Темы статей
Выбрать темы

Важные новости мобилизации

Редакция НиБУ
Статья

Важные новости мобилизации

Некоторые военные, видимо, надеялись — если что, то воевать за них будет дядя. Авторы некоторых моб-законов, возможно, полагали, что это «если что» не наступит никогда и их творения не придется применять на практике. Впрочем, и нам хотелось бы того же… Но жизнь берет за все ошибки свою высокую цену…

И вот моб-законы спешно приводятся «в полную боевую готовность».

Александр Голенко, шеф-редактор

Начнем с того, что 08.06.2014 г. вступил в силу Закон № 1275. Он официально опубликован в газете «Голос України» от 07.06.2014 г. № 109. Его сегодня мы с вами и будем анализировать.

Законом № 1275 внесены изменения сразу в 10 других законов! Разумеется, все новации мы обсуждать не станем, а рассмотрим только наиважнейшие. Для удобства давайте систематизируем эти новации с точки зрения тех, кого они затрагивают, в частности:

— предприятий;

— работников, мобилизованных на особый период;

— самозанятых лиц (в том числе предпринимателей — ФЛП).

А теперь о самом важном по порядку.

«Универсальный солдат предприятия»

«Мы говорим работник, подразумеваем — предприятие, мы говорим предприятие, подразумеваем — работник»…

Поскольку предприятие и его работник, мобилизованный на особый период, связаны неразрывно (ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона № 2232), посвятим им первый раздел статьи.

Чтобы освежить в памяти мобилизационные нюансы, можно перечитать отдельные публикации на эту тему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40, № 38, с. 45 и № 42, с. 37.

А теперь самая важная новость для предприятий! Не раз упомянутая ранее в контексте сохранения за «солдатом предприятия» места работы, должности и среднего заработка ст. 119 КЗоТ дополнена нормой, кардинально меняющей прежнюю ситуацию:

Выплата в пределах среднего заработка проводится за счет средств государственного бюджета Украины в порядке, определенном КМУ

Дает ли эта новость основание предприятию немедленно прекратить такие выплаты? По нашему мнению, не дает. Ну, не мог же разумный законодатель в самом деле вдруг лишить таких солдат и их семьи насущных выплат на, скажем откровенно, очень долгое время! Пока еще КМУ утвердит порядок, да пока в бюджете изыщут деньги, да откроют счета..

В качестве дополнительного аргумента воспользуемся аналогией с ситуацией выплаты среднего заработка «партизану» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 36). Так вот, соответствующий по смыслу фрагмент ч. 13 ст. 29 Закона № 2232, которая регламентирует вопрос выплаты среднего заработка «партизану», буквально слово в слово повторяет процитированный здесь фрагмент ст. 119 КЗоТ! А как мы твердо знаем из «партизанской» статьи, порядок осуществления выплаты в реальности такой: средний заработок сперва выплачивает предприятие, а потом ждет возмещения этих выплат из госбюджета (от соответствующего воен­комата).

Именно такой порядок прямо установлен постановлением КМУ «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов» от 23.11.2006 г. № 1644. Обратите внимание: указанное постановление принято во исполнение именно Закона № 2232 и в этом контексте оно устанавливает такой порядок для выплат среднего заработка именно «партизанам»! Поэтому сегодня мы не беремся угадывать, по какому пути пойдет Кабмин — то ли утвердит отдельный порядок осуществления выплат для «солдат предприятия», то ли распространит на них действие упомянутого выше постановления…

Пока что понятно одно: выплаты среднего заработка этим работникам надо продолжать. И ждать возмещения из госбюджета этих выплат. Надеемся, что Кабмин внесет определенность ранее трехмесячного срока, предоставленного ему Законом № 1275.

Другая важнейшая новость для предприятий связана с гарантированным «солдату предприятия» согласно ст. 119 КЗоТ сохранением места работы.

Во-первых, наконец-то устранена коллизия, на которую мы давно указывали в своих публикациях (см., в частности, «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40), и из-за которой «шагал не в ногу» с другими законами п. 3 ст. 36 КЗоТ. L Теперь он приведен в соответствие со ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона № 2232: в связи с призывом по мобилизации на особый период, но не дольше года, увольнять работника таки не надо!

Одновременно законодатель внес в КЗоТ, прямо скажем, дискриминационные изменения в отношении наемных работников ФЛП, но об этом мы скажем позже — в соответствующем разделе.

Во-вторых, — бухгалтеры, держитесь крепче за стул! — гарантиям для «солдат предприятия», установленным ст. 119 КЗоТ и ст. 39 Закона № 2232, придается обратная сила! То есть, те работники, которые в связи с призывом по мобилизации на особый период согласно Указу № 303 были уволены между 18 марта и 1 апреля 2014 года на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ (заметим: уволены абсолютно законно на тот момент!), теперь считаются НЕ уволенными! Мало того: поскольку они не уволены, то значит вправе получить средний заработок за все время начиная с даты увольнения в связи с призывом по мобилизации и вплоть до сегодняшнего дня! И далее в течение срока своей военной службы, но не дольше года.

Понятно, что это — большая головная боль для бухгалтера. img 1 Понятно, что это — дополнительные расходы для предприятия (которые, повторим, когда-то все же будут возмещены из бюджета). Но в данном контексте в этой ложке дегтя есть и бочка меда: мы считаем, что согласно п. 2 разд. II «Заключительные положения» Закона № 1275 обратная сила придается именно новой редакции ст. 119 КЗоТ, поэтому не только эти суммы доначисленной заработной платы восстановленным на работе «солдатам предприятия», но и вообще все суммы ранее выплаченного предприятиями среднего заработка «солдатам предприятия» в особый период теперь подлежат возмещению из госбюджета!

Но на этом законодатель — пока не совсем ясно, к счастью или к сожалению — не остановился. img 2

В-третьих, — если бухгалтеры еще в сознании, внимание! — согласно новому п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ не облагаются НДФЛ

…компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период

А вот как выглядит формулировка новой нормы ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 :

Не начисляется единый взнос на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период

Как видите, здесь не обошлось без неоднозначности. Ведь если в отношении выплат «солдатам предприятия» будет действовать порядок, аналогичный «партизанскому» — когда первоначально средний заработок выплачивает предприятие, а потом уже оно ждет компенсации этой выплаты из бюджета, то процитированные слова п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ можно трактовать как освобождение от обложения НДФЛ именно сумм компенсации. Но, простите, компенсацию из бюджета при таком порядке выплаты получает не работник, а предприятие!

Зато цитируемые слова ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 трудно понять иначе, как предписание не начислять ЕСВ уже при первоначальной выплате предприятием мобилизованному работнику суммы его среднего заработка! А поскольку законодатель наверняка эти две нормы тесно увязал, то выглядит логично, что при такой выплате предприятием не только не начисляется (и не удерживается) ЕСВ, но и не удерживается НДФЛ!

Более того: поскольку этим нормам тоже придана обратная сила, появились основания не только не облагать ни НДФЛ, ни ЕСВ текущие начисления среднего заработка «солдатам предприятия» сейчас, а также соответствующие доначисления заработка тем из них, кто восстановлен на работе на основании Закона № 1275, но и отсторнировать суммы НДФЛ и ЕСВ по уже произведенным выплатам с даты первой мобилизации — 18.03.2014 г. Вот почему выше мы сказали о компенсации из бюджета именно выплаченного среднего заработка, а не вообще расходов по выплате среднего заработка.

Что касается «налоговорасходной» судьбы таких «компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка», то тут все будет зависеть, какой порядок их выплаты пропишет Кабмин. Если по этому документу они наберут статус транзитных сумм, то вопрос их участия в налоговом учете предприятия вообще утратит свою остроту. Поэтому пока что мы не видим лучшего выхода, как дождаться соответствующего правительственного постановления… И конечно же, мы сразу напишем обо всем этом подробнее в отдельной статье.

Есть и еще один «сладкий пряник» для служивых, который касается как их — с одной стороны, так и предприятий (а также банков) — с другой. Впрочем, сладок он только для первой стороны… Строго говоря, этот «пряник» адресован не только «солдатам предприятия», но и всем гражданам, кто призван на службу по мобилизации в особый период, а также всем военнослужащим (так что мы вынуждены несколько отступить от заявленного в самом начале порядка, но так приятно поспешить, чтобы сказать приятное)…

Внимание! — за весь срок военной службы по мобилизации на особый период таким лицам не начисляются ни штрафные санкции и пеня — по любым их обязательствам, ни проценты по кредитам*! Военнослужащим такая радость подарена вообще на весь особый период!.. Наши поздравления! ☺ А также соболезнования кредиторам… img 3 Хотя в доходы банку такие неначисленные проценты тоже не пойдут — об этом теперь прямо сказано в п. 137.8 НКУ. Что же касается самих физлиц, то законодатель не забыл отрегулировать вопросы налогоНЕобложения соответствующих сумм. В частности, в НКУ:

— новый п.п. 165.1.53 НКУ выводит из-под обложения НДФЛ у заемщика суммы неначисленных процентов по его кредиту;

— новый п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ освобождает от НДФЛ стоимость помощи (в любой форме), полученной самим мобилизованным лицом или членами его семьи.

* Кстати говоря, Минобороны уже успело порекомендовать примерную форму письма заемщика банку, которую можно скачать по ссылке: http://www.mil.gov.ua/files/example_bank.pdf.

«Один в поле — не воин». И не предприниматель…

Не успели мобилизованные «одинокие» ФЛП нарадоваться нежданно лояльной ОНК от 06.05.2014 г. № 276 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 5), и вот мы радуем их снова: господа, вы сорвали «джекпот»! По-другому не назовешь супер­лояльные новации, дарованные щедрой рукой ВРУ, причем дарованные гораздо большему кругу мобилизованных ФЛП и в гораздо большем объеме, чем какая-то жалкая ОНК! ☺

Давайте разберемся, что изменилось для предпринимателей и самозанятых лиц в отношении НДФЛ и ЕН (изменения внесены в НКУ), а также в отношении ЕСВ (изменения внесены в Закон № 2464). Главное, что описанным ниже нормам Закон № 1275 прямо придает обратную силу, т. е. они действуют с момента призыва самозанятого лица и ФЛП даже по первой мобилизации, объявленной Указом № 303!

1. Все мобилизованные на особый период самозанятые лица (см. п.п. 14.1.226 НКУ) — внимание! — именно «все», т. е. как не использовавшие труд наемных работников, так и использовавшие его, — на весь срок своей военной службы освобождены от обязанностей начисления и уплаты таких налогов: единщики — ЕН, остальные — НДФЛ, а заодно и подачи налоговой отчетности по ним. От уплаты некоторых других налогов (кроме ЕСВ) законодатель освободить забыл…

Аналогичным образом, если ФЛП не использовал труд наемных работников, то на весь срок службы по мобилизации в течение особого периода он освобождается от всех обязанностей, установленных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464. То есть не начисляет ЕСВ, не платит его, не подает отчеты и т. д.

2. Если мобилизованный ФЛП использовал труд наемных работников, то на время своей службы он вправе уполномочить другое лицо выплачивать таким работникам зарплату, но тогда такое уполномоченное лицо обязано за него удерживать с таких выплат НДФЛ, начислять «сверху» и «снизу» ЕСВ (но пока не уплачивать ни НДФЛ ни ЕСВ — об этом ниже), вести учет и хранить документы, подавать отчетность и допускать проверяющих, выдавать работникам справки о заработке и т. д. (см. п. 1 — 6, 10 и 12 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464).

Мы считаем, что эта ситуация подпадает под действие ст. 244 «Представительство по доверенности» ГКУ и можно спрогнозировать, что налоговики с этим тоже согласятся (по аналогии с ситуацией, изложенной в письме Миндоходов от 11.04.2014 г. № 2259/Н/99-99-17-02-02-14 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 44, с. 7). Обращаем внимание мобилизованных самозанятых лиц на ч. 3 ст. 245 ГКУ, устанавливающей особенности удостоверения такой доверенности военнослужащих, под рукой у которых нет нотариуса: удостоверить ее вправе командир (начальник) части, соединения (во время лечения — начальник лечебного заведения или его зам. по медчасти, старший или дежурный врач).

3. Обратите внимание: все эти освобождения не автоматические! Чтобы освободиться, самозанятому лицу нужно подать по месту налоговой регистрации заявление и копию военного билета или другого документа, где есть данные о его призыве во время мобилизации на особый период. Как мы понимаем, нужны данные, подтверждающие факт призыва и срок военной службы. Внимание! — срок подачи такого заявления: в течение 10 дней ПОСЛЕ демобилизации (или после последующего лечения/реабилитации, если таковые имели место). Форма заявления не установлена, поэтому остается подавать его в произвольном виде. Вот так фокус! Неужели фискалы в течение всего срока такого освобождения будут вынуждены гадать на солдатской каше — то ли ФЛП «забрили», то ли он, простите, «забил» на свои обязанности как налогоплательщика?.. ☺

4. Уплату таких, удержанных с работников сумм НДФЛ, а также начисленных (и удержанных) сумм ЕСВ за все время своей службы произведет уже лично самозанятое лицо, но — внимание! — по такой уплате ему фактически предоставляется рассрочка (без штрафов и пени!) на 180 календарных дней, начиная с даты демобилизации. Однако сведения о таких суммах НДФЛ и ЕСВ он должен указать гораздо раньше - в том заявлении, о котором сказано выше.

В заключение этого раздела адресуем несколько слов наемным работникам ФЛП. «Благодаря» изменениям, внесенным Законом № 1275 в КЗоТ, в случае призыва их работодателя-ФЛП на срочную военную службу его работник может быть уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, а в случае призыва такого работодателя по мобилизации — на основании ст. 40 КЗоТ (по инициативе работодателя), причем без согласия профсоюза (ст. 431 КЗоТ). Мало того: ждать выдачи трудовой книжки и полного расчета (согласно ст. 47 КЗоТ) ему в худшем случае придется еще целый месяц после демобилизации работодателя. Ну, ладно с расчетом, но, думается, насчет трудовой книжки уволенный работник ФЛП может не ждать у моря погоды, а взять расторгнутый с ФЛП договор и сразу же самому решить в Фонде занятости вопрос записи в трудовой книжке …

Транспорт предприятия: на войне как на войне?

Отметим, что в ч. 5 второго «мобилизационного» Указа № 454 предписано местным органам власти с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обеспечить временное выделение, в частности, транспортных средств (ТС) для военных нужд — внимание! — в соответствии с мобилизационными планами.

Мы неспроста делаем акцент именно на ТС, хотя в Указе № 454 в таком контексте говорится еще и о многом другом — зданиях, сооружениях, земельных участках, услугах. Дело в том, что в профильном моб-законе (Законе № 3543) задолго до сегодняшних новаций имелась, так сказать, «отдельная» ст. 6 «Военно-транспортная обязанность». Это свидетельствует об особом внимании мобилизаторов именно к ТС. L А теперь и сама эта ст. 6 — да и соответственно возможности мобилизовать ТС предприятий — стали несколько шире.

Почему шире? Мы считаем, что до внесения обсуждаемых здесь изменений закон разрешал мобилизацию собственности предприятий и граждан для военных нужд (в том числе — ТС) исключительно в случае объявления военного положения. Из нашей предыдущей статьи (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40) вы уже знаете, что согласно абзацу пятому ст. 1 Закона № 3543 так называемый особый период состоит из трех частей: мобилизации, военного положения и демобилизации.

Теперь же ст. 6 Закона № 3543 дает право военкоматам на основании решений местных госадминистраций бесплатно привлекать ТС предприятий и граждан для военных нужд фактически на весь особый период — т. е. начиная уже с этапа мобилизации. Этому, безусловно важному вопросу мы посвятим отдельную статью в одном из ближайших номеров газеты, а пока что одно «но»…

Сказанное не следует понимать так, что военкомы теперь вправе хватать на улице первый же приглянувшийся скромный «Бентли» вашего директора!☺ Это можно будет сделать только согласно Мобилизационному плану Украины. Включение предприятия в этот моб-план не должно быть для него неожиданностью, а участие госадминистрации в процессе должно гарантировать, чтобы подобное «привлечение» ТС не стало фатальным для бизнеса.

А еще транспортникам важно знать, что теперь ст. 21 Закона № 3543, кроме прежних моб-обязанностей предприятий, учреждений и организаций, требует от владельцев ТС, включенных в моб-планы, в случае регистрации, перерегистрации и снятия их с учета в органах МРЭО ГАИ обеспечить наличие в документах на такие ТС отметки военкомата о постановке на военный учет/снятии с военного учета.

Кстати говоря, обе эти новеллы Закона № 3543 (о привлечении ТС в период мобилизации и отметках военкомата) отнюдь не новы! Они давно «пылились» в Положении о военно-транспортной обязанности, утвержденном постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921. Почему «пылились»? — см. преамбулу… img 4 А подробнее — о порядке изъятия, нюансах оформления и возврате ТС — в обещанной «авто-мобилизационной» статье.

 

выводы


img 5
 
 
  • Суммы среднего заработка, выплаченного предприятиями работникам, мобилизованным начиная с 18.03.2014 г., будут компенсироваться из госбюджета. Уволенных в период 18.03.2014 г. — 31.03.2014 г. мобилизованных работников придется восстановить на работе и выплатить им средний заработок. Такой средний заработок не облагается НДФЛ и ЕСВ.

  • За срок военной службы по мобилизации на особый период гражданам не начисляются ни штрафные санкции, ни пеня — по любым обязательствам, ни проценты по кредитам.

  • «Одинокие» ФЛП на весь срок службы по мобилизации на особый период освобождены от отдельных налогов и подачи налоговой отчетности, а при наличии наемных работников ФЛП могут уполномочить на выплату им зарплаты другое лицо. Заявление об этом подается ФЛП уже после демобилизации, также после подаются отчеты о начисленных (за период службы ФЛП) уполномоченным лицом налогах, а их уплата может быть отсрочена на полгода.

  • Теперь ТС предприятия согласно мобилизационным планам могут быть бесплатно временно привлечены для военных нужд уже начиная с момента объявления мобилизации.

 

Документы статьи

  1. КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  4. Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.2014 г. № 1275-VII.

  5. Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

  6. Закон № 3543 — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.

  7. Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

  8. Указ № 303 — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014, утвержденный Законом Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VII.

  9. Указ № 454 — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 06.05.2014 г. № 454/2014, утвержденный Законом Украины от 06.05.2014 г. № 1240-VII.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше