Темы статей
Выбрать темы

Закон об оккупации «заработал»: как изменился статус Крыма?

Редакция НиБУ
Статья

Закон об оккупации «заработал»: как изменился статус Крыма?

В первой половине 2014 года в Украине произошло столько событий государственного (да что там, мирового!) масштаба, сколько не насчитать за все время ее независимости. В числе первых, как по порядку, так и по значимости, — события в Крыму. Но не будем вдаваться в их оценку или прочие подобные подробности. Вместо этого напомним, что в конце прошлого месяца в силу вступил Закон, устанавливающий на территории полуострова правовой режим временно оккупированной территории. О том, к чему это приведет, вы сможете узнать из данной статьи.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

 

С 27 апреля 2014 года на территории Крыма «заработал» особый правовой режим — временно оккупированной территории. Он продлится до тех пор, пока на полуострове не будет полностью восстановлен конституционный строй Украины.

Что это значит? Главным образом, то, что в данном отрезке времени всем нам придется учитывать требования Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 г. № 1207-VII (далее — Закон об оккупации). Он опубликован в газете «Голос України» от 26.04.2014 г. № 83. Причем запомните: этот Закон является специальным по отношению к любым другим нормативно-правовым актам. Иными словами, если его нормы вступят в противоречие с другими нормативно-правовыми актами, применять нужно нормы этого Закона* (см. п. 2 разд. II Закона об оккупации).

* Данное правило не должно распространяться на Конституцию и международные договоры. В то же время законодатель об этом умолчал.

Вполне вероятно, кое-что об упомянутых требованиях Закона об оккупации вы уже знаете. Прочитать об этом вы могли в статье «Крымский кризис»: как теперь работать с крымскими контрагентами?» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 29). Правда, в ней мы использовали положения проекта данного Закона, поданного на второе чтение (на момент подготовки той статьи нардепы его еще не приняли). Теперь же, когда текст Закона наконец-то перед глазами, оказалось, что он содержит ряд заметных отличий. Давайте посмотрим каких.

Въезд/выезд с территории полуострова

К счастью, нардепы обошлись без чрезмерного ужесточения правил пересечения «границы» полуострова. Напомним, изначально они хотели обязать всех лиц (кроме крымчан), пересекающих этот участок, предъявлять специальное разрешение. В тексте Закона это правило сформулировано «мягче».

Гражданам Украины для въезда на территорию/выезда с территории полуострова достаточно предъявить лишь документ, который удостоверяет личность и подтверждает гражданство Украины (ч. 1 ст. 10 Закона об оккупации). Как правило, это паспорт гражданина Украины. Никаких разрешений дополнительно подавать не нужно.

Но учтите: сам въезд/выезд, как и ожидалось, можно осуществлять исключительно через специальные контрольные пункты

Запомните это, ведь нарушение данного правила может:

1) привести к применению админсанкций, преду­смотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х. Если точнее, то его ст. 202 (за нарушение режимных правил в контрольных пунктах*), ст. 2042 (за нарушение порядка въезда/выезда на территорию полуострова). Такие дела рассматривают, соответственно, органы Государственной пограничной службы и суды;

2) стать основанием для подозрения в уголовном преступлении. Оно установлено ст. 3321 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III — за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее с целью причинения ущерба интересам Украины.

* Эти правила устанавливает Государственная пограничная служба (п. 131 ст. 19 Закона Украины «О Государственной пограничной службе Украины» от 03.04.2003 г. № 661-IV).

Иностранцам и лицам без гражданства сложнее: вот они пересекать «границу» Крыма могут лишь по специальным разрешениям. Причем так же, как и граждане Украины, делать они это вправе только через специальные контрольные пункты. Порядок въезда на территорию Крыма и выезда из нее для иностранцев и лиц без гражданства в ближайшее время должен утвердить Кабмин**. Учтите: если такое лицо попытается выехать с территории полуострова через контрольный пункт без указанного разрешения, то его в кратчайший срок вернут в государство, которое выдало паспортный документ, или на оккупированную территорию. При этом в его паспортном документе сделают отметку о временном запрете въезда на территорию Украины (ст. 141 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 г. № 3773-VI).

** Может показаться, что это правило должно действовать только для тех лиц, которые въезжают на территорию полуострова с материковой части Украины. Но, учтите: текст Закона оснований для таких выводов не дает. Другими словами, если, например, гражданин РФ попадет на территорию полуострова непосредственно с территории РФ, а не через специальный контрольный пункт, и без соблюдения указанного Порядка, то, по идее, он нарушит законодательство Украины.

В качестве итога к данному вопросу заметим, что с 30 апреля 2014 года Кабмин временно закрыл ряд контрольных пунктов (см. распоряжение от 30.04.2014 г. № 424-р). Перечень таких пунктов приведен в приложении к указанному документу. Но учтите: это, в большинстве своем, коснулось пунктов морского и воздушного сообщения.

Свобода экономической деятельности

Для вас, вероятно, не станет открытием то, что Закон об оккупации должен был установить специальные требования к осуществлению хозяйственной деятельности на полуострове. Напомним, что законодатель, в частности, собирался запретить/ограничить на территории полуострова осуществление отдельных видов хоздеятельности: лицензируемой, патентуемой и т. п.

В окончательном варианте Закона подобных требований не оказалось. Но значит ли это, что можно вздохнуть спокойно

К сожалению, нет, так как, судя по всему, в будущем ВРУ собирается урегулировать этот вопрос на уровне самостоятельного закона. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 13 Закона об оккупации.

В настоящий момент неизвестно даже приблизительное содержание подобного Закона. Но надеемся, что нардепы подойдут к его наполнению больше с умом, чем с эмоциями, и учтут, в частности:

1) проблему с расчетами между украинскими субъектами хозяйствования и их крымскими контрагентами. В частности, если такие контрагенты захотят перевести расчеты на рубли. Об этом вы могли прочитать в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2014, № 37, с. 31;

2) вопрос о том, какое законодательство применять при совершении сделок с крымскими контрагентами. На первый взгляд, проблемы в этой части возникнуть не должно. Ведь Крым — это часть территории Украины, а потому и применять при совершении таких сделок нужно именно украинское законодательство (без учета норм Закона Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 г. № 2709-IV). Вот только непонятно, касается ли это субъектов хозяйствования, которые созданы на территории Крыма после установления правового режима оккупации, а также тех из них, которые зарегистрированы в органах РФ, но деятельность осуществляют на территории Крыма. Вместе с тем, вполне вероятно, что нардепы делают привязку не к статусу контрагента, а к местонахождению имущества. То есть, если оно находится на территории Крыма, то в отношении сделок с ним должно применяться украинское законодательство. Об этом свидетельствует чч. 3-5 ст. 11 Закона об оккупации.

В завершение раздела уделим внимание предпринимателям, которые после известных событий решили выехать с территории полуострова. Если продолжение такой предпринимательской деятельности невозможно, то они могут прекратить ее в упрощенном порядке. Его в ближайшее время должен будет утвердить Кабмин (ч. 6 ст. 7 Закона об оккупации). Если же такие лица желают продолжить предпринимательскую деятельность, им, в частности, нужно внести изменения в Единый госреестр и встать на налоговый учет по новому местонахождению. Регистрацию изменения местонахождения в таком случае осуществляют госрегистраторы в областях и г. Киеве (п. 1 приказа Минюста от 14.03.2014 г. № 525/5). Что касается постановки на налоговый учет, то налоговики доходчиво рассказали об этом в подкатегории 119.14 БЗ. Об остальных нюансах, связанных с изменением местонахождения субъектами хозяйствования (не только крымчанами), читайте на с. 14 сегодняшнего номера.

Купля/продажа имущества, расположенного в Крыму

Право собственности/прочие вещные права на имущество (в том числе на недвижимость), расположенное на территории полуострова, сохраняется за физлицами и предприятиями, если они приобрели его согласно законам Украины. Понятно, что эта норма введена, в первую очередь, для того, чтобы защитить права на имущество, которые приобретались до установления режима временной оккупации. Но, к сожалению, она может породить и определенные проблемы. Например, они могут возникнуть у тех, кто приобретет права на расположенное в Крыму имущество по правилам, установленным законодательством РФ (если правила обращения такого имущества, предусмотренные законодательством Украины, существенно отличаются от них).

Отдельное внимание нардепы уделили и приобретению/прекращению права собственности на крымскую недвижимость. Они предусмотрели, что такие действия нужно осуществлять за пределами временно оккупированной территории по законодательству Украины. Судя по всему, речь идет, в частности, о Гражданском кодексе Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV и Законе Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV. Что касается госрегистратора, обязанного зарегистрировать соответствующие права, то его придется определять в порядке, утвержденном Кабмином*. Учтите это, поскольку нарушение данных правил приведет к ничтожности сделки (ч. 5 ст. 11 Закона об оккупации).

* Этот порядок должен применяться лишь в случае невозможности осуществления госрегистратором полномочий по госрегистрации на территории полуострова.

Прочие изменения

Территориальная подсудность. Законодатель изменил территориальную подсудность в делах, которые должны были рассматривать суды, расположенные на полуострове. Такие дела, в зависимости от юрисдикции, должны рассматриваться судами города Киева и Киевской области (ст. 12 Закона об оккупации).

Уголовная ответственность юрлиц. Вы, вероятно, знаете, что с 1 сентября этого года законодатель планировал ввести уголовную ответственность для юрлиц. Причем это никак не связано с «крымским вопросом». Но нардепы, видимо, решили не медлить и передвинули эту дату на 27 апреля 2014 года (т. е. на день вступления в силу Закона об оккупации). Более того, они заметно подправили условия и последствия привлечения к такой ответственности. Так, в частности, расширен перечень:

1) преступлений, совершение которых может стать основанием для привлечения юрлица к уголовной ответственности;

2) юрлиц, которых можно привлечь к такой ответственности. Так, теперь в их число попадают и юрлица публичного права, в том числе государственные органы.

Напомним, что одним из возможных последствий привлечения юрлица к уголовной ответственности является его ликвидация. Очевидно, что этот вопрос заслуживает особого внимания. Поэтому ему будет посвящен отдельный материал, с которым вы сможете ознакомиться в ближайшем будущем.

 

выводы


img 1
 
 
  • С 27 апреля 2014 года в Крыму действует особый правовой режим — временно оккупированной территории.

  • Пересекать «границу» полуострова можно лишь через специальные контрольные пункты. Гражданам Украины для этого достаточно предъявить паспорт, а всем остальным потребуется специальное разрешение.

  • Пока что законодатель не ограничил свободу экономической деятельности на территории полуострова. Но, видимо, он сделает это в будущем, при помощи отдельного закона.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше