Темы статей
Выбрать темы

«Трудовая» квота: центры занятости ждут отчеты о ее выполнении

Редакция НиБУ
Статья

«Трудовая» квота: центры занятости ждут отчеты о ее выполнении

С 01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон о занятости. Одним из его новшеств было введение для работодателей 5 % квоты на трудоустройство граждан, неконкурентоспособных на рынке труда. О выполнении этой квоты в 2013 году необходимо отчитаться до 1 февраля 2014 года. По какой форме это нужно сделать? На что следует обратить внимание при ее заполнении? Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся «трудовой» квоты, вы найдете в данной статье.

Лилия Ушакова, эксперт по вопросам оплаты труда

Кто обязан соблюдать «трудовую» квоту?

«Трудовая» квота — это норматив трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии в приеме на работу. Она установлена в ч. 2 ст. 14 Закона о занятости: «…для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек». Как видите, физических лиц — предпринимателей законодатель не упомянул среди «счастливчиков», обязанных выполнять «трудовую» квоту. Однако этот факт не смущает Минсоцполитики. Так, в своем письме от 23.09.2013 г. № 733/021/106-13 данное ведомство делает вывод, что и предприниматели тоже обязаны рассчитывать квоту. Аргументы Минсоцполитики: квота рассчитывается работодателями (п. 2 ст. 1 Закона о занятости), а термин «работодатели» употребляется в Законе о занятости в значении, приведенном в Законе Украины «Об организациях работодателей» от 22.06.12 г.5026-VI и в Законе № 2464.

Мы с таким подходом категорически не согласны! Да, «трудовая» квота рассчитывается работодателями, но только теми, которые прямо указаны в ч. 2 ст. 14 Закона о занятости (т. е. работодателями-предприятиями, учреждениями и организациями с численностью штатных работников более 20 человек). Другие работодатели, а именно предприятия, учреждения и организации с численностью штатных работников 20 человек и менее, а также физические лица — предприниматели, независимо от количества трудоустроенных ими лиц, рассчитывать «трудовую» квоту не должны.

И еще один важный момент. Мы уже указывали в более ранних публикациях, что Закон о занятости не содержит четких указаний, как рассчитать численность штатных работников, чтобы выяснить, должен ли работодатель выполнять квоту (более 20 человек). То ли нужно определять численность штатных работников на конкретную дату (например, на 31.12.2013 г. или на 01.01.2014 г.), то ли среднеучетное количество штатных работников (далее — СКШР) за отчетный год (в нашем случае — 2013 год). Не прояснил этот вопрос и Порядок № 271. По нашему мнению, чтобы выяснить, нужно ли вам рассчитывать квоту, необходимо определить СКШР за отчетный (2013) год и сравнить его с 20. Соглашаются с этим и специалисты центра занятости.

Какие категории граждан засчитываются в счет выполнения «трудовой» квоты?

В счет выполнения «трудовой» квоты работодатель засчитывает трудоустроенных им на условиях полной занятости лиц, относящихся к неконкурентоспособным на рынке труда (ч. 1 ст. 14 Закона о занятости). Перечень этих лиц, а также документы, которые подтверждают принадлежность их к «неконкурентоспособным», приведем в таблице.

 

№ п/п

Категории лиц

Документы, подтверждающие принадлежность лица к неконкурентоспособным на рынке труда

1

2

3

1

Один из родителей или лицо, которое их заменяет, и:

 

1.1

— содержит детей в возрасте до шести лет

1. Копия свидетельства о рождении ребенка. 2. Копия решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над таким ребенком или решения суда — для лиц, заменяющих родителей

Обратите внимание: в выполнение «трудовой» квоты засчитывается только один из родителей ребенка. Если оба родителя ребенка до 6 лет работают, тот работодатель, который будет учитывать своего работника в счет выполнения квоты, должен получить от работодателя второго родителя ребенка письменное подтверждение об условиях трудоустройства такого второго родителя (т. е. о том, что он не трудоустроен в счет выполнения «трудовой» квоты). Именно такой «план действий» предлагает нам Минсоцполитики в письме от 29.08.2013 г. № 682/021/106-13.

1.2

— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

1. Копия пенсионного удостоверения* с записью об инвалидности — для лиц, воспитывающих ребенка-инвалида. 2. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции № 345 — для одинокой матери (отца). 3. Документы, указанные в п. 1.1

Засчитывается в счет выполнения «трудовой» квоты до достижения ребенком-инвалидом 18 лет.

1.3

— содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности)

1. Копия пенсионного удостоверения*, содержащего запись об инвалидности. 2. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции № 345 — для одинокой матери (отца). 3. Документы, указанные в п. 1.1

Засчитывается до достижения родителями пенсионного возраста.

2

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки

Копия выписки из электронной учетно-статистической карточки ребенка по форме, утвержденной приказом Министерства по делам семьи, молодежи и спорта от 18.11.2008 г. № 4580

Засчитываются до достижения ими 18 лет.

3

Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения

Копия справки об освобождении по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции № 847

Засчитываются до момента прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу.

4

Молодежь в возрасте до 35 лет, которая:

 

4.1

— закончила или прекратила обучение в общеобразовательных учебных заведениях, ПТУЗах и ВУЗах (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения) и впервые принимается на работу

Копия диплома или другого документа об образовании

Засчитывается в течение 3 лет со дня приема на работу.

4.2

— уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения службы) и впервые принимается на работу

Копия военного билета

Засчитывается в течение 3 лет со дня заключения первого трудового договора после увольнения со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы.

5

Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет

Копия паспорта

Засчитываются до наступления пенсионного возраста.

6

Лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу

Копия свидетельства о рождении ребенка

Засчитываются на протяжении 3 лет со дня приема их на работу.

* Если пенсионное удостоверение отсутствует, то вместо него можно предоставить один из следующих документов: — копию удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам». Форма такого удостоверения приведена в приложении 1 к Порядку учета, хранения, оформления и выдачи удостоверений лицам, получающим государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», утвержденному приказом Минтруда от 16.11.2007 г. № 612; — копию формы № 080/о, утвержденную приказом Минздрава от 04.12.2001 г. № 482; — копию формы № 157-1/о, утвержденную приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577.

 

Обратите внимание: несмотря на то что инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, определенного ст. 26 Закона № 1058, указаны в п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона о занятости среди лиц, которые являются неконкурентоспособными на рынке труда, они не засчитываются в счет выполнения «трудовой» квоты. Дело в том, что наряду с «трудовой» квотой работодатели обязаны, как и ранее, выполнять «инвалидный» норматив, установленный ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII. Он составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — одно рабочее место. Работники-инвалиды будут зачтены в счет выполнения такого «инвалидного», а не «трудового» норматива. Об этом нормативе мы подробно расскажем в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Кем проводится расчет «трудовой» квоты и чему равен ее размер? img 1

Размер «трудовой» квоты установлен законодателем в ст. 14 Закона о занятости. Он равен 5 % среднеучетной численности штатных работников (далее — СКШР) за предыдущий календарный год.

Квоту для себя работодатели рассчитывают самостоятельно. А затем, ориентируясь на полученный норматив и с учетом численности граждан, уже работающих у них на условиях полной занятости и относящихся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058), определяют количество лиц, которых необходимо будет трудоустроить в счет выполнения квоты.

Поиском и трудоустройством лиц, неконкурентоспособных на рынке труда, работодатели занимаются самостоятельно. Но в случае необходимости могут обратиться за помощью в данном вопросе в центр занятости.

По какой форме и в какие сроки работодатели обязаны отчитаться о выполнении «трудовой» квоты?

О выполнении «трудовой» квоты работодатели обязаны ежегодно информировать центр занятости. Порядок такого информирования утвержден приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271 (далее — Порядок № 271). А в приложении к этому Порядку приведена форма отчетности «Информация о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудо­устройству за 20__ год» (далее — Отчет)*. Логично, что подавать такую отчетность должны только те работодатели, для которых Законом о занятости установлена «трудовая» квота. Поэтому, на наш взгляд, этот Отчет формируют только предприятия, учреждения и организации (независимо от формы собственности), у которых показатель СКШР за отчетный год превысил 20 человек.

* Форма отчетности и Порядок № 271 были опубликованы в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 54.

Важно! В Порядке № 271 физические лица — предприниматели не указаны среди работодателей, которые обязаны подать Отчет. Это является еще одним подтверждением правильности наших выводов касательно того, что предприниматели не должны выполнять «трудовую» квоту (см. выше).

Отчет нужно подать в центр занятости не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Причем, если последний день срока подачи Отчета приходится на выходной или праздничный день, Отчет нужно сдать заранее. Перенос срока подачи Отчета на ближайший рабочий день Порядком № 271 не предусмотрен.

Поскольку 1 февраля 2014 года приходится на субботу, предельным сроком подачи Отчета за 2013 год будет 31 января 2014 года

Учтите, не обязательно бежать с Отчетом в центр занятости по своему местонахождению. Его можно сдать в любой ближайший к вам центр занятости. Это прямо прописано в «шапке» Отчета. Соглашаются с этим и специалисты центров занятости.

Как правильно заполнить Отчет по «трудовой» квоте?

Правила заполнения Отчета прописаны в разд. III Порядка № 271. Однако, чтобы понять «логику», без устных разъяснений специалистов службы занятости не обойтись. Так что же необходимо указывать в строках Отчета? Ответ с учетом указанных разъяснений приведем в таблице.

 

Код строки

Что указываете

01

Несмотря на то, что из названия этой строки и рекомендаций по ее заполнению, приведенных в п. 3.1 разд. III Порядка № 271, следует, что здесь надо указывать СКШР за календарный год, предшествующий отчетному, в этой строке указываете СКШР за 2013 год. Именно так советуют поступать представители службы занятости. Показатель СКШР рассчитываете в соответствии с Инструкцией № 286*

02

Указываете СКШР за отчетный 2013 год, которые имели дополнительные гарантии в содействии в трудоустройстве (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058) и при этом были трудоустроены на условиях полной занятости. Исчисление СКШР, учитываемых в счет выполнения квоты, производите аналогично СКШР всех работников*, только в расчет принимаете количество «квотируемых» работников, трудоустроенных у вас на условиях полного рабочего времени. А значит, совместители и работники с неполным рабочим днем (неполной рабочей неделей) в расчете участвовать не будут

03

Указываете количество штатных работников со статусом «неконкурентоспособный на рынке труда», которые должны работать у вас на условиях полной занятости. Этот показатель равен 5 % от показателя, проставленного в строке 01 данного Отчета. Результаты исчислений округляете до целого постепенно справа налево (если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается, если больше или равна «5», ближайшая цифра слева увеличивается на единицу). Учтите! Это ваш плановый «трудовой» норматив на 2014 год

04

Указываете численность граждан, которых ваше предприятие планирует трудоустроить в счет квоты в текущем 2014 году. Величина показателя этой строки должна быть не менее разницы значений строки 03 и строки 02. Заполняете, если квота не выполнена или если хотите трудоустроить неконкурентоспособных граждан сверх квоты

* Порядок № 271 не содержит указаний, как надо округлять результат исчисления показателя СКШР, если при его расчете получено дробное число. В связи с этим считаем возможным применять в данном случае правила округления, установленные Инструкцией № 286. Подробнее о расчете показателя СКШР читайте на с. 37.

 

Порядок заполнения работодателями Отчета рассмотрим на конкретном числовом примере.

Пример. В течение 2013 года количество наемных работников предприятия изменилось с 30 до 60 человек. Приведем в таблице рассчитанные СКШР за каждый месяц 2013 года.

 

Показатель

Месяцы 2013 года

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

СКШР

30

30

40

40

40

60

60

60

60

60

60

60

СКШР в счет квоты

3

3

3

1

1

1

2

2

2

2

2

2

 

СКШР за 2013 год (строка 01 Отчета) по предприятию составит:

(30 + 30 + 40 + 40 + 40 + 60 + 60 + 60 + 60 + 60 + 60 + 60) : 12 = 50 (чел.).

СКШР, учитываемых в счет «трудовой» квоты, за 2013 год (строка 02 Отчета):

(3 + 3 + 3 + 1 + 1 + 1 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2) : 12 = 2 (чел.).

Рассчитаем 5 % квоту (строка 03 Отчета):

50 х 5 : 100 = 2,5 ≈ 3 (чел.).

В 2014 году предприятие планирует трудоустроить в счет выполнения квоты (строка 04 Отчета) 1 человека, так как 2 человека уже трудоустроены.

Чем чревато для работодателя невыполнение «трудового» норматива и непредоставление (несвоевременное предоставление) Отчета?

Спешим обрадовать — ничем! Дело в том, что из положений ч. 2 ст. 53 Закона о занятости следует, что штраф в размере 2 МЗП предусмотрен не за невыполнение 5 % квоты, а за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособных граждан в случае невыполнения квоты в течение года. Поэтому если вы в течение отчетного года не отказывали в трудоустройстве «квотируемым» гражданам без обоснования причин такого отказа, то за невыполнение квоты вам ничего не грозит.

 

выводы


img 2
 
 
  • «Трудовая» квота установлена для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек.

  • Размер «трудовой» квоты равен 5 % СКШР за предыдущий календарный год.

  • О выполнении «трудовой» квоты работодатели обязаны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, информировать центр занятости, подавая отчетность по форме, приведенной в приложении к Порядку № 271.

  • За непредоставление (несвоевременное предоставление) Отчета по «трудовой» квоте финансовые санкции к предприятию не применяются.

 

Документы статьи

  1. Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

  2. Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

  3. Порядок № 271 — Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудо­устройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики Украины от 16.05.2013 г. № 271.

  4. Инструкция № 345 — Инструкция о порядке оформления и ведения личных дел получателей всех видов социальной помощи, утвержденная приказом Минтруда Украины от 19.09.2006 г. № 345.

  5. Инструкция № 847 — Инструкция о работе отделов (групп, секторов, старших инспекторов) контроля за исполнением судебных решений учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, утвержденная приказом Минюста Украины от 08.06.2012 г. № 847/5.

  6. Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше