Темы статей
Выбрать темы

О налоговом учете возвратной финансовой помощи

Редакция НиБУ
Письмо от 25.11.2013 г. № 15986/6/99-99-19-03-02-15
img 1

налог на прибыль

img 2

О налоговом учете возвратной финансовой помощи

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 25.11.2013 г. № 15986/6/99-99-19-03-02-15

(извлечение)

 

<…>

В соответствии с п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая плательщику налогов в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и являющаяся обязательной к возврату .

Согласно п. 135.5 ст. 135 Кодекса другие доходы включают, в частности, суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде; суммы возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, которые остаются невозвращенными на конец такого отчетного периода, от лиц, не являющихся плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно этому Кодексу имеют льготы по этому налогу, в том числе право применять ставки налога ниже установленных пунктом 151.1 статьи 151 этого Кодекса.

В случае если в будущих отчетных налоговых периодах плательщик налога возвращает такую возвратную финансовую помощь (ее часть) лицу, которое ее предоставило (неплательщик налога на прибыль (в том числе нерезидента) или имеет льготы по этому налогу), такой плательщик налога увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) по результатам отчетного налогового периода, в котором произошел такой возврат.

При этом доходы такого плательщика налога не увеличиваются на сумму условно начисленных процентов, а налоговые обязательства лица, предоставившего возвратную финансовую помощь, не изменяются как при ее выдаче, так и при ее обратном получении.

Согласно требованиям абзаца 8 п. 57.1 ст. 57 Кодекса плательщики налога, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают 10 млн грн., и неприбыльные учреждения (организации) уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации, которую подают в контролирующие органы за отчетный (налоговый) год, и не уплачивают авансовые взносы.

Следовательно, сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком с доходом за 2012 год менее 10 млн грн. в мае 2013 года от физического лица (неплательщика налога на прибыль на общих основаниях и неучастника общества) и возвращенная до 01.01.2014 г., не отражается в декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом декларации за первый квартал, полугодие и три квартала таким плательщиком не подаются.

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 3

Как неплательщики авансовых взносов отражают возвратную финпомощь в декларации за 2013 год: новое мнение Миндоходов

 

Сразу отметим: комментируемое письмо было написано в период, когда неплательщики авансовых взносов* должны были отчитываться по налогу на прибыль один раз в год, однако их базовым отчетным (налоговым) периодом все еще оставался квартал. Ситуация для них изменилась только в текущем году, о чем речь пойдет дальше.

* Ими являются те, кто за последний годовой отчетный (налоговый) период получил доходы менее 10 млн грн., а также неприбыльные учреждения (организации).

Напомним историю проблемы. Неразбериха с отчетными периодами началась в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 67). С 01.01.2013 г. для большинства предприятий (как плательщиков, так и неплательщиков авансовых взносов по налогу на прибыль) базовым налоговым (отчетным) периодом стал календарный год. Но это если руководствоваться пп. 57.1 и 33.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Если же обратиться к п. 152.9 НКУ, то на тот момент в нем утверждалось, что базовым налоговым (отчетным) периодом для «налоговоприбыльных» целей является календарный квартал.

Указанные противоречия между разными нормами НКУ давали возможность их фискальной трактовки со стороны налоговиков. Ярким примером этого было письмо Главного управления Миндоходов в г. Киеве от 19.06.2013 г. № 1179/10/06-4-06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 62). В нем столичные контролеры отдали предпочтение предписаниям п. 152.9 НКУ относительно квартального налогового (отчетного) периода. А это, в свою очередь, означало, что налоговые последствия невозврата возвратной финансовой помощи следовало определять ежеквартально, даже отчитываясь раз в год.

Правда, в течение 2013 года законодатель еще дважды уточнял понятие базового периода, причем первый раз неудачно. Об этой неудачной попытке, которая была осуществлена Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» от 04.07.2013 г. № 403-VII, речь шла в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 29. Как следствие, с 12.08.2013 г. в п. 152.9 НКУ годовой период был однозначно зафиксирован только за плательщиками авансовых взносов, а для их неплательщиков неопределенность, касающаяся периода, осталась.

Исчезла она только со второй попытки, когда вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации плательщиков налогов и усовершенствования некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 95). Он наконец закрепил, что с 01.01.2014 г. базовый годовой налоговый период применяется для всех плательщиков, подающих декларацию по налогу на прибыль в годовой срок.

Так вот, возвращаясь к теме комментария, еще раз повторим, что дата написания письма, публикуемого сегодня, лежит между двумя указанными попытками законодателя навести порядок в НКУ относительно отчетного периода. Исходя из этого можно было бы предположить, что Миндоходов останется на позиции своих киевских коллег и для неплательщиков авансовых взносов будет гнуть линию в отношении квартальных правил отражения невозвращенной финпомощи в годовой декларации.

К счастью, этого не случилось. Выводы письма значительно либеральнее даже норм НКУ, действовавших в указанный период. Но, по нашему мнению, пользоваться приведенными в письме рекомендациями спокойнее, имея индивидуальную налоговую консультацию из местной ГНИ. Надеемся, там не откажутся ее предоставить, ведь «старший сказал». ☺

 

Максим Нестеренко, Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше