Темы статей
Выбрать темы

Видеонаблюдение, прослушка и прочие мероприятия: законно ли?

Редакция НиБУ
Статья

Видеонаблюдение, прослушка и прочие мероприятия: законно ли?

«Большой брат следит за тобой»

Дж. Оруэлл, «1984»

К счастью или к сожалению, отдельные факты из цитируемого выше романа уже давно обосновались в нашей жизни. Причем настолько плотно, что мы перестали обращать на них внимание. Это касается видеонаблюдения в офисных помещениях, прослушки корпоративных телефонов и прочих мероприятий. Но, в отличие от мира, описанного Дж. Оруэллом, в нашем есть закон и действия любого лица должны отвечать ему. По этой причине предлагаем вам оценить законность указанных мероприятий.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Общие сведения о видеонаблюдении

Главная цель видеонаблюдения — безопасность, причем в самом широком смысле. Так, видеокамеры в торговом зале, фронт-офисе, на ресепшене и т. п. могут служить для того, чтобы следить за порядком в указанных помещениях, пресекать кражи и прочие противоправные действия. Но часто предметом указанных мероприятий выступают не только посетители, но и работники. Их задачи схожи — это контроль за соблюдением трудовой дисциплины и обеспечение безопасности (в том числе выявление фактов краж или порчи имущества). При этом важно, что в обоих случаях полученные таким образом видеоматериалы могут выступать доказательствами в суде (ч. 2 ст. 65 ГПКУ). Правда, при условии, что они собраны правомерно (ч. 1 ст. 59 ГПКУ).

Что же такое видеонаблюдение? По большому счету, это один из способов сбора информации. При этом свободные сбор и использование информации — ваше конституционное право (ст. 34 Конституции Украины, ч. 1 ст. 5 Закона об информации). Но помните: оно не безгранично. Данное право заканчивается там, где такие действия начинают затрагивать права и свободы других лиц. Чтобы убедиться в этом, посмотрите следующую таблицу:

 

Нормы, зафиксированные в ст. 32 Конституции Украины

Толкование норм в решении КСУ от 20.01.2012 г. по делу № 1-9/2012

По общему правилу, запрещено вмешиваться в личную и семейную жизнь человека

Информация о личной и семейной жизни — это любые сведения и/или данные об отношениях неимущественного и имущественного характера, обстоятельствах, событиях, отношениях и т. п., связанных с лицом и членами его семьи (кроме определенной информации о должностных лицах государственных органов и органов местного самоуправления). Такая информация является конфиденциальной

Запрещено собирать, использовать и распространять конфиденциальную информацию о лице без его согласия (кроме случаев, определенных законом и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека)

Сбор, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, в том числе юрлицами и физлицами, — это вмешательство в его личную жизнь. Оно допускается в случаях, предусмотренных законом, и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека

 

Конечно, вы можете возразить: мол, слежу я не за посетителями/работниками, а за своим имуществом. Но это, увы, не аргумент. При съемке в объектив камеры попадает не только имущество, но и люди: фиксируется их одежда, поведение, то, с кем они были и общались, где задерживались и т. п. Такая информация, как отмечалось, является конфиденциальной.

Вместе с тем заметьте: это не значит, что осуществлять видеонаблюдение вовсе нельзя. Просто для этого вам придется соблюдать определенные требования. Их перечень зависит от того, кто является предметом наблюдения: посетители или работники.

Следим за посетителями

С правилами в этой части вы можете ознакомиться в ст. 307 ГКУ. Главное из них состоит в том, что, в общем случае, физлицо можно записать на видеопленку только с его согласия*. Но чтобы понять его, вам придется учесть несколько нюансов.

* Съемка физлица без получения его согласия, в том числе тайная, допускается только в случаях, предусмотренных законом. Например, Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII.

Если запись производится на цифровой носитель. Буквально ч. 1 ст. 307 ГКУ касается только записи на видеопленку. Но в настоящее время такая запись — скорее исключение, чем правило. Чаще с этой целью используют цифровые носители. При этом, по нашему мнению, указанное правило должно распространяться и на такую запись.

Когда согласие на видеосъемку получать не нужно. Считается, что лицо дает такое согласие (презумпция согласия), если его снимают открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и прочих мероприятиях публичного характера (ч. 1 ст. 307 ГКУ). К сожалению, ГКУ не сообщает, что это за мероприятия. Но, судя по всему, обслуживание клиентов в торговом зале или фронт-офисе под это определение не подпадает**.

* * Но есть и другое мнение. Дело в том, что в указанные помещения может зайти любое лицо, а потому их можно считать публичными. Только вот нам этот подход не по душе.

Вместе с тем, если объектив камеры направлен на улицу перед указанными помещениями, то указанное условие «срабатывает» (ведь в нем называлась и улица). То есть такую съемку можно проводить. Главное, чтобы она была открытой. Только вот ГКУ не уточнил, что считать открытой съемкой. По нашему мнению, чтобы выполнить это условие, снаружи помещения достаточно поместить пре­дупреждение об осуществлении видеонаблюдения***(косвенно этот вывод подтверждает п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона № 4616).

*** Что касается типа видеокамеры, то, считаем, он роли играть не должен. Главное, чтобы она была разрешена к продаже на территории Украины.

Как получить согласие на видеосъемку. Съемка улицы перед помещениями — это лишь малая часть того, что нужно для достижения целей, указанных в начале статьи. Ведь нужно еще зафиксировать то, что происходит внутри них, в том числе поведение посетителей. Но для этого, как мы уже говорили, потребуется получить их согласие. Как это сделать?

Понятно, что получить согласие от каждого посетителя по отдельности технически невозможно

И в этой ситуации спасает то, что ГКУ не устанавливает требований к форме такого согласия. Это значит, что вы можете получить его в устной, письменной форме или даже в форме действий, которые подтверждают такое согласие (их еще называют конклюдентными действиями). Первый и второй варианты для нашего случая не подходят, а вот третий (в форме действий) — очень даже. Что это за действия?

Ответим на этот вопрос с помощью примера. Если посетитель торгового зала предупрежден о том, что внутри зала ведется видеонаблюдение, и при этом заходит в него, то он, по большому счету, дает соответствующее согласие (для подтверждения этого вывода иногда ссылаются на ч. 2 ст. 205 ГКУ, хотя непосредственно указанных отношений данная норма не регулирует). Таким образом, вам остается лишь предупредить его. Сделать это можно при помощи письменного объявления, которое адресовано каждому посетителю и размещено на видном месте: лучше всего недалеко от входа или прямо на входных дверях. Как сформулировать предупреждение — ваше личное дело. Например, можете сделать это так: «Увага, у приміщенні ведеться відеоспостереження».

При этом дополнительно приказом по предприятию придется утвердить положение о видеонаблюдении (название может быть любым, главное — это его содержание). В нем нужно зафиксировать цели видеонаблюдения и прочие сведения, с которыми вы ознакомитесь немного ниже — в части, посвященной защите персональных данных. Такое положение нужно разместить на видном общедоступном месте.

Съемка в отдельных помещениях (исключение из правил). Заметьте: указанные выше правила не абсолютны! Они справедливы только для тех случаев, когда обзор камеры охватывает помещения общего пользования: в частности, торговые залы, ресепшн, коридоры гостиниц или места, в которых непосредственно оказываются услуги.

Что касается мест личного пользования (к примеру, комната в гостинице, раздевалка или санузел), то в них камеры размещать нельзя

Причем даже в том случае, если вы производите видеонаблюдение без записи. Прямого запрета на это в ГКУ или других законах вы не найдете, однако такие действия будут противоречить целям видео- наблюдения. Кроме того, их можно расценивать как унижение достоинства человека (ст. 297 ГКУ) или вмешательство в его личную жизнь (ст. 301 ГКУ).

Защита персональных данных. Не забудьте: записи с камер видеонаблюдения, на которых содержатся данные о физлицах, могут считаться персональными данными (ст. 2 Закона № 2297). Об этом свидетельствует и письмо ГСЗПД от 02.04.2012 г. № 10/1106-12.

Но тогда возникает вопрос: на основании чего вы собираете и обрабатываете такие персональные данные? Как мы уже говорили, когда лицо пре­дупреждено о том, что в помещении ведется видео­наблюдение, и заходит в него, то оно тем самым дает согласие на это. Таким образом, основанием для сбора подобных персональных данных можно считать согласие субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 2297). К сожалению, этот вывод не стыкуется с п. 2.8 Типового порядка обработки персональных данных, утвержденного приказом Уполномоченного ВРУ по правам человека от 08.01.2014 г. № 1/02-14 (далее — Типовой порядок). В то же время указанный нами подход в свое время подтверждался разъяснением ГСЗПД*. Причем даже несмотря на то, что тогда его выводы тоже шли вразрез с формальными требованиями об обязательном получении согласия.

* Ознакомиться с ним вы можете по адресу: zpd.gov.ua/dszpd/uk/publish/printable_article/39649. Конечно, многие из вас вспомнят, что с 1 января 2014 года основные функции в данном вопросе переданы Уполномоченному ВРУ по правам человека (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 62, с. 17). И будут совершенно правы, но заметьте: принимая во внимание законодательный пробел, выводы разъяснения ГСЗПД все же стоит учесть.

Таким образом, считаем, что в настоящее время вы можете продолжать руководствоваться указанным разъяснением ГСЗПД**. При этом в таком случае в положении о видеонаблюдении (о нем читайте выше — в части, посвященной получению согласия на съемку) придется зафиксировать:

1) предупреждение о факте видеонаблюдения;

2) название и реквизиты владельца базы персональных данных, осуществляющего видеонаблюдение. Как правило, это ваше наименование;

3) цель видеонаблюдения. Здесь все зависит от вас. В качестве такой цели может выступать: обеспечение охраны имущества, порядка в торговом зале, повышение безопасности посетителей и т. п.;

4) контактные данные для предъявления требований об изменении или уничтожении определенных персональных данных. Здесь также стоит зафиксировать или данные предприятия, или данные структурного подразделения, ответственного за видеонаблюдение;

5) адрес и реквизиты Уполномоченного ВРУ по правам человека (далее — Уполномоченный), куда субъект персональных данных может обратиться в случае нарушения его прав, а именно: г. Киев, ул. Институтская, 21/8, 01008.

* * Тем более что сейчас Закон № 2297 не содержит определения того, что считать согласием на обработку персональных данных. Это значит, что в какой-то степени Типовой порядок устанавливает дополнительные в сравнении с Законом № 2297 требования.

Но это еще не все.

Обработка указанных персональных данных подпадает под особенный риск, а потому об этом придется уведомить Уполномоченного

Чтобы убедиться в этом, посмотрите п. 1.2 Порядка уведомления. В нем в числе «рисковых» названы сведения, в частности, о местонахождении и/или путях передвижения лица. О том, что считать такими сведениями, читайте в разъяснении Уполномоченного, размещенном по адресу: www.ombudsman.gov.ua/images/stories/rozyasnennya__3.pdf.

По общему правилу, уведомить Уполномоченного нужно в течение 30 рабочих дней со дня начала обработки (ч. 1 ст. 9 Закона № 2297). Но для тех, кто осуществлял такую обработку на 1 января 2014 года, предусмотрен «льготный» срок. Таким лицам на это дано 6 месяцев (п. 2 подразд. II Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы защиты персональных данных» от 03.07.2013 г. № 383-VII // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 62, с. 5). Так что им уведомить Уполномоченного нужно не позднее 30 июня. Форма заявления и правила уведомления содержатся в Порядке уведомления.

Видеонаблюдение производит охранная фирма. Если объект охраняет стороннее предприятие, то проблем с видеонаблюдением не возникает. Персоналу таких предприятий разрешено проводить открытую видеосъемку, но с обязательным размещением информации об этом на охраняемом объекте (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона № 4616). При этом субъект охранной деятельности обязан обеспечить надлежащее хранение полученных видеоматериалов в течение 1 года с возможностью их использования исключительно в служебной деятельности. После окончания этого срока такие материалы нужно уничтожить. Такое уничтожение производится комиссией в составе трех представителей субъекта охранной деятельности с составлением соответствующего акта.

Как видите, в этой части требования прописаны четче. Причем заботиться о получении согласия на съемку в данном случае, судя по всему, не нужно. Этот вывод подтверждается ч. 3 ст. 307 ГКУ.

Видеонаблюдение без записи. Если данные с камер не записываются на видеопленку и/или цифровой носитель, то большинство указанных выше требований, в том числе в части защиты персональных данных, можно вообще не соблюдать. Причем этот вывод соответствует как букве закона, так и его духу. Ведь в подобном случае информация о физлице не собирается, не используется и не распространяется. Исключение из данного вывода составляет видеонаблюдение в местах личного пользования (см. выше). Его, как мы уже говорили, проводить нельзя.

Следим за работниками

img 1С видеонаблюдением за работниками требования схожи с теми, которые мы изложили выше. На работников, как и на других лиц, распространяются нормы ст. 307 ГКУ. Поэтому от них придется получить согласие. Причем его лучше всего получить в письменной форме (в отдельном документе или журнале) или прописать факт видеонаблюдения в правилах внутреннего трудового распорядка. При этом заметьте: по нашему мнению, видеонаблюдение не является условием труда, а потому применять при его внедрении правила ст. 32 и/или п. 1 ч. 1 ст. 29 КЗоТ не нужно.

В процессе видеонаблюдения за работниками также формируются соответствующие персональные данные. Причем здесь действуют те же правила, о которых мы говорили выше, в том числе в части обязательности получения согласия. Дело в том, что необходимость получения подобных сведений не прописана в законодательстве, а потому освобождения, предусмотренные в пп. 2 и 5 ч. 1 ст. 11 Закона № 2297, в данном случае не работают. Конечно, косвенно можно «подтянуть» освобождения из пп. 4 и 6 ч. 1 Закона № 2297 (ведь видеонаблюдение устанавливается, в частности, для обеспечения безопасности сотрудников), но лучше не рисковать. При этом согласие безопаснее всего получить от каждого работника отдельно (см. выше) — ведь в данном случае такая возможность у вас есть, так что упомянутое выше разъяснение ГСЗПД может уже не спасти. Об обработке таких персональных данных придется уведомить Уполномоченного*. Сроки для этого те же, о которых мы говорили выше.

* В данном случае освобождение, предусмотренное п.п. 2.1.3 Порядка уведомления, не работает, поскольку необходимость сбора и обработки такой информации не предусмотрена законом.

Запись телефонных разговоров/электронной переписки

Видеонаблюдение — это лишь один из возможных способов сбора информации. На практике часто ведется запись телефонных разговоров по корпоративным телефонам, контроль электронной переписки и прочие мероприятия. Давайте посмотрим, законны ли такие действия, и если да, то какие требования при этом соблюдать.

Запись телефонных разговоров. В этом случае «срабатывает» уже другое право, а именно на тайну телефонных разговоров. Исключения из данного правила могут устанавливаться лишь судом в случаях, предусмотренных законом (ст. 31 Конституции Украины, ч. 1 ст. 306 ГКУ).

Так получается, что записывать и/или прослушивать телефонный разговор вообще нельзя

Не совсем. Дело в том, что в указанной норме речь идет именно о тайне телефонных разговоров. Если же лица предупреждены о том, что их разговор будет записан и/или прослушан, то упомянутый выше запрет прекращает действовать. Дело в том, что, продолжая разговор после такого предупреждения, лица, по большому счету, дают согласие на соответствующую запись. Этот подход отвечает ч. 2 ст. 306 ГКУ: о том, что письма, телеграммы и прочие виды корреспонденции могут использоваться лишь с согласия адресата и лица, которое их направило. Но вас при этом может смутить, что:

1) в указанной норме речь идет только о корреспонденции, и ни слова не сказано о телефонных разговорах. Но на самом деле понятие «корреспонденция» в ч. 2 ст. 306 ГКУ охватывает, в частности, и телефонные разговоры. Об этом свидетельствуют формулировка ч. 1 упомянутой статьи, а также подход Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) в решении по делу Копланд против Соединенного королевства (о том, как использовать практику ЕСПЧ в своей повседневной деятельности, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 13, с. 4);

2) данная норма ссылается только на использование корреспонденции, не упоминая о ее сборе. По нашему мнению, это лишь неточность, и она не должна влиять на общий вывод. Тем более, согласитесь: использовать корреспонденцию, предварительно не собрав ее, едва ли возможно.

Что важно, указанный вывод соответствует практике ЕСПЧ, в частности, упомянутому выше решению, а также решению по делу Хэлфорд против Соединенного королевства. При этом в любом случае при организации записи телефонных разговоров вам придется учесть несколько нюансов.

Во-первых, вам стоит издать приказ по предприятию, в котором указать цель записи телефонных разговоров. Ею может выступать, к примеру, повышение качества обслуживания клиентов.

Во-вторых, предупредить об этом нужно обе стороны разговора. В связи с этим, если вы проводите запись разговора:

1) между работниками и прочими лицами, в том числе клиентами, то лучше всего использовать голосовое предупреждение. В качестве примера может послужить предупреждение на «горячей линии» Миндоходов;

2) между работниками (например, в рамках внутренней корпоративной связи), то можно зафиксировать это в правилах внутреннего трудового распорядка или уведомить письменно каждого из них.

Собранные таким образом сведения можно расценивать как персональные данные. В связи с этим в отношении них нужно учитывать соответствующие требования по сбору, обработке, хранению и уничтожению (предусмотрены Законом № 2297 и Типовым порядком). Причем заметьте: если собираемая подобным образом информация не считается «рисковой» в понимании п. 1.2 Порядка уведомления (в частности, сведения о состоянии здоровья, местонахождении, политических или религиозных убеждениях и т. п.), то уведомлять о такой обработке Уполномоченного не нужно.

Контроль электронной переписки. Каждому гарантируется тайна переписки, телеграфной и прочей корреспонденции. Данное право предусматривают ст. 31 Конституции Украины и ч. 1 ст. 306 ГКУ. Причем заметьте: оно касается, в частности, смс- и электронной переписки (например, по ICQ). Таким образом, по общему правилу, следить за тем, о чем общаются работники (в том числе читать лог переписки по ICQ), нельзя. Но если вы все-таки хотите иметь доступ к этой информации, можете воспользоваться тем же правилом, о котором мы говорили выше. То есть работников и их собеседников нужно пре­дупредить о том, что их переписка будет прочитана. О том, как предупредить работников, читайте выше. Что касается их собеседников (неработников), то для этого можно использовать ICQ-автоответчики или же возложить обязанность по такому предупреждению на самих работников. Требований к форме такого предупреждения нет, поэтому главное, чтобы оно было зафиксировано, в том числе в логе ICQ.

Собранные таким образом данные, как и прочие, подпадают под определение персональных данных. В связи с этим при их сборе, обработке, хранении и уничтожении придется учесть требования Закона № 2297 и Типового порядка. Уведомлять о такой обработке Уполномоченного не нужно, если, конечно, вы не целенаправленно собираете сведения, перечисленные в п. 1.2 Порядка уведомления.

Как видите, нет ничего страшного в том, чтобы установить в офисах/других помещениях видеокамеры с целью слежения за поведением клиентов/сотрудников или организовать запись разговоров по корпоративным телефонам/электронной переписки. Главное — придать этим мероприятиям надлежащую правовую форму.

 

выводы


img 2
 
 
  • В большинстве своем записывать клиентов/сотрудников на видео можно лишь с их согласия.

  • Чтобы получить согласие клиента на видеозапись, по нашему мнению, достаточно пре­дупредить его о факте видеонаблюдения в помещении.

  • Запись телефонных разговоров и электронной переписки можно также производить лишь после получения согласия сторон.

  • В процессе сбора указанной информации у вас образуются персональные данные. При этом в некоторых случаях о таком сборе придется уведомить Уполномоченного.

 

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. ГПКУ — Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

  3. КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

  4. Закон об информации — Закон Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII.

  5. Закон № 4616 — Закон Украины «Об охранной деятельности» от 22.03.2012 г. № 4616-VI.

  6. Закон № 2297 — Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

  7. Порядок уведомления — Порядок уведомления Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека об обработке персональных данных, которая составляет особенный риск для прав и свобод субъектов персональных данных, о структурном подразделении или ответственном лице, организующем работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке, а также опубликования указанной информации, утвержденный приказом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека от 08.01.2014 г. № 1/02-14.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше