отправлением или в электронной форме*) и через уполномоченное лицо.

* О такой возможности вам известно давно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 103, с. 25; 2011, № 71, с. 41), однако здесь мы останавливаться на ней не будем. А поскольку эта тема представляет отдельный интерес, обещаем к ней обязательно вернуться в наших публикациях.

Перечень документов, которые физическое лицо должно подать для регистрации предпринимателем, приведен ч. 1 и 2 ст. 42 Закона № 755. В их числе:

— заполненная регистрационная карточка на проведение госрегистрации;

— копия документа, удостоверяющего регистрацию в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов;

— документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации физического лица — предпринимателя.

Кроме того, на сегодня существует возможность вместе с регистрационной карточкой подать заявление о выборе физлицом упрощенной системы налогообложения и/или регистрационного заявления о добровольной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость (об этом подробнее см. ниже).

Какие-либо дополнительные документы требовать запрещается, однако если заявитель подает заявление лично, он предъявляет паспорт (ч. 4 ст. 42 Закона № 755).

Поданные документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (или направляется по почте) заявителю с отметкой о дате поступления документов.

Регистратор может оставить документы без рассмотрения по причинам, указанным в ч. 6 ст. 42 Закона № 755. При этом физическому лицу выдается уведомление о таком отказе.

2. Госрегистратор рассматривает документы. Если госрегистратор принял документы к рассмотрению, он в дальнейшем принимает решение зарегистрировать предпринимателя или, наоборот, отказать в регистрации.

Отказать в госрегистрации можно исключительно при наличии следующих оснований, изложенных в ч. 1 ст. 44 Закона № 755:

— сведения, указанные в регистрационной карточке, не соответствуют сведениям, указанным в документах, поданных для проведения государственной регистрации;

— в отношении физического лица, намеревающегося стать предпринимателем, имеются законодательные ограничения (о них см. выше);

— в Едином госреестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ЕГР) имеется запись о том, что заявитель уже является предпринимателем.

Если такие основания существуют, госрегистратор сообщает физическому лицу об отказе в течение двух рабочих дней.

Если же таких оснований нет, то в течение тех же двух рабочих дней госрегистратор делает запись в ЕГР (ч. 2 ст. 43 Закона № 755).

Дата записи в ЕГР считается датой госрегистрации

3. Госрегистратор уведомляет соответствующие органы. Это происходит не позднее следующего рабочего дня с даты регистрации. Госрегистратор передает уведомление соответствующим органам статистики, доходов и сборов и Пенсионного фонда Украины* о проведении госрегистрации физического лица. В таком уведомлении указываются номер и дата, под которыми содержится запись о предпринимателе в ЕГР, и сведения из регистрационной карточки для взятия предпринимателя на учет (ч. 5 ст. 43 Закона № 755).

* Очевидно, что упоминание в этом контексте о ПФУ на сегодня устарело. В настоящее время вопросы взятия на учет физлиц-предпринимателей в качестве плательщиков ЕСВ урегулированы Порядком, утвержденным приказом Миндоходов Украины от 09.09.2013 г. № 458.

Также начиная с 01.01.2014 г. в соответствии с Законом № 441 вместе с этими сведениями могут подаваться новые приложения к регистрационной карточке. Ими могут быть заявление о выборе упрощенной системы налогообложения и/или регистрационное заявление о добровольной НДС-регистрации. Подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95.

4. Госрегистратор выдает предпринимателю выписку. После того как госрегистратор получает от указанных органов данные о взятии на учет (налоговый, пенсионный, статистический), он выдает заявителю выписку из ЕГР. Такая выписка выдается не позднее следующего рабочего дня после того, как госрегистратор получает вышеупомянутые данные (ч. 4 ст. 43 Закона № 755).

Схему государственной регистрации физического лица предпринимателем вы можете наглядно увидеть на рис. 1 на с . 40.

img 1

Рис. 1. Схема, по которой происходит регистрация физического лица предпринимателем

* По поводу Пенсионного фонда см. сноску на с. 39.

Регистрация в налоговых органах

В соответствии с п. 63.5 НКУ физические лица — предприниматели подлежат взятию на учет как самозанятые лица. Порядок учета таких лиц в налоговых органах регулирует отдельная ст. 65 НКУ.

Итак, предприниматель, равно как и лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, считается самозанятым лицом

Регистрация предпринимателя в налоговых органах осуществляется по месту его государственной регистрации на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором (п. 65.1 НКУ). Данные о взятии на учет физического лица — предпринимателя передаются в ЕГР в тот же день, когда он взят на учет в налоговых органах. Это подтверждается выпиской из ЕГР (п. 65.5 НКУ).

В отношении физических лиц, которые стали предпринимателями (самозанятыми лицами), вносят записи в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов. Эти записи констатируют, что то или иное физическое лицо зарегистрировалось как субъект предпринимательской деятельности (п. 65.2 НКУ).

Предприниматели и НДС. Заметим, что не все предприниматели могут претендовать на получение статуса плательщика НДС, поскольку в п.п. 14.1.139 НКУ указано, что для целей разд. V НКУ лицом могут быть только физические лица — предприниматели, которые:

— или являются плательщиками налогов и сборов, установленных НКУ, кроме единого налога;

— или являются плательщиками единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС;

— или добровольно переходят на уплату единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС.

С другой стороны, ст. 293 НКУ устанавливает, какие ставки единого налога предусматривают уплату НДС.

Поэтому регистрироваться плательщиками НДС могут предприниматели-общесистемщики, а также предприниматели-единоналожники третьей группы (ставка единого налога — 3 %) и пятой группы (ставка единого налога — 5 %)

Предприниматели, отвечающие этим критериям, могут добровольно зарегистрироваться плательщиками НДС.

img 2Напомним, что благодаря Закону № 657 эта про­цедура максимально упрощена. Для этого нужно будет только подать регистрационное заявление плательщика НДС государственному регистратору вместе с регистрационной карточкой. А государственный регистратор передаст отсканированную электронную копию такого заявления в контролирующий орган. Кстати, возможность подачи этого заявления как приложения к регистрационной карточке при госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей предусмотрена и Законом № 441. Этот Закон, напомним, вступил в силу также с 01.01.2014 г.

Еще один вариант подачи заявления о добровольной НДС-регистрации — непосредственно в контролирующий орган. Сделать это можно или, как и ранее, в бумажном виде, или в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Помните, что Закон № 657 отменил Свидетельство плательщика НДС и с нового года сведения о плательщиках будут храниться в специальном Реестре. Подробно об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95, с. 16.

Предприниматели и упрощенная система. Для того, чтобы предприниматель мог выбрать упрощенную систему налогообложения, также существуют определенные ограничения. Они касаются предельного объема дохода, количества наемных работников, видов деятельности, а также формы расчетов за товары (работы, услуги), которые предприниматель планирует продавать. Подробно с этими ограничениями вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 11.

Если предприниматель отвечает указанным критериям, он регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном ст. 299 НКУ. При этом напомним, что, начиная с 01.01.2014 г., Закон № 657 полностью изменил редакцию этой статьи. В частности, сокращаются сроки для регистрации субъекта хозяйствования плательщиком единого налога и отменяется Свидетельство плательщика единого налога. Подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95, с. 24.

Регистрация предпринимателя плательщиком ЕСВ. Взятие на учет предпринимателя в качестве плательщика ЕСВ проводится через госрегистратора.

С 1 октября 2013 года плательщиков ЕСВ берет на учет орган доходов и сборов*

* Об этом вы в свое время могли узнать из газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 16; № 80, с. 3.

Однако в налоговый орган за этим ходить не придется. Всех предпринимателей — плательщиков ЕСВ миндоходовцы берут на учет на основании сведений, полученных от госрегистратора, а не от плательщика, по принципу «единого окна». Данные о взятии на учет плательщика ЕСВ миндоходовцы передают госрегистратору, ПФУ и соцфондам. В свою очередь, госрегистратор внесет данные о плательщике ЕСВ в выписку из ЕГР, которую и выдаст созданному предпринимателю.

Органы Миндоходов никаких уведомлений плательщикам не направляют

Если предприниматель не согласен с установленным классом профессионального риска производства, то, как и ранее, ему нужно обращаться в Фонд страхования от несчастных случаев. Срок для обращения — 10 рабочих дней после получения выписки из ЕГР.

Регистрация в Фонде социальной защиты инвалидов

В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХІІ предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, к которым относятся в том числе специальные рабочие места. Также предприятия обязаны создавать для инвалидов условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, пре­дусмотренные действующим законодательством. Кроме того, предприятия обязаны предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться в Фонд социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов

Обязанность по трудоустройству инвалидов не зависит от выбранной системы налогообложения. Следовательно, касается она всех предпринимателей — как общесистемщиков, так и единоналожников.

При заключении трудовых договоров* предпринимателю придется соблюдать норматив трудоустройства инвалидов

* О нюансах заключения таких договоров и их регистрации расскажем в одном из ближайших номеров газеты.

Итак, предприниматель еще на стадии регистрации должен четко знать следующее.

Для предпринимателей, использующих труд наемных работников, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетного количества штатных работников** учетного состава за год. Если у предпринимателя работает не более 7 человек, регистрироваться в Фонде защиты инвалидов не придется. Читайте также по этому поводу ответ на вопрос в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 39, с. 33.

** Как рассчитать среднеучетное количество работников, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 14, с. 24.

Если у предпринимателя среднее количество штатных работников от 8 до 25 человек, то этот норматив составляет одно рабочее место

То есть если предприниматель принимает на работу восьмого работника (дополнительно к уже работающим семи), то такой восьмой работник должен иметь статус инвалида.

Однако здесь важно сразу выяснить некоторые моменты:

— предприниматель-работодатель не учитывает себя в расчете среднеучетного количества работников, поскольку не находится в трудовых отношениях сам с собой. То есть если предприниматель имеет 7 наемных работников (кроме себя), то обязанность регистрации в Фонде и трудоустройства инвалида не возникает;

— если сам предприниматель имеет статус инвалида, то он учитывается при выполнении рассматриваемого норматива.

Зарегистрироваться предприниматель должен в отделении Фонда по своему месту госрегистрации. Сделать это нужно до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения среднеучетного количества штатных работников (п. 3 Порядка регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70).

Для этого в отделение Фонда инвалидов предприниматель должен подать (направить заказным письмом) заявление по форме, утвержденной приказом № 98.

Оригиналы документов предоставляются при подаче заявления. В случае направления заявления по почте копии документов удостоверяются нотариально.

Датой регистрации предпринимателя в отделении Фонда инвалидов будет дата подачи документов (в случае направления документов по почте — дата на почтовом штемпеле).

Отделение Фонда направляет работодателю в течение 10 рабочих дней после регистрации заказным письмом Справку о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов по форме № 2, утвержденной приказом № 98.

Если предприниматель пропустит срок регистрации в Фонде инвалидов, он может зарегистрироваться в Фонде инвалидов перед подачей Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо санкции за нарушение срока регистрации в Фонде инвалидов.

Отчет подается до 1 марта года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих, и затем ежегодно

Печать и штамп

В заключение остановимся кратко на наболевшем для предпринимателей вопросе: обязаны ли физические лица — предприниматели использовать печать при осуществлении предпринимательской деятельности? Налоговые органы, ссылаясь на ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, указывают, что такое требование в отношении предпринимателей не выдвигается. Поэтому предприниматели решают сами, использовать ли печать, в зависимости от специфики деятельности (см. БЗ, разд. 135.01).

Для того чтобы понять, почему ответ налоговиков является именно таким, необходимо ознакомиться с п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379. Там сказано, что все экземпляры налоговой накладной должны быть скреплены печатью продавца (лица, составившего налоговую накладную).

Таким образом, те предприниматели, которые планируют зарегистрироваться плательщиками НДС и составлять налоговые накладные, все же должны позаботиться о наличии печати

Намек на такой вывод еще в «докодексные» времена содержался в официальных разъяснениях (см., например, письмо ГНАУ от 14.01.2002 г. № 164/П/17-0516 или письмо Минэкономики от 02.08.2010 г. № 3602-23/276, а также журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 13, с. 41).

На этом заканчиваем. Успешной вам регистрации!

 

выводы


img 3
 
 
  • Предпринимателем может стать любое физическое лицо, кроме тех, кому это прямо запрещено законом.

  • Государственная регистрация физического лица предпринимателем состоит из нескольких основных этапов — подачи документов, рассмотрения их госрегистратором, регистрации в налоговых, пенсионных и других государственных органах и получения выписки от госрегистратора.

  • В налоговых органах физическое лицо — предприниматель регистрируется как самозанятое лицо.

  • С нового года предприниматель сможет подать заявление о добровольной НДС-регистрации или о выборе упрощенной системы налогообложения госрегистратору как приложение к регистрационной карточке.

  • Использовать печать или штамп предприниматель не обязан. Но если он планирует регистрироваться плательщиком НДС и составлять налоговые накладные, печать следует иметь.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 441 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по упрощению регистрации лиц как плательщиков налогов» от 05.09.2013 г. № 441-VII.

  3. Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по учету и регистрации плательщиков налогов и усовершенствованию некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII.

  4. Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

  5. Приказ № 98 — приказ Министерства труда и социальной политики Украины «Об утверждении форм документов для регистрации работодателей в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов и выполнения ими норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов» от 14.03.2007 г. № 98.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше