Темы статей
Выбрать темы

О сроке выдачи разрешения на специальное водопользование

Редакция НиБУ
Письмо от 17.02.2014 г. № 1457/0/20-14

О сроке выдачи разрешения на специальное водопользование

Письмо Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 17.02.2014 г. № 1457/0/20-14

 

В связи с поступлением в адрес Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства многочисленных обращений от субъектов хозяйствования о предоставлении разъяснения о сроке выдачи разрешения на специальное водопользование сообщается следующее.

Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности утвержден Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI (далее — Перечень).

Так, пунктом 70 Перечня предусмотрено разрешение на специальное водопользование.

В соответствии со статьей 49 Водного кодекса Украины специальное водопользование осуществляется на основании разрешения.

Разрешение на специальное водопользование выдается:

Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями — в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;

органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями — в случае использования воды водных объектов местного значения.

Согласно пункту 4 Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321, разрешения выдаются органами, указанными в абзаце втором пункта 2 этого Порядка, в месячный срок со дня подачи в установленном порядке ходатайства, а органами, указанными в абзаце третьем этого пункта, — в установленные ими сроки.

В соответствии с частью первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о разрешительной системе) исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливается, в частности, срок выдачи или предоставления письменного уведомления об отказе в выдаче документа разрешительного характера.

На сегодняшний день Водным кодексом Украины срок выдачи соответствующего разрешения не установлен.

Согласно статье 41 Закона о разрешительной системе срок выдачи документов разрешительного характера составляет десять рабочих дней, если иное не установлено законом.

Представительский орган местного самоуправления рассматривает и принимает на пленарных заседаниях решения о выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулировании или отказе в выдаче документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности в течение месяца со дня получения от субъекта хозяйствования соответствующего заявления.

Таким образом, при выдаче разрешения на специальное водопользование необходимо применять требования Закона о разрешительной системе а именно:

10 дней в случае выдачи разрешения на специальное водопользование Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды;

30 дней в случае выдачи разрешения на специальное водопользование областными, Киевской и Севастопольской городскими советами.

Также отмечаем, что статьей 16610 Кодекса Украины об административных правонарушениях преду­смотрено, что нарушение разрешительным органом сроков выдачи документа разрешительного характера влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от тридцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, согласно статье 1 Закона о разрешительной системе принцип молчаливого согласия — это принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения соответствующего документа разрешительного характера, при условии, если субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо подали в установленном порядке заявление и документы в полном объеме, но в установленный законом срок документ разрешительного характера или решения об отказе в его выдаче не выдан или не направлен.

Частью шестой статьи 41 Закона о разрешительной системе предусмотрено, что в случае, если в установленный законом срок субъекту хозяйствования не выдан или не направлен документ разрешительного характера или решение об отказе в его выдаче, то через десять рабочих дней со дня окончания установленного срока для выдачи или отказа в выдаче документа разрешительного характера субъект хозяйствования имеет право проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности. Копия заявления (описи принятых документов) с отметкой о дате их приема является подтверждением подачи заявления и документов администратору или разрешительному органу.

Вместе с тем Министерство экологии и природных ресурсов Украины во исполнение пункта 66.2 Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2013 — 2014 годы «Обеспеченное общество, конкурентноспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины от 12.03.2013 г. № 128, разработан проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по приведению в соответствие с требованиями Законов Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об административных услугах», согласно которому предлагается установить, что срок выдачи разрешения на специальное водопользование или предоставление письменного уведомления об отказе в его выдаче составляет не более 30 дней со дня поступления заявления и соответствующих документов на рассмотрение.

коментарий редакции


img 1

Разрешение на спецводопользование: кто, кому и в какой срок выдает

 

Сбор за специальное использование воды, скажем честно, на сегодня не самый обременительный бюджетный платеж для большинства субъектов хозяйствования. К счастью, с 01.07.2012 г., после полуторалетнего эксперимента над всеми водопользователями, законодатель вернулся к «докодексной» практике взимания этого сбора. А это значит, что с указанной даты от обязанности его уплаты избавились те, кто использует воду «для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога». Приведенная норма сейчас содержится в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Таким образом, если вы относитесь к обозначенной выше категории счастливчиков — комментируемое сегодня письмо точно не для вас. А вот остальным, кого по роду своей производственной деятельности угораздило связаться со специальным водопользованием, этот документ (равно как и наш комментарий) может пригодиться. Причин тут несколько.

Во-первых, им необходимо иметь в виду, что специальное водопользование осуществляется на основании разрешения. В нем устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ.

Во-вторых, хотя требование о получении упомянутого разрешения прописано в Водном кодексе Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее — ВКУ), игнорировать его небезопасно прежде всего с налоговой точки зрения. Ведь при отсутствии у плательщика лимита использования воды, указанного в таком разрешении, сбор за спецводопользование взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате, в пятикратном размере (п. 327.3 НКУ). А это, согласитесь, достаточно веский повод, чтобы ознакомиться с основными тезисами письма Госпредпринимательства, опубликованного в этом номере, которое как раз и посвящено нюансам получения такого разрешения.

Итак, выдача разрешительного документа на спецводопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием необходимости в воде, согласованному с различными госорганами в зависимости от того, используются поверхностные или подземные воды либо водные объекты, отнесенные к категории лечебных.

При этом авторы письма подчеркивают: если вы используете воду из водных объектов общегосударственного значения*, выдать разрешение вам обязаны в течение 10 дней. Если же вы берете воду из местных источников, срок выдачи составляет 30 дней. О том, в какие именно органы следует обращаться в том и в другом случае, понятно из самого письма, поэтому отдельно останавливаться на этом не станем.

* Классификация водных объектов по критерию их значимости (общегосударственные или местные) приведена в ст. 5 ВКУ.

А как быть, если тот или иной разрешительный орган в указанные сроки не выдает необходимое разрешение либо не принимает решение с обоснованием отказа в его выдаче? Тогда вступает в силу так называемый принцип молчаливого согласия — через 10 рабочих дней со дня истечения установленных сроков вы можете считать, что разрешение у вас есть. Для подтверждения этих обстоятельств достаточно предъявить копию заявления с отметкой о дате принятия необходимых документов разрешительным органом.

И наконец, в-третьих, вам наверняка будет приятно узнать, что несмотря на изложенные выше «во-первых» и «во-вторых», разрешение на специальное водопользование должен получать лишь первичный водопользователь, т. е. первый поставщик воды. Это объясняется тем, что именно он имеет собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды, а значит, в соответствии со ст. 48 ВКУ осуществляет в данном случае непосредственное спецводопользование.

Вторичные водопользователи (в числе которых абоненты такого первичного водопользователя в пределах территории, которую он обеспечивает водоснабжением) не имеют таких сооружений и соответствующего оборудования для забора воды, а потому получать отдельное разрешение на спецводопользование не должны. Для вторичных водопользователей таким разрешением являются установленный в разрешении первичного водопользователя лимит использования воды и договор между ними. Отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется. Такой подход изложен в письме Минприроды от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33).

В завершение комментария нам остается лишь напомнить, что в соответствии с п. 328.7 НКУ одновременно с подачей налоговой декларации водосбора в налоговый орган подаются также копии разрешения на специальное водопользование (первичными водопользователями) и договора на поставку воды (вторичными водопользователями). Подробно с нюансами заполнения и предоставления «водной» отчетности вы можете ознакомиться в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 85.

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше