Директор предприятия (филиала) и доверенность

В избранном В избранное
Печать
СМЕРДОВ ВИТАЛИЙ
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2014/№ 53
Директор — первое лицо предприятия, поэтому его личность довольно известна ☺. Правда, такая известность распространяется, как правило, лишь на собственников предприятия, его работников и некоторых других лиц. Но как об этом узнает новый контрагент? Другими словами, как он узнает о том, что подпись в договоре действительно принадлежит директору предприятия-контрагента? Об этом и ряде других нюансов, связанных с представительскими полномочиями директора, вы сможете прочитать в данной статье.

Юрлицо приобретает права и обязанности не само по себе (уверены, никто из вас не видел, чтобы юрлицо стояло в очереди на сдачу отчетности ☺), а через свои органы, которые действуют на основании учредительных документов и закона (ч. 1 ст. 92 ГКУ). В частности, через директора. Напомним, директор — это лицо, которое олицетворяет исполнительный орган юридического лица или возглавляет его (если такой орган является коллегиальным).

Главная задача исполнительного органа — управлять текущей деятельностью юридического лица

При этом понятно, что его полномочия не безразмерны. Их границы установлены законодательством и/или учредительными документами. Так, в частности, исполнительный орган ООО или ОДО не может иметь полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания (ч. 4 ст. 145 ГКУ), а  АО — полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета* (ч. 1 ст. 58 Закона об АО). Подробно об этом вы могли прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 27.

* Напомним, что перечень исключительных полномочий общего собрания ООО, ОДО и АО не является фиксированным. Другими словами, к таким исключительным полномочиям можно отнести практически любой вопрос, если предусмотреть это в уставе. В таком случае исполнительный орган, по общему правилу, не вправе решать его.

Полномочия исполнительного органа, в том числе директора, могут ограничиваться и учредительными документами. Так, к примеру, путем включения в устав соответствующих положений директоров ограничивают объемом совершаемых операций: например, разово не больше 100000 грн. Кроме того, нередко отдельные операции ему разрешают осуществлять лишь по предварительному согласованию с высшим органом управления или собственником. Запомните это! Если соответствующих ограничений в учредительных документах не предусмотреть, то оспорить действия директора (к примеру, если тот совершит сделку, которая, по мнению учредителей, выходит за рамки его полномочий) не вый­дет. Об этом см., в частности, постановление ВХСУ от 26.01.10 г. по делу № 19/59пд, постановление ВХСУ от 06.06.2011 г. по делу № 4/133-10/20.

Нужна ли директору доверенность?

Доверенность директору не нужна. Это факт. Об этом сказано, в частности, в ч. 5 ст. 65 ХКУ. В ней, напомним, указано, что руководитель без доверенности** действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, прочих организациях, в отношениях с юрлицами и физлицами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами. Такое же правило для единоличного исполнительного органа АО прописано в ч. 2 ст. 60 Закона об АО. При этом без доверенности юрлицо может представлять также исполняющий обязанности директора, но при условии, что он назначен уполномоченным органом (п. 3.3 постановления № 11) — нужно понимать, общим собранием, собственником и т. п.

** В ХКУ указано «без доручення», но, как показывает практика, данное положение можно читать и как «без доверенности». Тем более, что этот термин все еще встречается в законодательстве.

Но вы, вероятно, заметили, что указанные правила касаются лишь единоличного исполнительного органа. Но что, если он коллегиальный… нужна ли доверенность членам правления? Давайте посмотрим:

1) для ООО и ОДО ст. 62 Закона № 1576 предусматривает право генерального директора действовать от имени общества без доверенности. В ней же указано, что этим же правом можно наделить и других членов дирекции*. Как это сделать? В Законе № 1576 об этом не сказано, но, очевидно, наделить указанных лиц соответствующими полномочиями можно при помощи соответствующей записи в уставе;

2) для АО такое же по сути правило зафиксировано в ч. 5 ст. 59 Закона об АО. При этом с целью его реализации положение о праве членов коллегиального исполнительного органа действовать без доверенности нужно зафиксировать в уставе.

* Напоминаем: дирекция — это лишь одно из возможных названий исполнительного органа. Наряду с ним может употребляться термин «правление» или любой другой (ч. 4 ст. 99 ГКУ). Роли это не играет.

Как подтвердить полномочия/ограничения?

Из статьи на с. 4 данного номера вы уже знаете, что одна из функций доверенности — подтверждать полномочия представителя перед третьими лицами. Но что, если ее нет… как, например, в данном случае? Как же тогда директору или члену исполнительного органа подтвердить свои полномочия?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Он зависит от ситуации, требующей подтверждения таких полномочий. Вот несколько примеров.

Подписание договора. Сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписана стороной/сторонами**. Причем от имени юрлица сделка подписывается лицами, уполномоченными на это учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства (ч. 2 ст. 207 ГКУ). Если от имени юрлица выступает директор или член правления, то подтвердить его полномочия может, в частности данными из устава, протокол общего собрания или приказ о назначении директором (об этом также читайте дальше).

** Такое же, по сути, положение содержит и ч. 3 ст. 639 ГКУ (в части договоров).

Но кто-то может спросить: не будет ли для этого достаточно всего лишь выдать/получить выписку или извлечение из Единого госреестра

Или же вовсе просто зайти на сайт ГП «Единый информационно-ресурсный центр» (irc.gov.ua) и проверить, внесено ли соответствующее лицо в Единый госреестр. Эти данные можно и нужно использовать, ведь в Единый госреестр вносятся, в частности, сведения о лицах, которые (ч. 2 ст. 17 Закона № 755):

1) избираются (назначаются) в орган управления юрлица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами;

2) вправе совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры.

При этом полномочия исполнительного органа, в том числе на совершение сделок, могут ограничиваться. Как правило, такие ограничения фиксируют в учредительных документах. Но, кроме этого, данные сведения заносятся и в Единый госреестр (ч. 2 ст. 17 Закона № 755). Так что узнать о них вы можете аналогичным способом.

Вот только учтите: когда будете проверять полномочия/ограничения лица, действующего от имени вашего контрагента, ориентироваться исключительно на данные Единого госреестра мы не рекомендуем. Почему? Дело в том, что если сведения, подлежащие включению в Единый госреестр, попали в него, то они считаются достоверными и могут использоваться в споре с третьими лицами*** (ч. 1 ст. 18 Закона № 755). И даже если такие сведения оказались недостоверными, третье лицо все равно может ссылаться на них в споре как на достоверные. Сделать этого такое третье лицо не вправе лишь в том случае, если оно знало или могло знать о том, что эти сведения недостоверны (ч. 2 ст. 18 Закона № 755).

*** Само собой, это правило действует до тех пор, пока в соответствующие сведения не будут внесены изменения.

И все бы хорошо, если бы сведения об указанных лицах в Едином госреестре всегда соответствовали действительности

Но, к сожалению, это не так. В частности, случается, что после назначения нового директора в Едином госреестре еще некоторое время (иногда недолгое, но в некоторых случаях весьма продолжительное) числятся данные «старого» директора****. Заметьте: если в этом периоде такой «старый» директор подпишет договор от имени юрлица, оспорить его, с учетом указанных выше положений Закона № 755, будет нельзя. Это подтверждает и судебная практика (см. постановление ВХСУ от 20.07.2013 г. по делу № 5016/2913/2012(8/114). Такой подход максимально защищает права стороны, с которой такой директор подписал договор. Вот только споров с контрагентом, которого представлял такой директор, в этом случае вряд ли получится избежать. Но нужно ли это, если для их предупреждения достаточно всего лишь взглянуть, в частности, на данные устава?

**** С этой проблемой вы могли ознакомиться в статье, посвященной нюансам увольнения директоров, в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 27, с. 14.

И еще один совет. Если лицо подтверждает свои полномочия/ограничения данными из устава, протоколом общего собрания или приказом о назначении директора, лучше, чтобы эти сведения отвечали данным Единого госреестра. Это обусловлено тем, что встречается судебная практика, которая признает действительность полномочий директора только после регистрации соответствующих данных в Едином госреестре (см. постановление ВХСУ от 16.11.2011 г. по делу № 9/516). По нашему мнению, такой подход ошибочен (ведь, как мы уже говорили, если сведения, которые подлежат внесению в ЕГР, не были в него внесены, они не могут быть использованы в споре с третьим лицом, кроме случаев, когда третье лицо знало или могло знать об этих сведениях), но, увы, с ним стоит считаться.

Подача иска. Чтобы подтвердить полномочия представителя в суде, нужно ориентироваться главным образом на правила, установленные процессуальным законодательством. Дело в том, что каждый процессуальный кодекс содержит свои конкретные требования. Так, если вы судитесь с налоговиками или другими субъектами властных полномочий, то полномочия директора или члена правления (как представителя юрлица) нужно подтвердить документами о занимаемой ими должности (ч. 2 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV). В частности, таким документом может быть извлечение/выписка из устава, протокол общего собрания или приказ о назначении на должность. В аналогичном порядке нужно подтверждать полномочия и тогда, когда вы судитесь со своими контрагентами — субъектами хозяйствования (ст. 28 Хозяйственного процессуального кодекса Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII).

Подача документов госрегистратору. О том, чем подтверждать полномочия лица в этом случае, расскажет Закон № 755. Например, если документы, связанные с ликвидацией юрлица, подает лицо, которое по данным Единого госреестра вправе совершать сделки от имени юрлица без доверенности (т. е., в частности, директор или член правления), то в этом случае госрегистратору достаточно предъявить паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца.

Может ли директор выдать доверенность?

Как мы уже говорили, директор является представителем юридического лица. В связи с этим в рамках такого представительства он, по общему правилу, должен действовать лично (ч. 1 ст. 240 ГКУ). Но может ли он выдать доверенность? Конечно! Однако взгляните при этом на несколько нюансов:

1) выдача/отмена доверенности — это сделка,
т. е., по большому счету, часть текущей деятельности юридического лица. Это значит, что отдельная фиксация в учредительных документах данного права не нужна (выдача/отмена доверенности происходит в рамках текущей деятельности). Сделать это стоит только в том случае, если общее собрание/другой уполномоченный орган планирует ограничить директора в данном праве;

2) доверенность, которую выдает директор юрлица, не является перепоручением. Дело в том, что он действует непосредственно от имени юрлица (другими словами, в лице директора действует само юрлицо), поэтому ничего не перепоручает*. Как результат, доверенность, составленную директором, удостоверять у нотариуса не нужно (разве что доверенность выдана на совершение сделки, требующей такого удостоверения, — ч. 1 ст. 245 ГКУ). С формой такой доверенности вы можете ознакомиться в статье на с. 12 данного номера;

3) при выдаче доверенности директор не может передать полномочий больше, чем у него есть. Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 92 ГКУ. Напомним: она предусматривает, что орган/лицо, действующие от имени юрлица на основании закона или учредительных документов, обязаны не превышать своих полномочий;

4) лицо, получившее доверенность от директора, действует от имени юрлица (ч. 1 ст. 239 ГКУ), а не такого директора. То есть сделки, совершенные таким лицом, создают, изменяют или прекращают права и обязанности именно для юрлица, а не директора.

* Более того, об этом свидетельствует и п. 5.1 гл. 4 Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденного приказом Минюста от 22.02.2012 г. № 296/5 (дело в том, что в этом случае директор не смог бы предоставить нотариусу основную доверенность).

Все это справедливо и при выдаче доверенности директору обособленного подразделения — филиала или представительства*. Напомним, такие лица назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности (ч. 4 ст. 95 ГКУ). Такую доверенность выдает юридическое лицо. Основанием для этого выступает акт органа юридического лица (в частности, положение о филиале/представительстве или учредительные документы).

* Не путайте их со структурными подразделениями! С отличиями между ними вы могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 74, с. 4.

Директор обособленного подразделения, и особенно филиала, как правило, наделяется широким объемом прав (чаще всего ему выдается генеральная доверенность). Все зависит от объема прав, которые юрлицо решило передать филиалу или представительству (они, как правило, фиксируются в положении о таких обособленных подразделениях — ч. 4 ст. 64 ХКУ).

Но остался еще один вопрос. Может ли директор обособленного подразделения, в свою очередь, тоже выдать доверенность? Да, может, но учтите:

1) он не должен выходить за рамки предоставленных ему полномочий;

2) доверенность, которую выдает директор обособленного подразделения, как правило, подпадает под требования перепоручения. В частности, она должна быть нотариально удостоверена (ч. 2 ст. 245 ГКУ). Уйти от перепоручения, а как следствие, и от нотариального удостоверения, получится только в том случае, если право директора обособленного подразделения выдавать доверенности зафиксировать в учредительных документах.

выводы

  • Директор предприятия является представителем юрлица. При этом в рамках своих полномочий он действует без доверенности. Члены правления также могут наделяться этим правом.

  • Директор может подтвердить свои полномочия, в частности, данными из устава или сведениями из Единого госреестра.

  • При проверке полномочий директора вашего контрагента не ограничивайтесь лишь данными из Единого госреестра. Советуем вам также взглянуть на устав.

  • Если директор юрлица выдает доверенность, то это не является перепоручением. Так что удостоверять ее нотариально не нужно (если для этого нет других оснований).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить