Наемные лица у частного предпринимателя
Трудовые отношения всех наемных работников, в том числе и тех, которые работают у ФЛП, регулирует КЗоТ. Право на труд работник реализует, заключая с работодателем трудовой договор. Сразу же отметим, что с точки зрения трудового законодательства работодатель-предприниматель и работодатель — юридическое лицо равны в своих правах и обязанностях. Однако определенные особенности оформления трудовых отношений с работником, если его работодатель является предпринимателем, все же есть. Рассмотрим их.
Лилия Калашникова, эксперт по вопросам оплаты труда
Оформление трудового договора
Трудовой договор — это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, и придерживаться внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ).
Трудовой договор между работником и предпринимателем заключается в письменной форме в трех экземплярах (ст. 24 КЗоТ, п. 2 Порядка № 260). Образец формы такого договора утвержден приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260. При необходимости стороны трудового договора могут внести в него дополнительные условия (например, условие об установлении испытания при приеме на работу и его сроке) или изменить отдельные его нормы. Однако такие дополнения (изменения) не должны ухудшать положения работника в сравнении с действующим законодательством. Иначе они будут признаны недействительными на основании ст. 9 КЗоТ.
При заключении трудового договора работодатель-предприниматель имеет право потребовать от работника предъявления следующих документов:
1) паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (ч. 2 ст. 24 КЗоТ);
2) идентификационного номера (регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов) (п.п. 70.12.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, п. 1 разд. ХI Положения о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утвержденного приказом Минфина от 06.11.2012 г. № 1147). Этот документ не предоставляют лица, которые имеют в паспорте отметку ГНИ о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта;
3) трудовой книжки (ч. 2 ст. 24 КЗоТ, п. 1.3 Инструкции № 58). Лица, которые впервые ищут работу и не имеют трудовой книжки, а также совместители трудовую книжку не предоставляют. Обратите внимание: ознакомившись с трудовой книжкой, работодатель-предприниматель обязан вернуть ее работнику. Хранить у себя трудовые книжки работников ФЛП не вправе. Подробнее о ведении трудовых книжек читайте на с. 28;
4) свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании* (п. 17 Порядка выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденного постановлением КМУ от 22.08.2000 г. № 1306). Лица, которые впервые ищут работу, такое свидетельство не предоставляют;
5) документа об образовании (специальности, квалификации) (ч. 2 ст. 24 КЗоТ). Предоставляется, если он необходим для допуска к выполнению определенной работы;
6) документа о состоянии здоровья (заключение предварительного медицинского осмотра) (ч. 2 ст. 24 КЗоТ). Предоставляется только в случаях, определенных законодательством;
7) других документов, требовать предоставление которых не запрещает ст. 25 КЗоТ (например, рекомендации, документы, свидетельствующие о получении специальных знаний, опыте работы и т. д.).
Важно! ФЛП не может принять на работу иностранца или лицо без гражданства, для трудоустройства которых требуется специальное разрешение центра занятости
* Обращаем внимание: с 01.01.2014 г. Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI обязывает всех застрахованных лиц предоставлять страхователям удостоверение застрахованного лица. Порядок выдачи и образец удостоверения застрахованного лица утверждаются Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний день и тот, и другой отсутствуют.
Это следует из положений ч. 1 ст. 42 Закона о занятости, в которой предприниматели не названы среди лиц, которые могут получить такое разрешение.
Вместе с тем есть иностранцы, которых ФЛП может трудоустроить без разрешения центра занятости, поскольку оно им не требуется. К ним, в частности, относятся (ст. 42 Закона о занятости):
1) иностранцы, постоянно проживающие в Украине;
2) иностранцы, которые приобрели статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину;
3) иностранцы, признанные лицами, которые нуждаются в дополнительной защите или которым предоставлена временная защита в Украине;
4) другие иностранцы в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Еще одним вариантом использования труда иностранного гражданина может быть заключение с ним не трудового, а гражданско-правового договора на выполнение работ или предоставление услуг. Подробно об отличиях трудового и гражданско-правового договора, читайте в статье «ГПД vs трудовой договор: их суть и отличия» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 83, с. 6).
Регистрация трудового договора
Если работодателем является ФЛП, то все заключенные им трудовые договоры должны быть зарегистрированы в центре занятости по месту проживания такого ФЛП. Подать на регистрацию трудовые договоры необходимо в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе. При этом под фактическим допуском следует считать выполнение работы работником по распоряжению или с ведома работодателя-предпринимателя (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9).
Трудовые договоры могут подаваться на регистрацию в центр занятости:
— лично предпринимателем
или
— уполномоченным лицом предпринимателя, которое согласно нотариальной доверенности представляет его интересы.
Регистрация трудового договора может проводиться как в присутствии наемного работника, так и без него. Документы, которые согласно пп. 3 и 4 Порядка № 260 необходимо подать в центр занятости, чтобы зарегистрировать трудовой договор, приведем ниже в таблице.
№ п/п | Лицо, подающее документы | Перечень необходимых документов |
Регистрация трудового договора в центре занятости в присутствии работника | ||
1 | Предприниматель | 1.1. Заключенный трудовой договор в трех экземплярах. |
2 | Уполномоченное лицо предпринимателя | 2.1. Заключенный трудовой договор в трех экземплярах. |
3 | Работник | 3.1. Паспорт. 3.2. Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный номер) (при наличии). 3.3. Трудовая книжка (не подают работники, которые трудоустраиваются впервые, и совместители) |
Регистрация трудового договора производится в отсутствие наемного работника | ||
4 | Предприниматель | 4.1. Подписанный сторонами трудовой договор в трех экземплярах с нотариально удостоверенной подписью работника. |
5 | Уполномоченное лицо предпринимателя | 5.1. Подписанный сторонами трудовой договор в трех экземплярах с нотариально удостоверенной подписью работника. |
В день подачи в центр занятости пакета документов, необходимого для проведения регистрации трудового договора, ответственный сотрудник центра занятости:
1) ознакомляет присутствующие стороны (сторону) трудового договора под подпись в журнале о порядке регистрации и снятия с регистрации трудового договора, внесения соответствующих записей в трудовую книжку работника и ее хранения;
2) регистрирует трудовой договор в книге регистрации трудовых договоров, присваивая ему номер и проставляя дату его регистрации;
3) проставляет на трех экземплярах трудового договора дату регистрации трудового договора и его номер, указывает наименование центра занятости, в котором зарегистрирован договор, свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и печать центра занятости;
4) вручает один экземпляр зарегистрированного трудового договора предпринимателю (уполномоченному лицу), второй — работнику. Если регистрация трудового договора производилась без работника, экземпляр трудового договора работника также вручается предпринимателю (уполномоченному лицу) для дальнейшей передачи работнику. Вручить трудовой договор наемному работнику предприниматель (уполномоченное лицо) обязан в течение 3 рабочих дней со дня его получения (абзац второй п. 7 Порядка № 260). Третий экземпляр трудового договора остается в центре занятости.
Должным образом зарегистрированный в центре занятости трудовой договор является основанием для внесения в трудовую книжку записи о приеме на работу.
Учтите: если предприниматель не подаст на регистрацию в центр занятости трудовой договор, заключенный с наемным работником, он нарушит трудовое законодательство. И если это нарушение будет выявлено, ФЛП грозит админштраф от 510 до 1700 грн. по ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Внесение в трудовую книжку записи о приеме на работу
Если работник трудоустраивается на основное место работы, то запись о приеме на работу вносится в его трудовую книжку, как правило, самим предпринимателем непосредственно в центре занятости. Трудовые книжки работников-совместителей ведутся их работодателями по основному месту работы.
Порядок внесения записи о приеме на работу следующий (п. 2.21-1 Инструкции № 58):
— в графе 3 в качестве заголовка указывается: «Физическое лицо — предприниматель», далее — фамилия, имя и отчество предпринимателя;
ниже под заголовком:
— в графе 1 — проставляется порядковый номер записи*;
— в графе 2 — указывается дата приема наемного работника на работу (как правило, дата фактического допуска работника к работе**);
— в графе 3 — вносится запись: «Принят на работу (профессия, должность) по трудовому договору (дата и номер договора), зарегистрированному в государственной службе занятости (полное название центра занятости)». Помните: наименование работы, профессии или должности, на которую принят работник, должно соответствовать наименованиям работ, профессий и должностей, указанным в Национальном классификаторе Украины «Классификатор профессий ДК 003:2010», утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327;
— в графе 4 — указывается, на основании чего данная запись была внесена в трудовую книжку работника: «Трудовой договор (номер), зарегистрирован (дата регистрации)».
* Записи в трудовой книжке делаются арабскими цифрами (число и месяц — двузначными).
** Из положений ч. 4 ст. 24 КЗоТ следует, что трудовой договор считается заключенным с момента фактического допуска работника к работе.
После того как запись о приеме на работу внесена, трудовая книжка возвращается работнику. Оставлять у себя трудовые книжки наемных работников предприниматель не вправе. «Почему?» — спросите вы. Здесь все просто: в соответствии с п. 2.21-1 Инструкции № 58 трудовые книжки наемных работников ФЛП должны храниться непосредственно у таких работников, а не у их работодателей-предпринимателей.
Отдельно остановимся на случае, когда работник трудоустраивается впервые. Как уже указывалось ранее, при регистрации трудового договора работник не подает в центр занятости трудовую книжку. Не покупает и не заводит на него трудовую книжку и его работодатель-предприниматель. Дело в том, что согласно пп. 2.11 — 2.12 Инструкции № 58 оформление трудовой книжки трудоустраивающегося впервые работника начинается с заполнения титульного листа. А предприниматель не имеет права заполнять эту страницу трудовой книжки (см. письма Минтруда от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06, от 12.03.2007 г. № 66/06/186-07). Нет такого права и у должностного лица центра занятости. В данном случае подтвердить период работы у предпринимателя в дальнейшем работник сможет зарегистрированным в центре занятости трудовым договором.
Внесение изменений в трудовой договор
Необходимость внести какие-то поправки, дополнения, изменения в текст уже заключенного трудового договора довольно часто возникает на практике. Однако процедура такого внесения, к сожалению, ни Порядком № 260, ни каким-либо другим нормативно-правовым актом не урегулирована. Отдельные разъяснения по этому вопросу были предоставлены Минтруда в письме от 23.10.2008 г. № 330/06/186-08 и Инспекцией по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости в письме от 30.03.2006 г. № ДЦ12-1660/0/6-06. Если руководствоваться этими разъяснениями, то стороны трудового договора, решившие внести в его текст изменения (дополнения), должны:
1) согласовать текст изменений (дополнений);
2) оформить согласованные изменения (дополнения) в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Это соглашение составляется в произвольной форме в трех аутентичных экземплярах и подписывается сторонами договора;
3) письменно уведомить центр занятости об изменениях, которые будут вноситься в зарегистрированный трудовой договор. Для этого вместе с тремя экземплярами дополнительного соглашения к трудовому договору в центр занятости подается письмо-сопровождение. Один экземпляр дополнительного соглашения останется в центре занятости, остальные два будут возращены сторонам договора.
Перерегистрировать в центре занятости трудовой договор не нужно.
Выплаты наемным работникам ФЛП и их налогообложение
Работники, трудоустроенные у частного предпринимателя, имеют те же права и гарантии, что и лица, работающие по трудовому договору у юридических лиц. В частности работники ФЛП имеют право на:
1) оплату труда в размере не менее минимальной заработной платы, установленной законом на соответствующий месяц, при выполнении месячной нормы труда;
2) получение материального обеспечения и социальных услуг из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности;
3) ежегодные отпуска, дополнительные отпуска в связи с обучением, социальные и другие виды отпусков, установленные Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР;
4) получение выходного пособия при увольнении в случаях, предусмотренных КЗоТ;
5) другие льготы и гарантии, установленные действующим законодательством.
Налогообложение выплат, причитающихся наемным работникам, работодатели-предприниматели производят в общем порядке, т. е. так же, как и работодатели — юридические лица. Единственное отличие — ФЛП обязаны начислять ЕСВ на заработную плату работников-инвалидов не по льготной ставке (8,41 %), а в размере, установленном им в зависимости от класса профессионального риска производства. Объясняется это тем, что законодатель не указал ФЛП среди работодателей, которые согласно ч. 13 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI могут начислять ЕСВ на заработную плату работников-инвалидов в льготном размере. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Миндоходов (см. консультацию из подкатегории 301.04.02 БЗ).
Прекращение трудового договора и снятие его с регистрации
Если работник увольняется, то предприниматель в трудовом договоре (п. 17 образца трудового договора):
1) проставляет дату прекращения трудового договора;
2) указывает основание, по которому трудовой договор расторгается, со ссылкой на соответствующую норму КЗоТ.
Данная запись заверяется подписями работника и работодателя-предпринимателя.
ФЛП обязан произвести с увольняемым работником окончательный расчет и выплатить в день увольнения все причитающиеся ему суммы
Далее работник и работодатель (либо на основании нотариальной доверенности его уполномоченное лицо) с двумя экземплярами трудового договора обращаются в центр занятости, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для его снятия с регистрации. При этом на третьем экземпляре, хранившемся в центре занятости, указывают дату увольнения и основание прекращения трудового договора, после чего ФЛП и его работник ставят свои подписи.
Ответственное лицо центра занятости (п. 9 Порядка № 260):
1) снимает трудовой договор с регистрации в течение 3 рабочих дней (обычно на практике трудовой договор снимается с регистрации в день обращения), о чем делает соответствующую запись в книге регистрации трудовых договоров;
2) делает на трех экземплярах трудового договора запись о его снятии с регистрации и заверяет эту запись подписью и печатью центра занятости;
3) возвращает два экземпляра трудового договора с записью о его снятии с регистрации работнику и работодателю (третий экземпляр останется в центре занятости).
Сделанная работником центра занятости запись в трудовом договоре о снятии его с регистрации дает право работодателю внести в трудовую книжку работника запись об увольнении последнего с работы. Записи, сделанные предпринимателем в трудовой книжке работника, подтверждаются личной подписью должностного лица центра занятости и удостоверяются печатью центра занятости.
Но как быть работодателю, если работник отказывается от похода в центр занятости? Выход из такой ситуации содержится в абзаце втором п. 9 Порядка № 260. Этой нормой предусмотрена возможность снятия трудового договора с регистрации предпринимателем (его уполномоченным лицом) в одностороннем порядке (т. е. в отсутствие работника). Для этого необходимо подать в центр занятости следующие документы:
1) экземпляр трудового договора предпринимателя;
2) заявление о снятии трудового договора с регистрации с указанием даты увольнения с работы работника и оснований расторжения указанного договора;
3) копии документов, подтверждающих:
— направление работнику уведомления о намерении расторгнуть с ним трудовой договор (заказным письмом с уведомлением о вручении). Если вручить почтовое отправление невозможно, подаются копии подтверждающих документов;
— проведение окончательного расчета с работником и выплату в день увольнения причитающихся ему сумм или копию платежной ведомости с указанием суммы депонированной заработной платы работника.
Другими словами, если расставание с работником обещает быть проблемным, предпринимателю необходимо:
1) направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении извещение о намерении расторгнуть с ним трудовой договор, дате такого расторжения и дате обращения в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации, а также о необходимости получить окончательный расчет в день увольнения. В результате у предпринимателя будет на руках уведомление о том, что работник письмо получил, а значит, оповещен о необходимости прийти в назначенный день в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации;
2) рассчитать и начислить все причитающиеся к выплате увольняемому работнику суммы;
3) в день увольнения снять с текущего счета в банке денежные средства для выплаты причитающихся работнику сумм и перечислить НДФЛ и ЕСВ, удержанные с таких сумм, и ЕСВ, начисленный на такие суммы. Если в течение 3 рабочих дней работник не появится на работе, денежные средства, которые подлежали выплате работнику, депонируются (возвращаются обратно в банк), а в платежной ведомости указывается депонированная сумма;
4) обратиться в центр занятости для снятия трудового договора с регистрации в отсутствие работника после того, как все необходимые документы будут собраны.
Заметим: некоторые центры занятости отказываются снимать трудовые договоры с регистрации в отсутствие работника. Аргументируют они тем, что срок, в течение которого расторгнутый договор должен быть снят с регистрации, законодательно не установлен, поэтому можно подождать, пока уволенный работник одумается и согласится прийти в центр занятости. Вместе с тем, при выполнении предпринимателем требований абзаца второго п. 9 Порядка № 260 центры занятости обязаны снимать трудовые договоры с регистрации в отсутствие работника. Об этом, в частности, говорится в решении ВСУ от 08.06.2011 г. № 6-50815св10. Расторжение трудового договора без наемного работника должно быть проведено в указанные выше сроки — в течение 3 рабочих дней со дня обращения.
Работник, который отсутствовал во время снятия с регистрации трудового договора, может впоследствии обратиться в центр занятости для проставления в его экземпляре трудового договора отметки о снятии такого договора с регистрации. Указанная отметка проставляется ответственным лицом центра занятости в течение 3 рабочих дней со дня обращения. Если для работника данное место работы было основным, запись в трудовой книжке о его увольнении заверяется должностным лицом центра занятости.
С остальными особенностями учета у предпринимателей вы сможете ознакомиться, прочтя газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 7.
выводы | | |
|
Документы статьи
-
КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
-
Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
-
Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минтруда Украины, Минюста Украины и Минсоцзащиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58.
- Порядок № 260 — Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Минтруда Украины от 08.06.2001 г. № 260.