Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Может ли предприниматель делегировать право подписи?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Может ли предприниматель делегировать право подписи?

Я — частный предприниматель на общей системе налогообложения. В трудовых отношениях со мной находятся несколько работников. Могу ли я делегировать им право подписи на договорах, в отчетности, налоговых накладных и прочих документах? Если да, то как?

(г. Полтава)

 

Предприниматель вправе это сделать. Вот только способ такого делегирования может отличаться в зависимости от того, на каком документе будет проставлена подпись. Сейчас поясним, но перед этим условимся: человек, которому делегировано право подписи, должен проставить ее напротив своих Ф. И. О. То есть категорически нельзя допускать, чтобы в договоре, к примеру, указывалось «Приватний підприємець Іванов І. І.», а напротив стояла подпись Петрова (того лица, кому делегировано право подписи).

Многие об этом, к сожалению, забывают. Но вернемся к основному вопросу. К ответу на него потенциально есть два подхода: (1) поручить работнику выполнять указанные функции в рамках трудовых отношений; (2) выписать доверенность в рамках отношений представительства. Давайте посмотрим, какой из них предпочтительнее.

Начнем с поручения в рамках трудовых отношений. В процессе выполнения трудовых обязанностей работник действует в интересах и от имени работодателя. Доверенность для этого не нужна. В законодательстве это правило зафиксировано только в части юрлиц (ч. 1 ст. 92, ч. 3 ст. 237 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, далее — ГКУ), но оно должно действовать и для физлиц-работодателей. Это подтверждают, как минимум, два факта:

1) в данном вопросе физлиц-работодателей и юрлиц Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. не разделяет;

2) к предпринимательской деятельности физлиц, по общему правилу, применяются нормы, регулирующие деятельность юрлиц (ч. 1 ст. 51 ГКУ).

Таким образом, на первый взгляд, предприниматель вправе поручить своим приказом работнику подписывать любые документы. Более того, даже отдельный приказ для этого можно не издавать: ведь обязанности работника фиксируются, в частности в его должностной инструкции*.

* Если предприниматель ее не разрабатывал, то при определении перечня обязанностей конкретного работника нужно использовать сведения, зафиксированные в трудовом договоре, и/или соответствующие справочники квалификационных характеристик.

Но, увы, данный вариант подходит только для тех случаев, когда в законодательстве нет специальных требований к подписанию документов. Что это за требования? Давайте посмотрим на них в разрезе самых «популярных» документов.

Договоры. Как мы уже говорили, к предпринимательской деятельности физлиц применяются нормы, регулирующие деятельность юрлиц. При этом ч. 2 ст. 207 ГКУ указывает: от имени юрлица сделку подписывают лица, уполномоченные на это его учредительными документами, доверенностью, законом или прочими актами гражданского законодательства (ч. 2 ст. 207 ГКУ). В этом ключе для предпринимателя самым подходящим является вариант с доверенностью.

Платежные документы. Одним из реквизитов платежных документов, в частности платежного поручения, является подпись плательщика. В данном поле проставляется подпись ответственного лица, уполномоченного распоряжаться счетом и образец подписи которого соответствующим образом заявлен банку. В связи с этим напомним: при открытии текущего счета предприниматель заполняет, в частности, карточку с образцами подписей (пп. 3.4 и 18.18 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, далее — Инструкция № 492). В ней указываются в том числе и образцы подписей доверенных лиц. Предприниматель вправе делегировать доверенному лицу право на использование своего счета и после его открытия. Но что это за лица? Исходя из текста Инструкции № 492, им может быть кто угодно, в том числе и не работник. Главное, чтобы его полномочия подтверждались нотариально удостоверенной доверенностью (п. 5.6 Инструкции № 492).

Но заметьте: п. 18.18 Инструкции № 492 позволяет говорить, что и доверенность нужна не всегда. Когда предприниматель открывает счет, он может привести с собой доверенных лиц, образцы подписей которых заносятся в соответствующую карточку. В данном случае банк требует от них не доверенность, а паспорт (иной документ, подтверждающий личность) и учетную карточку налогоплательщика.

Иски. Для защиты своих прав и интересов порой приходится обращаться в суд. Предположим, что иск подается в общий суд. Подписать его вправе не только истец, но и представитель (ч. 3 ст. 119 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV, далее — ГПКУ). Вот только для физлица, в том числе предпринимателя, полномочия такого представителя (кроме законных представителей и представителей-адвокатов) могут подтверждаться лишь удостоверенной надлежащим образом доверенностью (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 42 ГПКУ). Это значит, что поручить подписать иск без использования доверенности в данном случае не выйдет.

Если предприниматель спорит с налоговиками или другими государственными органами, ситуация не изменится. В подобном случае полномочия представителя придется подтверждать договором и доверенностью (ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV).

В рамках хозяйственного процесса полномочия представителя предпринимателя подтверждаются доверенностью, удостоверенной нотариально (п. 1.8 постановления пленума ВХСУ от 26.12.2011 г. № 8).

Налоговая отчетность. Налоговая декларация, поданная от имени физлица-предпринимателя, должна подписываться лично им или его законным представителем (п. 48.5.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ). При этом законными представителями являются, как правило, родители/усыновители/опекуны (ст. 242 ГКУ). В то же время п. 19.2 НКУ сообщает, что для налоговых целей представителями могут быть и лица, действующие по доверенности. Контролеры отдают приоритет именно этой норме (см. подкатегорию 135.02 БЗ) — даже несмотря на то, что подобный подход противоречит упомянутому п.п. 48.5.2 НКУ. Главное при этом помнить: доверенность, выданную физлицом-предпринимателем, придется нотариально удостоверить (об этом вы можете прочитать в п. 19.2 НКУ и названной выше консультации). Вместе с тем о возможности подписать и подать декларацию физлица-предпринимателя его работником контролеры ничего не сказали. Конечно, это не значит, что поступать подобным образом нельзя, но такие действия однозначно попадут в зону риска. Тем более, что для юрлиц правила подписания декларации прописаны шире (п.п. 48.5.1 НКУ), чем для физлиц-предпринимателей* (п.п. 48.5.2 НКУ).

* Декларацию юрлица должны подписать руководитель или уполномоченное лицо, а также лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета.

Налоговая накладная. С налоговой накладной ситуация складывается похожим образом. Напомним: ее должно подписать лицо, уполномоченное плательщиком на осуществление поставки товаров/услуг** (п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Миндоходов от 14.01.2014 г. № 10, далее — Порядок № 10). Каким документом пользоваться для подобного уполномочивания Порядок № 10, как и его предшественники, не уточняет. Этот пробел заполнили миндоходовцы: они сообщили, что налоговую накладную должно подписывать лицо, уполномоченное на это учредительными документами, доверенностью, законом или прочими актами гражданского законодательства (см. подраздел 101.19 БЗ). Как видите, в рамках этой консультации в части физлиц-предпринимателей «уполномоченным» может считаться только то лицо, которое действует по доверенности. В связи с этим, если налоговую накладную подпишет работник без доверенности, высока вероятность того, что налоговики ее не признают. Для тех же, кто решит рискнуть, заметим: прямых законодательных запретов на это нет. Тем более, что упомянутое в п. 18 Порядка № 10 правило подписи налоговой накладной сформулировано очень широко.

** С новшествами в форме налоговой накладной и порядке ее составления вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 14, с. 21.

Подведем итог. По общему правилу ничто не запрещает физлицу-предпринимателю уполномочить своих работников на подпись документов собственным приказом. Но этот подход можно использовать только в тех случаях, когда законодательство не устанавливает специальных требований: в частности, требования об обязательном составлении доверенности.

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше