основные средства |
О счетчиках учета потребленной тепловой энергии
Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 24.05.2013 г. № 40-16-2340
Законами Украины от 16.11.92 г. № 2780-XII «Об основах градостроительства», от 20.05.99 г. № 687-XIV «Об архитектурной деятельности», от 17.02.2011 г. № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» определено, что строительные работы на объекте должны выполняться в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Госархстройинспекция Украины считает, что оборудование любыми дополнительными приборами учета инженерных систем, установленных в соответствии с проектной документацией, содержит формальные признаки реконструкции такой системы.
Вместе с этим информируем, что статьей 14 Закона Украины «О теплоснабжении» центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере надзора (контроля) в отрасли теплоснабжения, наделен правом оказывать субъектам отношений в сфере теплоснабжения консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции, и рассматривать спорные вопросы, возникающие между субъектами в сфере теплоснабжения и потребителями энергии.
Обращаем внимание, что письма Госархстройинспекции Украины не являются нормативно-правовыми актами, не устанавливают нормы права, а имеют информационный характер и действуют до дня вступления в силу нормативно-правовых актов, изменяющих соответствующие правоотношения.
Первый заместитель Председателя А. Григор
коментарий редакции |
Счетчик учета тепловой энергии: самостоятельный объект или улучшение?
В комментируемом письме Государственная архитектурно-строительная инспекция (далее — ГАСИ) сообщила: оборудование инженерных систем, установленных в проектной документации, любыми дополнительными устройствами учета (далее — счетчик) с формальной точки зрения является реконструкцией соответствующей системы. Мы не будем оценивать правомерность данного вывода с технической точки зрения. Тем более, что для вас, как бухгалтера, это не особо важно. Намного интереснее ответить на вопрос: как этот вывод может повлиять на учет?
Начнем с того, что срок полезного использования здания/помещения/инженерной системы теплоснабжения и счетчика существенно отличаются. По этой причине в бухгалтерском учете такой счетчик можно отражать в качестве самостоятельного объекта. Или как объект основных средств, или как малоценный необоротный материальный актив (далее — МНМА) — в зависимости от того, превышает ли его стоимость* установленный по предприятию критерий «малоценности» (как правило, его устанавливают на уровне налогового критерия для МНМА, т. е. 2500 грн.). Такой подход прямо допускается п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (далее — П(С)БУ 7). В налоговом учете в этом случае стоит руководствоваться тем же принципом: квалифицировать счетчик как объект основных средств 6 группы или как МНМА.
Но есть и другой подход: и в бухгалтерском, и в налоговом учете отражать установку счетчика как улучшение здания/помещения либо же как улучшение системы теплоснабжения, если она по какой-то причине учитывается не в составе первоначальной стоимости здания/помещения. Другими словами, в бухучете стоимость счетчика нужно направить на увеличение первоначальной стоимости здания/помещения/системы теплоснабжения** (п. 14 П(С)БУ 7). В свою очередь, в налоговом учете в рамках 10 % «ремонтного» лимита следует отразить расходы, а сумму превышения — направить на увеличение первоначальной стоимости здания/помещения/системы теплоснабжения. Заметьте: и у этого подхода есть логика — ведь счетчик не функционирует отдельно от здания/помещения/системы теплоснабжения, к которому он подсоединяется.
Налоговики в свое время тяготели именно ко второму подходу (см. их консультацию по установке сигнализаций/систем видеонаблюдения/кондиционирования в подкатегории 102.09.01 Базы знаний — на сегодня она отменена). Вывод сегодняшнего письма тоже ближе к нему. Почему? А потому, что в числе мероприятий по улучшению основных средств п. 14 П(С)БУ 7 называет и их реконструкцию. То есть как раз то, о чем сообщила ГАСИ.
Но обратите внимание: сам по себе этот вывод для учета ничего не значит. Ведь он касается технической, а не учетной квалификации операции по установке счетчика. Тем более, что ГАСИ вообще не уполномочена вникать в тонкости бухучета и налогообложения. Другое дело, что этот подход могут подхватить налоговики. И вот тогда с ним придется считаться. Однако даже в таком случае вам не придется использовать исключительно его. Как и сегодня, на этот принцип можно будет ориентироваться как на один из возможных вариантов.
Напомним, что с классификацией основных средств вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73, с. 38, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 10.
Виталий Смердов
* Заметьте, что в первоначальную стоимость счетчика входит не только его цена, но и другие расходы, связанные с его монтажом и доведением до состояния, пригодного к использованию.
** Напоминаем, что в бухучете в этом вопросе вы можете ориентироваться и на налоговые правила. То есть отразить расходы в рамках 10%-го «ремонтного» лимита, а сумму превышения направить на увеличение первоначальной стоимости объекта.