Темы статей
Выбрать темы

«Покой нам только снится…» (комментарий к приказу Минфина № 48)

Редакция НиБУ
Статья

«Покой нам только снится…»
(комментарий к приказу Минфина № 48)

Минфин «выдал на-гора» приказ № 48, которым внес изменения в целый ряд нормативных документов, регулирующих вопросы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Представляем всесторонний анализ положений этого циркуляра.

Татьяна Войтенко, налоговый эксперт

 

Прежде чем приступить к рассмотрению собственно изменений, внесенных приказом № 48 в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, заострим ваше внимание на следующих двух моментах:

1) новшества приказа № 48 заработали со дня его официального опубликования (п. 4 приказа № 48) — 18 марта 2014 года. Это означает, что при составлении финотчетности за I квартал 2014 года его предписания должны быть учтены;

2) в финансовой отчетности за 2013 год (предельный срок подачи которой органам статистики, к слову, истек 28 февраля текущего года) информацию о налоговых разницах приводить было не нужно (п. 2 приказа № 48). Но, насколько нам известно, никто этого и так не делал. По ходу уточним, что по нормам п. 46.2 НКУ плательщики налога на прибыль в составе финансовой отчетности, предоставляемой органам Миндоходов, временные и постоянные налоговые разницы вправе указывать по собственному усмотрению, а не в обязательном порядке.

А теперь к бухучетным нововведениям! Начнем, пожалуй, с тех, которые касаются большинства предприятий.

Счет 30: из «Кассы» в «Наличность»

Во всех бухучетных нормативах, где упоминается счет 30, его бывшее название «Касса» приказом № 48 заменено на «Наличность». Подправлены также субсчета этого счета.

Одновременно с этим предприятиям, где работают операционные кассы (продажа билетов, оплата услуг связи, обмен валюты и т. д.), надо иметь в виду, что соответствующие субсчета тоже переименованы. Выглядят субсчета счета 30 теперь так (см. табл. 1):

Таблица 1. Субсчета для учета наличности в кассе предприятия и операционной кассе

Код субсчета

Старое название субсчета

Новое название субсчета

301

Касса в национальной валюте

Наличность в национальной валюте

302

Касса в иностранной валюте

Наличность в иностранной валюте

303

Операционная касса в национальной валюте

Наличность в национальной валюте в операционной кассе

304

Операционная касса в иностранной валюте

Наличность в иностранной валюте в операционной кассе

 

Обратите внимание: переименование счета 30 никоим образом не сказалось на отражении учитываемых на нем наличных денежных средств в финансовой отчетности. Наличность в кассе предприятия по-прежнему показывается в строке 1165 «Гроші та їх еквіваленти» Баланса (Отчета о финансовом состоянии) формы № 1 с выделением по решению предприятия в дополнительной строке 1166 «Готівка». Забегая вперед, отметим, что в обновленные Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (форма № 1-м) и Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (форма № 1-мс) наличность также заносится в строку 1165. О переформатировании двух последних отчетов мы будем говорить чуть позже.

Сценическо-постановочные предметы — субсчет учета 112

Если раньше для учета стоимости сценическо-постановочных предметов Инструкцией № 291 предлагался субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы», то приказом № 48 Минфин обязал отражать ее на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

А что собственно поменялось в результате такой рокировки? — спросите вы. Отвечаем! Наравне с прямолинейным и производственным методами, применимыми для начисления амортизации прочих необоротных материальных активов, малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА) можно амортизировать еще двумя. А именно в первом месяце использования объекта МНМА:

1) в размере 50 % его амортизируемой стоимости и остальных 50 % амортизируемой стоимости в месяце его изъятия из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия критериям признания активом;

или

2) 100 % его стоимости.

Изменившийся подход Минфина к отражению стоимости сценическо-постановочных предметов вызван, на наш взгляд, стремлением «сблизить» бухгалтерский учет с налоговым. Ведь в налоговых целях расходы театрально-зрелищных предприятий на приобретение (изготовление) сценично-постановочных предметов стоимостью до 5 тыс. грн. не подлежат амортизации и полностью относятся к составу расходов за отчетный период (п. 144.2 НКУ). Поэтому, если предприятие для названных предметов установит стоимостной признак на налоговом уровне и применит метод амортизации 100 % стоимости в первом месяце их использования, то тождественность данных двух учетов будет обеспечена.

При этом заметьте: в случае изменения метода амортизации объекта МНМА с прямолинейного на метод начисления 100 % стоимости, списать на расходы остаточную стоимость такого объекта можно в месяце, следующем за месяцем таких изменений, а не в месяце принятия решения об изменении метода амортизации. Этот подход озвучен Минфином в письме от 25.07.2013 г. № 31-08410-07-27/22430.

Финансовые инструменты: субсчета для изменения стоимости

 

В вопросе учета доходов/расходов от изменения стоимости финансовых инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости, Минфин решил разграничить предприятия на тех, основной деятельностью которых является торговля ценными бумагами, и всех других. В зависимости от принадлежности вашего предприятия к той или иной группе применяются различные субсчета для учета последствий изменения балансовой стоимости финансовых инструментов. Определиться с субсчетом вам поможет табл. 2.

Таблица 2. Субсчета учета доходов/расходов от изменения стоимости финансовых инструментов

Показатель

Субсчет учета для:

торговцев ценными бумагами

других предприятий

Доход от изменения балансовой стоимости финансовых инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости

710 «Доход от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости»

740 «Доход от изменения стоимости финансовых инструментов»

Расходы от изменения балансовой стоимости финансовых инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости

940 «Расходы от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости»

970 «Расходы от изменения стоимости финансовых инструментов»

 

Попутно заметим, что доходы/расходы от изменения стоимости финансовых инструментов в Отчете о финансовых результатах (Отчете о совокупном доходе) по форме № 2 Минфин еще в конце прошлого года порекомендовал* отражать в зависимости от «ценнобумажного» статуса предприятия:

торговцам ценными бумагами: доходы — в статье «Інші операційні доходи» (стр. 2120) и дополнительной статье «Дохід від зміни вартості активів, які оцінюються за справедливою вартістю» (стр. 2121), расходы — в статье «Інші операційні витрати» (стр. 2180) и дополнительной статье «Витрати від зміни вартості активів, які оцінюються за справедливою вартістю» (стр. 2181);

неторговцам ценными бумагами: доходы — в статье «Інші доходи» (стр. 2240), расходы — в статье «Інші витрати» (стр. 2270).

* Согласно уточненным пп. 3.10, 3.13, 3.17, 3.20 Методических рекомендаций по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 28.03.2013 г. № 433.

Проценты по депозиту: равнение на срочность вклада

Напомним, что по условиям возврата вклады (депозиты)** подразделяются на:

— вклады (депозиты) по требованию, когда договором предусматривается их возврат вкладчику по первому требованию либо возможность осуществления платежей по распоряжению владельца счета;

— вклады (депозиты) срочные — по этому условию денежные средства либо банковские металлы размещаются на срок, установленный договором.

** Детальнее о налоговом и бухгалтерском учете банковских вкладов (депозитов) у предприятия-вкладчика читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 45, с. 17.

В зависимости от того, является вклад срочным или до востребования, Минфин классифицировал проценты по депозитам и определил приказом № 48 субсчета для их учета. Представим их для наглядности в табл. 3.

 

Таблица 3. Субсчета для учета процентов по депозитам

Показатель

Субсчет учета

Проценты по депозитным счетам до востребования

719 «Прочие доходы от операционной деятельности»

Проценты, полученные по срочным вкладам

733 «Прочие доходы от финансовых операций»

 

При таких обстоятельствах учитываемые на субсчете 719 суммы процентов в Отчете о финансовых результатах (Отчете о совокупном доходе) по форме № 2 подлежат отражению по строке 2180 «Інші операційні витрати», а на субсчете 733по строке 2250 «Фінансові витрати».

Финансовые расходы: капитализация

Не обошел своим вниманием приказ № 48 и П(С)БУ 31. Так, обновленный п. 7 П(С)БУ 31 уточняет: если заимствования непосредственно не связаны с созданием квалификационного актива, тогда в целях определения величины капитализируемых финансовых расходов в расчет принимаются средневзвешенные расходы на создание такого актива в течение тех периодов, в которых предприятием понесены финансовые расходы, соответствующие требованиям п. 5 П(С)БУ 31.

Если у предприятия имеются в наличии заимствования, непосредственно связанные и не связанные с созданием квалификационного актива, то для определения суммы финансовых расходов по займам, непосредственно не связанным с созданием такого актива, новая редакция п.п. 8.2 П(С)БУ 31 велит поступать следующим образом:

— вначале из средневзвешенного значения расходов (инвестиций), непосредственно связанных с созданием квалификационного актива, вычитаем сумму заимствований, специально полученных для создания квалификационного актива;

— после этого полученную величину умножаем на норму капитализации финансовых расходов по нецелевым займам.

Кроме прочего, вновь появившийся п. 15 П(С)БУ 31 ввел норму, предоставляющую возможность уменьшить (в порядке, установленном национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета) себестоимость квалификационного актива, если она превышает сумму ожидаемого возмещения (в части незавершенных капитальных инвестиций) или чистую стоимость реализации (в части запасов).

Подробно с вопросами, связанными с порядком отражения финансовых расходов, понесенных в связи с обслуживанием заемного капитала, в бухгалтерском (а значит, и в налоговом) учете предприятий-заемщиков, можно ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 20.

Сокращенная и Упрощенная финотчетность: перезагрузка

Первое, на что сразу обратим внимание, это уточнение приказом № 48 круга субъектов, отчитывающихся с применением установленных П(С)БУ 25 финотчетных форм. Напомним, что п. 2 разд. I П(С)БУ 25 предусматривает подачу двух комплектов отчетов:

— Финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м) — назовем его Сокращенный финотчет;

— Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс) — назовем его Упрощенный финотчет.

Покажем на схеме, кто составляет эти отчеты.

 

img 1

Круг субъектов, которые составляют «малую» финотчетность

 

Поясним, в чем же собственно состоят различия в сравнении с прежними правилами. Первым делом вспомним, что до внесения изменений в п. 2 разд. I П(С)БУ 25 Упрощенный финотчет вправе были подавать две категории предприятий:

1) «нулевики», т. е. субъекты малого предпринимательства, уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке согласно п. 154.6 НКУ и применяющие упрощенный бухучет доходов и расходов;

2) плательщики единого налога группы 4.

Так вот, теперь вместо узкой категории «единщиков» группы 4 в разряд обязанных составлять Упрощенный финансовый отчет попали все «субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые соответствуют критериям микропредпринимательства». Последними, подчеркнем, являются юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых:

1) среднее количество работников за календарный год не превышает 10 человек;

2) годовой доход от любой деятельности не превышает 2 млн евро (в гривневом эквиваленте по среднегодовому курсу НБУ).

То есть отныне составлять финотчетность с применением форм № 1-мс и № 2-мс вправе не только «нулевики» и единоналожники группы 4, но и любые другие субъекты микропредпринимательства вне зависимости от избранной системы налогообложения и принадлежности к определенной группе плательщиков единого налога.

Иначе говоря, это могут быть как плательщики налога на прибыль по основной ставке, так и единоналожники — юрлица какой-либо из групп (4 или 6)

Одно-единственное и главное условие — надо вписываться в микропредпринимательские критерии. Особо заметьте: «нулевики» и субъекты микропредпринимательства по-прежнему обязаны подавать соответствующим органам годовую финансовую отчетность в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс) не позднее 28 февраля следующего за отчетным года.

Следующее крайне важное изменение, внесенное приказом № 48 в П(С)БУ 25, — это изложение в новой редакции форм Финансового отчета субъекта малого предпринимательства и Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства. Строки упомянутых отчетов имеют теперь четырехзначную кодировку.

Особо отметим: П(С)БУ 25 не предлагает перечня дополнительных статей финотчетности. Проще сказать, Сокращенный и Упрощенный финотчеты не предполагают вписывания каких-либо строк. Единственная из дополнительных статей полной финотчетности «Готова продукція» (стр. 1103) изначально занесена в форму № 1-м в виде справочной, как «в тому числі готова продукція» из строки 1100 «Запаси».

Назовем отдельные нюансы заполнения «малой» финотчетности:

1. В строке 1020 «Довгострокові біологічні активи» формы № 1-м приводится справедливая стоимость долгосрочных биологических активов. Если же указанные активы учитываются по первоначальной стоимости, то тут отражается их остаточная стоимость, которая включается в итог баланса. То есть первоначальная стоимость и накопленная амортизация отдельно в форме № 1-м больше не показываются.

2. В строке 1125 «Дебіторська заборгованість за товари, роботи, послуги» формы № 1-м, равно как и в ее строке 1155 «Інша поточна дебіторська заборгованість», отражается скорректированная на резерв сомнительных долгов (нетто) соответствующая дебиторская задолженность.

3. Подобно Балансу (Отчету о финансовом состоянии) по форме № 1 в строке 1136 формы № 1-м отдельно выделяется дебиторская задолженность по налогу на прибыль, а в строке 1621 соответственно — текущая кредиторская задолженность по налогу на прибыль.

4. В п.п. 2.12 разд. ІІ и п.п. 1.5 разд. ІІІ П(С)БУ 25 теперь присутствует четкое указание на необходимость отражения электронных денег в строке 1165 «Гроші та їх еквіваленти» форм № 1-м и № 1-мс. К слову сказать, определение термина «электронные деньги» позаимствовано в П(С)БУ 25 из Инструкции № 291.

В остальном, полагаем, трудностей с заполнением форм № 1-м, № 2-м и № 1-мс, № 2-мс возникать не должно, поскольку в П(С)БУ 25 приведены достаточно подробные пояснения к содержанию их статей.

Бесплатная передача (с баланса на баланс) госпредприятиями

Ввиду издания приказа № 48 пополнился новыми абзацами п. 3 разд. III Положения № 1213. В них даны указания насчет отражения в бухучете государственными (казенными) и коммунальными предприятиями бесплатной передачи (с баланса на баланс) активов. Однако, предложенные в обновленном п. 3 разд. III Положения № 1213 записи могут быть осуществлены при условии, что:

1) такие активы были получены предприятием ранее для формирования уставного капитала по решению органа, уполномоченного управлять гос­имуществом, или органа местного самоуправления;

2) соответствующие изменения в уставные документы внесены не были.

Если выдвигаемые требования соблюдаются, тогда предприятие делает записи, представленные в табл. 4.

Таблица 4. Бесплатная передача (с баланса на баланс) активов госпредприятием

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Отражена сумма износа бесплатно переданных (с баланса на баланс) объектов, ранее полученных для формирования уставного капитала

13

счета активов

Одновременно на сумму износа уменьшен прочий дополнительный капитал и увеличена нераспределенная прибыль

425

441

2

Отнесена в уменьшение прочего дополнительного капитала остаточная стоимость бесплатно переданных объектов

425

счета активов

 

Другие изменения

1. Определение понятия «справедливая стоимость», данное в п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства», теперь созвучно с приведенным в п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий». То есть справедливая стоимость — это сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.

2. Устранена неточность, содержавшаяся в п. 14 П(С)БУ 11 «Обязательства», в части исчисления суммы обеспечения на выплату отпусков работникам — при расчете коэффициента резервирования обязательно должны учитываться также отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование (т. е. ЕСВ). Об этом сейчас как раз присутствует оговорка.

3. В п. 4 разд. III П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность» возвращено требование о необходимости отражения в Отчете о финансовых результатах (Отчете о совокупном доходе) единого показателя, содержащего наряду с прибылью (убытком) от переоценки необоротных активов, группы выбытия, которые образуют прекращенную деятельность и оцениваются по чистой стоимости реализации, прибыль (убыток) от прекращенной деятельности после налогообложения.

4. Незначительным коррективам подверглось приложение 3 к НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». В частности, перечень дополнительных статей финотчетности пополнился новой строкой 2123 «Дохід від використання коштів, вивільнених від оподаткування».

5. Приведены в соответствие с Балансом (Отчетом о финансовом состоянии) «отсылочные» к нему строки Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5).

6. В описании счетов 70 «Доходы от реализации», 71 «Прочий операционный доход», 74 «Прочие доходы» слова «акцизного сбора» заменены на «акцизного налога». Точно так же во всех корреспонденциях по тексту Инструкции № 291 название счета 66 приведено в актуальное состояние — «Расчеты по выплатам работникам».

Это все, о чем мы хотели рассказать вам сегодня. Не забудьте учесть нововведения приказа № 48 при составлении финотчетности за I квартал 2014 года!

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Приказ № 48 — приказ Министерства финансов Украины от 08.02.2014 г. № 48 «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету».

  3. П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39.

  4. П(С)БУ 31 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2006 г. № 415.

  5. Положение № 1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213.

  6. Инструкция № 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше