Темы статей
Выбрать темы

Как привлекать средства в условиях финансового кризиса

Редакция НиБУ
Статья

Как привлекать средства в условиях финансового кризиса

«Деньги любят тишину и счет»

Народно-банковое

Несмотря на все перипетии, постигшие в текущем году политическую и экономическую жизнь Украины, эта жизнь не останавливается. И в условиях, когда ряд банков (и других финучреждений) испытывает финансовые трудности и сворачивает свои кредитные портфели, субъекты хозяйствования прибегают к альтернативным источникам кредитования. Ибо конкретный реципиент-бизнес без финансовых вливаний в его хозартерии может потихоньку (а то и быстро) «отдать концы», что процветанию экономики отнюдь не поспособствует. Поэтому сегодня мы рассмотрим варианты небанковского финансирования бизнеса (пополнения оборотных средств СПД) в нынешних непростых условиях.

Алексей Павленко, налоговый эксперт

 

В то время, когда банки либо вообще не кредитуют субъектов хозяйствования, либо предоставляют кредиты на весьма кабальных условиях, СПД на практике задействуют иные рычаги для финансирования своей хозяйственной деятельности. К счастью, средства для этих целей пока имеются не только у банков.

Далее мы рассмотрим несколько таких вариантов привлечения финансовых средств из небанковских источников. Основное внимание уделим собственно схемам финансирования. В части же налогообложения будем описывать только принципиально значимые моменты.

При этом (независимо от видов оформления договорных отношений) в своем повествовании мы будем именовать сторону, предоставляющую деньги, «кредитором», а сторону, привлекающую средства, — «заемщиком». Сразу заметим, что финансирование может осуществляться «кредитором» не обязательно непосредственно на счет/в кассу «заемщика», но и путем оплаты напрямую третьим лицам задолженностей «заемщика».

Заем у физического или юридического лица

Общеизвестный и наиболее распространенный/популярный в народе «небанковский» способ привлечения финансовых ресурсов — это заем. Поэтому мы поговорим о нем подробнее, чем о других видах привлечения денежных средств.

Юридические основы договора займа содержатся в статьях 1046 — 1053 ГКУ.

Заем может быть процентным и беспроцентным. По общему правилу (ст. 1048 ГКУ) заем должен быть платным, т. е. процентным.

Поэтому если стороны решили остановиться на беспроцентном займе, то должны прямо оговорить это в договоре. Если же такой оговорки нет, то по умолчанию проценты по займу должны исчисляться в размере учетной ставки НБУ.

Здесь также отметим, что процентный заем могут предоставлять не только юридические, но и физические лица, и независимо от того, являются ли они финансовыми учреждениями. Такова позиция судов, резюмированная в п. 8 письма ВССУ от 27.09.2012 г. № 10-1390/0/4-12, где сказано, что процентные зай­мы, предоставляемые юрлицами, не являющимися финансовыми учреждениями, и физлицами не подпадают под действие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664. То есть предоставление процентных займов такими лицами не требует получения специального разрешения.

Справедливости ради отметим, что Миндоходов такой подход судов не разделяет (см. его письмо от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 9). Впрочем, самое страшное, что из этого может последовать, — это попытка непризнания фискалами сумм процентов по займам в налоговых расходах заемщика. Это, на наш взгляд, незаконно, и, надеемся, суды здесь будут на стороне плательщиков (не исключается также и попытка налоговиков признать такой договор недействительным с требованием его досрочного расторжения и возврата заемных средств).

При осуществлении займов также следует помнить, что, начиная со 150000 грн., можно угодить под финмониторинг. Перечень таких («стартующих» от 150000 грн.) операций см. в ст. 15 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. № 249-IV. Там, в частности, упомянуто:

— зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;

— зачисление средств на текущий счет (или списание средств со счета) ФЛП, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или когда операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия.

Поэтому, если вы не хотите попасть под финмониторинг, то не вносите сразу всю сумму наличного займа от физлица (когда она равна или больше 150000 грн.), а вносите ее несколькими суммами, не превышающими упомянутую предельную. Либо если все-таки внесли — выждите пару дней, а затем их расходуйте.

Теперь о наличных ограничениях. Здесь отметим, что если заем вы берете у СПД (хоть юр-, хоть физ-), то в кассу или в предпринимательский «карман» можно принять сумму только в пределах 10000 грн. в день. Если же заем предоставляет физическое лицо, то это ограничение не применяется.

Что касается другого ограничения — 150-тысячного, то, по нашему мнению, оно на такие операции не распространяется. Причина в том, что передача займа не является расчетом за товары, работы или услуги (как бы широко НБУ такие расчеты ни трактовал). Аналогичным образом высказались и налоговики (см. консультацию в БЗ, подкатегория 109.13). О широте «захвата» расчетных операций данным наличным ограничением см., например, в письме НБУ от 24.01.2014 г. № 11-116/3159 (и в редакционном комментарии к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 12). В этом письме банкиры прямо указали, что наличные займы подпадают также и под «150-тысячное» ограничение.

И хотя, на наш взгляд, это незаконно, все-таки, когда сумма займа превышает 150 тыс. грн. наличными, лучше разбить ее выдачу на несколько дней.Чтобы дневная выдача не превышала упомянутый предел. .

Подробнее о наличных ограничениях, касающихся займов, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 44.

Обращаем внимание на то, что вопросы финмониторинга и наличных ограничений могут быть актуальными и в отношении иных вариантов небанковского финансирования бизнеса, перечисленных нами ниже

Что касается налогообложения заемных операций, то при беспроцентном займе он будет облагаться по схеме, предусмотренной для обложения возвратной финпомощи* (см. п.п. 135.5.5 НКУ — для заемщиков из числа общесистемщиков и ст. 292 НКУ — для заемщиков-единщиков**).

* Как правило, заем — это финансирование «в себя», то есть непосредственно «реципиенту» (на счет/в кассу самого заемщика). Но отметим также, что заем может быть и финансированием «на сторону». То есть сумму займа не обязательно загонять на счет/в кассу заемщика — можно в договоре сразу оговорить, что заимодатель («кредитор») осуществит перечисление денег по указанным заемщиком реквизитам и основанию. В такой ситуации смелый плательщик может по формальным признакам утверждать, что такая сумма в понимании НКУ не является возвратной финпомощью (см. определение возвратной финпомощи в п.п. 14.1.257 НКУ, где речь идет о сумме денег, «поступившей налогоплательщику в пользование»). К сожалению, этот аргумент небезукоризненный, налоговики наверняка будут рассматривать эти средства как возвратную финпомощь.

** У них заем, возвращенный в пределах 12 месяцев с момента получения, в доход не включается.

Это главное из того, что мы хотели напомнить читателям в отношении договоров займа. А подробнее — о юридических аспектах договоров займа, налогообложении и бухгалтерском учете операций в рамках таких договоров — вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 35.

Всевозможные нюансы налогообложения возвратной финпомощи рассматривались нами также в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 87, с. 8.

Теперь поговорим о некоторых способах финансирования «на сторону» (т. е. когда «кредитором» производится оплата долгов «заемщика» третьим лицам). Но при этом сразу предупредим: хотя экономически можно говорить о финансировании кредитором заемщика, в юридическом и налоговом смысле изложенные ниже операции никакого отношения к договору займа (или возвратной финансовой помощи) не имеют.

Поручительство

По договору поручительства (см. ст. 553 — 559 ГКУ) привлечение оборотных средств непосредственно на счет «заемщика» не производится, деньги идут прямо в оплату его долгов.

Фактически при использовании для финансирования договора поручительства роль «кредитора» играет поручитель, а роль «заемщика» — должник по конкретному договору, обязательство по которому обеспечивается поручительством

Но при этом сам договор поручительства заключается поручителем не с должником, а с его поставщиком (подрядчиком).

img 1Поручительство является возмездной операцией, так как после оплаты долга поручитель приобретает права кредитора. То есть «заемщик» обязан ему возместить основную сумму долга. Если услуги по такому «поручительному» финансированию будут платными (а поручитель на это имеет право — см. ст. 558 ГКУ), то между поручителем-«кредитором» и должником-«заемщиком» должно быть отдельное соглашение, определяющее размер и условия выплаты поручителю вознаграждения. Если же эти услуги будут бесплатными, то налоговики могут поднять вопрос о бесплатном предоставлении услуг «заемщику». Хотя определить обычную цену таких услуг в условиях действия обновленной ст. 39 НКУ им вряд ли удастся.

Заметим, что возможность обеспечения поручительством своевременного перечисления предоплаты по договору законодательно не ограничивается. По сути это и будет финансированием заемщика, желающего приобрести товар, но не имеющего для этого средств (если продавец отгружает только по предоплате).

Тем не менее к кредитованию в рамках договора поручительства лучше прибегать в ситуациях, когда у «заемщика» уже имеется реальный долг за полученные им товары (работы, услуги).

Дело в том, что тех в ситуациях, когда поручителем перечисляется предоплата за должника, налоговики могут предъявить претензии к последнему в отношении налогового кредита по НДС. Ведь дата НК, когда первое событие — предоплата, привязана НКУ к дате списания средств со счета плательщика — что в этом случае формально не соблюдается (разу­меется, что в такой ситуации налоговая накладная должна выписываться поставщиком на должника в момент получения оплаты, хотя это и не очень соответствует п.п. «а» п. 187.1 НКУ, предусматривающему получение денег именно от покупателя). В качестве контр­аргумента можно утверждать, что здесь должна сработать вторая дата возникновения налогового кредита — получение товаров от поставщика, подтвержденных налоговой накладной. Однако все же советуем уходить от этих скользких ситуаций img 2

О других «поручительных» проблемах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 18, с. 37. В частности, там мы указывали, что Госфинуслуг разрешила юридическим лицам — нефинансовым учреждениям предоставлять услуги по поручительству. Что касается физлиц-непредпринимателей, то, по нашему мнению, нормы Закона о финансовых услугах на них вообще не распространяются (следует из п. 1 ст. 5 Закона). Если же поручительство предоставляется бесплатно, то оно вообще не может считаться фин­услугой.

Перевод долга. Возложение обязательства на третье лицо

Так же, как и договор поручительства, соглашение о переводе денежного долга (ст. 520 — 521 ГКУ) или возложение денежного обязательства по договору на третье лицо (ст. 528 ГКУ) можно применять в тех ситуациях, когда необходимо оплачивать долг(и) «заемщика».

В соглашении о переводе долга новый должник (он же «кредитор») примет на себя обязательство по оплате долга первоначального должника («заемщика»). Условия такого финансирования (возмездность основной суммы долга, вознаграждение за оплату долга и т. п.) желательно оговорить в письменном соглашении о переводе долга. Помимо всего прочего, эти моменты влияют на учет (в том числе налоговый) таких операций.

Перевод долга производится только с согласия кредитора (ст. 520 ГКУ), причем желательно — тоже письменного.

Возложение исполнения денежного обязательства должником на третье лицо (которое, отметим, производит такое исполнение от своего имени, а не от имени должника) оговорено в ст. 528 ГКУ. Его желательно оговорить в основном договоре. Хотя такое в нормативах прямо и не установлено. Ведь, в отличие от перевода долга, должник в такой ситуации, невзирая на «готовность» третьего лица выполнить обязательство, не перестает считаться по этому договору должником (по крайней мере, до того момента, пока обязательство не будет выполнено). Отношения же между гасящим долг третьим лицом и должником по такому договору желательно урегулировать отдельным соглашением, из которого будут видны условия такой оплаты долга.

Подробно о таких видах соглашений, их налоговом и бухгалтерском учете читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 56, с. 19, 32 (но учитывайте при этом изменения в налоговой области, привнесенные НКУ), а также — 2012, № 51, с. 33 (там, в частности, мы указывали на то, что перевод долга не является финансовой услугой).

Подотчет

Одним из видов скрытого финансирования физическим лицом (работником) своего предприятия является расходование работником собственных средств на нужды предприятия с последующим представлением авансового отчета и компенсацией такому работнику израсходованных средств по истечении некоторого времени.

Но при проведении таких трат в интересах предприятия следует помнить об ограничениях в наличных расчетах — ведь подотчетное лицо хоть и рассчитывается собственными средствами, но делает это от имени предприятия. Поэтому такому работнику не следует превышать дневной расчет наличными с одним СПД в сумме 10000 грн.* либо вносить «запредельные» суммы наличных в кассу банка для перечисления средств на счет СПД-получателя (в том числе — в кассу банка, где этот СПД обслуживается). Все документы (включая и налоговые накладные) при таких расчетах за счет подотчетника также должны быть оформлены на имя предприятия (чтобы не было проблем с расходами в налоговом учете и с НК по НДС).

* А если «подотчетник» будет рассчитываться наличными с обычными физлицами — то не превышать предельные 150 тыс. грн. в день.

Положительным моментом в таком «подотчетном» финансировании является уход (в отличие от займа) от налогообложения по схеме возвратной финпомощи.

Кроме того, выплату задолженности по авансовому отчету физлицу-кредитору можно отсрочить аж «до царя Панька». Дело в том, что срок исковой давности в отношении задолженностей по авансовым отчетам можно регулировать.

Поскольку на такие отношения распространяется действие не КЗоТ, а ГКУ, то в отношении такой задолженности должен применяться общий срок исковой давности в три года.

И тут возникает вопрос, с какой даты этот срок начинает течь

Ответ на него, на наш взгляд, можно найти в совокупности норм части 2 ст. 530 и части 5 ст. 261 ГКУ. То есть 3 года следует считать с момента, когда подотчетное лицо (желательно, письменно) затребует возврата долга. Наши выводы можно подтвердить, например, письмом Минтруда и соцполитики от 10.08.2009 г. № 193/06/186-09, в котором авторы указывали, что срок компенсации предприятием под­отчетному работнику расходов, понесенных сверх выданной ему под отчет наличности, действующим законодательством не установлен. Аналогичного мнения придерживается и Миндоходов (см. письмо Министерства доходов и сборов Украины от 01.10.2013 г. № 4878/Т/99-99-17-02-01-14 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 93, с. 3).

Поэтому для определения момента начала течения срока исковой давности работник должен обратиться к работодателю с требованием о возврате ему понесенных расходов.

Векселя

Если нет средств, можно оформить задолженность за полученные товары (работы, услуги) простым векселем и отстрочить расчет.

А можно привлечь денежные средства при помощи векселей, в том числе путем оплаты долгов «заемщика». Варианты привлечения могут быть самыми разными. Мы же, как пример, приведем наипростейший.

Когда финансирование должно быть «на сторону» (т. е. путем оплаты долгов «заемщика»), то для целей кредитования можно использовать также и переводный вексель (тратту). По такому векселю «кредитор» будет выступать трассатом (плательщиком по векселю), а «заемщик» — трассантом (векселедателем). На момент выдачи переводного векселя трассат должен иметь перед трассантом обязательство, сумма которого должна быть не меньше, чем сумма платежа по векселю. Обратите внимание: речь идет об обязательстве, а не исключительно о задолженности (то есть может быть достаточно просто наличия договора, согласно которому трассат обязуется исполнить в пользу трассанта обязательство на соответствующую сумму…)

Для наглядности изобразим на схеме простую ситуацию финансирования «на сторону» переводным векселем:

 

img 3

Схема финансирования переводным векселем

 

Если же необходимо финансирование — «в себя» (т. е. средства должны поступить непосредственно «заемщику»), то «кредитор» будет приобретателем (индоссантом) или плательщиком (трассатом), а «заемщик» — продавцом или предъявителем такого векселя (индоссатом) — в зависимости от того, «куда-кому» необходимо гнать деньги.

ЦБ-акциз с определенных вексельных операций согласно п.п. 213.2.4 НКУ уплачиваться не должен.

В этой связи напомним читателям, что на этот счет писало Миндоходов в письме от 10.09.2013 г. № 10807/6/99-99-19-04-03-15.

Налоговики указали, что операции по выдаче, учету и погашению векселей не являются объектом обложения ЦБ-акцизом в соответствии с п.п. 213.2.4 НКУ

Однако, по мнению налоговиков, операция индоссамента (передачи векселя) является объектом обложения ЦБ-акцизом согласно п.п. 213.1.7 НКУ, поскольку такая операция предусматривает переход прав собственности на ценную бумагу к другому лицу. Такие операции облагаются налогом по ставке 1,5 процента от суммы операции по продаже ценных бумаг вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре в соответствии с п.п. 2151.1.4 НКУ.

Подробнее о различных аспектах операций с векселями, в том числе и процентными векселями (включая их налоговый и бухгалтерский учет), читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 22 (при этом делайте поправку на изменение налоговых правил после вступления в силу НКУ). О налоговом учете операций с ЦБ (в том числе векселями) см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 22.

Далее приведем еще несколько способов финансирования «в себя».

Факторинг, уступка требования

Привлечение денежных средств путем использования договора факторинга (гл. 73 ГКУ), а также до­говора уступки права требования долга (ст. 512 — 519 ГКУ) удобно проводить в ситуации, когда у «заемщика» имеется дебиторская задолженность. То есть когда либо он дал покупателю приличную отсрочку платежа, а затем попал в финансовую «халепу», либо сроки оплаты задолженности его дебитором уже прошли (уступка — для «выбивания»/продажи уже просроченных долгов)*.

* Обратите внимание: если первый кредитор — единоналожник и задолженность возникла в ходе отгрузки товара, то рекомендуем расчет от нового кредитора получать в денежной форме (подробнее см. статью «Единоналожник переуступает свое право требования и зачитывает компенсацию по такой уступке: есть ли неденежный расчет?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 34, с. 38).

В таком случае фактор/новый кредитор прокредитует первоначального кредитора («заемщика»), а вознаграждение за такое финансирование он получит в виде дисконта с суммы задолженности, уступаемой ему первоначальным кредитором.

Обложение налогом на прибыль операций по таким договорам регулирует п. 153.5 НКУ. В общем случае первоначальный кредитор включает в расходы сумму задолженности, а в доходы — сумму компенсации за уступленное право требования. У нового кредитора в налоговом учете при погашении (или дальнейшей уступке) требования превышение затрат над доходами не учитывается, в доходы включается только сумма превышения поступления от должника (или от следующего кредитора) над суммой, уплаченной новым кредитором первоначальному кредитору. Если объектом факторинга являются валютные ценности (а также ценные бумаги, в том числе компенсационные бумаги (сертификаты), инвестиционные сертификаты, ипотечные сертификаты с фиксированной доходностью, операции по уступке права требования по обеспеченным ипотекой кредитам (займам), жилищные чеки, земельные боны и деривативы), НДС такие операции не облагаются (на основании п.п. 196.1.5 НКУ). На практике эту норму распространяют и на уступку права требования. То есть когда уступается денежный долг — НДС нет. Если же речь идет об уступке товарного долга за деньги, то отбиться от НДС можно с помощью того же п.п. 196.1.5 НКУ, который позволяет не облагать НДС операции по торговле за денежные средства или ценные бумаги долговыми обязательствами.

Подробно о факторинговых операциях, в том числе о налогообложении, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 6 с. 32 и № 8, с. 39. О налогообложении уступки требования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 79, с. 19.

Договор комиссии (поручения) на покупку

Финансирование таким (слегка завуалированным) способом может осуществляться, например, по договору комиссии на приобретение. Если стороны — плательщики НДС, то товар/услуги должны быть либо освобождены от налогообложения, либо не являться объектом обложения НДС (например, роялти, книги украинского производства, etc)**. В противном случае с перечисленных сумм появится НДС. В рамках такого договора комитент («кредитор») перечисляет комиссионеру («заемщику») средства для выполнения договора комиссии.

** Если оплата будет за товары (услуги), льготируемые по НДС (например, книги), то НН все равно выписывается по дате оплаты, а при возврате средств необходимо оформить расчет корректировки к этой НН (см. консультацию в подкатегории 101.07 БЗ). Если же оплата была за товар/услугу, не являющуюся объектом обложения НДС (например, роялти), то НН не оформляется.

Лучше в договоре предусмотреть, что комиссионное вознаграждение будет перечисляться отдельно  после выполнения поручения. Дабы у налоговиков не возникло соблазна обложить налогами у комиссионера часть полученных по договору средств.

Через определенное время оказывается, что условия приобретения необходимого товара (услуги), которые может «обеспечить» комиссионер, для комитента не приемлемы, и он потребует расторжения договора и возврата своих средств. А возможно, еще и «штрафных санкций» за невыполнение поручения (фактически являющихся платой за пользование деньгами). Естественно, сумма таких санкций попадет в налоговом учете в прочие доходы «комитента» и не повлияет на налоговые расходы «комиссионера». НДС суммы санкций не облагаются.

Второй вариант (уже для кредитования «на сторону»)— это когда заключается аналогичный посреднический договор на покупку, но «кредитором» уже является посредник (комиссионер, поверенный), который за счет собственных средств проведет сделку по приобретению товаров (работ, услуг), необходимых «заемщику» (комитенту, доверителю). Впоследствии израсходованные средства будут «заемщиком» «кредитору» возмещены, а проценты за такой вот заем будут отданы в виде «посреднического вознаграждения». Но здесь следует помнить о том, что НДСом в рамках таких договоров будет у посредника облагаться не только вознаграждение, а весь оборот, включая стоимость приобретенных товаров (услуг).

«Предварительная оплата»

Можно поступить гораздо проще: осуществить привлечение средств с помощью предварительной оплаты по договору на поставку каких-либо товаров (услуг).

Если финвливание делается плательщику НДС, то предоплата должна прийти за льготируемые по (или не облагаемые) НДС товары (услуги)*

* См. также на с. 13 сноску**.

В таком случае никаких налоговых последствий ни у «поставщика» (кредитора), ни у «покупателя» (заемщика) при перечислении/получении предоплаты возникнуть не должно.

Через определенное время поставка «срывается», договор расторгается, предоплата возвращается. При необходимости возврат производится со «штрафом» (процентами), оговоренным в договоре. Как мы уже упоминали, сумма таких санкций попадет в налоговом учете в прочие доходы «поставщика» и не повлияет на налоговые расходы «покупателя». НДС такие суммы не облагаются.

При этом все должно выглядеть весьма натурально, иначе сделка может быть признана мнимой.

Разумеется, этот вариант не подойдет для единоналожников (ввиду уплаты единого налога по кассовому методу).

Вклад в уставный капитал

Такой вид финансирования, как внесение средств в уставный капитал (в том числе на его пополнение), имеет свои плюсы и минусы.

Среди плюсов можно назвать, пожалуй, легальное получение необходимых оборотных средств. Особенно, если УК еще не был участниками полностью сформирован.

Среди очевидных минусов:

— когда УК пополняется (увеличивается), возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы**;

сложность с возвратом внесенных средств, который придется проводить через процедуру уменьшения УК;

— кроме того, налоговики любят (не совсем законно) интересоваться происхождением средств, которые вносятся в УК, и требуют при этом от вносящих допвзносы учредителей объяснений о происхождении средств и представления декларации за предыдущий год (если таковая ими не представлялась).

** Хотя, в принципе, средства можно внести еще до госрегистрации таких изменений в учредительных документах. Однако налоговики традиционно такой взнос расценивают как безвозвратную финансовую помощь (см. их консультацию в подкатегории 107.06.05 БЗ).

Понятно, рассмотренный нами список вариантов небанковского финансирования далеко не исчерпывающий. Присылайте свои варианты — наиболее интересные с удовольствием опубликуем.

 

выводы


img 4
 
 
  • Наиболее распространенный «небанковский» способ привлечения финансовых ресурсов — это заем. Беспроцентный заем облагается налогом на прибыль по схеме, предусмотренной для обложения возвратной финпомощи.

  • К кредитованию в рамках договора поручительства лучше прибегать в ситуациях, когда у «заемщика» уже имеется реальный долг за полученные им товары (работы, услуги), чтобы не было проблем с НК по НДС.

  • Оплачивать долги «заемщика» можно, в частности, прибегнув к соглашению о переводе денежного долга, возложению денежного обязательства по договору на третье лицо, используя схемы с применением векселей (в том числе переводных) и т. п.

  • Одним из видов привлечения средств является расходование работником собственных средств на нужды предприятия, причем срок исковой давности по задолженностям по авансовым отчетам можно регулировать.

  • Возможно финансирование слегка завуалированным способом путем привлечения средств по договору комиссии на покупку товаров/услуг, а также в виде предварительной оплаты по договору на поставку таких товаров/услуг.

  • Финансирование путем внесения средств в уставный капитал (в том числе на его пополнение) имеет свои плюсы и минусы.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше