Мобилизация транспорта: взять на время или забрать навсегда?
Есть такой армейский термин — «живая сила и техника». С мобилизацией живой силы мы разобрались в предыдущей статье (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40), а вопросы мобилизации техники давайте обсудим сейчас.
Александр Голенко, шеф-редактор
Из статьи-комментария к Закону № 1275* (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 48, с. 19) вам хорошо известно, что мобилизовать для военных нужд государства включенные в мобилизационные планы транспортные средства (ТС) предприятий теперь можно не только в период военного положения, но и во время мобилизации (см. новую ч. 3 ст. 6 Закона № 3543).
* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.2014 г. № 1275-VII.
Казалось бы, зачем законодателю утруждать себя внесением новых норм в профильный Закон № 3543, если там давно были (см. ч. 1 и ч. 2 ст. 6) «похожие» нормы, а уже в первом мобилизационном Указе № 303** тоже как будто «все было» для того, чтобы сразу же мобилизовать ТС? Кстати, и те ТС, которые принадлежат не только юрлицам, но и гражданам (см. абзац третий ч. 1 ст. 22 Закона № 3543)…
** Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014, утвержденный Законом Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VII.
Зачем? Очевидно, и сам законодатель оказался озадаченным отсутствием законных оснований для изъятия техники именно в период мобилизации (но не в периоды военного или чрезвычайного положения — там все урегулировано).
Не станем «грузить» вас многословным анализом, а просто констатируем. По нашему мнению, об изъятии (принудительном отчуждении) имущества (в частности — ТС) предприятий, учреждений, организаций и граждан для военных нужд в силу закона говорить можно, но не во время мобилизации и не в течение всего особого периода (который, как известно, включает в себя время мобилизации, военного положения и демобилизации), а только после объявления военного положения.
В двух словах скажем об этом — вдруг НЕ понадобится…☺
«По законам военного времени»: изымать и выкупать
Режим военного положения объявляется аналогично мобилизации (ст. 5 Закона № 1647), и при этом военному командованию во взаимодействии с местными органами власти и самоуправления предоставляется право изымать (государственное) и принудительно отчуждать (коммунальное или частное) имущество (пп. 3 и 19 ч. 1 ст. 15 Закона № 1647).
Принудительное отчуждение предполагает (ст. 23 Закона № 1647) предварительное (если есть такая возможность ☺) или последующее (будем реалистами ) возмещение стоимости имущества — все это согласно Закону № 4765. Примечательно, что такое имущество подлежит оценке согласно законодательству об оценке имущества (ст. 8 Закона № 4765). Жалко лишь, что не определено, кто именно за такую оценку заплатит. При невозможности соблюдения установленных процедур в роли оценщика может выступать местный орган власти или самоуправления (ч. 2 ст. 8 Закона № 4765).
Заметим также, что постановлением КМУ от 31.10.2012 г. № 998:
— утверждена форма акта о принудительном отчуждении или изъятии имущества;
— утвержден Порядок рассмотрения заявлений и осуществления выплат для последующей полной компенсации за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения (кстати, конкретная форма самого заявления не утверждена, а лишь определено, какие сведения в нем должны быть указаны);
— установлено, что компенсации выплачиваются на основании заключений уполномоченного органа, в порядке очередности за счет бюджетных назначений.
Вот и вся «военная тайна»…
Но это мы рассказали о том, чего пока нет (и, надеемся, не будет) — военное положение, к счастью, не введено ни в стране в целом, ни в отдельных ее регионах. А вот мобилизация идет полным ходом, причем не только в отношении «живой силы», но и техники тоже.
Автомобилизация или авто-мобилизация?
Вернемся к ст. 6 «Военно-транспортная обязанность» Закона № 3543.
Структура этой статьи прозрачна, как шоферская слеза.
Так, ч. 1 ст. 6 Закона № 3543 определяет, что:
Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины <…> на особый период транспортными средствами и техникой…
Теперь пристальнее приглядимся к новой ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 — что в ней главное для бухгалтера? А вот что.
При объявлении мобилизации (даже частичной — как сегодня):
(1) если ТС предприятия включено в мобилизационный план,
(2) то на основании распоряжения местной государственной администрации
(3) такое ТС может быть временно и бесплатно привлечено военкоматом
(4) с оформлением специального акта приема-передачи,
(5) но в 30-дневный срок после объявления демобилизации это ТС должно быть возвращено предприятию
(6) с компенсацией причиненного такому ТС ущерба (если он имел место).
Теперь подробнее пройдемся по этим пунктам.
1. Мобилизационный план доводится предприятию местной государственной администрацией.
2. Привлечение ТС согласно моб-плану должно быть оформлено распоряжением местной государственной администрации.
3. Для привлечения ТС (включенного в моб-план) военкомат должен предоставить предприятию соответствующее распоряжение местной государственной администрации.
4. Конкретная форма акта приема-передачи ТС не утверждена (и Закон № 3543 этого даже не требует). Зато в ч. 3 ст. 6 этого Закона прямо устанавливается необходимость указания в таком акте (некоторых) сведений, позволяющих идентифицировать конкретное ТС: о собственнике, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости, а также — внимание — «других необходимых»… ☺
Позволим себе подсказать, какие такие «другие» сведения о ТС нам представляются необходимыми (без кавычек). Конечно же, это регистрационные реквизиты ТС согласно абзацу пятому п. 33 Порядка № 1388: марка (модель), цвет, год выпуска, идентификационные номера (двигателя, шасси). Мы считаем, что поскольку обсуждаемое временное привлечение ТС согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 не связано со сменой собственника, то для проведения перерегистрации ТС оснований нет (госномера не меняются), а для подтверждения права военных на владение и пользование этим ТС можно оформить на него в ГАИ временный регистрационный талон согласно абзацу четвертому п. 16 Порядка № 1388.
Хотя вряд ли военные захотят с этим возиться, тем более что на сегодня такая процедура отнюдь не обязательна. Если собственник автотранспорта передает автомобиль в управление другому лицу, вполне достаточно передать вместе с ним свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт) (читайте об этом подробнее в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 44).
Кстати, что касается формы акта приема-передачи ТС, то за его основу вполне можно взять приложение 2 к Порядку № 1388 (Акт приймання-передачі транспортного засобу), дополнив его реквизитами, отражающими как техническое состояние ТС (по нашему мнению — это данные о фактическом пробеге), так и величину его балансовой (остаточной) стоимости.
5. С тем, как оформить возврат «демобилизованных» ТС, разберемся в свое время — давайте, как говорится, доживем…
6. Опять же, как только дождемся соответствующего документа от Кабмина, сразу напишем о порядке компенсации причиненного ущерба, а заодно и об отражении этого дела в учете. Но лучше, конечно, чтобы все ваши ТС вернулись с фронта целыми и невредимыми.
Героям тыла посвящается…
В заключение — несколько слов об учетных тонкостях мобилизации ТС, которая уже затронула ряд предприятий.
Заметим, что в общем-то никто не запрещает использовать в данном случае тот же акт приема-передачи ОС типовой формы № ОЗ-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 94, с. 36). Просто думается, что эта форма слишком уж «бухгалтерская» и недостаточно «военная», чтобы быть рекомендованной к использованию именно для оформления временной мобилизации ТС военкоматом. Вряд ли принимающая сторона захочет ставить подпись под всей этой «китайской грамотой»…
В любом случае факт временной передачи ТС военным нужно удостоверить соответствующей отметкой в типовой форме № ОЗ-6 (утверждена тем же документом). При этом с баланса такое ТС никто не списывает!
Сама же передача вашего ТС военным в налоговом учете (ни по налогу на прибыль, ни по НДС) никак не отражается, поскольку не укладывается в определение продажи (поставки) товаров. Ведь, еще раз подчеркнем, на сегодня идет речь не об изъятии (отчуждении), а о временном бесплатном привлечении транспортных средств, что исключает переход права собственности на них.
Что касается бухгалтерской амортизации такого ТС, тут нужно отметить, что п. 23 П(С)БУ 7* не дает оснований говорить о какой-либо «приостановке» ее начисления, так что в этом смысле продолжайте выполнять приказ «так держать!».
* Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.
Что же касается амортизации налоговой, то из-за неиспользования такого ТС в собственной хоздеятельности плательщика ст. 144 НКУ вынуждает бухгалтера прекратить начислять амортизацию в налоговом учете (в составе группы 5) с месяца, следующего за месяцем передачи ТС военным (см. п. 146.15 НКУ). И возобновить ее начисление с месяца, следующего за месяцем «демобилизации» ТС.
Надеемся, что до вашего предприятия дело не дойдет, но если что — вот вам примерная форма акта приема-передачи (см. на с. 18).
выводы | | |
|
Документы статьи
-
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
-
Закон № 3543 — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.
-
Закон № 4765 — Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17.05.2012 г. № 4765-VI.
-
Закон № 1647 — Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 г. № 1647-III.
- Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.1998 г. № 1388.