Темы статей
Выбрать темы

Добровольная ликвидация: «step by step»

Редакция НиБУ
Статья

Добровольная ликвидация: «step by step»*

В преамбуле предыдущей статьи мы говорили, что у каждого предприятия есть жизненный цикл. Он состоит из определенных этапов. При этом ликвидация предприятия также состоит из ряда этапов. Данный материал поможет вам разобраться с ними.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

 

* В переводе с англ. «шаг за шагом».

Ликвидация юрлица — трудоемкий процесс. При этом, чтобы упростить задачу, на него лучше всего смотреть как на ряд последовательных этапов:

— 1 этап — принятие решения о ликвидации (в том числе назначение ликвидационной комиссии, ликвидатора);

— 2 этап — госрегистрация такого решения (запись в Едином госреестре «в стані припинення»);

— 3 этап — процедура ликвидации (инвентаризация, расчеты с дебиторами, кредиторами, закрытие счетов и т. п.);

— 4 этап — госрегистрация ликвидации (запись в Едином госреестре «припинено»).

Теперь посмотрим на все эти этапы подробнее.

Принимаем решение о ликвидации

Орган, который вправе принять данное решение, как и форма такого решения, зависят от организационно-правовой формы ликвидируемого юрлица. В частности, таким органом может быть общее собрание (при ликвидации ООО, ОДО, АО) или собственник (если ликвидируется частное предприятие). Об этом вы могли прочитать в статье на с. 4 данного номера. Что касается формы решения, то в первом случае — это протокол, во втором — приказ или распоряжение. Есть ли требования к нему? Да, есть. Их можно разграничить на требования: (1) к порядку принятия решения и (2) к его содержанию. Давайте посмотрим на них.

Требования к порядку принятия решения. Для частных предприятий особых требований нет (они могут предусматриваться уставом), а вот в части хозяйственных обществ учтите несколько нюансов:

1) такое решение может быть принято как на очередном, так и на внеочередном общем собрании. Главное, чтобы данный вопрос фигурировал в его повестке дня. Если его там нет, то в ООО/ОДО решение по данному вопросу можно принять только по согласию всех участников, присутствующих на собрании (ст. 61 Закона № 1576), а в части АО принимать такие решения вообще запрещено (ч. 6 ст. 42 Закона об АО);

2) как вы уже знаете, чтобы принять такое решение, в общем случае потребуется квалифицированное большинство — не менее 3/4 голосов, а для АО — более 3/4 голосов;

3) нужно соблюдать все остальные требования к проведению общего собрания (в частности по его кворуму) и принятию решения.

Запомните это! Ведь если указанные требования нарушить, то в будущем это может привести к признанию решения о ликвидации незаконным в судебном порядке.

Требования к содержанию. Таких требований несколько, причем они не зависят от организационно-правовой формы ликвидируемого юрлица.

Во-первых, решение нужно изложить на украинском языке (ч. 1 ст. 8, ч. 7 ст. 34 Закона № 755)

Если вы захотите составить его на другом языке, к примеру, на русском, то одновременно придется утвердить и аутентичный ему экземпляр на украинском языке. Причем в таком случае госрегистратору нужно предоставить экземпляр на украинском языке (об этом поговорим в следующем разделе статьи).

Во-вторых, такое решение должно содержать:

1) само по себе решение ликвидировать юрлицо. Оно должно быть четким и безусловным. Например: «Припинити Товариство шляхом його ліквідації»;

2) основание для ликвидации (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГКУ);

3) факт назначения ликвидационной комиссии, председателя комиссии или ликвидатора. О том, что это за орган, мы поговорим дальше. Здесь же укажем, что в решении нужно зафиксировать:

3.1) персональный состав данного органа. По идее, достаточно поименного перечня — об этом свидетельствует и форма соответствующего уведомления, утвержденная приказом Минюста от 01.06.2013 г. № 1035/5. Вместе с тем, на практике указывают также и паспортные данные;

3.2) регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков — членов ликвидационной комиссии, председателя комиссии или ликвидатора*;

3.3) дату назначения данного органа. Если эту информацию не указать, то такой датой будет считаться дата принятия решения о ликвидации (см. письмо ГРСУ от 16.01.2012 г. № 37-7-25-12);

4) порядок и срок заявления кредиторами юрлица своих требований. Заметьте, этот срок вы устанавливаете самостоятельно. Главное, чтобы он вписывался в установленные законом рамки: от двух до шести месяцев включительно (ч. 5 ст. 105 ГКУ). Отсчитываться этот срок начнет со дня публикации уведомления о ликвидации (см. письмо ГРСУ от 16.01.2012 г. № 37-7-25-12);

5) прочие сведения, которые зависят от формы решения. Например, если решение оформлено протоколом общего собрания, то он должен содержать, в частности, сведения о количестве присутствовавших участников, результатах голосования и т. п.

* Если лицо отказалось от принятия такого номера, то указывают серию и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца. 

Но вот решение принято. Что дальше?

Извещаем госрегистратора

После того, как решение о ликвидации будет принято, об этом нужно известить госрегистратора. Для этого вы должны предоставить ему оригинал или нотариально удостоверенную копию данного решения (ч. 1 ст. 34 Закона № 755). Никаких других документов, в общем случае, подавать не нужно** (ч. 4 ст. 34 Закона № 755). Напомним, раньше в таких случаях нужно было подавать и документ, подтверждающий внесение платы за публикацию данных сведений. Сегодня этого делать уже не нужно, публикация таких сведений стала бесплатной (ч. 5 ст. 22 Закона № 755).

** В случаях, предусмотренных законом, дополнительно нужно предоставить документ, подтверждающий получение согласия государственных органов на прекращение юрлица (ч. 2 ст. 34 Закона № 755).

Теперь посмотрим на типичные вопросы, с которыми сталкиваются при подаче указанных документов.

Кого именно извещать? Госрегистратора по вашему местонахождению. Причем заметьте, что ориентироваться нужно не на фактическое местонахождение, а на то, которое зафиксировано в Едином госреестре. По общему правилу, эти адреса должны совпадать (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 14). Но, например, если вы переехали и еще не успели внести изменения в Единый госреестр, извещать придется госрегистратора по старому местонахождению (т. е. по тому, которое включено в Единый госреестр).

И еще один нюанс: не забывайте, что сегодня госрегистратор — это должностное лицо Государственной регистрационной службы Украины (или сокращенно ГРСУ), а не исполкома местного совета или государственной администрации. С их адресами и телефонами вы можете ознакомиться на официальном сайте данной службы по адресу: www.drsu.gov.ua/show/11245.

В какой срок извещать? Сделать это нужно в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (ч. 1 ст. 105 ГКУ). О правилах исчисления сроков вы могли прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 41. Здесь же напомним, что упомянутый срок должен отсчитываться со следующего рабочего дня после принятия решения. Например, если решение принято 6 июня 2014 года (пятница), то подать документы госрегистратору придется до 12 июня (четверг) включительно***.

*** Понедельник 9 июня 2014 года является нерабочим. Так что указанный срок начинает течь только со вторника (10 июня).

И еще одно: этот срок, конечно же, нужно соблюдать. Но если он нарушен, отказать в приеме соответствующих документов госрегистратор не вправе (ч. 7 ст. 34 Закона № 755).

Каким способом известить госрегистратора? Подать указанные документы вы можете одним из двух способов: лично или по почте. Причем в первом случае это может сделать (ч. 5 ст. 34 Закона № 755):

1) лицо, которое по данным Единого госреестра вправе совершать юридически значимые действия от имени юрлица без доверенности (в частности директор****). Ему придется предъявить госрегистратору паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца;

2) другой представитель юрлица. Как и в предыдущем случае, такое лицо должно предъявить паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца. Но вдобавок к этому ему придется подать экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально удостоверенную копию) документа, подтверждающего полномочия. В частности, это может быть доверенность или приказ по предприятию (если документы подает работник предприятия — например, юрист или бухгалтер).

**** Что касается членов ликвидационной комиссии или ликвидатора, то они под это правило не подпадают (конечно, если они не назначены из органа управления юрлица). Ведь их данные все еще не включены в Единый госреестр.

Если же решили направить указанные документы по почте, то сделать это нужно заказным письмом с описью вложения.

Учтите: как мы уже говорили, способов уведомления госрегистратора всего два.

Что касается подачи указанных документов в электронной форме, то при прекращении юрлица Закон № 755 такой возможности не предусматривает

При этом независимо от того, какой из разрешенных способов извещения вы избрали, документы госрегистратор примет по описи. В день их поступления он должен выдать/направить по почте ее копию заявителю (ч. 6 ст. 34 Закона № 755).

Нужно ли платить регистрационный сбор? Нет. В данном случае уплата регистрационного сбора не предусмотрена. В этом вы сможете убедиться, если прочтете ст. 12 Закона № 755.

При этом напоминаем: осенью этого года плата за госрегистрацию юрлиц, физлиц-предпринимателей и благотворительных организаций будет отменена. Об этом вы могли прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16.

Может ли госрегистратор отказать в приеме документов? Принять указанные документы он обязан в любом случае. Вот только затем, при выявлении определенных оснований, он вправе оставить их без рассмотрения. Таких оснований всего три* (ч. 7 ст. 34 Закона № 755):

1) документы поданы по ненадлежащему месту проведения госрегистрации прекращения юрлица;

2) документы составлены не на украинском языке;

3) решение не содержит сведений о ликвидационной комиссии, ее председателе или ликвидаторе, порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (или же этот срок не отвечает закону).

* В общей сумме таких оснований 4, но одно из них касается лишь прекращения юрлица путем слияния или присоединения (ч. 3 ст. 34 Закона № 755). Нашего же случая — ликвидации — это не касается.

Как видите, со всеми этими требованиями вы уже знакомы (см. выше) и подобных нарушений допустить не должны. Но если это все же произошло и госрегистратор оставил документы без рассмотрения, то не позднее следующего рабочего дня после их получения он должен выдать (направить по почте с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований, а также документы, которые вы ему подавали. В этом случае вы можете исправить соответствующие недочеты и повторно обратиться к нему в указанном выше порядке (ч. 8 ст. 34 Закона № 755). Причем, судя по всему, даже в том случае, если с момента принятия решения о ликвидации прошло более 3-х рабочих дней (ч. 1 ст. 105 ГКУ).

Госрегистратор принял документы: каковы последствия? Их несколько. Первое и самое важное последствие  в день получения указанных документов госрегистратор должен внести в Единый госреестр запись о решении ликвидировать юрлицо** (при отсутствии оснований для того, чтобы оставить документы без рассмотрения, — см. выше).

** Минюст указывает, что это требование направлено, главным образом, на защиту прав кредиторов. В таком случае они уже на начальном этапе получают возможность узнать о намерении ликвидировать юрлицо. Ведь сведения из Единого госреестра являются открытыми (см. разъяснение на сайте Министерства по адресу: www.minjust.gov.ua/4881). От себя заметим, что ознакомиться с ними вы можете, в частности, на сайте ГП «Информационно-ресурсный центр» по адресу: irc.gov.ua/ua.

Она выглядит так «в стані припинення» (не путайте ее с записью «припинено», знаменующей финал ликвидационной процедуры)

Данная запись должна отразиться и на сайте ГП «Информационно-ресурсный центр» по адресу: irc.gov.ua/ua.

В чем правовое значение этой записи? С этого момента начинается «официальная» часть госрегистрации. Во-первых, с этой даты вводится ряд «госрегистрационных» запретов. Так, запрещено (ч. 2 ст. 35 Закона № 755):

1) проводить госрегистрацию изменений в учредительных документах;

2) вносить изменения в Единый госреестр об обособленных подразделениях юрлица, кроме сведений об их закрытии;

3) осуществлять госрегистрацию юрлица, учредителем/участником которого является ликвидируемое юрлицо;

4) осуществлять госрегистрацию изменений в сведениях Единого госреестра, которые касаются местонахождения юрлица.

Во-вторых, в этот же день госрегистратор должен уведомить о данном решении налоговиков, ПФУ и органы статистики. Вам же, по общему правилу, подавать им ничего не нужно (об этом вы также прочтете дальше).

В-третьих, госрегистратор обязан обеспечить публикацию этих сведений в специализированном печатном СМИ (ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 35 Закона № 755). Речь идет об издании «Бюлетень державної реєстрації» (см. письмо ГРСУ от 16.01.2012 г. № 36-7-25-12). Их должны опубликовать в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих сведений в Единый госреестр. При этом, как мы уже говорили, публикация таких сведений является бесплатной (ч. 5 ст. 22 Закона № 755).

Не позднее следующего рабочего дня после получения документов, рассмотренных в предыдущем разделе статьи, госрегистратор должен внести в Единый госреестр запись о назначении ликвидационной комиссии* (ч. 6 ст. 34 Закона № 755).

* О ликвидаторе законодатель в данном случае умолчал, но его это правило тоже касается.

Можно ли отменить решение? Предположим, по каким-то соображениям вы передумали ликвидировать юрлицо. Можно ли отменить решение? Если вы еще не извещали о нем госрегистратора, вопросов не возникает.

Но что, если вы это уже сделали? Ответа на этот вопрос закон не дает. Правда, в данном случае можно воспользоваться подходом ГРСУ, изложенным им в письме от 09.09.2013 г. № 458/21-13-4.2 (кстати, аналогичный подход в свое время предлагал Госкомпредпримательства в письме от 15.05.2008 г. № 4049). В нем чиновники сообщили, что возможность отмены собственного решения о ликвидации в данном Законе действительно не прописана. В то же время они указали, что подобное решение следует считать односторонней сделкой, а потому лицо имеет право отказаться от нее на основании ч. 1 ст. 214 ГКУ. Главное, чтобы такой отказ был совершен в той же форме, что и сделка (ч. 3 ст. 214 ГКУ). Что это значит?

Прежде всего, то, что у вас есть право отменить свое решение и убрать из Единого госреестра запись «в стані припинення»

Учитывая вывод указанного письма, сделать это можно при помощи решения об отмене принятого ранее решения о ликвидации юрлица (хотя, как показывает практика, может хватить и заявления в произвольной форме). При этом порядок его подачи, по идее, должен быть аналогичным тому, с которым вы ознакомились выше.

img 1Увы, но часто госрегистраторы отказываются вносить запись об отмене (даже вопреки выводам ГРСУ). Делают они это незаконно. Так что, если вы столкнетесь с таким отказом, смело жалуйтесь в админсуд. Как показывает практика, суды подобные требования удовлетворяют (см. определение Харьковского апелляционного административного суда от 27.05.2014 г. по делу № 816/842/14, постановление Донецкого окружного административного суда от 06.10.2010 г. по делу № 2а-20071/10/0570).

Ликвидационная комиссия и ликвидатор: кто это?

В двух словах — это орган, осуществляющий ликвидацию юрлица. Назначает его орган юрлица, принявший решение о ликвидации: в частности, общее собрание или собственник (об этом вы можете прочитать в самом начале данной статьи).

Для чего нужна ликвидационная комиссия (ликвидатор)? На период ликвидации к этому органу переходят полномочия по управлению делами юрлица. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор представляют юрлицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени в суде* (ч. 4 ст. 105 ГКУ).

* Если вы создаете ликвидационную комиссию, то вопрос о праве ее членов представлять юрлицо в отношениях с третьими лицами и в суде лучше сразу же оговорить в решении. В частности, вправе ли они делать это, и если да, то должны ли согласовывать свои действия с председателем комиссии.

Проще говоря, на этот период ликвидационная комиссия, ликвидатор замещает исполнительный орган юрлица (для АО также и наблюдательный совет, о чем см. ч. 4 ст. 88 Закона об АО). Фактически к ней переходят все полномочия по управлению юрлицом, кроме тех, которые остаются у высшего органа управления: в частности, общего собрания (см. письмо Госкомпредпринимательства от 21.04.2011 г. № 3732). Учитывая это, ее полномочия можно разграничить на:

 

img 2

Полномочия ликвидационной комиссии, ликвидатора

 

Заметьте: текущая деятельность юрлица в данном случае весьма условна. Она, конечно, продолжается, но направлена, скорее, не на достижение целей юрлица, а на его ликвидацию (см. постановление Луганского окружного административного суда от 17.04.2014 г. по делу № 812/2034/14). Так, сделки с контрагентами, если и заключаются, то, направлены они, как правило, на продажу продукции и основных средств.

При этом к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят не только права, но также обязанности и ответственность. В частности, на нее возлагается ответственность:

1) за бухучет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств, составление ликвидационного баланса и финотчетности (ч. 8 ст. 8 Закона № 996);

2) за погашение денежных обязательств или денежного долга ликвидируемого плательщика (п.п. 97.4.1 НКУ).

Кого назначать? Вы можете назначить как ликвидационную комиссию, так и одного ликвидатора.

В данном случае вы можете решить этот вопрос на свое усмотрение, поэтому ориентируйтесь на целесообразность

Но помните: в случае назначения ликвидационной комиссии вам придется определиться с ее председателем, а также с распределением полномочий между ним и остальными членами комиссии.

Кто войдет в ликвидационную комиссию или станет ликвидатором, вы также должны определить самостоятельно. Закон данный вопрос не регулирует*. С этим согласен и Минюст (см. разъяснение на официальном сайте министерства по адресу: http://www.minjust.gov.ua/4881). В частности, эту роль может сыграть орган управления юрлица (ч. 3 ст. 105 ГКУ): к примеру, его исполнительный орган  директор или правление.

* Совсем по-другому обстоят дела в случае принудительной ликвидации. В таком случае состав ликвидационной комиссии назначается «сверху».

Кроме того, вы можете назначить ликвидационную комиссию, ликвидатора из числа участников общества или даже «сторонних» лиц. Например, воспользоваться услугами аудиторской/юридической фирмы. Но учтите: такие лица не становятся работниками предприятия. С ними заключается ГПД.

С какой даты получают права? Формально ликвидационная комиссия или ликвидатор получают соответствующие права с момента их назначения (ч. 4 ст. 105 ГКУ). Его стоит зафиксировать в решении о ликвидации (об этом читайте выше). Но учтите: этот момент лучше всего привязать к дате внесения в Единый госреестр соответствующих сведений о ликвидационной комиссии (ликвидаторе). Почему? Как минимум, потому, что только после этого данный орган сможет полноценно представлять юрлицо в отношениях с третьими лицами и госорганами.

Ликвидационная процедура: в чем она состоит?

Но вот, ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначена, а в Едином госреестре появилась запись «в стані припинення». Что дальше?

Прежде всего, повторим: на данном этапе юрлицо своего статуса не теряет. Оно продолжает действовать и требует текущего управления. Но заострять внимание на этом мы не будем. Вместо этого уделим его тем задачам, которые связаны непосредственно с ликвидацией. Так, в этом периоде ликвидационной комиссии (ликвидатору) нужно осуществить целый ряд мероприятий.

Провести инвентаризацию. При ликвидации юрлица это обязательно (ч. 4 ст. 111 ГКУ, п. 12 Порядка № 419, п.п. «ж» п. 3 Инструкции № 69). Особого порядка в данном случае нет, поэтому проводить ее нужно по общим правилам. С ними вы могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 97.

Осуществить мероприятия по взысканию дебиторской задолженности. Им, к слову, будет способствовать проведенная инвентаризация (см. выше). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить каждого из должников о ликвидации юрлица, и, при необходимости, предъявлять требования/иски для взыскания задолженности (ч. 1 ст. 111 ГКУ).

При этом заметьте: по общему правилу, ликвидация юрлица — это не основание для того, чтобы требовать досрочного погашения обязательств перед ним

Как же быть с такими обязательствами? Не пропадать же добру J. Давайте вспомним: дебиторская задолженность считается имущественным правом юрлица, а значит, его имуществом (ст. 190 ГКУ). А как поступают с имуществом ликвидируемого юрлица? Чаще всего продают или передают участникам/собственникам (подробнее об этом мы еще поговорим). Но можно ли применить это правило к дебиторской задолженности? В общем случае да. Для этого служит механизм замены кредитора в обязательстве, если точнее, то уступка права требования (п. 1 ч. 1 ст. 512 ГКУ). Учтите: сделать это можно, в том числе, в процессе расчетов с кредиторами или даже после этого — при расчетах с участниками.

И еще одно: как быть, если с целью взыскания дебиторской задолженности был подан иск в хозяйственный суд, но юрлицо ликвидировалось до завершения процесса? В таком случае применяется уже упомянутый механизм замены кредитора в обязательстве, после чего суд должен привлечь к участию в деле правопреемника (ст. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII). Таким образом, с ликвидацией юрлица дело не прекращается.

Разобраться с текущими счетами юрлица. В процессе ликвидации юрлица используется лишь один текущий счет. Он выбирается ликвидационной комиссией, ликвидатором (ч. 3 ст. 111 ГКУ, п. 20.4 Инструкции № 492, п. 11.16 Порядка № 1588). С этой целью в банк нужно подать следующие документы:

1) копию решения о ликвидации, удостоверенную нотариально или органом, который его принял;

2) карточку с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенную нотариально. В нее включаются образцы подписей ликвидатора (уполномоченных членов ликвидационной комиссии) и оттиск печати ликвидируемого юрлица.

Прочие счета, которые не используются в процессе ликвидации, должны быть закрыты*. С выполнением этой задачи могут помочь и налоговики. Если вы обратитесь к ним, они должны предоставить перечень незакрытых счетов юрлица и/или его обособленных подразделений (п. 11.16 Порядка № 1588). Такие счета закрываются ликвидатором (ликвидационной комиссией) на основании заявления о закрытии счета и копии решения о ликвидации, удостоверенной нотариально или органом, который принял данное решение. Дополнительно подается карточка с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенная нотариально, если на счете есть остаток средств (п. 20.4 Инструкции № 492).

После того, как процедура ликвидации будет завершена, придется закрыть и тот счет, который использовался при ее проведении. Для этого служит заявление о закрытии текущего счета.

Провести независимую оценку имущества ликвидируемого юрлица. Учтите: это требуется только в случаях, предусмотренных законом. Об этом прямо говорит ч. 4 ст. 111 ГКУ**. Такие случаи устанавливаются Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (об этом сказано в его ст. 3). Они перечислены в ст. 7 данного Закона, при этом в их числе названа ликвидация государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества).

Это значит, что при ликвидации любых других юрлиц независимая оценка имущества не обязательна. Ее можно провести лишь по желанию.

Закрыть обособленные подразделения. Для этого потребуется принять решение о закрытии обособ­ленного подразделения (филиала, представительства) и уведомить госрегистратора, чтобы тот внес соответствующую запись в Единый госреестр.

Уволить работников. Как правило, работники в таком случае увольняются по инициативе работодателя на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Но не исключены и другие варианты, например, расторжение трудового договора по соглашению сторон (ст. 38 КЗоТ). С порядком увольнения работников при ликвидации юрлица вы можете ознакомиться в статье на с. 41 данного номера.

Провести работу с налоговиками. Если точнее, то нужно инициировать процедуру снятия с налогового/ЕСВ учета (при этом само снятие с учета произойдет позднее). Здесь мы об этом расскажем лишь в двух словах, поскольку данному вопросу посвящена отдельная статья на с. 21 этого номера. Как мы уже говорили, госрегистратор должен известить налоговиков о принятом вами решении.

По общему правилу, этого уведомления достаточно, чтобы налоговики сами начали процедуру снятия с налогового учета (пп. 11.1, 11.5 Порядка № 1588)

То есть никаких дополнительных документов им подавать не нужно*. После этого налоговики проведут внеплановую документальную проверку (п.п. 78.1.7 НКУ, п. 11.9 Порядка № 1588).

* Подавать их нужно только тем, для кого предусмотрены особенности в госрегистрации и сведения о которых не содержатся в Едином госреестре (п. 11.2 Порядка № 1588).

В идеале, после ее проведения, но не позднее окончания предельного срока для заявления кредиторами своих требований, налоговики должны выдать/направить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП. Ее затем придется подать госрегистратору (см. дальше). Без нее он не произведет госрегистрацию ликвидации юрлица.

Что касается ЕСВ, то здесь действуют похожие правила. После того, как налоговики получат уведомление от госрегистратора, они:

1) уведомят ПФУ и фонды общеобязательного государственного социального страхования;

2) проведут документальную внеплановую проверку.

После ее проведения налоговики, в идеале, должны выдать справку об отсутствии задолженности по уплате ЕСВ по форме № 3-ЄСВ.

При этом учтите: о снятии с налогового/ЕСВ учета говорить еще рано. Налоговики сделают это не ранее получения уведомления от госрегистратора об осуществлении госрегистрации прекращения юрлица.

Уничтожить печати. Если у вас была печать, то ее стоит уничтожить (хотя прямой обязанности сделать это в законодательстве нет). Напомним, что сегодня порядок их уничтожения ничем не регламентирован. Подтвердить такую ликвидацию вы можете актом в произвольной форме. К слову, об этом стоит уведомить контролеров и заинтересованных лиц (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 28, с. 45).

Выйти из состава хозяйственных обществ. Если юрлицо является участником/собственником других юрлиц, то ему придется выйти из их состава или продать соответствующую долю в уставном капитале. Это обусловлено требованиями ст. 3 Закона № 1576. Напомним, она предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, которые стали участниками общества, не ликвидируются как юрлица. Кроме того, палки в колеса вставляет и ч. 10 ст. 36 Закона № 755. Так, госрегистратор не зарегистрирует прекращение юрлица, если в Едином госреестре содержатся сведения о том, что оно является участником других юрлиц.

Отменить регистрацию всех выпусков акций (если речь идет об АО). Сегодня эти действия регулируются Порядком отмены регистрации выпусков акций, утвержденным решением НКЦБФР от 23.04.2013 г. № 737. Заметьте: если этого не сделать, в госрегистрации прекращения юрлица откажут (ч. 10 ст. 36 Закона № 755).

Аннулировать лицензии, вернуть торговый патент. Для аннулирования лицензий, по общему правилу, усилий прилагать не нужно. Если вы посмотрите в ст. 21 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III (далее — Закон о лицензировании), то увидите: основанием для аннулирования лицензии является, в частности, наличие в Едином госреестре записи о нахождении юрлица в состоянии прекращения путем ликвидации. Таким образом, сама по себе, запись «в стані припинення» будет основанием для аннулирования лицензии. При этом орган лицензирования должен принять решение о таком аннулировании в течение 10 рабочих дней с даты установления указанного основания. Лицензиату оно должно быть вручено/направлено не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.

В то же время это касается лишь тех лицензий, которые выдают по Закону о лицензировании. Что касается лицензий, выдача и аннулирование которых регулируются другими нормативными актами, то там могут быть свои особенности. Так, например, для того, чтобы аннулировать «алкогольную» лицензию, субъекту придется подать заявление об этом (ст. 3 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР).

В отношении торгового патента нужно руководствоваться п.п. 267.7.5 НКУ. Так, до 15 числа месяца (т. е. последний день — 14 число), предшествующего отчетному, нужно письменно уведомить налоговиков о прекращении патентуемой деятельности. Торговый патент нужно вернуть налоговому органу, который его выдал (если этого не сделать, налоговики не выдадут справку по форме № 22-ОПП — п.п. 9 п. 11.27 Порядка № 1588). Вам, в свою очередь, должны вернуть излишне уплаченную сумму сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Сдать документы в архив. Одним из документов, который придется предоставить для госрегистрации прекращения юрлица (см. дальше), является справка архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению (ч. 1 ст. 36 Закона № 755). Такие документы отбираются по результатам экспертизы на основании Перечня видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, не относящихся к источникам формирования Национального архивного фонда, утвержденного приказом Минюста от 14.03.2013 г. № 430/5. Кроме того, с этой целью нужно использовать и соответствующий перечень, утвержденный приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5. При этом понятно, что в архив нужно сдать только те документы, срок хранения которых согласно упомянутому нормативному акту еще не истек.

Рассчитываемся с кредиторами, составляем ликвидационный баланс

Принимать требования от кредиторов. Сегодня ч. 4 ст. 60 ХКУ все еще требует от ликвидационной комиссии письменно уведомлять кредиторов о ликвидации субъекта хозяйствования. Но в скором времени данная норма будет исключена из ХКУ. В связи с чем разночтений в этом вопросе станет на порядок меньше. Так, вам будет достаточно опубликовать соответствующие сведения в специализированном печатном издании (см. об этом выше). Вашим кредиторам этого должно хватить (тем более, что такие сведения размещаются и на сайте ГП «Информационно-ресурсный центр»: irc.gov.ua/ua).

После этого кредиторы могут заявлять свои требования.

Заметьте: по общему правилу, заявить их они должны в рамках срока, отведенного для этого (о том, как быть, если кредитор опоздал, читайте дальше)

Как мы уже говорили, этот срок фиксируется в решении о ликвидации и не может быть меньше 2 и больше 6 месяцев со дня опубликования (ч. 5 ст. 105 ГКУ). При этом учтите, что:

1) в этом случае кредиторы могут заявить требования и по тем обязательствам, срок выполнения по которым еще не наступил. По крайней мере, ГКУ в этой части никаких дополнительных условий не выставляет. Главное, чтобы у лица в обязательстве был статус кредитора. В связи с этим напомним, что кредитор — это лицо, в пользу которого вторая сторона (должник — в данном случае ликвидируемое юрлицо) обязана совершить определенные действия: в частности, передать имущество, выполнить работу, уплатить денежные средства и т. п. (ч. 1 ст. 509 ГКУ);

2) требования кредиторов могут быть как денежными, так и неденежными. Никаких ограничений в этой части ГКУ не выставляет.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна рассмотреть каждое отдельное требование кредитора. По каждому из них нужно принять решение и направить ответ. Сделать это следует не позднее 30 дней со дня получения соответствующего требования (ч. 5 ст. 105 ГКУ). Но учтите: расчеты с такими кредиторами на данном этапе еще не осуществляются.

Если все проходит «гладко» и требования кредиторов полностью удовлетворяются, других вопросов не возникает. Но, к сожалению, так бывает не всегда. На практике могут встречаться, в частности, следующие ситуации:

Таблица 1. Особые ситуации при погашении кредиторской задолженности

№ п/п

Проблема

Решение

1

1) требование кредитора не удовлетворяется (полностью или частично);

2) ликвидационная комиссия уклоняется от ее рассмотрения (в частности, если она не направляет ответ в срок, предусмотренный для этого)

В таком случае кредитор вправе в течение месяца с даты, когда он узнал или должен был узнать о таком отказе, обратиться в суд на ликвидационную комиссию. При этом по решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юрлица (ч. 3 ст. 112 ГКУ).

Если же кредитор этого не сделает, то его требования считаются погашенными. Это же произойдет, если суд откажется удовлетворить требования такого кредитора (ч. 5 ст. 112 ГКУ)

2

Кредитор заявил требования после истечения срока, отведенного на это

Такие требования удовлетворяются, но за счет имущества, которое остается после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно (ч. 4 ст. 112 ГКУ). Но учтите: удовлетворить такие требования нужно все равно раньше, чем такое имущество будет распределено между участниками/собственниками юрлица (ведь им оно передается лишь после удовлетворения требований всех кредиторов — ч. 12 ст. 111 ГКУ).

Но помните: при ликвидации юрлица его обязательства прекращаются (ч. 1 ст. 609 ГКУ). Так что, после того, как запись об этом появится в Едином госреестре, кредиторы, по общему правилу, не смогут заявить никаких требований

 

Составить промежуточный ликвидационный баланс. После окончания срока для заявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Его также нужно подать на утверждение органу, принявшему решение о ликвидации: в частности, собственнику или участникам юрлица.

Заметьте: по нашему убеждению, промежуточный ликвидационный баланс не является финотчетностью. Как минимум потому, что его состав прописан в ч. 8 ст. 111 ГКУ. Так, он должен включать сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения (ч. 8 ст. 111 ГКУ). Причем учтите: утвержденной формы у него нет, поэтому для данной цели можно использовать формы № 1 или № 1-м, 1-мс.

Но вот: он утвержден. Что дальше? Если на данном этапе станет понятно, что имущества юрлица не хватит для удовлетворения требований всех его кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна инициировать процедуру банкротства (ч. 9 ст. 111 ГКУ). Для этого нужно обратиться в хозяйственный суд. Как показывает практика, суды с таким подходом соглашаются (см., в частности, постановление хозяйственного суда Запорожской области от 11.02.2014 г. по делу № 908/4243/13).

Рассчитаться с кредиторами. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса можно начинать рассчитываться с кредиторами. Но учтите: порядок таких действий не произволен. Расчеты нужно осуществлять в строгой очередности. В общем случае, для выплат по денежным требованиям нужно ориентироваться на очередность, установленную ч. 1 ст. 112 ГКУ (ч. 9 ст. 111 ГКУ):

 

img 3

Очередность расчетов с кредиторами

 

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди. Причем учтите несколько нюансов:

1) хоть об этом в ГКУ и не сказано, но расчеты по требованиям каждой следующей очереди должны осуществляться лишь после расчетов по предыдущей очереди. К слову, для АО данное правило прямо зафиксировано в ч. 2 ст. 89 Закона об АО;

2) расчеты по денежным требованиям производятся, прежде всего, за счет средств ликвидируемого юрлица. И только если их недостаточно, производится продажа его имущества (ч. 9 ст. 111 ГКУ);

3) если ликвидируется АО, то помните: для него предусмотрена специальная очередность (ч. 1 ст. 89 Закона об АО). В ней все 4 очереди, по большому счету, повторяются. Разница в том, что Закон об АО добавляет дополнительные очереди для расчетов с акционерами;

4) как видите, третья очередь включает в себя требования по налогам и сборам. Что это значит? Если налоговики после проверки (см. выше) вынесут налоговое уведомление-решение, то, по идее, уплатить по нему сумму нужно лишь в третью очередь. К такому выводу приводит и п. 97.2 НКУ. Вот только остальные нормы НКУ данного правила, к сожалению, не учитывают. То есть, получив такое уведомление-решение, налоговики, скорее всего, будут требовать уплаты по нему в общий срок — в течение 10 календарных дней, следующих за его получением (п. 57.3 НКУ). Если же этого не сделать, то они составят налоговое требование и примут меры для взыскания данной суммы. Как быть в таком случае? Это решать вам, но если решите рискнуть, учтите: в данном случае у вас есть шанс отстоять свою правоту в суде. Как показывает практика, часто суды соглашаются с тем, что в этом случае нужно ориентироваться на очередность, установленную п. 97.2 НКУ и ст. 112 ГКУ (см. определение Донецкого апелляционного административного суда от 04.04.2014 г. по делу № 812/2034/14). Но заметьте: даже при положительном исходе, пока вы не уплатите надлежащую сумму, налоговики не выдадут вам справку по форме № 22-ОПП;

5) погашать задолженность перед кредиторами можно со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (раньше об этом было прямо указано в ГКУ). При этом действовавшее раньше исключение для кредиторов 4 очереди (о том, что выплаты в пользу них можно осуществлять по истечении месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса) уже не работает.

Составляем ликвидационный баланс. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс. Его, как и в случае с промежуточным ликвидационным балансом, должен утвердить орган, который принял решение о ликвидации (ч. 12 ст. 111 ГКУ). При этом заметьте:

1) сегодня Закон не содержит прямого требования о необходимости нотариального удостоверения подписей на нем. Напомним, раньше это предусматривалось ч. 2 ст. 36 Закона № 755;

2) в случаях, установленных законом, достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть подтверждены выводом аудитора (ч. 2 ст. 36 Закона № 755);

3) форма ликвидационного баланса не утверждена, поэтому, учитывая его назначение, с этой целью можно использовать формы № 1, № 1-м, № 1-мс;

4) на данном этапе расчеты с участниками/собственниками еще не произведены, а потому такой баланс еще не является «нулевым». То есть в нем все еще может отражаться оставшееся имущество.

Такой ликвидационный баланс нужно предоставить налоговикам* (ч. 11 ст. 111 ГКУ). Причем заметьте: им, судя по всему, будет достаточно и его копии (п.п. 7 п. 11.27 Порядка № 1588).

* Это важно. Если вы этого не сделаете, налоговики не выдадут справку по форме № 22-ОПП (п.п. 7 п. 11.27 Порядка № 1588).

Госрегистрация ликвидации

Это финальный этап ликвидации. На нем в Единый госреестр вносится запись о ликвидации юрлица и, соответственно, юрлицо окончательно ликвидируется. Давайте посмотрим, как это сделать.

После того, как процедура ликвидации окончена (с ней вы ознакомились выше), но не ранее окончания срока заявления кредиторами своих требований, председатель ликвидационной комиссии, уполномоченное им лицо или ликвидатор должен подать госрегистратору пакет документов (лично** или направить по почте заказным письмом с описью вложения):

1) заполненную регистрационную карточку о госрегистрации прекращения юрлица в связи с его ликвидацией. Это карточка по форме 7. Она утверждена приказом Минюста от 14.10.2011 г. № 3178/5 (в редакции приказа от 12.05.2014 г. № 749/5). В этой карточке председатель ликвидационной комиссии, уполномоченное им лицо или ликвидатор письменно подтверждают своей подписью то, что они совершили предусмотренные законодательством действия по прекращению юрлица, включая завершение расчетов с кредиторами. Данная информация уже включена в форму карточки, поэтому от вас требуется лишь подписать ее;

2) справку налоговиков об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Речь идет о справке по форме № 22-ОПП. О том, как ее получить, вы прочитали выше, а также см. в статье на с.21 данного номера;

3) справку налоговиков об отсутствии задолженности по ЕСВ (по форме № 3-ЄСВ). Заметьте: ч. 1 ст. 36 Закона № 755 все еще ссылается на справку от ПФУ. Но данная норма не учитывает изменений, произошедших осенью прошлого года, — а именно передачу полномочий по взиманию ЕСВ налоговикам. Так что такую справку нужно получать именно от них. Как это сделать, вы могли прочитать выше;

4) справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению.

** Если председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо подает такие документы лично, то ему придется предъявить госрегистратору паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца, а также документ, подтверждающий полномочия (ч. 7 ст. 36 Закона № 755). О ликвидаторе законодатель при этом умолчал, но, вполне вероятно, что ему также придется предъявить подобные документы.

Заметьте: по общему правилу, это обязательные документы (исключение предусмотрено разве что для справок налоговиков — об этом мы еще поговорим). Но в некоторых случаях, кроме них, может потребоваться и ряд других документов. К ним относятся (ч. 2 ст. 36 Закона № 755):

1) заключение аудитора в отношении достоверности и полноты ликвидационного баланса (но только в том случае, если это предусмотрено законом);

2) в случае ликвидации АО — копия распоряжения об отмене регистрации выпуска акций, удостоверенная НКЦБФР;

3) в случае ликвидации эмитента ценных бумаг — справка НКЦБФР об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг этого юрлица.

Никаких других документов, кроме названных выше, госрегистратор требовать не вправе (ч. 6 ст. 36 Закона № 755).

Что будет после того, как госрегистратор получит указанные документы? Если он не выявит оснований для того, чтобы оставить их без рассмотрения (см. дальше), то не позднее следующего рабочего дня он должен внести в Единый госреестр запись о прекращении юрлица (т. е. запись «припинено»).

Дата такого внесения является датой госрегистрации ликвидации юрлица и, как результат, датой его ликвидации (ч. 2 ст. 104 ГКУ)

В таком случае госрегистратор не позднее следующего рабочего дня должен выдать/направить по почте председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) или уполномоченному им лицу уведомление об осуществлении госрегистрации ликвидации.

Понятно, что это идеальный вариант и так бывает не всегда. В некоторых случаях госрегистратор может оставить поданные ему документы без рассмотрения. Основания для этого перечислены в ч. 10 ст. 36 Закона № 755. В их числе: в частности, подача документов не в полном объеме, их подача ранее установленного срока, поступление от налоговиков возражения на госрегистрацию ликвидации юрлица (и оно не отозвано) и т. п. Об этом госрегистратор должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов. Если это произошло, то соответствующие основания нужно устранить. После этого вы сможете снова подать необходимый пакет документов в общем порядке (ч. 11 ст. 36 Закона № 755).

И еще одно: мы уже говорили, что ликвидация может осуществляться и без справок из налоговой. В данном случае говорят о ликвидации юрлица по принципу молчаливого согласия. Он состоит в следующем: если после завершения ликвидационной процедуры, но не раньше окончания срока заявления кредиторами своих требований налоговики не выдали соответствующие справки или решения об отказе в их выдаче, председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо не ранее чем через 10 рабочих дней после завершения этого срока получает право подать указанные выше документы без соответствующих справок от налоговиков.

 

выводы


img 4
 
 
  • Первый этап ликвидации юрлица — принятие соответствующего решения. При этом о нем нужно известить госрегистратора.

  • Ликвидацию юрлица осуществляет ликвидационная комиссия или ликвидатор. При добровольной ликвидации требований к персональному составу этого органа нет.

  • До того, как юрлицо будет ликвидировано, ему придется закрыть счета, обособленные подразделения, сняться с налогового учета и осуществить ряд других мероприятий.

  • Рассчитываться с кредиторами нужно в очередности, установленной законом.

  • Финальный этап ликвидации — внесение записи об этом в Единый госреестр или, другими словами, госрегистрация ликвидации.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше