Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Покупка у неплательщика НДС: отражаем по первому событию в НДС-учете

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Покупка у неплательщика НДС: отражаем по первому событию в НДС-учете

Предприятие перечислило поставщику — неплательщику НДС предоплату за партию товара. Когда записать эту операцию в Реестре и отразить в декларации по НДС? Правильно ли будет это сделать по первому событию — списанию средств с текущего счета? Какой документ в таком случае будет служить основанием для записи?

г. Мелитополь

 

Считаем, что отражать в НДС-отчетности покупки у неплательщиков НДС следует по общему правилу первого события, т. е. либо по дате списания средств с банковского счета, либо по дате получения товаров/услуг. На это в свое время обращали внимание и налоговики (см. письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 93, с. 6).

Там, в частности, контролеры указывали, что если первым событием является предоплата товаров/услуг неплательщику НДС, то документом, на основании которого отражают такую операцию в Реестре выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр), служит счет или платежное поручение на перечисление средств.

Но даже если вы при сотрудничестве с неплательщиком НДС сделаете запись в Реестре на дату отгрузки товаров, это ненаказуемо.

По большому счету покупки от неплательщиков НДС вообще не должны попадать в Реестр, хотя и должны засветиться в декларации. Это следует из п. 201.15 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Подробнее нашу аргументацию см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 14, с. 41.

Тем не менее налоговики требуют вносить в Реестр все операции без исключения, апеллируя к п. 1 разд. IV Порядка ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 25.11.2013 г. № 708 (далее — Порядок № 708). В этом пункте сказано, что в разделе II Реестра плательщик НДС отражает не только налоговые накладные, РК, таможенные декларации, но и другие документы, на основании которых осуществляется учет приобретения товаров/услуг.

Такими другими документами при покупках товаров у неплательщиков НДС будут документы, удостоверяющие их поставку, в частности товарные накладные, платежные документы на перечисление денежных средств при предоплате и т. п.

Заполнить раздел II Реестра в рассматриваемой ситуации контролеры с учетом п. 2 разд. IV Порядка № 708 советуют так (см. консультацию в подкатегории 101.21 БЗ):

— в графе 1 проставьте номер записи документа, который подтверждает факт приобретения товаров. Этот номер перенесите на данный документ;

— в графе 2 укажите дату получения документа;

— в графы 3, 4 перенесите соответствующие реквизиты документа;

— в графе 5 проставьте обозначение «НП»;

— в графу 6 впишите наименование (фамилию, имя, отчество — для физлица-предпринимателя) поставщика;

— в графе 7 проставьте условный ИНН «400000000000»;

— в графе 8 укажите общую сумму, включая НДС;

— в графах 9, 11, 13 и 15 приведите стоимость товаров без НДС;

— в графах 10, 12, 14 и 16 проставьте нуль.

 

Наталья Белова, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше