Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по расходам на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров

Министерство доходов и сборов Украины
Налоги & бухучет Июль, 2014/№ 56
Печать
Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 01.07.2014 г. № 366
налог на прибыль

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по расходам на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров (далее — Обобщающая консультация) (прилагается).

3. Налоговые консультации по вопросу учета расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль применять в части, не противоречащей Обобщающей консультации.

Первый заместитель Министра И. Билоус

 

 

Утверждена приказом Миндоходов от 01.07.2014 г. № 366

Обобщающая налоговая консультация по расходам на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров

 

В указанной консультации употребляются следующие сокращения:

Налоговый кодекс Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI (с изменениями и дополнениями) — Налоговый кодекс;

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года № 435-IV — Гражданский кодекс;

Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 года № 436-IV — Хозяйственный кодекс;

Порядок учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 03 декабря 2012 года № 1263 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 24 декабря 2012 года под № 2158/22470) — Порядок № 1263.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса договором или законом может быть установлен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок) (часть 2 ст. 675 Гражданского кодекса).

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по своему выбору: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 678 Гражданского кодекса).

В соответствии с п. 6 ст. 269 Хозяйственного кодекса поставщик (производитель) обязан за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товары, если не докажет, что дефекты возникли в результате нарушения покупателем (потребителем) правил эксплуатации или хранения изделия.

Абзацем «є» подпункта 138.10.3 пункта 138.10 статьи 138 Налогового кодекса установлено, что в состав прочих расходов включаются расходы на сбыт, которые, среди прочего, включают расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

В соответствии с п.п. 140.1.4 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса при определении объекта налогообложения учитываются любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога.

Термин «обнародование» означает распространенное в рекламе, технической документации, договоре или другом документе обязательство продавца, касающееся условий и сроков гарантийного обслуживания.

В случае осуществления гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей, а именно постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 г. № 506.

Как определено п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса, расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса.

Пунктом 3 Порядка № 1263 установлено, что в случае осуществления гарантийных замен товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию) плательщик налога обязан вести отдельный учет покупателей, которые получили такую замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), в том числе, если такие гарантийные замены товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) осуществлены плательщиком налога через третьих лиц (центры сервисного обслуживания).

В соответствии с п. 5 Порядка № 1263 учет покупателей ведется плательщиками налога самостоятельно в бумажной или в электронной форме (с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота), в том числе на основании отчетов, полученных от третьих лиц (центров сервисного обслуживания), которые осуществляли гарантийные ремонты (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиками налога, в Книге учета, которая должна содержать реквизиты, указанные в пункте 7 Порядка № 1263, и учитываться по форме к этому Порядку.

Учитывая приведенное, расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, по которым обнародовано обязательство продавца по их гарантийному обслуживанию, учитываются плательщиком налога — продавцом при определении объекта обложения налогом на прибыль при условии надлежащего ведения учета покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), независимо от их статуса (физические или юридические лица) и подтверждения таких расходов надлежащим образом оформленными первичными документами.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
 Н. Е. Привалова

коментарий редакции

«Гарантийные» расходы: потребитель-юрлицо — тоже потребитель!

 

Ну, наконец-то! Комментируемая ОНК — яркий пример того, как налоговики добросовестно решают проблему, которую ранее сами же весьма недобросовестно и создали! Разумеется, создали для плательщиков. А как еще прикажете охарактеризовать ситуацию, когда слово «потребителей» в абз. четвертом п.п. 140.1.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) до сих пор фискалы почему-то соглашались распространять только на физлиц, и ни в коем случае — на юрлиц? ☹

Если говорить формально: они видели потребителя только в п. 22 ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII (далее — Закон № 1023) и в упор не замечали потребителя в ч. 6 ст. 269 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. Вот такое выборочное зрение!..

В качестве образчика их «слепоты» можно указать на всего лишь годичной давности письмо Миндоходов от 18.06.2013 г. № 5135/6/99-19-03-02-15-13 и действовавшую до последних дней консультацию из ЕБНЗ 102.07.11 (см. тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 19, с. 47).

Обращаем ваше внимание: вся «соль» комментируемой ОНК заключается в нескольких словах — «независимо от их статуса (физического или юридического лица)»!

Отметим, что в материале того же номера на с. 29 мы прямо указали именно на ст. 269 ХКУ! Наконец-то пришло время, когда эту норму увидели и налоговики…

Почему позиция фискалов кардинально изменилась? Скорее всего, дело не в проснувшейся лояльности к плательщикам, а в принципиальности (а точнее — адекватности) судов, принимающих решения в пользу плательщиков (см. реквизиты таких решений там же на с. 30).

Итак, теперь нет никаких сомнений в том, что расходам плательщика налога на прибыль на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание согласно п.п. 138.10.3 «є» НКУ открыта прямая дорога в «налоговые» расходы не только в отношении покупателей товара — физических лиц, но и юридических тоже. Разумеется, при соблюдении известных условий (такие расходы не компенсируются за счет покупателя; их размер соответствует обнародованному; по установленной форме ведется книга учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию); в случае гарантийной замены товар покупателем возвращается).

Таким образом, одна искусственная проблема «гарантийных» расходов устранена. Одна из двух… Ведь в свое время налоговики также ограничивали право на такие расходы не только в отношении покупателей-юрлиц, но и в отношении некоторых собственно гарантийных товаров, утверждая, что включать в налоговые можно лишь «гарантийные» расходы, понесенные по товарам, упомянутым в Перечне групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене (см. приложение 1 к Порядку № 506*). Подробнее об этой проблеме можно прочитать в упомянутом тематическом номере на с. 15.

* Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Тут логично предположить, что поскольку в контексте «налоговых» расходов фискалы отказались от «исключительности» Закона № 1023, то постольку же они отказались и от «исключительности» принятого во исполнение этого Закона упомянутого Перечня из Порядка № 506. Смотрите: в узловом заключительном абзаце комментируемой ОНК прямо указаны следующие условия: 1) обнародованы гарантийные обязательства продавца; 2) ведется надлежащий учет соответствующих покупателей; 3) расходы подтверждаются «правильными» первичными документами. А никакой перечень в этом абзаце ОНК не упоминается вообще!

Но! Это, конечно же, не означает, что и сам Порядок № 506 тоже забыт «вообще»… Наоборот — он в ОНК упомянут. Смысл в том, что его правила распространяются только на те категории потребителей и товаров, которые черным по белому определены в нем самом. Не более и не менее.

Надеемся, что здравый смысл у фискалов возобладал полностью, а не наполовину. ☺

Александр Голенко, шеф-редактор

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц