Темы статей
Выбрать темы

Учет результатов проверок в отчетности

Редакция НиБУ
Статья

Учет результатов проверок в отчетности

Проверка прошла, акт проверки подписан. Можно вздохнуть с облегчением. Результат на руках у бухгалтера. Что же со всем этим делать? Нужно ли корректировать каждую налоговую отчетность, исправляя ошибки, найденные проверяющими? Или же без этого можно обойтись, уплатив лишь доначисленные суммы налогов, а также насчитанный штраф? Не волнуйтесь, со всеми этими вопросами разберемся прямо сейчас.

Наталия Дзюба, налоговый эксперт

Куда заглянуть (акт или НУР)?

Результаты документальных проверок оформляются в зависимости от наличия/отсутствия нарушений: обнаружены нарушения, выявлены ошибки — составляется акт налоговой проверки, нет нарушений — получите справку (п. 86.1 НКУ, п. 3 разд. I Порядка № 984). Сегодня говорим только о результатах проверок, «подаривших» вам акт.

Обратите внимание! Согласно п. 54.3 НКУ контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму (1) денежного обязательства, (2) уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или (3) уменьшения (увеличения)* отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или (4) уменьшения (увеличения)* отрицательного значения суммы НДС, если:

1) данные проверки результатов деятельности плательщика налога свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС;

2) данные проверки относительно удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, сборов, предусмотренных НКУ, в том числе налога на доходы физлиц (далее — НДФЛ) таким налоговым агентом.

* А вот НУР высылают только на уменьшение отрицательных значений (п. 58.1 НКУ).

В акте проверки должны быть указаны как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств плательщика (п. 86.10 НКУ)

Эту информацию вы увидите в разделе «Заключение акта проверки», в котором отражается обобщенное описание обнаруженных проверкой нарушений со ссылкой на подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов (п. 6.1 разд. II Порядка № 984). Обнаруженные проверяющими нарушения отражаются в гривнях в разрезе налогов и сборов с разбивкой по годам и налоговым периодам в рамках проверяемого периода.

Учтите: сумм штрафных (финансовых) санкций там быть не должно. В акте не допускается определение их вида и размера (п. 6.3 разд. II Порядка № 984).

Но это еще не все. После проверки вы должны получить налоговое уведомление-решение (далее — НУР). Они принимаются контролерами по результатам проверки (п. 86.8 НКУ):

— либо в течение 10 рабочих дней, следующих за днем вручения вам акта проверки;

— либо если к акту проверки вы представили возражения, в течение 3 рабочих дней, следующих за днем их рассмотрения и предоставления вам письменного ответа.

Важно! Норма п. 86.8 НКУ касается исключительно сроков принятия соответствующего НУР, а не устанавливает порядок и сроки его направления плательщику (см. письмо ГНСУ от 10.04.2012 г. № 632/6/10-1115/1558 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 3). Каких-либо граничных сроков для направления НУР ни в НКУ, ни в Порядке № 1236 не предусмотрено.

Формы НУР собраны в приложениях к Поряд- ку № 1236, более подробно их по назначению рассмотрим ниже. Согласно п. 58.2 НКУ и п. 2.3 разд. II Порядка № 1236 НУР составляется по каждому отдельному налогу, сбору вместе со штрафными (финансовыми) санкциями (штрафами), по каждой штрафной (финансовой) санкции (штрафу) за нарушение норм другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, и/или пеней за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности.

НУР могут получить и проверенные филиалы, отделения или обособленные подразделения, не имеющие статуса юрлица, если на них возложено обязательство по уплате налогов и сборов (см. подкатегорию 136.08 БЗ).

Учтите! По результатам проверки НУР составляется не только на увеличение суммы налоговых обязательств плательщика налогов, занизившего их, но и на уменьшение налоговых обязательств для плательщиков налогов, завысивших их (п.п. «б» п. 2.1 разд. II Порядка № 1236).

Дополнительно к НУР вы должны получить расчет сумм налогового обязательства. Сами формы НУР предусматривают, в том числе, и обязательность расчета уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения, и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС. Кроме того, расчет должен быть составлен и на уменьшение налоговых обязательств. Он должен содержать дату и номер декларации (уточняющего расчета), отчетный период, другую информацию, необходимую для идентификации денежного обязательства или других рассчитанных сумм.

К НУР должен прилагаться, в том числе, и расчет штрафа. Подробнее о штрафах читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 75, с. 4.

Поэтому как на результат проверки ориентируемся на НУР и расчеты к нему.

Если не согласны с заявленными в НУР суммами, можно их обжаловать в административном или судебном порядке. Как это сделать, вы можете узнать из публикаций в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 20, с. 17; № 18, с. 37; 2012, №. 6, с. 32; 2011, № 44. И только если результат такого обжалования окажется для вас неблагоприятным (или же вы пропустите сроки, отведенные для него), то суммы, доначисленные и указанные в НУР, вам придется уплатить. Иначе денежные обязательства, штрафные санкции, определенные в НУР, в случае их неуплаты получат статус налогового долга.

Что заплатить?

Получив НУР и попериодный расчет увеличения (уменьшения) денежных обязательств и штрафа (как дополнение к НУР), учтите, что отдельно за периоды, определенные в нем, денежные обязательства платить не придется. В расчете суммы попериодной недоплаты (переплаты) сворачиваются, выводятся в итоговую строку и переносятся в НУР. И если по итогам будет «-», то платить нечего.

Если же в нем по итогам будет выведена сумма занижения денежного обязательства, указанная со знаком «+», и отдельно сумма штрафа, то заплатить их придется. В НУР вы найдете информацию о реквизитах бюджетных счетов, на которые следует уплатить сумму денежных обязательств.

Обратите внимание! Суммы штрафных (финансовых) санкций и пени уплачиваются по кодам бюджетной классификации, по которым осуществляется зачисление соответствующих налогов и сборов (см. п. 5 разд. III Порядка № 765, а также консультацию в подкатегории 135.04 БЗ). Как заполнить в таких случаях платежное поручение, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 96, с. 32; 2014, № 38, с. 37.

Учтите! В актах проверок сумма пени согласно ст. 129 НКУ не указывается. Начисление пени происходит в автоматическом режиме в день наступления срока погашения доначисленного налогового обязательства. Об этом вас предупредит НУР (см. подкатегорию 138.02 БЗ). Поэтому, уплачивая денежное обязательство, указанное в налоговом уведомлении-решении, вы должны будете, к сожалению, рассчитать пеню из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день занижения, самостоятельно. Что бы не ошибиться в ее расчете, предлагаем вам воспользоваться консультацией в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 75, с. 33).

Куда дописать/что подкорректировать?

Теперь, пожалуй, самый главный вопрос. Нужно ли отражать результат проверок в отчетности? Пройдемся по основным налогам. Но сперва обратим ваше внимание на следующее. В карточке лицевого счета начисляются обязательства, штраф и пеня не только на основании налоговых деклараций, но и на основании электронного реестра НУР в части согласованных сумм (пп. 2, 3 разд. III Порядка № 765).

Поэтому, получив НУР и уплатив денежные обязательства по нему в течение 10 дней (п. 57.3 НКУ), дополнительно в текущей «послепроверочной» отчетности результаты проверки отражать не нужно. Иначе результаты проверки у вас пройдут дважды: из НУР и из поданной текущей декларации.

Нет основания и для исправления выявленных ошибок (подачи уточняющих деклараций) в налоговой отчетности за проверенные периоды.

Будет ли так всегда? Давайте разбираться.

Налог на прибыль

Какие НУР могут пожаловать к плательщику после проверки, выявившей ошибки при определении объекта обложения по налогу на прибыль?

 

img 1

 

Нужно ли отражать в декларации результаты проведения проверок?

Суммы доходов или расходов, амортизации, а также налога на прибыль, уточненные контролирующими органами в ходе проверки, не указываются в декларации после проведения проверки

Дело в том, что начисление налога на прибыль в налоговых органах происходит на основании НУР. И предприятие обязано будет уплатить сумму выявленного при проверке налогового обязательства, указанную в уведомлении-решении. Согласно этому документу сумма недоплаты, определенная налоговиками, пройдет по карточке лицевого счета (КЛС) налогоплательщика (пп. 3 и 4 разд. III Порядка № 765). А включение этой суммы в декларацию приведет к тому, что она второй раз будет проведена в КЛС (п. 2 разд. III Порядка № 765).

Кроме того, во-первых, самоисправиться и учесть в декларации по налогу на прибыль допущенные ошибки можно только до начала проверки (п. 50.2 НКУ). Во-вторых, форма декларации по налогу на прибыль используется плательщиком исключительно для самостоятельного определения объекта налогообложения и для самостоятельного исправления ошибок. Формой декларации не предусмотрено исправление ошибок, выявленных налоговиками во время проведения проверки (см. консультацию в подкатегории 102.30.02 БЗ, которая хотя и утратила силу ввиду обновления формы декларации по налогу на прибыль, но это не влияет на сделанный в ней вывод).

Другое дело — ошибки, выявленные в ходе проверки в расчетах базовых показателей, от которых зависит содержание других показателей. Например, первое, что приходит на ум, это ошибка при определении суммы налогооблагаемой прибыли предыдущего года. Она повлечет за собой искажение всех показателей, которые рассчитываются от такой базы: суммы «благотворительных» и других расходов из п.п. 138.10.6 НКУ, авансовых взносов, уплачиваемых в текущем году (об этом чуть подробнее далее), и т. п. Второе  это ошибки, допущенные при начислении налоговой амортизации, определении балансовой стоимости основных средств. Они в дальнейшем могут повлиять на определение 10 % лимита ремонтных расходов.

Так вот, если такие ошибки имели место, то после их выявления контролирующим органом, считаем, что привести в порядок не затронутую проверкой отчетность необходимо. Сделать это можно, подав уточняющие расчеты, но уже для исправления последствий выявленных при проверке ошибок. То есть корректироваться должны здесь не выявленные в ходе проверки неправильные показатели, а результаты их дальнейшего влияния, например, расходы, база для которых была рассчитана неверно. Рассмотрим пример.

Пример 1. Предприятие в 2013 году перечислило неприбыльной организации 50000 грн. Так как величина налогооблагаемой прибыли за 2012 год (строка 07 декларации по налогу на прибыль за 2012 год) составила 800000 грн., то в составе расходов декларации за 2013 год предприятие показало сумму в размере 32000 грн. (800000 грн. х х 4 %). По итогам документальной плановой проверки за 2012 год контролеры выявили в годовой декларации ошибку, которая привела к завышению налогового обязательства, и показатель строки 07 декларации за 2013 год должен был содержать сумму 750000 грн.

Декларацию за 2012 год не трогаем (не исправляем). А вот декларацию за 2013 придется уточнить. Как оказалось, предприятие имело право в декларации по налогу на прибыль за 2013 год учесть в расходах только 30000 грн. оказанной помощи (750000 грн. х 4 %), а задекларировало 32000 грн.

Опираясь на п. 50.1 НКУ, подаем уточняющую декларацию (УД) к декларации за 2013 год, указав в ней правильные показатели благотворительной помощи (30000 грн.): в уточняющем приложении ІВ по строке 06.4.1 и в УД по строке 06.4. А заполнив строку 24 УД, не забудьте рассчитать 3 % самоштрафа (в строке 28).

Своя история и у выявленных в ходе проверки завышения (занижения) отрицательного значения объекта налогообложения (убытков). Если по результатам проверки установлено завышение (занижение) заявленной суммы отрицательного значения объекта налогообложения, то налоговая декларация по налогу на прибыль, которая подается плательщиком после проведения проверки, составляется с учетом результатов этой проверки. О необходимости исправления идет речь в консультации налоговиков, размещенной в подкатегории 102.05 БЗ. И хотя срок действия этой консультации ограничен «до 24.01.2014 г.» (ввиду обновления формы декларации по налогу на прибыль), мнение налоговиков на этот счет вряд ли изменится.

В декларации по налогу на прибыль (по форме, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Украины от 30.12.2013 г. № 872) «переходящее» отрицательное значение объекта обложения, подлежащего включению в расходы, отдельно выделяется в строке 06.5 и отражается в общей сумме прочих расходов (строке 06).

Согласно разъяснению налоговиков, следующая декларация по налогу на прибыль, которая подается плательщиком после проведения проверки, должна быть составлена с учетом результатов проверки в части уменьшения отрицательного значения объекта обложения за соответствующий отчетный период.

Послепроверочное уменьшение убытков по налогу на прибыль должно быть учтено в строке 06.5 послепроверочной декларации

Дельный совет: об изменении показателей в указанной строке желательно вместе с декларацией подать пояснение, составленное в произвольной форме (п. 46.4 НКУ).

Теперь вернемся к исправлению авансовых взносов, которое необходимо провести, если проверкой выявлено занижение прибыли за прош­лый год. На то, что при расчете авансового вноса по налогу на прибыль следует брать во внимание исправленные по результатам проверок показатели декларации по налогу на прибыль (доначисленные/уменьшенные обязательства), обращают внимание и налоговики (см. ответ на вопрос 15 ОНК № 698, а также консультацию в подкатегории 102.33 БЗ).

Как это сделать? Конечно же, опираясь на п. 50.1 НКУ и не дожидаясь подачи текущей декларации, подать УД к прошлогодней проверенной декларации, дабы с ее помощью вывести правильные суммы авансовых взносов за март этого года — февраль следующего года. Рассмотрим механизм исправления на примере.

Пример 2. По итогам проверки за 2013 год предприятие в мае 2014 года получило НУР: контролеры доначислили налог на прибыль за 2013 год. База для исчисления авансовых взносов, определенная предприятием в декларации за 2013 год, составляла 12000 грн., соответственно авансовые взносы (строка 23 декларации) в марте, апреле, мае 2014 года были уплачены в сумме 1000 грн.(12000 грн. : 12). После проверки база для исчисления авансовых взносов определена в сумме 15000 грн.

img 2Чтобы не занизить авансовый взнос и за июнь 2014 года, советуем подать УД к годовой декларации за 2013 год как можно быстрее (до предельной даты его уплаты — 27.06.2014 г.).

Шаг 1. Сразу оговоримся — данная УД направлена исключительно на корректировку сумм авансовых взносов. Поэтому заполняя основную часть УД (строки 01 — 22 и 24 — 28), фиксируем в них допроверочные показатели (переносим из поданной вами декларации за 2013 год). Доначисленные в ходе проверки показатели засчитают вам через НУР, поэтому повторно их в УД не отражаем. Как вариант, опираясь на п. 46.4 НКУ, эти строки в УД можно вообще не заполнять. Но не забудьте тогда приложить к УД пояснение своих действий.

Шаг 2. Переходим к главному — определяем правильную сумму авансового взноса, подлежащего уплате в марте 2014 года — феврале 2015 года: 15000 грн. : 12 = 1250 грн. Записываем ее в строку 23 УД.

Попутно определяем сумму недоплаты по авансовым взносам: из показателя строки 23 УД вычитаем показатель строки 23 декларации по налогу на прибыль за 2013 год (1250 грн. - 1000 грн. = 250 грн.). Полученную сумму недоплаты умножаем на количество месяцев, авансы за которые на дату подачи УД уже уплачены, — это март (предельный срок уплаты за который — 28.03.2014 г.), апрель (30.04.2014 г.), май (30.05.2014 г.) : 250 грн. х 3 = 750 грн. Указываем недоплату в строке 34 УД.

Пеню и самоштраф (3 %) записываем соответственно в строки 36 и 38 УД.

Шаг 3. Руководствуясь разъяснениями миндоходовцев (см. письмо от 07.03.2014 г. № 5699/7/99-99-19-03-01-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 8), заполняем в УД таблицу «Дванадцятимісячний період для сплати авансових внесків». В строке 1 в клеточках напротив месяцев, срок уплаты авансовых взносов по которым еще не наступил (июнь — февраль), ставим отметку «+». В строке 2:

в клеточках напротив месяцев уплаченных авансовых взносов (март, апрель, май) проставляем фактически уплаченные суммы (по 1000 грн.);

— в клеточках напротив месяцев, срок уплаты по которым не наступил (июнь — февраль), проставляем правильные суммы 1250 грн.

Не забудьте! Уплатить доначисленную сумму налоговых обязательств по авансовым взносам (сумму из строки 34 УД) и самоштраф нужно до подачи УД (п.п. «а» п. 50.1 НКУ).

Фрагмент УД к декларации по налогу на прибыль за 2013 год

Показники

Код рядка

Сума

Авансовий внесок ((рядок 10 + рядок 11 + рядок 12 Податкової декларації з податку на прибуток підприємства - рядок 13.1 - рядок 13.2 - рядок 13.6 додатка ЗП до рядка 13 Податкової декларації з податку на прибуток підприємства) : 12), що підлягатиме сплаті щомісячно

23

1250

Самостійне виправлення помилок по авансових внесках з податку на прибуток12

 

 

Збільшення податкового зобов’язання звітного (податкового) періоду, що уточнюється (позитивне значення (((рядок 23 х ___13) - (рядок 23 х х­___13) Податкової декларації з податку на прибуток підприємства, яка уточнюється) або рядок 09 таблиці 2 додатка ВП до рядків 24 — 27, 29 — 32 та 34 — 37 Податкової декларації з податку на прибуток підприємства)

34

750

Пеня, нарахована на виконання вимог підпункту 129.1.2 пункту 129.1 статті 129 глави 12 розділу II Податкового кодексу України (у разі виправлення помилки(ок) у складі звітної/звітної нової/консолідованої Податкової декларації з податку на прибуток підприємства повинна дорівнювати рядку 11 таблиці 2 додатка ВП до рядків 24 — 27, 29 — 32 та 34 — 37 Податкової декларації з податку на прибуток підприємства)

36

…*

Сума штрафу від недоплати при наданні уточнюючої Податкової декларації з податку на прибуток підприємства (рядок 34 х 3 %)

38

23

 

№ з/п

Дванадцятимісячний період для сплати авансових внесків14

2014 рік

2015 рік

березень

квітень

травень

червень

липень

серпень

вересень

жовтень

листопад

грудень

січень

лютий

1

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

1000

1000

1000

1250

1250

1250

1250

1250

1250

1250

1250

1250

* Расчет пени не приводим. Как рассчитать пеню, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 75, с. 33.

 

Обратите внимание! В КЛС из УД попадут показатели:

строки 34 за месяцы, срок уплаты за которые истек на дату подачи УД (март, апрель, май 2014 года);

строки 23 за остальные месяцы (срок уплаты за которые на дату подачи УД не истек).

НДС

Какие налоговые уведомления могут пожаловать к плательщику после проверки, в ходе которой выявлены ошибки по НДС?

 

img 3 

 

Если по результатам документальной или камеральной проверки, проведенной налоговым органом, был зафиксирован факт искажения показателя строки 24, то как раз и заполняется строка 21.3 «зменшено/збільшено залишок від’ємного значення за результатами перевірки податкового органу» (п.п. 6 п. 4 разд. V Порядка № 678).

Давайте рассмотрим, когда плательщик НДС столк­нется с ее заполнением.

Форма «Р». Доначислены (уменьшены) НО по НДС. Уменьшать или доначислять налоговые обязательства/налоговый кредит, ставшие причиной недоплаты или переплаты налогового обязательства по НДС, в декларации после получения уведомления по форме «Р» не нужно. Специальных строк для этого нет, а плательщик, получив его, должен просто уплатить сумму доначисленного налогового обязательства. НУР и будет основанием для отражения суммы недоплаты/переплаты в КЛС (пп. 3 и 4 разд. III Порядка № 765).

Форма «В1». Завышено БВ. Причем причиной такого завышения является именно неверное определение НО или НК по НДС. Тогда налоговики с лицевого счета просто убирают лишнее БВ, и плательщик в дальше ничего в своей декларации по этому поводу не отражает (подкатегория 101.18.01 БЗ *). Другое дело, если причина завышения БВ — неверное перераспределение между строками 23/24 декларации по НДС (в стр. 23 попал неоплаченный поставщикам НК). Тогда плательщик получит не форму «В1», а форму «В3» и в этом случае придется отразить результаты проверки в декларации (об этом см. ниже).

* Срок действия этой консультации ограничен «до 01.01.2014 г.» ввиду обновления формы декларации по НДС.

Форма «В2». Занижено БВ/завышено отрицательное значение по причине неверного распределения между строками 23/24 декларации по НДС (в стр. 24 попал оплаченный поставщикам НК). Зачастую, не желая связываться с трудоемкой процедурой бюджетного возмещения, многие переносят оплаченное отрицательное значение не в стр. 23, а в стр. 24. Такие действия налоговики расценивают как нарушение, поскольку НКУ обязывает налогоплательщика отразить бюджетное возмещение, а не дает ему право выбора (см. подкатегорию 101.18.01 БЗ). Следовательно, заполнение стр. 24 в этом случае расценивается как занижение бюджетного возмещения (или завышение стр. 24). Так как при этом считается, что плательщик НДС добровольно отказался от бюджетного возмещения по оплаченному отрицательному значению (п.п. «а» п. 200.14 НКУ), то соответственно сумма занижения не может быть отражена ни в строке 23.1, ни в строке 23.2. Плательщику в таком случае придется на эту сумму уменьшить значение строки 24 путем ее отражения со знаком «-» в строке 21.3 декларации по НДС за тот налоговый период, в котором получено НУР по форме «В2». Сумма занижения в декларации больше не отражается, но подлежит переносу в КЛС и в дальнейшем принимает участие в погашении сумм налога в порядке календарной очередности возникновения таких переплат (см. подкатегорию 101.18.01 БЗ).

Форма «В3». Завышено БВ/занижено отрицательное значение по причине неверного распределения между строками 23/24 декларации по НДС (в стр. 23 попал неоплаченный поставщикам НК). В этом случае сумма уменьшения должна отражаться в стр. 21.3 со знаком «+» в том периоде, в котором было получено уведомление-решение по форме «В3». Далее эта сумма будет учитываться в декларациях следующих периодов в зависимости от результатов деятельности: перейдет либо в строку 23, либо в строку 24. Ведь, уходя из возмещения, такая сумма не должна исчезнуть и пропасть. Для налогоплательщика это законный налоговый кредит, который он просто по ошибке посчитал оплаченным. Так же разъясняют налоговики (см. подкатегорию 101.18.01 БЗ).

Неоплаченный налоговый кредит, исключенный из бюджетного возмещения уведомлением «В3», должен опять вернуться в декларацию по НДС

Форма «В4». Завышено отрицательное значение. Уменьшение отрицательного значения НДС по результатам проверки могло быть вызвано другими причинами (например, неправомерным увеличением налогового кредита) и сопровождаться направлением налогоплательщику НУР по форме «В4». В таком случае сумма уменьшения отрицательного значения должна «уйти» из НДС-учета. Для этого заполняется стр. 21.3 со знаком «-» в том периоде, в котором было получено НУР по форме «В4» (подкатегория 101.31 БЗ).

Как видим, результаты проверок, в ходе которых выявлено занижение/завышение отрицательного значении НДС, могут поучаствовать в текущих декларациях по НДС.

Декларация по НДС прямо предусматривает необходимость отражения плательщиком послепроверочного факта уменьшения/увеличения суммы остатка отрицательного значения

Учтите! Налоговики не признают восстановления налогового кредита, «изъятого» в ходе проверки по причине ненадлежаще оформленных НН. Они считают, что повторное переоформление налоговой накладной НКУ не предусмотрено. То есть плательщик налога не имеет права после проверки попросить поставщика «подправить» налоговую накладную, ставшую причиной потери налогового кредита. Следовательно, такую НН нельзя повторно показать ни в Реестре выданных и полученных налоговых накладных, ни в послепроверочной декларации по НДС (см. подкатегорию 101.19 БЗ).

Заметим, что в ходе проверок также могут быть выявлены нарушения уплаты НДС на таможне. Рекомендации по учету результатов проверок, в ходе которых было выявлено неверное определение таможенной стоимости, в декларации по НДС см. в письме Министерства доходов и сборов Украины от 08.01.2014 г. № 58/6/99-99-19-04-02-15, а также в комментарии к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 16, с. 6.

Единый налог

С результатами проверки у плательщиков единого налога все намного проще. После проверки уплаты единого налога плательщику достанется НУР по форме «Р» (приложение 2 к Порядку № 1236). Объектом обложения у единоналожников является доход, полученный плательщиком в отчетном периоде (кроме групп 1 и 2). А значит, проверкой может быть выявлено исключительно завышение или занижение сумм налоговых обязательств.

Декларация по единому налогу не содержит ни переходящих показателей, ни переходящих убытков. Нет в ней и строк, способных учесть послепроверочные показатели. Поэтому никакие корректировки в последующих декларациях по ЕН не проводим.

То есть, если проверен I квартал текущего года и по результатам проверки доначислен доход и соответственно единый налог, то последующие декларации этого года (декларацию за полугодие, три квартала и год) заполняем нарастающим итогом с ошибочными показателями.

НДФЛ

Предприятие как налоговый агент обязано начислять, удерживать и уплачивать в бюджет НДФЛ, вести налоговый учет, подавать Налоговый расчет по форме № 1ДФ (далее — 1ДФ) и нести ответственность за нарушение норм разд. IV НКУ (п. 176.2 НКУ).

Начиная с отчета за I квартал 2014 года 1ДФ подаем по форме, утвержденной приказом Миндоходов Украины от 21.01.2014 г. № 49. О ее заполнении читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 22.

Как быть, если в ходе проверки у вас выявили ошибки начисления НДФЛ и к вам пожаловал НУР? Согласно п. 4 Порядка № 49 корректировка поданного и принятого налогового расчета проводится на основании самостоятельно обнаруженных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, обнаруженных органом государственной налоговой службы. Порядок не указывает, что именно для этого случая считать «уведомлением об обнаруженных ошибках». Но мы считаем, что к таким уведомлением НУР не относится.

Ошибки начисления НДФЛ, выявленные контролерами в ходе проверки, не должны корректироваться в 1ДФ

Если налоговый агент до выплаты дохода физическому лицу не совершил хотя бы одного из действий, предусмотренных законом, т. е. не начислил, или не удержал, или не перечислил налог, и это было обнаружено проверкой, то ответственность за уплату такого налога возлагается на такого налогового агента, а физическое лицо освобождается от его уплаты (п. 127.1 НКУ).

Соответственно и корректировать 1ДФ не нужно.

 

выводы


img 4
 
 
  • После проверки дождитесь НУР. По результатам проверки НУР составляется не только на увеличение сумм налоговых обязательств плательщика налогов, но и на их уменьшение.

  • В формах отчетности результаты проверок не отражаются. Хотя есть случаи, когда результаты проверок повлияют на показатели последующих деклараций (например, ошибка по налогу на прибыль в убытках, годовой прибыли) либо проверенных деклараций (ошибки в расчете авансовых взносов по налогу на прибыль).

  • Результаты проверок, в ходе которых выявлено занижение/завышение отрицательного значения НДС, могут поучаствовать в текущих декларациях по НДС.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 984 — Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984.

  3. Порядок № 1236  Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденный приказом Минфина Украины от 28.11.2012 г. № 1236.

  4. Порядок № 765 

  5. Порядок № 678 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по НДС, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 13.11.2013 г. № 678.

  6. Порядок № 49 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 21.01.2014 г. № 49.

  7. ОНК № 698 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам относительно уплаты ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль, утвержденная приказом Миндоходов Украины от 22.11.2013 г. № 698.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше