Темы статей
Выбрать темы

Обжалуем решения налоговиков в административном порядке: подаем первичную жалобу

Редакция НиБУ
Статья

Обжалуем решения налоговиков в административном порядке: подаем первичную жалобу

Сказать, что иногда налоговики принимают противоправные решения, — погрешить против истины. На самом деле такие решения принимаются очень часто. Как поступать в подобных случаях? Можно обратиться за помощью в аудиторскую/юридическую компанию, что чревато дополнительными расходами. Но вместе с тем можно защититься и самому. Благо, закон предоставляет для этого все необходимые инструменты, в том числе механизм админобжалования. Именно ему и посвящена данная статья. Сегодня вы узнаете о сути админобжалования, решениях, которые можно обжаловать подобным образом, составлении и подаче первичной админжалобы. В свою очередь, о ее рассмотрении и подаче повторной жалобы вы сможете прочитать в одном из ближайших номеров.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Что такое админобжалование

О том, что решения налоговиков можно обжаловать не только в судебном, но и в административном порядке, слышал, наверное, каждый. Давайте вспомним, в чем же состоит такое обжалование.

Если налоговики вынесли решение, с которым вы не согласны, то вы вправе подать на него жалобу в вышестоящий орган Миндоходов

Это и есть админобжалование. По сути, это попытка урегулировать спор с налоговиками без участия суда или, другими словами, его досудебное разрешение (п. 56.18 НКУ). Инициировать его или нет — исключительно ваше дело. Но заметьте: данное решение не затрагивает право обжаловать решение налоговиков в суде. То есть в суд вы вправе обратиться и тогда, когда:

1) админобжалование вообще не начиналось;

2) админобжалование уже началось — на любом его этапе;

3) при админобжаловании вышестоящие налоговики полностью или частично оказались не на вашей стороне.

Вот только в обратную сторону это правило не работает. То есть, если вы обжаловали решение налоговиков в суде, инициировать по нему процедуру админобжалования уже не получится (п. 56.18 НКУ).

Для чего нужно админобжалование

Исторически админобжалование служит альтернативой более сложному, дорогому и длительному обжалованию в административном суде. Но цель у него та же — добиться отмены незаконного решения налоговиков. Это первое, зачем вам может потребоваться процедура админобжалования. Причем привлекательности ей добавляет то, что, в отличие от судебного обжалования, административное является бесплатным! То есть ни судебный сбор, ни какие-либо другие расходы, связанные с рассмотрением жалобы, в этом случае уплачивать не нужно. Разве что придется оплатить услуги почты (если вы подали жалобу по почте), но это сущий пустяк.

К сожалению, практика свидетельствует о том, что указанной выше цели обжалование в административном порядке достигает редко. Тем более, если при вынесении обжалуемого решения налоговики руководствовались разъяснениями Миндоходов. И здесь мы подходим ко второй цели админобжалования. Она состоит в том, чтобы отодвинуть момент уплаты по налоговому уведомлению-решению (далее — НУР), с которым вы не согласны*. Это обусловлено тем, что до даты окончания админобжалования денежные обязательства по НУР будут несогласованными (п. 56.15 НКУ).

* Заметьте: это правило касается только НУР, причем не только по налогам/сборам, но и по другим суммам, определяемым налоговиками (в частности, финсанкциям в сфере РРО или ВЭД). На другие решения оно не распространяется, поэтому начало процедуры админобжалования их выполнение не остановит.

Какой датой заканчивается админобжалование? Об этом вы можете узнать из п. 56.17 НКУ. Это, в частности, день, следующий за предельной датой для подачи жалобы, или день получения решения от Миндоходов. Последнее связано с тем, что подать жалобу на решение Миндоходов нельзя, единственный путь для его отмены — обратиться в админсуд (п. 56.10 НКУ).

Что можно обжаловать в административном порядке?

Если вы прочтете пп. 56.1 — 56.2 НКУ, то может показаться, что обжаловать в административном порядке можно любое решение налоговиков. Но это не совсем так. На самом деле подать жалобу можно лишь на то решение, которое порождает правовые последствия или, другими словами, влияет на ваши права и обязанности (см. письмо Миндоходов от 27.05.2013 г. № 3642/6/99-99-19-04-01-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 52, с. 4). Их еще иногда называют актами индивидуального действия (не путайте с актами проверки). Причем заметьте: это касается и решений налоговиков в неналоговой сфере: например, в части штрафов по РРО или ВЭД (см. подкатегорию 133.01 Базы знаний — данная консультация отменена, но подход налоговиков не должен измениться).

Решения, не отвечающие указанному условию, обжалованию не подлежат. Но заметьте: есть и другие причины, не позволяющие обжаловать решения налоговиков в админпорядке. В большинстве своем они прямо названы в НКУ и Порядке № 848.

Чтобы внести ясность, сразу же приведем несколько самых распространенных примеров таких решений:

 

img 1

Решения налоговиков, которые можно/нельзя обжаловать в админпорядке

 

* Заметьте: такую консультацию невозможно обжаловать только в административном порядке (т. е. по правилам Порядка № 848). В то же время вы имеете полное право подать на нее жалобу в админсуд (п. 53.3 НКУ).

 

Как составить жалобу

Забегая наперед, укажем, что в общей сложности подать можно две жалобы: первичную и повторную. Как несложно догадаться, повторная жалоба подается в том случае, если с решением по первичной вы не согласны. При этом в статье, которую вы сейчас читаете, мы уделим внимание составлению и подаче только первичной жалобы. С правилами ее рассмотрения и с особенностями подачи повторной жалобы вы сможете ознакомиться в одном из ближайших номеров. Теперь переходим к основному вопросу.

Составление жалобы — один из самых важных этапов. Начнем с того, что форма жалобы не утверждена. Так что она составляется в произвольной форме. В качестве ориентира можете использовать форму на с. 42 (за основу для ее составления мы взяли форму жалобы, приведенную в письме ГНАУ от 14.12.2004 г. № 24348/7/25-0017). Как ее составить? Главное в жалобе — это ее реквизиты, поэтому начнем с них.

Таблица 1. Реквизиты жалобы (пп. 4.1 — 4.3 Порядка № 848)

№ п/п

Реквизит жалобы (для юрлица)

Примечание

1

2

3

1

Наименование, местонахождение, а также налоговый адрес

Интересно, что п. 4.1 Порядка № 848 называет отдельно и местонахождение, и налоговый адрес. Притом, что налоговый адрес юрлица — это и есть его местонахождение, сведения о котором включены в Единый госреестр (п. 45.2 НКУ)

2

Адрес, по которому налоговики должны выслать решение по результатам рассмотрения жалобы

Заметьте: чаще всего он будет совпадать со сведениями, указанными в части местонахождения и адреса (см. выше). Но как видите, это совсем не обязательно. В качестве такого адреса можно указать, к примеру, адрес руководителя предприятия

3

Наименование органа Миндоходов, которым выдано обжалуемое решение, дата и номер последнего, название и сумма налога/сбора/финсанкции

Эти сведения можно перенести прямиком из обжалуемого решения

4

Основания, по которым вы обжалуете решение, обстоятельства дела, которые, по вашему мнению, налоговики установили неверно или же вообще не установили

Проще говоря, вы должны изложить суть дела в произвольной форме, но с обязательным указанием на то, чем именно вас не устроило решение налоговиков. Также не лишней будет ссылка на ст. 56 НКУ и Порядок № 848 — как на нормативное основание админобжалования

5

Обоснование вашего несогласия с решением налоговиков со ссылками на нормы законодательства

Это «ядро» вашей жалобы — то, что, по вашему мнению, подтверждает незаконность решения налоговиков. Но не забывайте: такое мнение должно подтверждаться законодательством

6

Суть ваших требований и ходатайств

Сразу видно, что над Порядком № 848 работали юристы ☺
(что подтверждается и подписью этого документа). При админобжаловании требование практически любой жалобы будет звучать как «Прошу скасувати зазначене податкове повідомлення-рішення».

Что касается ходатайств, то, кроме п. 4.1, Порядок № 848 этим термином вообще не оперирует. Но считаем, что таким ходатайством может быть, в частности, ваша просьба присутствовать при рассмотрении жалобы (п. 6.1 Порядка № 848)

7

Сведения об уведомлении/неуведомлении соответствующего органа Миндоходов о подаче жалобы вышестоящим налоговикам

Напомним, что необходимость подобного уведомления (в письменной форме) установлена п. 56.5 НКУ. Конкретных последствий за невыполнение этого требования не предусмотрено, однако лучше его не игнорировать

8

Сведения о подаче/неподаче иска в суд об обжаловании решения налоговиков

Напомним: если решение налоговиков обжаловано в суде, то подать на него админжалобу уже не выйдет

9

Подпись лица, которое подает жалобу, или представителя

Как видите, жалобу может подписать не только руководитель/его заместитель, но и представитель. Он может быть: 1) «внутренним» — в частности, работающий у вас юрист или бухгалтер; 2) «внешним» — например, представитель сторонней аудиторской или юридической компании. В обоих случаях полномочия представителя придется подтвердить. Для этого к жалобе нужно приложить оригинал или удостоверенную надлежащим образом (об этом читайте дальше) копию документа, подтверждающего полномочия представителя.
Самым распространенным примером такого документа является доверенность. При этом помните: доверенность, выданную от имени юрлица, нужно скрепить его печатью (ч. 1 ст. 246 ГКУ)

10

Перечень доказательств/расчетов, прилагаемых к жалобе

Речь идет о доказательствах и прочих документах/расчетах, подтверждающих незаконность решения налоговиков. Обратите внимание: оригиналы таких документов подавать не обязательно. Вы можете обойтись их копиями, удостоверенными в надлежащем порядке. Как их удостоверять? Ответа на этот вопрос в НКУ или Порядке № 848 нет, но считаем, что для этого достаточно проставить на таких документах подпись должностного лица и печать. В пользу этого подхода свидетельствует п. 85.4 НКУ. И еще одно: подавать такие документы не обязательно, по крайней мере, в принятии жалобы из-за этого не откажут. Но сделать это все-таки стоит. Во-первых, степень обоснованности ваших требований напрямую влияет на исход обжалования. Во-вторых, если доказательств со стороны плательщика недостаточно, то налоговики могут провести документальную внеплановую проверку (п. 2.4 Порядка № 41). В качестве ее основания будет выступать п.п. 78.1.5 НКУ

 

На каком языке составлять жалобу? Это следующий вопрос, который вас наверняка заинтересует. Напомним: недавно ВРУ отменила Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI. Это, в свою очередь, вернуло действие Закона Украины «О языках в Украинской ССР» от 28.10.89 г. № 8312-XI. Им же, если вы еще не забыли, установлено: по общему правилу языком деловодства и документации, а также взаимодействия государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций является украинский язык.

img 2Конечно, положения ч. 2 ст. 11 упомянутого Закона указывают на то, что в некоторых случаях языком деловодства и документации может быть и язык нацменьшинств. Но напомним: с применением этой нормы в свое время возникали проблемы (об этом вы можете прочитать в редакционном комментарии к письму ГНСУ от 07.03.2012 г. № 8971/К/18-4013 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 51, с. 20). С учетом сказанного, админжалобу нужно составлять на украинском языке.

Сколько решений можно указать в жалобе? В одной жалобе вы можете обжаловать не только одно, но и сразу несколько решений налоговиков. Ни НКУ, ни Порядок № 848 об этом прямо не говорит, однако контролеры с таким подходом согласны (см. подкатегорию 133.01 Базы знаний — несмотря на то, что данная консультация была актуальной при «предшественнике» Порядка № 848, вывод налоговиков измениться не должен).

Подаем первичную жалобу

Вы получили решение от налоговиков, с которым не согласны, и решили его обжаловать. Что делать дальше? С тем, как составить жалобу, вы разобрались выше. Но это далеко не все. На данном этапе придется ответить еще на ряд вопросов. Вот самые распространенные из них.

Куда подать жалобу? Жалобу нужно направить в орган Миндоходов, находящийся по иерархии на ступеньку выше над органом, который вынес обжалуемое решение. Понять это правило лучше поможет следующая таблица.

Таблица 2. Куда подавать жалобу на решения налоговиков

Орган Миндоходов, который вынес обжалуемое решение

Вышестоящий по отношению к нему орган Миндоходов (орган, которому направляется жалоба)

Налоговая инспекция

Территориальные органы Миндоходов в областях, АР Крым, гг. Киеве и Севастополе, межрегиональные территориальные органы

Территориальные органы Миндоходов в областях, АР Крым, гг. Киеве и Севастополе, межрегиональные территориальные органы (на сегодня это Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков), таможни

Миндоходов

 

 

img 3
img 4 

 

При этом заметьте: перепрыгнуть «через ступеньку» не получится. Это означает, что, к примеру, подать жалобу на НУР местной налоговой инспекции напрямую в Миндоходов нельзя. В таком случае жалобу придется подать в соответствующее территориальное управление Миндоходов в области (АР Крым, гг. Киеве или Севастополе).

В какой срок подавать жалобу? В общем случае жалобу нужно подать в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения от налоговиков решения, которое вы решили обжаловать. Но учтите несколько нюансов:

1) формально 10-дневный срок для подачи жалобы не действует при обжаловании решений налоговиков, связанных с нарушением неналогового законодательства. Например, при обжаловании НУР по штрафам в сфере РРО или ВЭД. В таком случае должен применяться 30-дневный срок (п. 56.12 НКУ);

2) если НУР, который вы решили обжаловать, вынесен по причине, не связанной с нарушением налогового законодательства, то жалобу на него можно подать в течение 30 календарных дней, следующих за днем его получения. К таким НУР относятся, в частности, те, которыми начислены денежные обязательства физлицам по плате за землю или по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (п. 3.3 Порядка № 848). Причем обратите внимание: Порядок № 848 распространяет его не только на указанные НУР, но и на некоторые другие решения налоговиков, не связанные с начислением денежных обязательств. В частности, на решения о распределении денежных обязательств или налогового долга между плательщиками, возникшими в результате реорганизации;

3) отсчет указанных сроков (10-дневного и 30-дневного) нужно вести со следующего дня после получения решения, а не после его утверждения. Это особенно актуально, если учитывать, что иногда налоговики задерживают отправку НУР. О том, как определить дату получения НУР, можно узнать из п. 58.3 НКУ;

4) если предельный срок для подачи жалобы выпадает на выходной/праздничный день, он переносится на следующий за ним рабочий день. Это касается обоих названных сроков;

5) при наступлении обстоятельств, перечисленных в п. 102.6 НКУ, срок для подачи жалобы по вашему письменному заявлению можно продлить (п. 3.5 Порядка № 848). Но, по нашему мнению, для юрлица это возможно только в том случае, если в данном промежутке времени не было других лиц, имеющих право подписать жалобу.

Какие есть способы для подачи жалобы? Способов подать жалобу всего два: лично или по почте. Но независимо от избранного способа направить ее налоговикам получится только в бумажной форме (п. 56.3 НКУ). Это значит, что предоставить ее, к примеру, на «флэшке» не получится.

Если вы решили подать жалобу лично, то каких-то нюансов нет. При этом ни НКУ, ни Порядком № 848 не установлено, что сделать это должен главный бухгалтер или руководитель/его заместитель. Тем более, что налоговики не вправе требовать от лица, которое подает жалобу, документы, удостоверяющие его личность. Кроме того, жалобу может подать и представитель (п. 5.1 Порядка № 848).

Если вы хотите направить жалобу по почте, то датой подачи жалобы будет день вручения почтового отправления в почтовое отделение. Но заметьте: в случае отсутствия уведомления о вручении или оттиска календарного штемпеля днем подачи жалобы будет считаться день ее поступления налоговикам (п. 5.3 Порядка № 848). А это, вероятнее всего, приведет к пропуску сроков.

Могут ли налоговики отказать в приеме жалобы? Налоговикам запрещается отказывать в приеме жалоб (п. 7.1 Порядка № 848). Правда, в отдельных случаях они вправе ее не рассматривать. Вот эти случаи:

1) пропущены сроки для подачи жалобы (п. 56.7 НКУ) — здесь все понятно. О том, в какой срок нужно подать жалобу, читайте выше;

2) если жалоба подана на решение, которое уже рассматривалось налоговиками и/или обжаловано в суде (пп. 1.4 и 8.5 Порядка № 848);

3) случаи, предусмотренные ст. 8 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР. К ним, в частности, относятся отсутствие в жалобе сведений о месте проживания, отсутствие подписи, невозможность установления авторства и др.;

4) жалоба подана не в тот орган (п. 56.7 НКУ). Этот вывод основан на том, что пп. 56.3 и 56.6 НКУ указывает не только на срок, в течение которого можно подать жалобу, но и на то, в какой орган ее подавать.

Заметьте: каких-то других оснований для отказа в приеме жалобы НКУ и Порядок № 848 не пре­дусматривают. Так что, по идее, если вы допустите ошибку в реквизитах жалобы (см. выше), к негативным последствия это приводить не должно. Несмотря на это, мы не советуем относиться к составлению жалобы пренебрежительно.

 

выводы


img 5
 
 
  • При обжаловании в админпорядке правомерность решения налоговиков оценивается вышестоящим органом Миндоходов.

  • Обжаловать в административном порядке можно лишь акты индивидуального действия (НУР, приказ о проведении проверки и т. п.). Акты проверки обжаловать нельзя.

  • Форма жалобы не утверждена. В то же время ее обязательные реквизиты предусмотрены Порядком № 848.

  • Первичная жалоба подается лично или по почте, в общем случае в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения налоговиков.

 

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. Порядок № 848 — Порядок оформления и подачи жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденный приказом Миндоходов от 25.12.2013 г. № 848.

  4. Порядок № 41 — Порядок взаимодействия структурных подразделений органов доходов и сборов в процессе рассмотрения жалоб плательщиков налогов на решения органов доходов и сборов относительно определения сумм денежного обязательства, утвержденный приказом Миндоходов от 17.01.2014 г. № 41.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше