Темы статей
Выбрать темы

Частичная предоплата большой номенклатуры: заполняем НН

Редакция НиБУ
Статья

Частичная предоплата большой номенклатуры: заполняем НН

Довольно часто покупатель осуществляет предварительную оплату стоимости подлежащих поставке товаров/услуг несколькими платежами. В тех случаях, когда перечень товаров/услуг значителен, а предоплата частичная, возникают трудности с заполнением «номенклатурного» и «количественного» реквизитов налоговой накладной. Каким образом при таких обстоятельствах продавец должен составлять налоговую накладную? Давайте обсудим эту проблему.

Татьяна Войтенко, налоговый эксперт

 

Практика показывает, что основные сложности у продавца вызывает процесс составления налоговых накладных (далее — НН) при получении частичной предоплаты за товары большой номенклатуры и последующей отгрузке другой их части той же номенклатуры. Для уяснения ситуации вначале вспомним базовые правила заполнения «номенклатурной» и «количественной» граф НН при получении продавцом товаров/услуг предварительной оплаты за них.

Общие принципы заполнения «номенклатурной» и «количественной» граф НН

В день возникновения налоговых обязательств по НДС продавец товаров/услуг обязан составить НН (п. 201.4 НКУ). Причем НН должна быть оформлена на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму денежных средств, поступивших на текущий счет в качестве предварительной оплаты (аванса). Такие требования выдвигает п. 201.7 НКУ. Вторит ему п. 16 Порядка № 10. То есть в момент получения предоплаты предприятие-продавец обязано выписать НН на полученную сумму аванса (первое событие — получение денежных средств).

В предоставляемой покупателю НН должны быть заполнены все обязательные реквизиты, оговоренные п. 201.1 НКУ. Среди прочего, в отдельные ее строки подлежат занесению описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество (объем). Применительно к форме НН эти сведения приводятся в графе 3 «Номенклатура товарів/послуг продавця» и графе 6 «Кількість (об’єм, обсяг)» соответственно. Именно названные графы НН являются проблемными в заполнении и по их содержанию возникает наибольшее количество вопросов. Так в чем же конкретно заключается проблемность?

Как предписывает п. 14 Порядка № 10, в раздел I НН вносятся данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг. В частности, в графу 3 НН вписывается собственно номенклатура товаров/услуг продавца. В том случае, когда количество наименований поставляемых товаров/услуг превышает количество строк, отведенных для их размещения в бланке НН, такой бланк дополняется необходимым количеством строк. Это означает, что при поставке большой номенклатуры товаров/услуг в графу 3 НН записывается каждое наименование товара/услуги отдельной строкой с указанием его количества и цены.

Иначе говоря, в графе 3 НН перечисляется вся номенклатура поставляемых товаров/услуг, даже если перечень их наименований значителен

Никаких исключений на этот счет ни НКУ, ни Порядок № 10 не предусматривают (бланк НН в таком случае, повторим, разрешается дополнять необходимым количеством строк, и даже более того — НН может оформляться на нескольких страницах, см. консультацию в категории 101.19 БЗ).

Особо заметьте: в случае получения предварительной оплаты (первое событие) Порядок № 10 не предоставляет возможности вписать в графу 3 НН «передоплата згідно з договором» или «авансовий платіж за договором» без расшифровки конкретной номенклатуры (перечня наименований). То есть в подобной ситуации, так же как и при отгрузке, нужно перечислять товарную номенклатуру поименно.

В свое время в ответе на вопрос 7 ОНК № 127 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 17, с. 9) ГНСУ отметила, что несоответствие показателей, указанных в НН, условиям поставки (цена, стоимость, номенклатура, количество товара и т. п.) будет рассматриваться как нарушение порядка заполнения налоговой накладной. С позиции контролеров описание (номенклатура) товаров/услуг, занесенное в графу 3 НН, должно позволять идентифицировать поставляемые товары/услуги (ответ на вопрос 8 ОНК № 127).

Напомним, что нарушение порядка заполнения НН не дает права покупателю на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту (п. 8 Порядка № 10). В свою очередь, п. 198.6 НКУ гласит, что не относятся к налоговому кредиту суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, подтвержденные НН, оформленными с нарушением требований ст. 201 НКУ. Поэтому с формальной точки зрения НН, в которых не будет приведен перечень наименований (номенклатура) поставляемых товаров/услуг, налоговики могут посчитать составленными неправильно.

Для заполнения «предоплатной» НН рекомендуем использовать данные относительно номенклатуры и количества товаров/услуг, определенные договором, заключенным между продавцом (поставщиком, исполнителем) и покупателем (получателем). Основанием для составления таких НН могут служить также спецификации к договору, счета либо прочие документы, в которых перечисляются наименования подлежащих поставке товаров/услуг. Другими словами, при заполнении графы 3 НН важно ориентироваться на договор (предмет договора — формулировку приведенных в нем наименований поставляемых товаров/услуг) и «сопутствующие» его исполнению документы.

Количество (объем) товаров/услуг, перечисленных в графе 3 НН, отражается в ее графе 6. О том, что в этой графе при осуществлении частичной оплаты за неделимый товар/услугу может приводиться как целое, так и дробное значение, говорилось в консультации, размещенной в категории 101.19 БЗ. Для определения такой величины сумму предоплаты за товар/услугу следует разделить на цену поставки единицы продукции. В названной консультации на примере пояснялось, что при поступлении частичной оплаты в размере 1000 грн. за 12 стульев по цене 124 грн. за один стул, в графе 6 НН следует указать дробное число «8,0645», т. е. 1000 грн./124 грн. = 8,0645 — поделив соответственно сумму поступившей предоплаты на цену поставки единицы продукции.

Особых проблем с заполнением «предоплатной» НН в ситуации получения аванса за товары одного наименования не возникает

А вот вопросы составления НН в случае получения плательщиком частичной предоплаты (аванса) за большую номенклатуру товаров/услуг четко не урегулированы. Поэтому вполне логичным будет спросить: как же поступать, когда частично предоплаченных товаров в номенклатуре больше одного?

Отвечаем! Возможны два варианта заполнения граф 3 и 6 НН при получении частичной предоплаты (аванса) большой номенклатуры поставляемых товаров/услуг. Все зависит от того, имеется ли упоминание насчет конкретной номенклатуры товаров/услуг, за которые произведена оплата, в платежных документах покупателя или нет.

Разберем последовательно порядок составления НН в условиях каждого из этих вариантов.

Если знаем, за что конкретно заплачен аванс

Как мы выяснили ранее, при получении продавцом товаров/услуг предоплаты (в том числе частичной) он обязан составить НН, в которой указывает перечень (номенклатуру) товаров/услуг. При этом если по договоренности сторон предоплачивается товар отдельных наименований и из банковской выписки (или платежного поручения покупателя) четко следует, что авансовый платеж касается не всей номенклатуры поставки, а какой-то ее части, то НН должна быть выписана только на те товарные позиции, стоимость которых предварительно оплачена. Проще говоря, из всей номенклатуры, предусмотренной договором (спецификацией, счетом и т. п.) и подлежащей поставке, в графе 3 НН перечисляем наименования лишь тех товаров из общей номенклатуры поставки, которые названы в «оплатном» документе в качестве оплаченных и соответствуют сумме полученного аванса.

Если впоследствии отгружаем всю номенклатуру товаров/услуг, то составляем вторую НН, где соответственно отражаем «оставшиеся» позиции, не вошедшие в первую НН, выписанную при получении аванса. То есть при таких обстоятельствах НН будет составлено две: отдельно на сумму предварительной оплаты (на дату получения такой предоплаты) с определением перечня оплаченных товаров, и отдельно на товары, отгруженные в объемах, не учтенных в первой НН и оплата которых на момент такой их отгрузки еще не произведена. К слову сказать, поступать таким образом рекомендовала ГНАУ в п. 1 раздела 5 письма от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 21, с. 29).

Если изначально происходит получение предоплаты за часть товаров большой номенклатуры с последующей отгрузкой другой части товаров, то НН тоже будет две: одна на сумму предоплаты с указанием предоплаченной номенклатуры, а вторая на отгруженные товарные позиции другой номенклатуры. В ситуации, когда предоплат и «неоплаченных» отгрузок будет несколько, НН будет составлено равное им (предоплатам и отгрузкам) количество.

В дальнейшем после фактического выполнения договора поставки (осуществления поставки и оплаты всей номенклатуры по договору) при необходимости (если произошли какие-либо изменения) осуществляется корректировка количественных и стоимостных показателей к ранее выписанным НН с составлением расчетов корректировок (по форме согласно приложению 2 к налоговой накладной) в порядке, оговоренном пп. 20 — 26 Порядка № 10.

Рассмотрим пример.

Пример 1. По договору купли-продажи продавец обязуется поставить покупателю 5 изделий различных наименований (см. таблицу).

Спецификация к договору купли-продажи

Наименование изделий

Ед. изм.

Количество, шт.

Цена без НДС, грн.

Общая сумма без НДС, грн.

Сумма НДС, грн.

Общая сумма с НДС, грн.

Изделие А

шт.

5

300,00

1500,00

300,00

1800,00

Изделие Б

шт.

7

400,00

2800,00

560,00

3360,00

Изделие В

шт.

8

250,00

2000,00

400,00

2400,00

Изделие Г

шт.

3

440,00

1320,00

264,00

1584,00

Изделие Д

шт.

9

1200,00

10800,00

2160,00

12960,00

Всего

х

32

х

18420,00

3684,00

22104,00

 

 

Роз- діл

Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати2))

Номенклатура товарів/послуг продавця

Код товару згідно з УКТ ЗЕД

Одиниця виміру товару/ послуги

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування ПДВ

Обсяги постачання (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками

Загальна сума коштів, що підлягає сплаті

основна ставка

нульова ставка

звільнення від ПДВ3

постачання на митній території України

експорт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

05032014

Виріб А

 

шт.

5

300,00

1500,00

 

 

 

 

05032014

Виріб Б

 

шт.

7

400,00

2800,00

 

 

 

 

05032014

Виріб В

 

шт.

8

250,00

2000,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усього за розділом I

Х

Х

Х

Х

6300,00

 

 

 

6300,00

II

Зворотна (заставна) тара

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

III

Податок на додану вартість

Х

Х

Х

Х

1260,00

 

 

 

1260,00

IV

Загальна сума з ПДВ

Х

Х

Х

Х

7560,00

 

 

 

7560,00

Рис. 1. Фрагмент «предоплатной» НН на товары большой номенклатуры, когда известно, какие из них оплачены

 

Роз- діл

Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати2))

Номенклатура товарів/послуг продавця

Код товару згідно з УКТ ЗЕД

Одиниця виміру товару/ послуги

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування ПДВ

Обсяги постачання (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками

Загальна сума коштів, що підлягає сплаті

основна ставка

нульова ставка

звільнення від ПДВ3

постачання на митній території України

експорт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

13032014

Виріб Г

 

шт.

3

440,00

1320,00

 

 

 

 

13032014

Виріб Д

 

шт.

4

1200,00

4800,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усього за розділом I

Х

Х

Х

Х

6120,00

 

 

 

6120,00

II

Зворотна (заставна) тара

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

III

Податок на додану вартість

Х

Х

Х

Х

1224,00

 

 

 

1224,00

IV

Загальна сума з ПДВ

Х

Х

Х

Х

7344,00

 

 

 

7344,00

Рис. 2. Фрагмент НН на отгруженные, но не оплаченные товары большой номенклатуры

 

В соответствии с условиями договора покупатель 5 марта 2014 года перечислил предоплату в размере 7560,00 грн., указав в платежном поручении, что аванс выдан за изделия А, Б и В.

13.03.2014 г. продавец товаров произвел отгрузку на общую сумму 7344 грн.: изделие Г в количестве 3 шт. на сумму 1584 грн. (в том числе НДС — 264 грн.), изделие Д в количестве 4 шт. на сумму 5760 грн. (в том числе НДС — 960 грн.).

Продавец товаров составил две НН — одну на дату получения аванса за изделия А, Б и В на сумму 7560 грн., а вторую на дату отгрузки изделий Г и Д — на сумму 7344 грн.

Фрагмент заполненной на основании приведенных данных «предоплатной» НН показан на рис. 1, а «отгрузочной» — на рис. 2.

Если неизвестно, за какой именно товар получена предоплата

Теперь рассмотрим ситуацию, когда из платежных документов не очевидно, в оплату каких конкретно товаров/услуг поступила предварительная оплата, или же когда аванс действительно выдан за всю номенклатуру предполагаемых к поставке товаров/услуг. В этом случае логично полагать, что покупатель частично оплатил все товары/услуги, подлежащие поставке согласно договору.

При таких обстоятельствах продавцу в графе 3 НН придется указать полную номенклатуру поставки

Тогда количество предоплаченных товаров/услуг рассчитываем пропорционально доле предоплаты в общей стоимости поставки. В свою очередь, доля определяется как отношение суммы аванса к полной стоимости поставляемых товаров/услуг.

Таким образом, на дату получения частичной предоплаты продавец осуществляет начисление налоговых обязательств по НДС и соответственно составляет и предоставляет покупателю НН на сумму авансового платежа. В графе 3 НН приводим полную номенклатуру подлежащих поставке товаров/услуг по договору (спецификации, счету и др.) с указанием дробного количества исходя из процента авансового платежа к общей стоимости поставки (часть оплаченного товара по каждой позиции). Короче говоря, в НН вписываем всю номенклатуру, подлежащую поставке, а количество каждой единицы указываем по проценту суммы полученной предоплаты в общей сумме поставки. Такой подход поддерживают контролеры (см. письма ГНАУ от 05.11.2009 г. № 11425/6/16-1515-16 и от 05.11.2009 г. № 24378/7/16-1517-16).

При последующей отгрузке отдельных единиц товаров (из полной номенклатуры поставки) продавец должен будет сравнить номенклатуру поставленных товаров с номенклатурой товаров, указанной в НН. В результате:

— в пределах полученной предоплаты — НДС не начисляется и НН не составляется;

— если объем фактически отгруженных товаров по отдельным позициям больше указанного в уже предоставленной покупателю НН, продавец осуществляет доначисление налоговых обязательств по НДС на те товары, которые поставлены в большем объеме. Соответственно он отдельно выписывает и предоставляет покупателю НН на остаток неоплаченной части стоимости отгруженных товаров с указанием номенклатуры и количества фактически отгруженных товаров исходя из процента неоплаченной суммы поставки. То есть в графе 3 НН указываем номенклатуру отгрузки, а в графе 6 — количество товара исходя из неоплаченной части поставки.

 

Роз- діл

Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати2))

Номенклатура товарів/послуг продавця

Код товару згідно з УКТ ЗЕД

Одиниця виміру товару/ послуги

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування ПДВ

Обсяги постачання (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками

Загальна сума коштів, що підлягає сплаті

основна ставка

нульова ставка

звільнення від ПДВ3

постачання на митній території України

експорт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

05032014

Виріб А

 

шт.

1,75

300,00

525,00

 

 

 

 

05032014

Виріб Б

 

шт.

2,45

400,00

980,00

 

 

 

 

05032014

Виріб В

 

шт.

2,80

250,00

700,00

 

 

 

 

05032014

Виріб Г

 

шт.

1,05

440,00

462,00

 

 

 

 

05032014

Виріб Д

 

шт.

3,15

1200,00

3780,00

 

 

 

 

Усього за розділом I

Х

Х

Х

Х

6447,00

 

 

 

6447,00

II

Зворотна (заставна) тара

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

III

Податок на додану вартість

Х

Х

Х

Х

1289,40

 

 

 

1289,40

IV

Загальна сума з ПДВ

Х

Х

Х

Х

7736,40

 

 

 

7736,40

Рис. 3. Фрагмент «предоплатной» НН на товары большой номенклатуры в случае, когда не уточняется, какая их часть оплачена

 

Роз- діл

Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати2))

Номенклатура товарів/послуг продавця

Код товару згідно з УКТ ЗЕД

Одиниця виміру товару/ послуги

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування ПДВ

Обсяги постачання (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками

Загальна сума коштів, що підлягає сплаті

основна ставка

нульова ставка

звільнення від ПДВ3

постачання на митній території України

експорт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

13032014

Виріб А

 

шт.

3,25

300,00

975,00

 

 

 

2795,00

13032014

Виріб Б

 

шт.

4,55

400,00

1820,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усього за розділом I

Х

Х

Х

Х

2795,00

 

 

 

II

Зворотна (заставна) тара

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

III

Податок на додану вартість

Х

Х

Х

Х

559,00

 

 

 

559,00

IV

Загальна сума з ПДВ

Х

Х

Х

Х

3354,00

 

 

 

3354,00

Рис. 4. Фрагмент НН на остаток неоплаченной части отгруженных товаров большой номенклатуры

 

После фактического исполнения договора поставки (осуществления поставки и оплаты всей номенклатуры по договору) в случае необходимости осуществляется корректировка количественных и стоимостных показателей к ранее выписанным налоговым накладным в порядке, установленном пп. 20 — 26 Порядка № 10.

Проследим на примере порядок заполнения НН в условиях данного варианта.

Пример 2. Примем за основу условия примера 1, но предположим, что покупатель 5 марта 2014 года перечислил предоплату в размере 35 % от общей суммы платежа, причитающегося по договору, — 7736,40 грн. Допустим также, что 13.03.2014 г. продавец отгрузил покупателю изделия А и Б на общую сумму 5160 грн.

На даты получения аванса (05.03.2014 г.) и отгрузки товаров (13.03.2014 г.) продавец составил отдельные НН: первую НН на сумму предоплаты — 7736,40 грн., вторую НН на остаток неоплаченной части стоимости отгруженных товаров — 3354,00 грн. (5160 грн. х 65 % : 100 %).

Фрагменты заполнения этих НН приведем на рис.3 и рис. 4 соответственно.

 

выводы


img 1
 
 
  • При заполнении графы 3 НН следует ориентироваться на предмет договора и «сопутствующие» ему документы — спецификации, счета и прочие документы, дающие возможность идентификации поставляемых товаров/услуг.

  • Если из «оплатных» документов видна номенклатура товаров/услуг, за которые осуществлена предоплата, то в НН достаточно вписать лишь те наименования товаров/услуг, стоимость которых покрывает сумма аванса.

  • В ситуации, когда из банковских документов не ясно, в оплату каких конкретно товаров/услуг поступил аванс, в НН указываем полную номенклатуру поставки, а количество — исходя из процента оплаты.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 14.01.2014 г. № 10.

  3. ОНК № 127 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам отражения в налоговом учете по налогу на добавленную стоимость отчетного периода налоговых накладных, выписанных в предыдущих периодах, и формирования на их основании налогового кредита, утвержденная приказом Государственной налоговой службы Украины от 16.02.2012 г. № 127.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше