Темы статей
Выбрать темы

Страничка частного предпринимателя. Предприниматель вышел на пенсию по возрасту на льготных условиях: что с ЕС

Редакция НиБУ
Статья

Предприниматель вышел на пенсию по возрасту на льготных условиях: что с ЕСВ?

Выход на пенсию, как правило, ассоциируется с «торможением» активной деятельности. Но не для всех. Многие новоявленные пенсионеры продолжают заниматься тем, чем занимались до этого, в том числе предпринимательством. Для таких героев законодатель предусмотрел отдельные льготы. Одна из них — освобождение от уплаты ЕСВ за себя. Но, как у нас часто случается, благое намерение столкнулось с суровой правдой жизни и часть пенсионеров, в частности чернобыльцев, из-под этой льготы выпала. По нашему мнению, незаслуженно.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

 

Ни для кого не секрет, что предприниматели-единоналожники должны уплачивать ЕСВ, в том числе за себя. Базу для такой уплаты они определяют самостоятельно. Главное, чтобы она вписывалась в максимальные и минимальные рамки* (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464, п. 4.6 Инструкции № 455). Ставка ЕСВ составляет, в общем случае, 34,7 % (ч. 11 ст. 8 Закона № 2464). Уплачивается такой ЕСВ** (ч. 8 ст. 9 Закона № 2464, п. 4.6 Инструкции № 455):

1) до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ;

2) или авансовым платежом — до 20 числа каждого месяца текущего квартала. При этом такой платеж учитывается при окончательном расчете, осуществляемом по итогам квартала.

* Минимальный ЕСВ — это произведение минимальной зарплаты и размера ЕСВ, установленного на месяц (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464). Например, в 2014 году он составляет 422,65 грн. (1218 грн. х 34,7 %).

** Из хроник «горячей линии» J. Вам, вероятно, известно, что единоналожники 1 и 2 групп, не использующие наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в год на время отпуска, а также на период болезни, если такая болезнь длится 30 календарных дней и дольше. Однако учтите: в отличие от единого налога, в отношении ЕСВ подобного освобождения нет (см. подкатегорию 301.04.02 БЗ).

Отчет по ЕСВ за себя подается раз в год — до 10 февраля года, следующего за отчетным (п. 3.2 Порядка № 454). Причем подавать его нужно в составе таблиц 2 и 4 (при необходимости) приложения 5 (см. подкатегорию 301.06.02 БЗ).

Это общее правило. Но что, если такой единоналожник является/становится пенсионером?

В таком случае ему нужно помнить об освобождении от ЕСВ, установленном ч. 4 ст. 4 Закона № 2464

Оно предусмотрено, в частности, для предпринимателей на едином налоге (независимо от группы), которые являются пенсионерами по возрасту и получают согласно закону пенсию. Такие лица не должны ни уплачивать ЕСВ, ни подавать отчет по ЕСВ (п. 3.3 Порядка № 454).

При этом давайте вспомним условия для назначения пенсии по возрасту. В общем случае  это достижение 60-летнего возраста при наличии страхового стажа не менее 15 лет (ч. 1 ст. 26 Закона № 1058). На первый взгляд, все понятно. Но это если не учитывать, что:

1) в отдельных случаях пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях, в том числе со снижением пенсионного возраста;

2) есть и другие виды пенсий, отличные от пенсий по возрасту.

Могут ли такие пенсионеры рассчитывать на упомянутую ЕСВ-льготу?

Начнем с пенсий, назначаемых чернобыльцам. В этом вопросе им предоставлен ряд послаблений, в частности право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058 (с ним вы ознакомились выше). По мнению ПФУ, таким пенсионерам применять указанную ЕСВ-льготу нельзя*. Об этом он сообщил в письме от 10.02.2014 г. № 3672/03-20 (см. на с. 13 данного номера). Налоговики с ними, к сожалению, солидарны (см. подкатегорию 301.04.02 БЗ). Правомерен ли этот подход?

* Чиновники считают, что воспользоваться ею такие лица смогут лишь после достижения общего пенсионного возраста, то есть 60 лет.

Нет, и вот почему. Во-первых, пенсии, которые назначают чернобыльцам согласно Закону № 796, являются пенсиями по возрасту. Об этом, к слову, прямо сказано в ст. 55 данного Закона. Тем более, что ни ч. 1 ст. 9 Закона № 1058, ни ст. 2 Закона № 1788 не выделяют их в отдельную категорию. Что касается ссылок налоговиков на то, что ст. 26 Закона № 1058 не предусматривает назначение пенсий на льготных условиях, то здесь они правы. Только вот они не учли, что при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях нужно использовать Закон № 1788 (п. 16 Заключительных положений Закона № 1058). А он в этой части отсылает к специальному Закону № 796 (ст. 15 Закона № 1788).

Во-вторых, ч. 4 ст. 4 Закона № 2464 не выставляет условий к возрасту предпринимателя.

И, в-третьих, самое интересное. Чтобы подтвердить свой фискальный вывод, ПФУ в упомянутой консультации сослался на несколько решений ВАСУ. Согласны, это весомый аргумент. Если бы не одно «но» — неоднородность нашей судебной практики. Об этой проблеме, уверены, вам хорошо известно ☺. Понятно, что ПФУ выбрал только удобные для себя решения. Но при этом он забыл сообщить, что у ВАСУ были и противоположные решения. В частности, определения от 21.11.2013 г. по делу № К/800/37752/13, от 15.05.2014 г. по делу № К/800/54245/13.

Как же поступить в подобной ситуации, когда часть решений ВАСУ «за», а часть — «против»? Разрешение данной проблемы — это задача ВСУ (п. 1 ч. 1 ст. 237 КАСУ). Именно он в таких случаях должен вынести окончательный вердикт. Причем по данному вопросу он это уже сделал и, к счастью, решение оказалось положительным! Вот к какому выводу пришел ВСУ (см. постановление от 15.04.2014 г. № 21-25а14):

<…> лица, которым назначены пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со статьей 55 Закона № 796-XII, являются пенсионерами по возрасту <…> ФЛП, которые получают указанную пенсию и которые выбрали упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на основании части четвертой статьи 4 Закона № 2464-VI, однако не лишены права уплачивать этот взнос на добровольных началах <…>

Обратите внимание: данную правовую позицию должны учитывать не только суды, но и субъекты властных полномочий (ч. 1 ст. 2442 КАСУ). То есть в том числе налоговики и пенсионщики. Об этом вы могли прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 13, с. 4. Если же чиновники будут противиться, смело обжалуйте их решение в суде со ссылкой на упомянутую выше правовую позицию ВСУ.

Но чернобыльцы — не единственные, для кого предусмотрено снижение пенсионного возраста. Довольно объемный перечень лиц, имеющих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, приведен в ст. 13 Закона № 1788. Причем данные нормы все еще сохраняют силу (п. 16 Заключительных положений Закона № 1058). К указанным лицам относятся, в частности:

1) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда  по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабмина от 16.01.2003 г. № 36, и по результатам аттестации рабочих мест. Мужчины, подпадающие под это условие, имеют право на пенсию по возрасту после достижения 50-летнего возраста и при стаже работы не меньше 20 лет (из них не меньше 10 лет на указанных работах);

2) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве с/х продукции в колхозах, совхозах, прочих предприятиях сельского хозяйства. Мужчины, подпадающие под это условие, имеют право на пенсию по возрасту после достижения 55-летнего возраста и при общем стаже работы не менее 25 лет (из них не меньше 20 лет на указанных работах) и т. п.

ПФУ и здесь воротит носом: он считает, что пенсионеры, которым пенсия назначена со снижением пенсионного возраста согласно ст. 13 Закона № 1788, не освобождаются от уплаты ЕСВ (см. письмо на с. 13). Подобный подход также является незаконным. Аргументы здесь те же, с которыми вы ознакомились выше в части чернобыльцев. Причем радует, что с этим соглашается и ВСУ (см. постановление от 15.04.2014 г. по делу № 21-70а14):

<…> лица, которым пенсия по возрасту назначена в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона № 1788-ХII,
не являются плательщиками единого взноса за себя согласно части четвертой статьи 4 Закона № 2464-VI, так, как и лица, являющиеся пенсионерами по возрасту на общих условиях, поскольку упомянутая норма не содержит каких-либо исключений, касающихся пенсионеров по возрасту <…>

Заметьте: несмотря на то, что это решение касается только пенсий, назначенных согласно п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона № 1788, данный вывод справедлив и для остальных пенсий по возрасту, назначенных на льготных условиях. Причем тех, которые перечислены как в ст. 13 (см. постановление ВСУ от 20.05.2014 г. по делу № 21-160а14), так и в других статьях Закона № 1788 (см. постановление ВСУ от 15.04.2014 г. по делу № 21-69а14).

Но уверены, что вас также интересует вопрос о том, как быть предпринимателям-единоналожникам, которые вышли на пенсию по выслуге лет (в частности, по Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.92 г. № 2262-XII, далее — Закон № 2262). Распространяется ли на них освобождение от уплаты ЕСВ, предусмотренное ч. 4 ст. 4 Закона № 2464?

Пенсионщики считают, что нет (см. письма ПФУ от 10.01.2013 г. № 28478/Д-4, от 28.02.2012 г. № 4691/03-20). И вот тут мы с ними уже согласимся. Дело в том, что пенсия по выслуге лет — это отдельный вид пенсий, отличный от пенсии по возрасту (см. постановление ВАСУ от 27.03.2014 г. по делу № К/800/41789/13). И если Закон № 1058 в этой части не так очевиден, то ст. 2 Закона № 1788 прямо указывает на это. Таким образом, в данном случае условия для применения ЕСВ-льготы согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 2464 не соблюдаются. С подобным подходом согласен и ВСУ (см. постановление ВСУ от 22.04.2014 г. по делу № 21-75а14).

Как видите, выводы чиновников и ВСУ касались пенсии по выслуге лет согласно Закону № 2262. Однако считаем, что он должен применяться в отношении пенсий по выслуге лет, которые назначены по основаниям, названным и в других законодательных актах, в частности в ст. 52 Закона № 1788.

 

выводы


img 1
 
 
  • Предприниматель-единоналожник, вышедший на пенсию по возрасту на льготных условиях (со снижением пенсионного возраста), освобождается от уплаты ЕСВ за себя по ч. 4 ст. 4 Закона № 2464.

  • Предприниматель-единоналожник, вышедший на пенсию по выслуге лет, упомянутой ЕСВ-льготой пользоваться не вправе.

 

Документы статьи

  1. КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

  2. Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

  3. Закон № 1788 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.

  4. Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

  5. Закон № 796 — Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII.

  6. Порядок № 454 — Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454.

  7. Инструкция № 455 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 455.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше