Темы статей
Выбрать темы

Месяц без разрешения на спецводопользование: будут ли «мокрые» последствия?..

ГОЛЕНКО АЛЕКСАНДР
Недавно к нам обратился старый друг из Днепропетровска с каверзным вопросом. Его предприятие — вторичный водопользователь потребляет воду по договору с горводоканалом, но поскольку сбрасывает сточные воды не в систему водоотведения последнего, то получает свое собственное разрешение на спецводопользование. Вышло так, что срок действия предыдущего такого разрешения истек 30 апреля, а новое заработало лишь с 1 июня текущего года, т. е. в течение мая действующего разрешения у предприятия не было. Грозит ли предприятию пятикратный размер спецводосбора согласно ст. 327 НКУ за воду, потребленную в мае? Мы полагаем, что этот «разбор полетов» будет полезен многим другим нашим читателям-водопользователям.
вопрос с форума

Кому лимит писан. И где…

Поскольку к вопросам спецводопользования мы обращаемся нечасто, несколько слов уделим «основам».

Те из вас, уважаемые читатели, кого эта тема касается непосредственно, конечно же знают, что специальное водопользование — это забор, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Такое определение ему дает ст. 48 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее — ВКУ).

При этом ст. 49 ВКУ устанавливает, что спецводопользование (1) является платным и (2) осуществляется на основании специального разрешения, в котором указываются лимиты соответственно забора (использования) воды и сброса сточных вод.

Согласно ст. 42 ВКУ спецводопользователь бывает:

1) первичным, имеющим собственные водозаборные сооружения, и 

2) вторичным (т. е. абонентом), который таких сооружений не имеет. Он на основе договора с первичным водопользователем получает от последнего воду и сбрасывает сточные воды в его же канализационную систему (внимание!) — «на условиях, которые устанавливаются между ними».

Заметим: как правило, ситуация со сбросом сточных вод именно такова, но не всегда. Понятно, что вышеупомянутые условия могут быть установлены прямо в договоре на поставку воды и услуг водоотведения. Именно в нем, как правило, устанавливаются годовые лимиты объемов получения воды и сброса сточных вод (водоотведения).

Однако вторичный спецводопользователь может сбрасывать сточные воды непосредственно в водные объекты, так сказать, самостоятельно. Тогда он должен получить собственное спецводоразрешение (т. е. вне рамок своих договорных отношений с поставщиком воды — горводоканалом).

Но здесь есть один тонкий момент.

С одной стороны, ни ВКУ, ни Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321, в смысле необходимости получения разрешения не делают никаких послаблений для вторичных спецводопользователей в сравнении с первичными.

С другой стороны, само Минприроды в письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33, с. 14) растолковало, что в случае,

если вторичный спецводопользователь на основании договора с первичным получает всю воду от первичного и сбрасывает все стоки ему же и если в таком договоре указаны соответствующие лимиты, то такому вторичному оформлять отдельное разрешение не нужно!

Следует понимать так, что первичный спецводопользователь — тот же горводоканал, к примеру — по сути распределяет свои лимиты, указанные в его собственном разрешении (оформленном на себя) между клиентами, с которыми у него заключены договоры на водоснабжение/водоотведение. Самое главное — что это письмо-разъяснение адресовано именно налоговикам (!), и, судя по всему, последние его признают, поскольку не просто пересказывают, но и прямо ссылаются на него в своих консультациях (см. БЗ, подкатегория 121.04).

Вода водой, а сбросы — врозь

Особенность вашей ситуации состоит в том, что, как видно из вопроса, вы получаете воду у горводоканала на основании договора, а сточные воды сбрасываете в водные объекты, так сказать, самостоятельно. То есть договор с горводоканалом, очевидно, вообще не предусматривает оказание последним услуг водоотведения. А значит, годовой лимит на использование воды в договоре есть, а лимита на сбросы нет. Но чтобы на законных основаниях такие сбросы осуществлять, вам и понадобилось отдельное спецводоразрешение, в котором, кроме собственно лимита на сбросы, установлен и лимит на потребление воды (ведь иначе без него невозможно будет «залимитировать» объем сбросов). И когда срок действия такого разрешения закончился, вам показалось, что в течение месяца у вас отсутствовал лимит водопотребления.

На самом деле все обстоит несколько иначе. Источником информации об установленном вам лимите водопотребления в целях исчисления спецводосбора в вашем случае является договор с поставщиком воды. Этот же лимит, указанный в вашем отдельном спецводоразрешении, никакой фискальной нагрузки не несет. Как не несет ее, кстати, и лимит на сбросы (скажем об этом позже).

А теперь растолкуем подробнее, как вам следовало действовать, когда вы использовали воду в течение одного месяца — мая, не имея в течение этого времени собственного разрешения, но имея действующий договор с горводоканалом. Для этого обратимся к Налоговому кодексу Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Использование воды

В обсуждаемой ситуации вы как вторичный спецводопользователь:

(1) считаетесь плательщиком спецводосбора, поскольку используете воду, получаемую от первичного — горводоканала (п. 323.1 НКУ);

(2) исчисляете и уплачиваете спецводосбор самостоятельно (пп. 326.1 и 328.4 НКУ)

(3) с учетом лимитов и ставок (ст. 325 НКУ), которые применяются в одинарном или пятикратном размере в зависимости от того, соблюден или нарушен установленный вам лимит водопотребления либо его нет у вас вообще (ст. 327 НКУ). Заметим попутно, что прочие коэффициенты вас — обычного плательщика этого сбора — не касаются вообще (см. БЗ, подкатегория 121.06);

(4) подаете налоговую декларацию сбора за специальное использование воды (п. 328.2 НКУ) по форме, утвержденной приказом Минфина от 21.12.2012 г. № 1403,

(5) ежеквартально нарастающим итогом с начала года (пп. 326.1 и 328.2 НКУ)

(6) за фактический объем специспользованной воды (п. 326.2 НКУ).

Мы полагаем, что вы как плательщик спецводосбора для учета объема полученной от горводоканала воды используете счетчик, как того требует абз. первый п. 326.10 НКУ. Предполагать иное — значит обидеть вас, ведь это означало бы, что вы готовы уплачивать такой сбор в двойном размере (см. абз. второй п. 326.10 НКУ), а это не по-хозяйски! ☹

Поскольку в договоре с горводоканалом, действующем без перерыва с начала года, определен ваш годовой лимит на использование воды, вы можете как обычно составить налоговую декларацию сбора за специальное использование воды за ближайший налоговый период — полугодие. Если такой годовой лимит использования вами не превышен, смело начисляйте спецводосбор в одинарном размере, подавайте декларацию (не позднее 11.08.2014 г.) и платите его (не позднее 19.08.2014 г.). Кстати, не забудьте, что п. 328.7 НКУ требует от вас вместе с такой декларацией подать и копию указанного договора.

Сброс стоков

Оказывается, что у вас и с этим все не так плохо…

Напомним, что за сброс в водные объекты загрязняющих веществ вы обязаны уплачивать не спецводосбор, а эконалог (см. пп. 14.1.57, 240.1.2 НКУ). Причем в Обобщающей налоговой консультации об особенностях взимания экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1179, налоговики подчеркивают, что все плательщики этой разновидности эконалога должны получить разрешение на специальное водопользование. И на вас как на вторичного водопользователя, осуществляющего «самостоятельные» сбросы стоков, эта обязанность также распространяется (см. БЗ, подкатегория 120.01).

К счастью, здесь вы не подкачали — у вас (уже) есть соответствующее разрешение. Значит, вы хорошо знаете:

(1) какие именно загрязняющие вещества содержатся в стоках вашего предприятия;

(2) сколько фактически сброшено таких загрязняющих веществ в разрезе месяцев;

(3) какие именно ставки из установленных в ст. 245 НКУ вам следует применять*

* Напоминаем, что с 01.04.2014 г. согласно Закону Украины «Об избежании финансовой катастрофы и создании условий для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII размеры ставок эконалога были увеличены (подробнее об этом читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 11).

(4) при составлении налоговой декларации экологического налога, утвержденной приказом Миндоходов от 24.12.2010 г. № 1010, которую вы обычно составляете, разумеется, с приложением 3 «Розрахунок № ___ податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за скиди забруднюючих речовин безпосередньо у водні об’єкти» (см. БЗ, подкатегория 120.05);

(5) наконец, сумму налога Пс, рассчитанную вами по формуле, приведенной в п. 249.5 НКУ.

Так вот, в разд. VIII «Экологический налог» НКУ вы не найдете ни санкций, ни повышающих коэффициентов к ставкам эконалога за превышение лимитов сброса загрязняющих веществ в сточных водах. Более того: хотя соответствующей «прямой» консультации на эту тему в БЗ пока что нет, но по аналогии (поскольку другие виды загрязнений окружающей среды в фискальных целях тоже не лимитруются) можно воспользоваться ответом касательно превышения лимита размещения отходов (см. БЗ, подкатегория 120.04). В ней контролеры однозначно разъясняют, что отсутствие установленного лимита не влияет на размер ставки эконалога, а из-за превышения установленного лимита сумма эконалога не увеличивается.

И пусть упомянутая в вашем вопросе ст. 327 НКУ вас не тревожит: она касается именно водосбора, а не эконалога! А ведь мы уже выяснили, что с водосбором у вас все ОК. ☺

Единственное, чем вас стоит-таки припугнуть, это

угроза полного запрета на сбросы — за превышение установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (см. ст. 71 ВКУ)

Но если на дворе уже июль, а вы благополучно работаете и платите налоги (и эконалог в том числе) — можете выдохнуть… ☺

Кстати, согласно абз. второму п. 326.12 НКУ горводоканал должен был до 20 января текущего года подать фискалам сведения о том, что вы являетесь его абонентом, т. е. фактически подтвердить, что лимиты вам установлены в договоре на поставку воды. Так что налоговую это насторожить не должно. Другое дело, что орган, который, как следует из вопроса, уже выдал вам новое спецводоразрешение на сбросы, обязан был (а параллельно с ним и вы сами) в течение 10 дней сообщить налоговикам о переоформлении такого разрешения. Этого требует абз. третий того же п. 326.12 НКУ

В связи с этим не исключено, что рано или поздно вам придется объяснить своей налоговой инспекции, почему для исчисления спецводосбора следует принимать во внимание лимит водопотребления из договора на поставку воды, а не лимит, установленный в новом (да и в старом) разрешении на спецводопользование. Уверены, что наши аргументы помогут вам в этом.

Да уж, быть добросовестным плательщиком налогов у нас весьма непросто…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше