Бонусы и подарки от оператора связи
Для привлечения клиентов все средства хороши! Такой стратегии в «мобильный» век придерживаются и операторы. Из года в год они не устают придумывать тьму-тьмущую всевозможных акций. Сегодня их на рынке связи множество — хоть пруд пруди! Мы предлагаем вам поговорить о самых модных — бонусах и подарках. Если вам посчастливилось их получить, что делать дальше вы узнаете в статье.
Людмила Солошенко, налоговый эксперт
С огромной щедростью операторы раздают подарки, как при подключении, так и по мере оказания услуг. Задача в любом случае за этим кроется одна: привлечь и сохранить в своих рядах как можно больше абонентов.
При подключении — телефон/модем в подарок
Уже при подключении вас может ждать сюрприз. Ведь многие из операторов готовы сделать вам заманчивое предложение: «при подключении — телефон/модем в подарок». Обычно вручить такой подарок обещают при подключении на определенный тарифный пакет, заключении договора с оператором на длительное время (1 год и более) или на других условиях. Причем в зависимости от условий акции возможны следующие варианты получения подарка.
Бесплатное получение. Сразу укажем, что такой подарок выльется «в копеечку». Ведь при бесплатном получении придется отразить налоговый доход. В доходы предстоит включить стоимость бесплатно полученных товаров, определенную с учетом обычных цен (п.п. 135.5.4 НКУ). Напомним, что последние в «бесплатном» случае применяют независимо от того, «контролируемая» операция или нет*. А признают доходы на дату фактического получения товаров (п. 137.10 НКУ).
* Хотя проблемы определения обычных цен для «неподконтрольных» операций остаются. Ведь НКУ на этот счет никаких рецептов не дает (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 10).
Учтите, что похожими окажутся «подарочные» последствия и для единоналожников. У них стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг) также включается в доход (пп. 292.3, 292.6 НКУ). Подробнее об этом вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 93, с. 22.
В учете полученный в подарок телефон/модем (в зависимости от стоимости — «до» или «свыше» 2500 грн.**) зачисляют соответственно либо в состав МНМА (малоценных необоротных материальных активов), либо в состав ОС (основных средств).
** Обычно для сближения с налоговым учетом в бухгалтерском учете стоимостный критерий, разграничивающий ОС и МНМА, устанавливают в том же размере — 2500 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ).
Рассмотрим следующий пример.
Пример 1. При подключении к оператору сроком на 1 год предприятие получило телефон и модем в подарок. По данным прайс-листов рыночная (справедливая) стоимость такой модели:
— телефона — 800 грн.;
— модема — 350 грн.
В учете операции отразятся следующим образом:
Таблица 1. Бесплатное получение телефона и модема (подарки от оператора при подключении)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оприходованы (по справедливой стоимости): | |||||
— телефон | 153 | 424 | 800* | 800 | — | |
— модем | 153 | 424 | 350* | 350 | — | |
* В бухгалтерском учете объекты зачисляют на баланс по справедливой стоимости (п. 10 П(С)БУ 7). | ||||||
2 | Переданы в эксплуатацию: | |||||
— телефон | 112 | 153 | 800 | — | — | |
— модем | 112 | 153 | 350 | — | — | |
3 | Начислена амортизация (методом 100 %) с одновременным признанием дохода в бухучете: | |||||
— телефона | 23, 91, 92, 93, 94 | 132 | 800 | — | — | |
424 | 745 | 800 | — | — | ||
— модема | 23, 91, 92, 93, 94 | 132 | 350 | — | — | |
424 | 745 | 350 | — | — |
Увы, «подарочные» последствия не выглядят приятными. Поэтому чаще всего операции оформляют как продажу-покупку телефона/модема «за 1 грн.» (1,20 грн. с НДС).
Покупка за 1 грн. Это, без сомнения, оптимальный вариант. В таком случае телефон/модем (по цене 1 грн.):
— в бухгалтерском учете — приходуют как МНМА на субсчет 112;
— в налоговом учете — это «малоценный» объект группы 11. При этом сумму «входного» НДС (0,20 грн.) относят в налоговый кредит (на основании налоговой накладной или чека РРО и при условии использования телефона/модема в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, ст. 198 НКУ).
И для наглядности — пример.
Пример 2. При подключении на контракт предприятие получило от оператора телефон в подарок. Согласно условиям акции приобрело его по цене 1,20 грн. (в том числе НДС — 0,20 грн.).
В учете операции отразятся следующим образом:
Таблица 2. Телефон-подарок (по цене 1,20 грн.)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Перечислена оплата за мобильный телефон | 371 | 311 | 1,20 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 0,20 | — | — |
3 | Оприходован мобильный телефон | 153 | 631 | 1 | — | — |
644 | 631 | 0,20 | — | — | ||
4 | Отражен зачет задолженности | 631 | 371 | 1,20 | — | — |
5 | Передан телефон в эксплуатацию | 112 | 153 | 1 | — | — |
6 | Начислена амортизация по телефону (методом 100 %) | 92* | 132 | 1 | — | 1* |
*Допустим, телефон используется в административных целях. |
Минуты/дни/месяцы бесплатных разговоров
Другой подкупающий подарок оператора — минуты, дни, а то и месяцы бесплатных разговоров (определенное количество нетарифицируемого времени).
Обычно ими награждают абонентов:
— при подключении на пакеты с определенными условиями (к примеру, с большей абонплатой; с условием ежемесячного пополнения и т. п.). В таком случае с легкой руки оператора «в подарок» можно получить даже несколько первых месяцев бесплатных разговоров. Либо согласно условиям тарифного пакета бесплатные звонки можно совершать в выходные или праздничные дни (или звонить по отдельным номерам внутри сети);
— при пополнении на оговоренную сумму;
— в счет накопленных бонусов — такой подарок в большей мере рассчитан на «солидных» клиентов, длительное время пользующихся услугами оператора, не жалеющих средств на разговоры и заработавших тем самым определенное количество бонусов.
Однако в любом случае для налогообложения важно учитывать, что:
бесплатные минуты бесплатно предоставленными (полученными) услугами не являются
То есть расценивать бесплатно полученными их ни в коем случае нельзя. Почему?
Во-первых, такие минуты не предоставляются отдельно, просто так, — без ранее оплаченных минут. То есть они не являются самостоятельной бесплатной услугой оператора, а фактически оказываются неотъемлемой частью поставляемых мобильных услуг. Причем сама возможность их получения зависит от соблюдения определенных условий — количества потребленных услуг, внесения предоплаты, ее суммы и т. п.
Во-вторых, чего уж тут таить! Стоимость бесплатных минут, как правило, заложена в абонплату (ежемесячную плату, ежемесячную стоимость пакета), от которой абонент при этом не освобождается (!). Она-то и выступает компенсацией всех «бесплатных» разговоров. Так что, копнув глубже, понимаем: бесплатные минуты не так уж и «бесплатны». На самом деле они являются оплаченными. Оплата за них заложена в стоимость подключения к тарифу. По сути, оператор в этом случае предоставляет абоненту скидку на общую сумму поставленных услуг (путем уменьшения цены за одну тарифицируемую минуту).
Таким образом, «бесплатные разговоры» бесплатными услугами на самом деле не являются. И хотя выше речь зашла о скидке, она больше коснется оператора. А вот
в учете предприятия-абонента получение бесплатных минут никак не отразится
Фактически в учете абонента пройдет только общая сумма оплаты за услуги, в счет которой дальше и будут получены «бесплатные минуты». Правда, для этого лучше в первичных документах (счете оператора, чеках) бесплатные минуты отдельно не выделять.
Учет операций покажем на примере.
Пример 3. При подключении на бизнес-пакет с абонплатой 400 грн. в месяц (в том числе без НДС — 313,73 грн.; НДС 20 % — 62,75 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 23,52 грн.) абонент получает от оператора подарок — 4000 минут бесплатных разговоров ежемесячно. В таком случае нужно говорить, что 4000 минут получены абонентом не бесплатно, а за 400 грн. (т. е. стоимость 1 минуты составляет 0,1 грн.).
По окончании месяца получен счет от оператора. Стоимость фактически предоставленных услуг составила 465 грн. (в том числе без НДС — 364,71 грн.; НДС 20 % — 72,94 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 27,35 грн.).
В учете операции отразятся следующими записями:
Таблица 3. Бесплатные минуты от оператора
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Перечислена предоплата (абонплата) за услуги мобильной связи | 371 | 311 | 400 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по предоплаченным услугам (при наличии налоговой накладной) | 641 | 644 | 62,75 | — | — |
3 | Отражены услуги связи на основании счета оператора: | |||||
— в пределах аванса (абонентом использованы в том числе и бесплатные минуты разговоров) | 93 | 631 | 337,25 | — | 337,25* | |
644 | 631 | 62,75 | — | — | ||
631 | 371 | 400 | — | — | ||
— в сумме, превышающей аванс | 93 | 631 | 54,81 | — | 54,81* | |
641 | 631 | 10,19 | — | — | ||
*Допустим, телефон используется работниками отдела сбыта. | ||||||
4 | Перечислена оператору оплата за услуги связи: | |||||
— доплата за прошлый месяц | 631 | 311 | 65 | — | — | |
— абонплата за следующий месяц | 371 | 311 | 400 | — | — | |
641 | 644 | 62,75 | — | — |
Возможность разговаривать в кредит (или если счет уходит в «минус»)
Еще один приятный жест от оператора — возможность разговаривать в кредит. Закончились деньги на счету? Не успели вовремя пополнить счет? Не беспокойтесь, быть по-прежнему на связи можно даже в этом случае. Сегодня уже многие из операторов идут навстречу абонентам-должникам: дают «добро» на разговоры при наличии задолженности на счете. Так что звонки удастся совершать даже при отрицательном балансе. Как правило, главное требование кредитора-оператора — чтобы наговорившийся вволю абонент затем все это оплатил не позже установленного срока.
И не волнуйтесь, что на счете будет красоваться «минус». Он означает, всего-навсего, что разговор ведется в долг. Поэтому, пользуясь телефонной связью на протяжении месяца, в учет никаких записей пока вносить не нужно. Следует дождаться конца месяца и счета оператора. В нем будет видна общая сумма долга (включая и звонки, совершенные в кредит).
А дальше — все привычно. На основании счета оператора стоимость полученных мобильных услуг предприятие относит на расходы (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 631). А после, когда будет перечислена оплата, предприятию просто спишут долг. Так что такие операции по сути будут аналогичны операциям из рассмотренного выше примера 3, где приводилась ситуация с доплатой.
На всякий случай предостережем: возникший долг абонента за потребленные услуги не имеет ничего общего с обычным займом — бесплатным кредитом или так называемой возвратной финансовой помощью (п.п. 14.1.257 НКУ). Ведь никакие деньги «в пользование с обязательством вернуть» (по договору займа) абонент не получал. Он потребил услуги связи и должен внести плату за услуги. Поэтому ни о каких, скажем, условных процентах, включаемых в доход (как при финпомощи), не может быть и речи.
Бонусы на счет
Ну и, конечно же, не забывают операторы благодарить своих любимчиков — активных абонентов, участвующих в различных мероприятиях, программах, акциях. За это начисляют бонусы (с лат. bonus — хороший, ☺). Куда ж без них!
Условия накопления бонусов бывают самыми различными. Так, бонусы могут начисляться за пополнение счета, «стаж» разговоров или на прочих оговоренных оператором условиях. В конечном счете здесь подход один: чем больше разговоров и оплаты — тем больше бонусов. Так что они (как и бесплатные минуты) на самом деле вовсе не бесплатны.
Для бонусов обычно устанавливают свой срок использования (скажем, в течение n-дней/n-месяцев с момента начисления). И если их своевременно не израсходовать, «просроченные» неиспользованные бонусы просто пропадут (сгорят).
Накопленные бонусы традиционно соответствуют определенному денежному эквиваленту (допустим, из расчета 1 бонус = 1 гривня или на других условиях). Использовать их можно в строго установленном порядке. Однако, чаще всего, расходовать их предлагается на следующие цели (способы использования):
— в оплату услуг мобильной связи;
— в оплату интернет-услуг;
— для получения бесплатных (дополнительных) минут разговоров;
— для получения скидки при покупке мобильного телефона и пр.
Примечательно, что при любом способе использования накопленные бонусы в итоге засчитывают абоненту в счет оплаты за услуги (либо в счет стоимости приобретаемого мобильного телефона). И в результате абонент тратит на приобретение меньшую сумму средств.
Таким образом, бонус — это вознаграждение абоненту, своего рода накопительная скидка, выраженная в условных денежных единицах, которая может быть засчитана в дальнейшем в счет оплаты тех или иных мобильных услуг.
Сведения о бонусах (их начислении и использовании) приводятся справочно в счете оператора. Примите к сведению:
само по себе начисление бонусов в учете предприятия-абонента никак не отразится
Ведь их начисленная сумма пока что дает абоненту только право на скидку. А вот реализовывать ли это право или нет и применять ли эту скидку в будущем — решает абонент. В конце концов, суммой начисленных бонусов предприятие может так и не воспользоваться! Поэтому только фактическое использование бонусов повлияет на учет.
Причем такое использование бонусных сумм во всех случаях оформляется как скидка на оплату услуг связи (т. е. как покупка услуг связи, интернет-услуг, мобильного телефона и т. п. по меньшей стоимости). В итоге, заработав бонусы и применяя скидку, абонент просто заплатит меньше за мобильные услуги либо телефон. А значит, и расходы будут показаны в учете исходя из суммы фактически потраченных средств (т. е. в размере, уменьшенном на сумму скидки).
И пусть вас не смущает то, что в письме Миндоходов от 05.12.2013 г. № 6344/I/99-99-19-03-02-14// «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 102, с. 9 суммы мотивационных выплат — бонусов и скидок — предлагалось получателю включать в доход. Во-первых, эти разъяснения касались ретро-скидки. То есть скидки, предоставленной задним числом, после отгрузки. А во-вторых, так поступают при условии, что скидка не привязана к конкретной партии товара (поставляемых услуг) — когда себестоимость товаров (услуг) уменьшить невозможно. Тогда действительно сумма скидки попадет в доход.
У нас же ситуация совсем иная. Скидка, наоборот, связана с конкретными услугами. Ведь в нашем случае бонусы — это скидка на конкретные минуты месяца. А значит, себестоимость услуг для абонента будет меньше. И именно такая себестоимость, в конечном счете, попадет в расходы. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье «Учитываем расходы на маркетинговые мероприятия» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 25.
Подробнее ситуацию рассмотрим на примере.
Пример 4. Накопив 200 бонусов, предприятие решает их использовать при оплате услуг связи за текущий месяц. Оператор учел пожелания абонента и засчитал ему такие бонусы в счет месячной оплаты. В счете оператора мобильной связи, выставленном абоненту, значится:
— стоимость предоставленных услуг связи 455 грн.;
— сумма скидки (использованные в счет оплаты бонусы) — 200 грн.;
— итого оказанных услуг (сумма к оплате) — 255 грн. (в том числе без НДС — 200 грн.; НДС 20 % — 40 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 15 грн.).
В учете предприятия операции отразятся следующим образом:
Таблица 4. Оплата услуг за бонусы
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | На основании счета оператора отражены: | |||||
— полученные услуги связи | 92 | 631 | 215 | — | 215 | |
— сумма налогового кредита по НДС | 641 | 631 | 40 | — | — | |
2 | Перечислена оплата оператору | 631 | 311 | 255 | — | — |
А напоследок остается пожелать. Пусть оператор вас как можно чаще балует подарками и ваше с ним сотрудничество окажется взаимовыгодным!
выводы | | |
|