Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Платим за ГСМ корпоративной карточкой: когда и как возникает налоговый кредит

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Платим за ГСМ корпоративной карточкой: когда и как возникает налоговый кредит

Доверенное лицо предприятия приобрело ГСМ для служебного авто, рассчитавшись корпоративной карточкой. Сумма — свыше 240 грн. (вместе с НДС). АЗС отказалась составить налоговую накладную в день приобретения ГСМ, пообещав ее выдать по факту поступления денег на текущий счет. Правомерны ли действия АЗС? Как предприятию-покупателю в этом случае отражать операцию в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и декларации по НДС?

(г. Коломыя)

 

Проблема, очевидно, заключается в том, что при осуществлении расчетов за товары (услуги) с применением банковских платежных карточек (БПК) деньги с карточки покупателя поступают на счет продавца с определенным опозданием. Но на самом ли деле АЗС может настаивать на том, что пока ей не поступили деньги, она не обязана выдавать налоговую накладную? В действительности это не так. Ведь в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 1275-VI (далее — НКУ) существует прямая норма, которая предусматривает, что налоговая накладная составляется в день возникновения налоговых обязательств продавца (п. 201.4 НКУ). Налоговики также отмечают, что составлять налоговую накладную в день иной, нежели день возникновения налоговых обязательств, НКУ не разрешает (см. консультацию в БЗ, подкатегория 101.19).

Дело в том, что при применении БПК датой, по которой возникают налоговые обязательства, является НЕ дата поступления средств на счет продавца. НКУ предусмотрено, что в случае приобретения товаров с использованием кредитных или дебетовых карточек этой датой является: (1) дата, удостоверяющая факт поставки плательщиком налога товаров/услуг покупателю, оформленная налоговой накладной, или (2) дата выписки соответствующего счета (товарного чека)* (п. 187.5 НКУ).

* Фактически — это дата оформления квитанции платежного терминала.

То есть налоговые обязательства в этом случае возникают или на дату, по которой покупателю поставляются ГСМ, или на дату, по которой покупатель заплатил за эти ГСМ с помощью БПК, в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

img 1Как видим, налоговая накладная в этом случае составляется без привязки к поступлению денежных средств на счет продавца. АЗС должна выдать вам налоговую накладную в тот день, когда вы получили право собственности на приобретенные ГСМ или же когда оплатили их карточкой (что подтверждено соответствующей квитанцией платежного терминала). Если вам выдадут налоговую накладную в какой-либо другой день, вы лишитесь налогового кредита, поскольку дата составления налоговой накладной является обязательным реквизитом (п.п. «б» п. 201.1 НКУ), и только та налоговая накладная, которая составлена в день возникновения налоговых обязательств продавца, дает покупателю право на налоговый кредит.

В этом случае вам ничего не остается, как пожаловаться на АЗС при помощи приложения Д8 или попробовать еще раз их убедить выдать налоговую накладную именно в день расчета карточкой за приобретенные ГСМ. Если вам не удалось убедить поставщика и вы подаете на него жалобу, процедура вам известна. Дополнительно на эту тему читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 77, с. 46; 2014, № 4, с. 13. На всякий случай отметим, что отвоеванный таким образом налоговый кредит в НДС-отчетности отражают в общем порядке. То есть в рассматриваемом случае — в строке 10.1 декларации по НДС, конечно, если ГСМ приобретались для осуществления налогооблагаемых операций в рамках хозяйственной деятельности.

А вот на порядке внесения обжалуемой через Д8 операции в Реестр остановимся*. В частности, в графе 1 раздела ІІ Реестра указываем номер записи товарного чека или другого расчетного документа, удостоверяющего факт уплаты налога в связи с приобретением товаров/услуг. Это может быть также другой первичный документ, подтверждающий факт получения приобретенных товаров/услуг. В графе 2 проставляем дату получения перечисленных выше документов. В графы 3, 4 вписываем дату составления и порядковый номер одного из таких документов. Кроме этого, в графе 5 указываем вид документа — «ЗП». Наконец, в графы 6 и 7 заносим реквизиты АЗС, на которую мы жалуемся. Остальные графы заполняются без особенностей (см. п. 2 разд. IV Порядка ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом Миндоходов Украины от 25.11.2013 г. № 708).

* Кстати, о нем подробно рассказали налоговики в соответствующей консультации из БЗ (подкатегория 101.21).

Теперь предположим, что вам все же удалось получить от АЗС правильно заполненную налоговую накладную. Рассмотрим, как вам следует внести операцию по приобретению ГСМ в Реестр.

Пример. 28.05.2014 г. директор предприятия приобрел ГСМ на сумму 780 грн. (в том числе НДС — 130 грн.), рассчитавшись за них корпоративной карточкой. Продавец — ТОВ «АЗС «Голіон» (ИНН – 755555555555) — выдал налоговую накладную № 17 в тот же день. В бухгалтерию покупателя налоговая накладная поступила на следующий день.

Отразим указанную операцию в разделе II Реестра.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

29.05.2014

28.05.2014

17

ПНП

ТОВ «АЗС «Голіон»

755555555555

780

650

130

 

 

 

 

 

 

 

В декларации по НДС операция купли-продажи ГСМ с расчетом карточкой отражается по общим правилам. То есть у АЗС (продавца) она отражается в строке 1 на дату возникновения налоговых обязательств в соответствии с п. 187.5 НКУ, а у предприятия-покупателя — в строке 10.1 на дату получения надлежащим образом оформленной налоговой накладной.

 

 Максим Нестеренко, Игорь Хмелевский, налоговые эксперты

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше