Темы статей
Выбрать темы

Отношения с госорганами при ликвидации

Редакция НиБУ
Статья

Отношения с госорганами при ликвидации

Как вы уже поняли, в процессе ликвидации вам придется тесно взаимодействовать с массой госорганов. Причем это взаимодействие связано как с текущей деятельностью (ведь, как мы уже говорили, в процессе ликвидации предприятие должно подавать отчетность, платить налоги и т. п.), так и непосредственно с ликвидацией (в частности, предприятие нужно снять с налогового учета и т. п.). Как раз об этом мы и поговорим в данной статье.

Виталий Поролло, налоговый эксперт

Снимаем юрлицо с налогового учета

При прекращении юрлица, в том числе путем его ликвидации, оно подлежит снятию с налогового учета (п. 67.3 НКУ). Эту задачу должна выполнить ликвидационная комиссия или ликвидатор. Описывает данную процедуру Порядок № 1588, изложенный совсем недавно в новой редакции (а именно: в редакции приказа Минфина от 22.04.2014 г. № 462). С чего она начинается?

С внесения госрегистратором в Единый госреестр записи о решении ликвидировать юрлицо

Вы уже знаете, что об этой записи он должен известить, в частности, налоговиков (ч. 1 ст. 35 Закона № 755, п. 11.1 Порядка № 1588). Для них это станет сигналом к тому, чтобы инициировать процедуру снятия с учета (п.п. 67.1.1 НКУ, п. 11.5 Порядка № 1588). Данные сведения доводятся, в том числе, и до налоговиков по неосновному месту учета плательщика (п. 11.7 Порядка № 1588). Заметьте: все эти действия чиновники должны осуществить самостоятельно. Вам же на этом этапе, по общему правилу, делать ничего не нужно*. Что же дальше?

* Из этого правила есть исключения. В частности, для юрлиц, для которых закон предусматривает особенности в госрегистрации и сведения о которых не содержатся в Едином госреестре (п. 11.2 Порядка № 1588). Например, это воинские части. Им для снятия с учета придется представить налоговикам определенный пакет документов.

А дальше налоговики должны назначить и начать документальную внеплановую проверку** (п.п. 78.1.7 НКУ). Они должны это сделать не позднее 10 рабочих дней с даты публикации уведомления о решении ликвидировать юрлицо (п. 11.9 Порядка № 1588). После чего возможен один из двух вариантов.

** Есть лишь два исключения из этого правила. Они предусмотрены пп. 11.11 и 11.12 Порядка № 1588. Основаниями для этого являются, в частности, отсутствие налогового долга, неподача налоговых деклараций/расчетов/отчетов в течение определенного времени (1095 календарных дней или 12 месяцев) и т. п.

Налоговики не смогут провести проверку. Перечень оснований для этого назван в п. 11.13 Порядка № 1588. К ним относятся, в частности:

1) недопуск налоговиков к проверке (председателем ликвидационной комиссии, ликвидационной комиссией, ликвидатором, прочими лицами, привлеченными к прекращению юрлица). Понятно, что это основание «срабатывает» лишь в том случае, если такой недопуск был незаконным. В противном случае (например, если налоговики явились к вам без направления, служебных удостоверений, копии приказа) формальные основания для недопуска у вас есть (п. 81.1 НКУ);

2) отсутствие по местонахождению (месту проживания) плательщика (председателя ликвидационной комиссии, ликвидационной комиссии, ликвидатора, прочих лиц, привлеченных к прекращению юрлица);

3) прочие причины, при которых согласно законодательству нельзя провести внеплановую документальную проверку.

Что в таком случае cделают налоговики? Они направят госрегистратору уведомление о невозможности провести проверку. Не позднее 2 месяцев со дня публикации уведомления о решении ликвидировать юрлицо его должны заменить или на уведомление о проведении проверки (если основания для невозможности ее проведения исчезнут), или на уведомление о наличии возражений для прекращения юрлица (в частности, если такие основания так и не исчезнут — п.п. 1 п. 11.27 Порядка № 1588). К слову, если налоговики такую запись не заменят, у вас может появиться основание для ликвидации по принципу молчаливого согласия (ч. 5 ст. 36 Закона № 755).

Налоговики проведут проверку. Проводится она в общем порядке и при соблюдении общих условий*. Напомним: ее срок не должен превышать 15 рабочих дней для крупных плательщиков, 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства и 10 рабочих дней — для всех остальных (п. 82.2 НКУ). После этого они составят акт (реже — справку) и, при необходимости, налоговое уведомление-решение. Затем возможен один из двух вариантов.

* Особенности в этой части (сокращенный срок проверки) предусмотрены лишь для предпринимателей, не имеющих наемных работников. Их мы в данной статье не касаемся. Напомним, что с этой особенностью вы могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 93, с. 27.

Первый вариант (со сложностями img 1). У налоговиков есть возражения к госрегистрации ликвидации юрлица. Об этом они уведомят госрегистратора и вас (п. 11.26 Порядка № 1588). При этом заметьте: при наличии в Едином госреестре такой записи закончить ликвидацию юрлица у вас не получится (ч. 10 ст. 36 Закона № 755). Но когда у налоговиков могут возникнуть подобные возражения? Исчерпывающий перечень оснований для этого назван в п. 11.27 Порядка № 1588. В их числе, в частности:

1) невозможность проведения документальной проверки, кроме случаев, перечисленных в пп. 11.11 и 11.12 Порядка № 1588 (об этом вы могли прочитать выше);

2) наличие налогового долга, денежных обязательств, по которым проводится административное/судебное обжалование, денежных обязательств и налогового долга и неуплаты НДФЛ по доходам, начисленным наемным работникам. В таком случае налоговики направят ликвидационной комиссии, ликвидатору соответствующее уведомление по форме № 10-ОПП (приложение 21 к Порядку № 1588);

3) неподача копии ликвидационного баланса, составленного ликвидационной комиссией, ликвидатором (об этом читайте в статье на с. 8 данного номера).

Как быть в таком случае? Для вас главное — устранить соответствующий недочет. Не позднее 10 рабочих дней после того, как контролеры узнают об этом (считаем, что с этой целью их стоит уведомить в произвольной форме), они должны отозвать возражения, уведомив об этом госрегистратора по форме № 28-ОПП (п. 11.28 Порядка № 1588). При этом налоговики должны выдать вам справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП (это следует из упомянутой формы № 28-ОПП). О том, что с ней делать, читайте дальше, а также в статье на с. 8 данного номера.

Второй вариант (без проблем ☺). У налоговиков нет возражений к госрегистрации ликвидации юрлица. В таком случае они должны выдать вам справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП (к слову, в вопросе снятия с налогового учета — это ваша главная цель). Сделать это они должны, в общем случае, после окончания проверки юрлица, его обособленных подразделений и окончания предельных сроков для уплаты согласованных денежных обязательств**.

** Что это за срок? Напомним: в общем случае он составляет 10 календарных дней и начинает отсчитываться со следующего дня после получения налогового уведомления-решения.

Справку могут направить по почте или же, в случае личного обращения, выдать ликвидационной комиссии или ликвидатору (п. 11.17 Порядка № 1588). Что делать с такой справкой? Это вы уже и так знаете ☺ — ее нужно предоставить госрегистратору (читайте об этом в статье на с.8 данного номера). Но постарайтесь не медлить! Ведь срок действия справки ограничен — он составляет 2 месяца со дня ее регистрации налоговиками (п. 11.24 Порядка № 1588). После его истечения за справкой придется обращаться вновь***, а налоговики могут снова назначить документальную внеплановую проверку (за период, прошедший с завершения предыдущей проверки).

***Сделать это придется обязательно. Дело в том, что после истечения упомянутого двухмесячного срока (если вы не обратились повторно за справкой) налоговики направят госрегистратору уведомление о наличии возражений к госрегистрации ликвидации юрлица.

Тех, кто уже приготовился расслабиться, пре­дупреждаем: это не конец — юрлицо еще не снято с налогового учета. Контролеры сделают это лишь после (п.п. 1 п. 11.31 Порядка № 1588):

1) закрытия последней карточки лицевого счета плательщика;

2) того, как получат от госрегистратора уведомление об осуществлении госрегистрации ликвидации юрлица (если на момент его получения будут закрыты все карточки лицевых счетов плательщика).

Если вдруг этот порядок показался вам сложным и запутанным (а в этом, признаемся, нет ничего странного ☺), не огорчайтесь. Разложить все по полочкам вам поможет данная схема:

 

img 2

Порядок снятия с налогового учета

НДС-учет при процедуре ликвидации

Если вы решили ликвидировать юрлицо, которое зарегистрировано плательщиком НДС, то, само собой, его НДС-регистрацию придется аннулировать. Для этого, напомним, есть и специальное основание (п.п. «б» п. 184.1 НКУ, п.п. «б» п. 5.1 Положения № 26). Как это сделать?

Прежде всего запомните: непосредственно после того, как вы примете решение о ликвидации, в НДС-учете ничего не изменится. Кроме того, само по себе такое решение, как и запись о нем в Едином госреестре, — еще не повод для аннулирования НДС-регистрации. Таким образом, вы, как и прежде, должны начислять и уплачивать обязательства по НДС, составлять налоговые накладные, подавать отчетность по НДС, сможете отражать налоговый кредит и т. п. Единственная разница — в том, что курировать этот процесс будет ликвидационная комиссия или ликвидатор. К слову, именно председателю ликвидационной комиссии или ликвидатору придется подписывать НДС-отчетность от лица руководителя (см. подкатегорию 135.02 БЗ). Эти же лица будут нести ответственность за погашение НДС-обязательств (п.п. 97.4.1 НКУ).

Ситуация не меняется и после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Причем, если при расчетах с кредиторами придется продавать имущество юрлица, на такие операции, по общему правилу, нужно будет начислить НДС (если только они не льготные или не выпадают из-под объекта налогообложения).

Все изменится после утверждения ликвидационного баланса. С этого момента можно начинать говорить об НДС-разрегистрации

Вы уже знаете, что для этого есть специальное основание (п.п. «б» п. 184.1 и п.п. «б» п. 5.1 Положения № 26). При этом инициатива для НДС-разрегистрации по нему может исходить как от вас, так и от налоговиков (п. 184.2 НКУ).

В первом случае вам нужно будет подать налоговикам по месту учета заявление на аннулирование НДС-регистрации по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 26). На данном этапе, как правило, возникает ряд вопросов. Давайте посмотрим на самые важные.

С какого момента вы перестаете быть плательщиком НДС? Налоговики аннулируют вашу НДС-регистрацию на дату подачи указанного заявления (если у них не возникнет претензий). То есть, если вы подадите заявление 13 июня 2014 года, то с этого же числа перестанете быть плательщиком НДС.

Когда прекращать начислять НДС? НДС-обязательства вам нужно начислять по день, предшествующий дню подачи заявления (связано это с тем, что в день НДС-разрегистрации вы уже не являетесь плательщиком НДС). Таким образом, если первое событие наступит до этой даты включительно, вам придется отразить НДС-обязательства, если после — делать ничего не нужно*. К примеру, заявление подано 13 июня 2014 года. В этом случае, если первое событие по облагаемой поставке наступит до 12 июня включительно, такую поставку нужно обложить НДС. Если же 13 июня и после — не нужно.

*Если операция подпадает под кассовый метод, то ориентироваться, конечно же, нужно на дату поступления средств.

Очевидно, что в первом случае вам придется составить налоговую накладную и, более того, при необходимости зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных. Но многие при этом спрашивают: можно ли зарегистрировать ее после даты НДС-разрегистрации, если 15-дневный срок для этого еще не истек? С формальной точки зрения оснований для этого нет. Но тем приятнее было услышать от налоговиков либеральное мнение: они сообщили, что в таком случае налоговую накладную можно зарегистрировать (см. подкатегорию 101.20 БЗ).

Каков последний отчетный период? Он начинается со следующего дня после окончания предыдущего периода и заканчивается днем аннулирования НДС-регистрации (п.п. «б» п. 202.1 НКУ, п. 5.11 Положения № 26). Но заметьте: последний день такого периода (т. е. день аннулирования НДС-регистрации) для целей отражения НДС-обязательств и налогового кредита уже не учитывается.

Когда подать последнюю декларацию и уплатить по ней НДС? Налоговики аннулируют НДС-регистрацию по указанному основанию лишь при условии, что вы уплатили налоговые обязательства за последний отчетный период (п. 5.4 Положения № 26). С этой целью вам нужно отразить их в декларации по НДС. Когда же ее подать? Самый оптимальный вариант: сделать это в день подачи заявления по форме № 3-ПДВ (в том числе если вы являетесь «квартальщиком» по НДС). Почему? Дело в том, что подать ее раньше нельзя (отчетный период еще не закончится). Если же подать ее позже — у налоговиков появятся основания отказать в НДС-разрегистрации. Уплатить эту сумму лучше также в день подачи заявления. Кроме того, это можно сделать и раньше: в таком случае до даты подачи декларации она будет числиться как переплата, а после подачи — направится в счет погашения соответствующих НДС-обязательств.

Не забывайте: на дату аннулирования НДС-регистрации вам придется осуществить так называемую условную поставку по неиспользованным товарам/услугам, необоротным активам, по которым вы в свое время отразили налоговый кредит (п. 184.7 НКУ). Обо всех нюансах этой операции вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 17, с. 21.

Заявление подано: что дальше? В течение 10 следующих календарных дней налоговики аннулируют вашу НДС-регистрацию (п. 5.3 Положения № 26). После того, как решение об аннулировании будет принято, вас известят в течение следующих 3 рабочих дней (п. 5.4 Положения № 26).

Как мы уже говорили, аннулировать НДС-регистрацию по этому основанию налоговики могут и по собственной инициативе. Они сделают это, если вы замешкаетесь с подачей заявления по форме № 3-ПДВ. Для НДС-разрегистрации им будет достаточно получения от вас копии ликвидационного баланса. Последствия здесь, в целом, те же. Разница лишь в том, что в этом случае может возникнуть путаница с датой НДС-разрегистрации: если в предыдущем случае вы ее точно знаете, то в этом — узнаете о ней лишь после получения экземпляра решения об аннулировании НДС-регистрации.

В целом, это главное, что вам нужно знать об НДС-разрегистрации при ликвидации. Если же захотите разобраться с ней подробнее, то советуем прочитать тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 17.

Но мы уверены, что у вас созрел еще один вопрос ☺: можно ли вернуть переплату по НДС? В целом, сделать это можно. Но все зависит от того, что считать такой переплатой. Посмотрим на несколько примеров:

1) в декларации по НДС в строке 25.1 была указана одна сумма, а перечислена в бюджет бОльшая. В таком случае образуется самая стандартная переплата. Вы можете вернуть ее по общим правилам (ст. 43 НКУ). Но, конечно, чаще интересуют другие ситуации (см. дальше);

2) превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами. Учитывая то, что многие бухгалтеры откладывают «входящие» налоговые накладные на будущее (в частности, чтобы перекрывать ими крупные суммы НДС-обязательств), вероятность возникновения подобной ситуации в последнем отчетном периоде высока. К сожалению, сумма такого превышения не является переплатой по НДС, поэтому вернуть ее напрямую не получится. Разве что можете попытаться заявить ее к бюджетному возмещению (если соблюдаются условия для этого). В таком случае вам будут обязаны предоставить его, в том числе если на дату его получения вы уже не будете плательщиком НДС (п. 184.9 НКУ);

3) по итогам последнего периода у вас есть право на бюджетное возмещение. В таком случае, как мы уже говорили, вы можете получить его (п. 184.9 НКУ). Но что, если вы его уже задекларировали в счет уменьшения НДС-обязательств будущих периодов? Учтите: вернуть эту сумму напрямую нельзя, поскольку у нее есть четко определенная цель — уменьшать НДС-обязательства будущих периодов. Но и терять ее совсем не обязательно. Напоминаем, что сегодня у вас есть возможность изменить направление бюджетного возмещения. Если вы изначально заявили эту сумму в счет уменьшения НДС-обязательств будущих периодов, то затем вы можете перенаправить ее на свой текущий счет (п. 200.6 НКУ). По мнению налоговиков, вы можете это сделать при помощи подачи уточняющего расчета (см. подкатегорию 101.18.01 БЗ). Правда, они считают, что сделать это можно только в части бюджетного возмещения, задекларированного после 1 января 2014 года.

Налог на прибыль в периоде ликвидации

На учетные последствия по налогу на прибыль предлагаем посмотреть в разрезе самых важных вопросов.

Каков последний отчетный период? В п. 152.93 НКУ сказано, что в случае ликвидации последним отчетным периодом является период, на который приходится дата такой ликвидации. При этом по факту он, судя по всему, будет завершаться датой подачи налоговикам ликвидационного баланса. По крайней мере, к такому выводу приводит письмо Миндоходов от 22.04.2013 г. № 1291/6/99-99-19-03-02-15. И также учтите, что:

1) данное правило должно работать как для «годовиков» (независимо от того, являетесь ли вы плательщиком ежемесячных авансовых взносов), так и для «квартальщиков»;

2) до окончания последнего отчетного периода юрлицо считается плательщиком налога на прибыль. Так что в этом промежутке времени на него в полной мере будут распространяться соответствующие требования НКУ.

Когда прекращать уплачивать авансовые вносы? Плательщики налога на прибыль, отвечающие критериям п. 57.1 НКУ, должны ежемесячно уплачивать авансовые взносы. Делать они это должны в порядке и сроки, установленные для месячного отчетного периода. При этом прямого ответа на поставленный вопрос в НКУ, к сожалению, нет.

Ситуацию исправили налоговики. Так, в письме Миндоходов от 22.04.2013 г. № 1291/6/99-99-19-03-02-15 они сообщили, что уплачивать авансовые взносы нужно прекращать в месяце, в котором подается ликвидационный баланс. Контролеры не сообщили куда, но, судя по всему, им.

Когда подать последнюю декларацию и уплатить по ней налог? Декларация по налогу на прибыль подается по итогам отчетного периода — в данном случае последнего. Что это за период, вы могли прочитать выше. При этом, чтобы у вас не возникло проблем со снятием с налогового учета, ее желательно подать вместе с ликвидационным балансом.

Это же касается и уплаты налога по такой декларации. Несмотря на то, что здесь работают общие правила, уплатить сумму такого налога нужно как можно раньше.

Можно ли вернуть переплату по налогу на прибыль? Думаем, этот вопрос возник у многих. Да, вернуть такую переплату можно (в том числе это касается переплаты, образовавшейся после подачи последней декларации). Это подтверждает, в частности, п. 97.6 НКУ. Чтобы вернуть данную сумму, нужно руководствоваться общими правилами (ст. 43 НКУ), а именно: подать заявление в произвольной форме, в котором указать, в частности, направление перечисления средств.

Бухгалтерский учет в периоде ликвидации

Здесь в общем-то действуют похожие правила. Так, бухгалтерский учет на предприятии ведется со дня его регистрации и до его ликвидации (ч. 1 ст. 8 Закона № 996). Это и понятно, учитывая то, что на нем зиждется финансовая, налоговая и другие виды отчетности (ч. 2 ст. 3 Закона № 996, п. 44.2 НКУ).

Кто же его ведет в процессе ликвидации предприятия? Думаем, вы уже догадались ☺. Правильно! Делает это ликвидационная комиссия или ликвидатор. Об этом, к слову, прямо сказано в ч. 8 ст. 8 Закона № 996.

Переходим к финансовой отчетности: продолжать ли ее составлять? Мы убеждены, что да. Конечно, кого-то может смутить ч. 3 ст. 13 Закона № 996, которая, напомним, предусматривает, что отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года и до даты принятия решения о его ликвидации. При этом понятно, что дата принятия такого решения наступает намного раньше самой ликвидации. Как же быть?

Считаем, что это правило лишь выделяет один из отчетных периодов (с начала года и до даты принятия решения о ликвидации), но не свидетельствует о том, что финотчетность после этого не составляется. То есть финотчетность нужно составлять вплоть до ликвидации предприятия. Этот вывод подтверждает уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 8 Закона № 996 (см. выше), а также письмо Минюста от 24.09.2012 г. № 13.2-32/3245. Так, в этом разъяснении чиновники пришли к выводу, что вести учет (имеется в виду бухгалтерский) и подавать финотчетность нужно и в процедуре ликвидации*.

* Несмотря на то, что письмо касалось, по большому счету, ликвидации в процедуре банкротства, этот вывод справедлив и для нашего случая.

Что касается подачи финотчетности, то в этом вопросе нужно ориентироваться на Порядок № 419. Напомним, он предусматривает необходимость ее подачи, в частности, в органы, к сфере управления которых относится предприятие, а также прочим органам и пользователям, в том числе органам статистики (п. 2 Порядка № 419). В части сроков, по нашему мнению, нужно ориентироваться на общие правила, предусмотренные для подачи квартальной финотчетности. Так, в общем случае, квартальную финотчетность нужно подавать не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 Порядка № 419).

Плательщикам налога на прибыль придется подавать ее и налоговикам, в том числе вместе с декларацией по налогу на прибыль за последний период (п. 46.2 НКУ).

 

выводы


img 3
 
 
  • Одно из главных условий для ликвидации — это получение от налоговиков справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП.

  • До того, как налоговики выдадут вам справку по форме № 22-ОПП, они должны провести внеплановую документальную проверку.

  • Если предприятие является плательщиком прибыльных авансовых взносов, то прекращать их уплачивать нужно в месяце подачи ликвидационного баланса.

  • Если предприятие является плательщиком НДС, при ликвидации его НДС-регистрацию нужно аннулировать. Для этого есть специальное основание.

 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше