Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах применения положений НКУ

Редакция НиБУ
Письмо от 14.01.2014 г. № 464/5/99-99-19-01-01-10

Об отдельных вопросах применения положений НКУ

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 14.01.2014 г. № 464/5/99-99-19-01-01-10

(извлечение)

 

<…>

О возможности физическому лицу — плательщику единого налога, которое находится на 2 группе, предоставлять услуги по проживанию в гостинице иностранцам, проживающим в Украине непродолжительное время

<…>

В соответствии с п.п. 291.4.1 п. 291.4 ст. 291 НКУ физические лица — предприниматели — плательщики единого налога, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек, объем дохода не превышает 1000000 грн., имеют право избрать вторую группу.

При этом понятие «население» в понимании п.п. 2 п. 291.4 ст. 291 НКУ не является специфическим, а используется в общем значении.

Население — совокупность людей, находящихся в пределах данного государства и подлежащих его юрисдикции. В состав населения входят граждане данного государства, иностранные граждане, которые живут в данном государстве продолжительное время, лица без гражданства и лица с двойным и более гражданством.

Ограничения относительно возможности плательщику единого налога — физическому лицу — предпринимателю, находящемуся на 2 группе, предоставлять услуги по проживанию в гостинице иностранцам, проживающим в Украине непродолжительное время, Кодексом не установлены.

коментарий редакции


img 1

Миндоходов признало иностранных постояльцев в гостиницах «населением»

 

Давайте вместе вспомним историю этого достаточно интересного вопроса. Касается он предпринимателей — плательщиков единого налога второй группы. Такие единоналожники могут предоставлять услуги только другим плательщикам единого налога и/или населению (п.п. 2 п. 294.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI; далее — НКУ).

Предположим, что предприниматель — единоналожник второй группы принял решение организовать гостиницу и предоставлять услуги по проживанию в ней. Нарушит ли такой предприниматель правила пребывания на упрощенной системе налогообложения, если в его гостинице будет проживать иностранец, который временно приехал в Украину? Входит ли такой иностранец в категорию «население»?

В комментируемом письме налоговые органы повторяют свою позицию, ранее озвученную в консультации из БЗ, разд. 107.12. Термин «население», как они разъясняют, употребляется в общем значении. То есть к «населению» относятся: (1) граждане Украины; (2) иностранные граждане, проживающие в Украине продолжительное время; (3) лица без гражданства; (4) лица с двойным и более гражданством.

В то же время есть и одна новая принципиальная деталь: налоговые органы признают, что НКУ не устанавливает ограничений на предоставление услуг проживания в гостиницах иностранцам, проживающим в Украине непродолжительное время.

Мы с этой позицией, понятное дело, согласны, а наши аргументы в ее пользу читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 44, с. 45. Здесь только напомним: по нашему мнению, решающим в отнесении того или иного лица к «населению» является не продолжительность его проживания в Украине, а момент, на который мы это определяем. Поскольку на момент проживания в гостинице иностранец находится на территории Украины — он относится к ее населению. А следовательно, единоналожник второй группы не нарушит условия пребывания на упрощенной системе, предоставив такому иностранцу услугу по проживанию.

 

 

О включении суммы денежной компенсации за земельный участок, который выкупается для общественных нужд, и здание, размещенное на данном земельном участке, полученной плательщиком единого налога — юридическим лицом, в его доход и отражении данной хозяйственной операции в налоговом учете

Что касается определения дохода плательщика единого налога, то согласно п. 292.1 ст. 292 НКУ доходом для юридического лица является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 НКУ.

Вместе с тем в соответствии с п. 292.2 ст. 292 НКУ при продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как разность между суммой средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи.

коментарий редакции


img 2

Выкуп для общественных нужд — стандартный «единоналожный» доход

 

Речь идет о выкупе зданий и земельных участков в порядке, установленном Законом Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 г. № 1559-VI.

В комментируемом письме налоговые органы разъясняют: «единоналожный» доход в этом случае отражается в стандартном порядке — по правилу продажи основных средств (п. 292.2 НКУ). Таким образом, при отражении выкупа здания в «единоналожный» доход включается положительная разница между суммой, поступившей за здание, и остаточной балансовой стоимостью этого здания на день выкупа. Что касается земельного участка, то следует отметить, что земля не подпадает под «налоговое» определение основных средств (п.п. 14.1.138 ПКУ).

Ранее, в «докодексные» времена, можно было опираться на «бухучетный» статус земли как объекта основных средств. Теперь такая параллель вряд ли является уместной. Учитывая это, считаем, что единоналожнику безопаснее включить в доход от продажи земельного участка не разницу между суммой полученных за него средств и балансовой стоимостью участка, а всю сумму полученных от реализации этого земельного участка денежных средств. Подробнее о нашей позиции читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 38, с. 44.

 

 

Относительно отражения хозяйственных операций, осуществленных за пределами Украины, на основании первичных документов, а также составления первичных документов

Формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.

В соответствии с п. 138.2 ст. 138 НКУ затраты, учитываемые для определения объекта налого­обложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II НКУ.

<…>

Письмом от 26.08.2011 г. № 31-08420-07-25/21247 Министерство финансов Украины разъяснило обязательность такого реквизита, как место составления первичного документа, и указало, что местом составления первичного документа является населенный пункт, в котором заполняется такой документ.

Если первичный документ оформляют за пределами населенного пункта, в качестве места, в котором осуществлена хозяйственная операция, следует указать соответствующую административно-территориальную единицу.

В случае оформления первичным документом хозяйственной операции, осуществленной за пределами Украины, также указывается название страны.

Следовательно, отсутствие такого реквизита имеет следствием утрату статуса первичного документа.

В соответствии с п. 44.1 ст. 44 НКУ для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Следует отметить, что особенности составления первичных документов о предоставлении определенных услуг установлены отраслевым законодательством, в частности относительно жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (п. 1 ст. 32 раздела IV Закона Украины от 24 июня 2004 года № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», абзац второй п. 68 постановления Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2012 года № 295 «Об утверждении Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг»).

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 3

Нет места составления — документ не первичный?!

 

Налоговые органы настаивают на том, что любой первичный документ обязательно должен содержать реквизит «Место составления». Отсутствие такого реквизита, по их мнению, приводит к потере статуса первичного документа. А значит, расходы, отраженные по такому документу, будут считаться неподтвержденными.

Эта проблема не нова. Действительно, формально такой реквизит, как «Место составления», считается обязательным для любого первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV).

Однако на практике этому реквизиту не придают большого значения. Такого же подхода обычно придерживаются и суды. Так, ВАСУ отмечает, что отсутствие реквизита «Место составления» в первичном документе является несущественным недостатком, который не лишает такой документ статуса первичного и не уменьшает его значения как подтверждающего осуществление той или иной хозяйственной операции (см. постановления ВАСУ от 30.08.2011 г. № К-38259/10, от 13.12.2011 г. № К/9991/48451/11).

Более того, отдельные формы первичных документов, в том числе и накладная на отпуск материалов (типовая форма № М-11, утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193), не содержат такой реквизит, как «Место составления», что может стать дополнительным, пусть и косвенным, аргументом в споре с налоговыми органами. Подробно наши аргументы в пользу такого подхода читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 42, с. 21.

 

Максим Нестеренко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше