Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Работа стоит, расходы идут: учетные нюансы, если деятельность приостановлена

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Работа стоит, расходы идут: учетные нюансы, если деятельность приостановлена

Из-за событий в стране деятельность предприятия пришлось приостановить на неопределенный срок. Как поступить с основными средствами: обязательно ли их консервировать и как начислять амортизацию? Кроме того, мы продолжаем нести отдельные расходы. Можем ли мы отра- зить их в налоговом учете?

(г. Луганск)

 

Без преувеличения, очень своевременный вопрос. Начнем с основных средств. Нужно ли их консервировать, если деятельность приостановлена? Подобные требования отсутствуют, по крайней мере, для негосударственных предприятий, не имеющих стратегического значения для экономики/безопасности государства. Так что консервация — дело исключительно ваше. Все зависит от ожидаемой длительности простоя и экономической целесообразности таких мероприятий, т. е. от того, приведут ли они к реальному сохранению «ресурса» основных средств.

Но, увы, ложку дегтя добавляют налоговики. Не затрагивая процедуру консервации, они утверждают: если хозяйственная деятельность временно приостановлена, основные средства нужно вывести из эксплуатации (см. подкатегорию 102.09.01 БЗ). Понятно, что они ошибаются. Ведь законодательство не требует выводить подобные объекты из эксплуатации (в пользу такого подхода можно найти и судебные решения — см., в частности, определение Киевского апелляционного административного суда от 11.12.2012 г. по делу № 2а-3813/12/1070). Причем интересно, что в «докодексный» период контролеры, в целом, соглашались с этим и подтверждали право на амортизацию таких объектов. Соглашаться ли с сегодняшним подходом налоговиков? Это решать вам, но учтите: если последуете ему, то тем самым снизите свои налоговые риски.

img 1Если вы решили максимально обезопасить себя и вывести объект из эксплуатации, его стоит законсервировать*. Как мы уже говорили, это не обязательно, однако так вы сможете отразить в налоговом учете расходы, связанные с его содержанием, пока он снова не будет введен в эксплуатацию. Как оформить консервацию? Об этом вы можете прочитать в Положении о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденном постановлением Кабмина от 28.10.97 г. № 1183 (далее — Положение № 1183). Для негосударственных предприятий, не имеющих стратегического значения, этот документ носит рекомендательный характер, но самые общие его требования, в частности, в отношении документального оформления (проект консервации, приказ/распоряжение руководителя, Акт о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации), безопаснее учесть. Это поможет вам избежать лишних споров с налоговиками  ведь на соответствующие документы ссылаются и контролеры (см. подкатегорию 102.09.01 БЗ).

Как учитывать законсервированные объекты? Помните: амортизация по ним прекращает начисляться со следующего месяца после вывода из эксплуатации** (п. 146.15 НКУ). Консервация, содержание объекта в этом периоде и расконсервация связаны с определенными расходами. Вправе ли вы их отразить? Расходы на содержание такого объекта позволяет учесть п. 144.2 НКУ. К ним можно отнести расходы на охрану, техническое обслуживание и т. п. С этим не спорят и контролеры (см. подкатегорию 102.09.01 БЗ). Более того, они соглашаются и с отражением расходов на расконсервацию. Можно ли отразить расходы на саму консервацию, налоговики не сказали, но с учетом выводов в упомянутой консультации, полагаем, они с этим спорить не будут. Все указанные расходы нужно отражать в периоде их осуществления. При этом в декларацию их логичнее всего заносить в стр. 06.4.43 приложения ІВ. Также учтите: стоимость ремонтов/улучшений законсервированного объекта направляется в полном объеме (без учета 10 %-го «расходного» лимита) на увеличение его первоначальной стоимости. В дальнейшем, когда объект будет расконсервирован, амортизация по нему (с учетом стоимости ремонтов/улучшений) возобновляется. Начислять ее нужно со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию (п. 146.15 НКУ).

В учете НДС консервация объекта никаких последствий не влечет. То есть начислять НДС по нему не нужно — ведь в этом случае объект не ликвидируется (п. 189.9 НКУ) и не переводится в состав непроизводственных*** (п. 198.5 НКУ). Другой вопрос: как быть с «входным» НДС по расходам, связанным с консервацией/расконсервацией и содержанием объекта в этот период, — можно ли включить его в налоговый кредит? Если объект использовался и, как ожидается, будет использоваться в будущем для осуществления облагаемых НДС поставок в рамках хозяйственной деятельности, то, считаем, что это возможно (конечно, при соблюдении общих условий).

Но, предположим, вы решили не консервировать объект, который временно простаивает. В таком случае объект из эксплуатации не выводится. Амортизация по нему продолжает начисляться в общем порядке. Включать ее в расходы нужно в периоде начисления по направлению: административные (стр. 06.1 декларации), сбытовые (стр. 06.2 декларации) или прочие расходы (стр. 06.4.43 прил. ІВ). Что касается амортизации по объектам производственного и общепроизводственного назначения, то поскольку в данном случае мы говорим об относительно продолжительном простое (когда отсутствует и производство, и реализация), амортизацию по ним нужно включать в состав прочих расходов (стр. 06.4.43 прил. ІВ). Подробнее об этом вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 82, с. 24; 2013, № 42, с. 44; 2011, № 59, с. 18.

Теперь посмотрим, как быть с расходами, которые вы продолжаете нести и после приостановки деятельности. К примеру, по аренде, коммунальным услугам, услугам обслуживания/обновления ПО (ведь приостановление деятельности, как правило, не освобождает от ведения бухучета и предоставления отчетности****), приобретению ключей ЭЦП и т. п. Правила учета в этом случае похожи на те, с которыми вы ознакомились выше: такие расходы должны отражаться в периоде их осуществления по направлению (административные, сбытовые, прочие). Что касается общепроизводственных расходов, то их стоит включить в состав прочих, с отражением в стр. 06.4.43 приложения ІВ.

К сожалению, здесь налоговики также попытались вставить палки в колеса img 2. Их фискальная консультация об учете арендных расходов по объекту, который временно не эксплуатируется (см. подкатегорию 102.18.02 БЗ), свидетельствует о том, что такие расходы они могут не признать. Понятно, что этот подход незаконен. Тот факт, что предприятие временно простаивает, не означает, что понесенные им расходы являются нехозяйственными. Ведь они в любом случае направлены на обслуживание деятельности и на то, чтобы в будущем такое предприятие все же получало доходы. В пользу подобного вывода свидетельствуют и отдельные решения судов (см. определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 22.10.2013 г. по делу № 804/6997/13-а). В то же время с отражением расходов в части оплаты труда налоговики не спорят: по их мнению, они должны отражаться в составе прочих. Правда, мы считаем, что их логичнее отражать по направлению. Об этом вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 80, с. 20.

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

 

* Вы могли заметить, что в Положении № 1183 указано: консервировать объект можно не дольше, чем на 3 года. Но на самом деле, для негосударственных предприятий, не имеющих стратегического значения, такой срок не ограничен (см. письмо Минрегионстроя и ЖКХ от 14.11.2012 г. № 7/15-18364).

** Для объектов, амортизация по которым начислялась производственным методом, действует другое правило. По ним амортизация прекращается со следующего дня после его вывода из эксплуатации. К слову, именно поэтому в отношении таких объектов у налоговиков вообще не должно быть претензий. Ведь в течение всего периода приостановки деятельности амортизация по ним начисляться не будет.

*** О том, что выведение объекта из эксплуатации нужно обособлять от его перевода в состав непроизводственных основных средств, свидетельствует и п. 146.15 НКУ.

**** С нюансами, связанными с подачей отчетности, если деятельность приостановлена, вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 6, с. 21.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше