Темы статей
Выбрать темы

Обжалуем решения налоговиков в административном порядке: чего ждать после подачи первичной жалобы

Редакция НиБУ
Статья

Обжалуем решения налоговиков в административном порядке: чего ждать после подачи первичной жалобы

В одном из предыдущих номеров (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 18, с. 37) вы ознакомились с основами обжалования решений налоговиков в административном порядке. В частности, вы узнали, какие решения можно обжаловать, как составлять и подавать первичную жалобу и т. п. Теперь самое время перейти на ступеньку выше — к этапу, следующему за подачей первичной жалобы.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Рассмотрение первичной жалобы

Если вы составили и подали жалобу правильно, налоговики будут обязаны ее рассмотреть. Причем если пожелаете, то вы вправе при этом присутствовать. Чтобы реализовать данное право, свое намерение придется сообщить в жалобе. Налоговики при этом будут должны письменно известить вас о месте, дате и времени рассмотрения жалобы (см. подкатегорию 133.03 БЗ — данная консультация отменена, однако подход налоговиков не должен измениться). В процессе рассмотрения помните: именно налоговики обязаны доказывать, что обжалуемое решение является законным (п. 56.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ). Причем в процессе рассмотрения учитываются индивидуальные налоговые консультации, а также ОНК (п. 8.3 Порядка оформления и подачи жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденного приказом Миндоходов от 25.12.2013 г. № 848, далее — Порядок № 848).

Ответить на жалобу контролеры должны в течение 20 календарных дней, следующих за датой получения ими жалобы (п. 56.8 НКУ)

Если последний день данного срока выпадет на выходной/праздничный день, он переносится на следующий рабочий день. В этот срок налоговики должны предоставить вам (направить по почте с уведомлением о вручении или выдать под расписку) одно из двух решений:

1) мотивированное решение по итогам рассмотрения жалобы. О том, каким может быть это решение, мы поговорим дальше;

2) решение о продлении срока рассмотрения жалобы. Причем учтите, что срок рассмотрения жалобы с учетом такого продления не должен превышать 60 календарных дней. Именно к такому выводу приводит буквальное прочтение п. 56.9 НКУ*. И еще одно: ВАСУ считает, что если последний день такого «продленного» срока приходится на праздничный/нерабочий день, то правило переноса сроков уже не работает (см. определение ВАСУ от 12.02.2013 г. по делу № К/9991/62001/12). С этим, к счастью, согласились и налоговики (см. письмо Миндоходов от 11.07.2013 г. № 99-99-10-02-02-18/62/2339).

* При прочтении данной нормы под другим углом может показаться, что 60 календарных дней — это максимальный срок, на который налоговики вправе продлить рассмотрение жалобы. При таком подходе максимальный срок ее рассмотрения составит 80 (а не 60) календарных дней. В то же время, по нашему мнению, этот подход ошибочный.

Если налоговики пропустят данный срок (20-дневный или продленный по их решению), то жалоба будет считаться полностью удовлетворенной (п. 56.9 НКУ). Конечно, данный вариант выглядит очень привлекательно, но уповать на него не стоит. Как правило, контролеры успевают принять соответствующее решение вовремя. Теперь посмотрим, каким оно может быть (кроме решения о продлении сроков).

Результат рассмотрения первичной жалобы

Возможен один из нескольких вариантов (п. 9.2 Порядка № 848):

1) решение о полном удовлетворении жалобы. В таком случае обжалуемое решение налоговиков отзывается, а процедура админобжалования прекращается. Пеня и штрафные санкции, в случае их наличия, также отменяются (п. 57.4 НКУ);

2) решение о частичном удовлетворении жалобы. В этом случае налоговики отзывают обжалуемое налоговое уведомление-решение (далее — НУР) и принимают новое. При этом пеня/штрафные санкции также частично отменяются (п. 57.4 НКУ);

3) решение об отказе в удовлетворении жалобы;

4) решение об увеличении денежного обязательства/налогового долга. Заметьте: из текста п. 9.2 Порядка № 848 следует, что такое решение налоговики могут принять в рамках одного из трех названных выше решений. Но, по нашему убеждению, это может произойти лишь в рамках второго (частичное удовлетворение жалобы) и третьего решения (отказ в удовлетворении жалобы).

Понятно, что самым оптимальным вариантом является первый. Но он настолько желаемый, насколько и редкий. Чаще приходится иметь дело с тремя последними вариантами. Получив такое решение, вы можете согласиться с ним или не согласиться.

Если согласитесь, то через 10 календарных дней, следующих за днем получения решения, сумма по соответствующему НУР станет согласованной (конечно, если предметом обжалования было НУР). Уплатить ее придется в течение 10 календарных дней, следующих за таким согласованием (п. 57.3 НКУ).

Подача повторной жалобы

Если же вы с решением не согласны, то у вас есть возможность подать повторную жалобу в Миндоходов. Сделать это нужно в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о полном или частичном неудовлетворении первичной жалобы (п. 56.6 НКУ). Правила составления и подачи повторной жалобы, как и порядок ее рассмотрения, не отличаются от тех, о которых вы узнали выше. Обратим ваше внимание лишь на следующие нюансы:

1) в повторной жалобе вы обжалуете именно НУР, а не решение по результатам рассмотрения жалобы (см. письмо ГНАУ от 25.01.2012 г. № 3711/К/10-1114/270, а также консультацию в подкатегории 133.01 БЗ — она отменена, но подход налоговиков измениться не должен);

2) указанный 10-дневный срок отсчитывается от даты получения решения по результатам рассмотрения жалобы, а не нового НУР.

Подобный подход может породить вопрос в ситуации, когда результатом рассмотрения первичной жалобы является ее частичное удовлетворение. Какое из НУР при этом обжаловать: старое или новое, вынесенное по результатам обжалования? По нашему мнению, жалобу нужно подавать именно на старое. Ведь, как вы уже знаете, в жалобе нужно указать, в частности, и реквизиты НУР. При этом если дожидаться нового, то можно пропустить сроки подачи повторной жалобы (как мы уже говорили, они начинают отсчитываться с даты получения решения, а не НУР). Тем более, что старое НУР будет считаться отозванным лишь с даты получения вами нового НУР (п. 60.4 НКУ).

Результат рассмотрения повторной жалобы

Если и Миндоходов оказывается не на вашей стороне, то здесь есть опять же два варианта. Во-первых, согласиться с налоговиками и уплатить сумму по соответствующему НУР (если предметом обжалования было НУР) в течение 10 календарных дней, следующих за датой получения решения Миндоходов (именно она будет датой согласования денежного обязательства — п.п. 56.17.3 НКУ).

Во-вторых, обратиться в административный суд. На это у вас есть 1095 дней. Причем, судя по выводам ВАСУ в письме от 01.11.2011 г. № 1935/11/13-11, этот срок начинает отсчитываться от даты получения обжалуемого НУР/решения. Кроме того, пусть вас не смущают предписания п. 56.19 НКУ (о том, что для обращения в суд в этом случае есть всего месяц). Дело в том, что ВАСУ отдает предпочтение правилу, которое содержится в п. 56.18 НКУ (оно ссылается на срок в 1095 дней). В этом вы можете убедиться, ознакомившись, к примеру, с упомянутым выше письмом, а также письмом ВАСУ от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 44, с. 43) и определением ВАСУ от 08.07.2013 г. по делу № К/800/7283/13.

Вот только уплатить сумму по НУР в этом случае все равно придется (если Фемида окажется на вашей стороне, эту сумму можно будет вернуть). Если этого не сделать, денежное обязательство превратится в налоговый долг. Почему? Дело в том, что оно считается согласованным с момента получения решения Миндоходов (п.п. 56.17.3 НКУ), при этом подача иска в суд статуса данной суммы не меняет (т. е. не возвращает ей статус несогласованной). Что касается правила из п. 56.18 НКУ, то оно распространяется на суммы, которые на момент обращения в суд были несогласованными. В связи с этим, если вы хотите отсрочить дату согласования и, соответственно, дату уплаты денежного обязательства, то обратиться в админсуд стоит сразу же после подачи жалобы в Миндоходов (т. е. не дожидаясь получения от него отрицательного решения по повторной жалобе).

После всего того, что вы узнали об админобжаловании из обеих наших публикаций, вы имеете полную информацию об этой процедуре. Чтобы систематизировать ее, предлагаем вам посмотреть на ее общую структуру в наглядной форме.

 

img 1

Общая структура административного обжалования

 

 

выводы


img 2
 
 
  • В течение 20 календарных дней после получения первичной жалобы налоговики должны дать мотивированное решение или решение о продлении срока. Если они этого не сделают, жалоба считается полностью удовлетворенной.

  • Если вы не согласны с решением налоговиков по первичной жалобе, то в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения, вы можете подать повторную жалобу в Миндоходов.

  • При составлении повторной жалобы учтите: вы обжалуете не решение налоговиков по первичной жалобе, а НУР, причем, по нашему мнению, старое (на которое подавалась первичная жалоба).

  • Если Миндоходов вынесло решение не в вашу пользу, его можно обжаловать в админсуде. На это у вас есть 1095 дней.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше