Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Если мобильный телефон пополнен через терминал

Редакция НиБУ
Статья

Если мобильный телефон пополнен через терминал

У предприятия возник такой вопрос. Директор дважды пополнял корпоративный телефон через терминал самообслуживания. Первый раз он принес распечатку терминала, а второй раз — нет (потерял). Можно ли ему возместить расходы по первому пополнению (на основании авансового отчета с этой распечаткой)? Может ли предприятие такую сумму отнести в расходы? Как быть предприятию со вторым пополнением, когда подтверждающего документа нет?

Людмила Солошенко, налоговый эксперт

 

Рассмотрим каждую из ситуаций. Но сперва напомним: работнику могут возмещаться средства, потраченные на нужды предприятия. Для этого работник должен подать авансовый отчет (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 24.12.2013 г. № 845). Подробно связанные с этим учетно-правовые тонкости рассматривались в статье «Покупаем за свои — отчитываемся как за чужие»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 41, с. 26. Однако в нашей ситуации к ним добавляются еще и «терминальные» нюансы. Давайте разбираться, что к чему.

Если сохранена распечатка терминала о пополнении счета

При первом пополнении директор сохранил распечатку терминала и хочет с ней подать авансовый отчет. В таком случае должны предупредить наших читателей: увы, но распечатки терминала будет недостаточно. Всему виной — порядок документального подтверждения расходов. Он предус­матривает, что любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичным документом. Первичные документы служат основанием для отражения записей в бухгалтерском учете (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете). Поэтому

к авансовому отчету должны прилагаться оригиналы первичных документов, подкрепляющих величину расходов

Такими документами, в частности, могут быть расчетные или платежные документы, подтверждающие оплату.

Похожие требования в налоговом учете выдвигает п.п. 139.1.9 НКУ. Он устанавливает, что расходы должны подтверждаться соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязанность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

Однако, к сожалению, распечатка терминала — не расчетный документ. Критериям расчетного документа из ст. 2 Закона об РРО и Положения № 614 она не соответствует. Нельзя считать такую распечатку и первичным документом. В ней нет всех необходимых обязательных реквизитов первичного документа, как того требуют ч. 2. ст. 9 Закона о бух­учете и п. 2.4 Положения № 88. Напомним, к ним относятся:

— название документа (формы);

— дата и место составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции;

— единица измерения хозяйственной операции (в натуральном и/или стоимостном выражении);

— должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личная или электронная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Но вся загвоздка в том, что ни ответственных лиц, ни нужной подписи в распечатке нет. Одним словом, до нужного подтверждающего документа распечатка не дотягивает.

Хотя вообще-то внутри банковско-платежной сферы такая распечатка терминала имеет статус кассового документа (п. 24.7 Закона № 2346, п. 1.21 разд. IV Инструкции № 174). Но только вот ее «расчетность», «платежность» и «первичность» для целей НКУ вряд ли удастся доказать.

И что печально — не признают распечатку полноценным документом и налоговики. Они указывают: чек, выданный терминалом моментальной оплаты («IBOX» и т. п.), не содержит всех необходимых реквизитов фискального чека. Поэтому он не может считаться расчетным документом (п. 2.1 Положения № 614). А стало быть, не может являться документом, подтверждающим оплату за счет предприятия каких-либо услуг (см. подкатегорию 109.10 БЗ).

Но унывать ни в коем случае не стоит. Имея на руках такую распечатку, есть шанс получить «настоящий» документ. Для этого можно обратиться к компании — владельцу терминала (лицу, установившему платежное устройство) с просьбой составить документ, соответствующий критериям первичного.

Тогда дело останется за малым. Такой первичный документ уже можно смело прилагать к авансовому отчету. Ведь пополнение счета будет должным образом подтверждено документально.

Теперь по поводу расходов предприятия. Известно, что оплата на расходы не влияет. Согласно п.п. 139.1.3 НКУ суммы внесенной предварительной (авансовой) оплаты товаров, работ, услуг в налоговые расходы не включаются. А для расходов важно фактическое получение услуг. Поэтому включить затраты на мобильную связь в расходы предприятие сможет по факту получения услуг от мобильного оператора. При этом документом-подтверждением окажется выставленный оператором счет. Ну и, само собой, для отражения налоговых расходов затраты на мобильную связь должны быть связаны с хозяйственной деятельностью.

Рассмотрим следующий пример.

Пример. Работник за счет собственных средств пополнил корпоративный телефон через терминал самообслуживания. Сумма платежа составила 100 грн., в том числе:

— сумма пополнения 96 грн. (без НДС — 75,30 грн.; НДС 20 % — 15,06 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 5,64 грн.);

— сумма уплаченной комиссии — 4 грн.

На основании авансового отчета работнику возмещены потраченные средства.

В учете предприятия операции отразятся так:

Возмещение работнику средств, потраченных на пополнение счета

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,  грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Утвержден авансовый отчет, отражена задолженность перед работником:

— на стоимость услуг мобильной связи

377/
оператор связи

372

96

— на стоимость комиссии при пополнении счета

92*

372

4

4

2

Возмещены работнику из кассы предприятия потраченные средства

372

301

100

3

На основании счета оператора отражены:

— стоимость услуг связи

92*

377/
оператор связи

80,94
(75,30 + 5,64)

80,94

— сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

377/
оператор связи

15,06

* Допустим, что мобильный телефон используется в административных целях.

 

Если распечатки терминала нет

Эта ситуация коварней предыдущей. Без распечатки о пополнении счета лицо — владелец терминала вряд ли согласится оформить на операцию какой-либо первичный документ. В конце концов, окажется, что документа, подтверждающего пополнение счета, просто нет. И приложить к авансовому отчету нечего.

Поэтому вариант с авансовым отчетом не пройдет. И возместить директору потраченные средства через «подотчет» не выйдет.

Хотя при желании компенсировать директору расходы все же можно. Но уже несколько иным путем — например, выдав нецелевую благотворительную (материальную) помощь. Для предприятия такой вариант никаких налоговых последствий за собой не повлечет. Ведь сумма материальной помощи не является зарплатой (п. 3.31 Инструкции № 5). А значит, ЕСВ не облагается. Вдобавок с суммы финпомощи (в 2014 году — в размере, не превышающем за год 1710 грн.) не удерживается НДФЛ (п.п. 170.7.3 НКУ). Подробнее о безвозвратной финансовой помощи вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 62, с. 9.

А будут ли у предприятия в таком случае расходы? Без подтверждающего оплату расчетного (платежного) документа расходов и налогового кредита предприятию по таким услугам связи, скажем прямо, не видать.

Больше того, это влечет за собой и другую неприятность. В счете, полученном от оператора, наверняка будет указана вся стоимость услуг, включая и пополнение счета директором. А раз подтверждающего документа об оплате нет, для предприятия появляется угроза их признания бесплатно полученными. За этим кроются известные последствия: налоговые доходы на основании п.п. 135.5.4 НКУ. Подробнее о бесплатном получении см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 93.

Хотя к ситуации можно подойти иначе. Считать, например, что директор внес второе пополнение, чтобы использовать телефон для личных нужд. Сам же директор может пояснить такие обстоятельства в составленной записке. Она поможет подтвердить, что часть стоимости услуг связи в телефонном счете — это не расходы предприятия, а сумма, внесенная директором для оплаты личных разговоров. Тогда налоговых последствий предприятию удастся избежать (подробнее о компенсации личных переговоров см. статью на с. 17). Однако в любом случае у предприятия будет отсутствовать право на расходы. Поэтому документы лучше все же не терять.

Как видим, с распечаткой терминала обстоят дела непросто. И как ни странно, но в век электронных технологий ставшая доступной оплата через терминалы учетную работу может все же усложнить. Поэтому куда спокойней пополняться по безналу либо с оплатой через РРО (с приобретением скретч-карт либо вообще без них). Ведь тогда будут «подтверждающие» документы: платежное поручение, чек РРО, расчетная квитанция или товарный чек. И никаких вопросов не возникнет.

 

выводы


img 1
 
 
  • Распечатка терминала не соответствует критериям расчетного, платежного, первичного документа.

  • К авансовому отчету нужно приложить подтверждающий оплату первичный документ. Для этого можно обратиться к лицу, установившему платежный терминал, и получить от него документ, соответствующий критериям первичного.

  • Без распечатки терминала и подтверждения оплаты услуги связи для предприятия окажутся бесплатно полученными.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше