Темы статей
Выбрать темы

Работник vs Работодатель: разрешение трудовых споров в КТС

Редакция НиБУ
Статья

Работник vs Работодатель: разрешение трудовых споров в КТС

«Профессиональный спор — это война без стрельбы»

Дж. Оруэлл

Трудовые споры возникают сплошь и рядом, особенно в «кризисные» времена. Об этом можно судить, в частности, по объему судебной практики, связанной с трудовыми отношениями. Но суд традиционно считается крайней мерой воздействия. Как правило, до этого споры стараются решать при помощи других способов и органов. Об одном из таких органов мы как раз и поговорим в данной статье. Знакомьтесь: комиссия по трудовым спорам!

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Трудовой спор — это…

В основе любого спора лежат разногласия между сторонами. Трудовые споры — не исключение. Они бывают индивидуальными и коллективными. Главный критерий для их разграничения  это стороны спора*. Так, в коллективном трудовом споре разногласия возникают между работодателем и группой/коллективом работников. В свою очередь, в индивидуальном споре такой стороной всегда выступает работник, предъявляющий самостоятельные или, другими словами, индивидуальные требования. Учтите: под юрисдикцию комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) подпадают только индивидуальные трудовые споры. Но что же такое КТС?

* Вместе с тем это не единственный критерий. Эти споры различаются также своим содержанием и порядком разрешения.

Чтобы ответить, вспомним, что индивидуальный трудовой спор, по общему правилу, могут разрешить лишь два органа: упомянутая КТС и местный суд (ст. 221 КЗоТ).

При этом КТС является органом, который позволяет разрешить подобный спор в досудебном порядке

Правда, тут нужно сделать несколько оговорок:

1) отдельные споры могут рассматривать исключительно суды (ч. 1 ст. 232 КЗоТ). Они перечислены в ст. 232 КЗоТ (об этом вы прочтете дальше);

2) ряд споров разрешается в особом порядке. В частности, это относится к трудовым спорам судей, прокурорско-следовательских работников, а также работников учебных, научных и прочих учреждений прокуратуры, которые имеют классные чины (ст. 222 КЗоТ). На этом моменте задерживаться не будем;

3) если работник захочет, он вправе обратиться сразу же в суд, минуя КТС (к примеру, если он ей не доверяет). Этому не мешают и требования ст. 224 КЗоТ (о том, что КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров). Суды неоднократно подтверждали данный вывод (см. п. 8 постановления Пленума ВСУ от 01.11.96 г. № 9);

4) если спор был рассмотрен КТС, это не мешает работнику затем обратиться в суд. А вот в обратном порядке поступить уже не выйдет.

Теперь представим изложенные сведения в наглядной форме (см. на с.5).

Подводя итог сказанному в данном разделе, заметим: ни для кого не секрет, что в наших условиях отношение к КТС очень скептическое. Как со стороны работников, у которых есть все основания сомневаться в объективности решений этого органа, так и со стороны работодателей. В то же время иногда именно последним выгоднее ориентироваться на КТС как на первую ступеньку при разрешении трудовых споров. Как минимум, потому, что такой подход позволяет «не выносить сор из избы». Что касается работников, то главным преимуществом рассмотрения спора в КТС являются простота и оперативность. Тем более, что в случае неудачи ничто не мешает обратиться в суд.

Теперь предлагаем вам посмотреть на главные нюансы, связанные с созданием КТС и организацией ее деятельности.

 

img 1

Органы, которые рассматривают трудовые споры

 

Когда можно/нужно создавать КТС?

КТС создается на предприятиях, на которых работает не менее 15 человек (ч. 1 ст. 223 КЗоТ). Как рассчитать эту численность? Увы, но КЗоТ на этот вопрос не отвечает img 2. В свете подобного пробела считаем, что с данной целью можно ориентироваться на среднеучетную численность работников (п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286). Тем более что такой подход подтверждают отдельные судебные решения (см. постановление Каховского районного суда Херсонской области от 30.03.2009 г. по делу № 3-875/09).

Заметьте: численность работников — это единственное условие для создания КТС

Так что возможность создания этого органа не зависит, например, от того, зафиксировано ли это в коллективном договоре. Если такой оговорки не сделать или, более того, прописать в нем, что КТС на предприятии не создается, ничего не изменится (в последнем случае «сработает» норма ст. 9 КЗоТ и это условие будет считаться недействительным).

Если число работников «не дотягивает» до указанного лимита (15 человек), то КТС создавать не только не нужно, но и вообще нельзя. Кроме того, создание КТС не предусмотрено у предпринимателей (независимо от числа работников). В таких случаях в разрешении трудового спора работнику поможет лишь суд*.

* На это в свое время прямо указал Минюст (в отношении случая, когда на предприятии работает менее 15 человек). Читайте это разъяснение по адресу: http://www.minjust.gov.ua/30207.

Вы при этом можете спросить: обязательно ли создавать КТС, если число работников на предприятии 15 и более? Для ответа забежим вперед: КТС создается исключительно трудовым коллективом. Поэтому, если он подобную инициативу не проявил, данный орган не создается*. Работодатель за это ответственности нести не должен. Но, увы, это лишь теория. Практика же показывает, что отсутствие КТС в данном случае инспекторы по труду считают нарушением и при выявлении подобных обстоятельств составляют протоколы об админправонарушениях. Делают они это на основании ст. 41 КУоАП — за нарушение требований законодательства о труде**. Суды с этим подходом чаще всего не спорят (см. решение Ладижинского городского суда Винницкой области от 06.08.2012 г. по делу № 211/1087/12). Также заметьте: если создание и функционирование КТС прописаны в коллективном договоре, то привлечь к ответственности могут, в том числе, по ст. 412
КУоАП
(за невыполнение обязательств по коллективному договору).

* Конечно, в этом ключе кого-то может смутить ссылка ст. 224 КЗоТ на обязательность КТС. Но, учитывая выводы п. 8 постановления Пленума ВСУ от 01.11.96 г. № 9, считаем, что к этому положению не нужно подходить буквально. Тем более что оно было установлено еще до вступления в силу Конституции Украины и с тех пор не изменялось.

** Учтите, что данное нарушение следует считать длящимся, а потому срок для применения соответствующего штрафа нужно отсчитывать с даты выявления нарушения (ст. 38 КУоАП). Другими словами, с даты составления акта проверки.

Подводя итог сказанному в данном разделе, рассмотрим еще один вопрос: КТС была создана, но спустя время численность работников снизилась и составляет меньше 15 человек. Может ли продолжать работать такая КТС? Видимых запретов на это нет, но, считаем, ее логичнее ликвидировать (трудовые споры в таком случае будет рассматривать только суд).

Создание и организация работы КТС

КТС создается трудовым коллективом, если точнее — его общим собранием/конференцией. Учтите этот момент. Другие органы, например, общее собрание участников хозяйственного общества, не могут создавать КТС (см. решение Франковского районного суда г. Львова от 06.10.2009 г. по делу № 2-174/09).

Правила проведения общих собраний/конференций и принятия ими решений прописаны в ст. 20 и 21 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17.06.83 г. № 9500-Х (он продолжает действовать в части, не противоречащей законодательству). Так что на них задерживаться смысла нет. Вместо этого обратите внимание на то, что на таких собраниях/конференциях трудовой коллектив самостоятельно определяет:

1) порядок избрания, численность, состав и срок полномочий КТС. Единственное ограничение — число работников в КТС должно быть не меньше половины ее состава. При этом учтите пару нюансов. Во-первых, для качественной работы КТС в ее состав желательно включить, в том числе, юриста и/или кадровика. Во-вторых, число членов КТС лучше устанавливать таким образом, чтобы оно было непарным (это связано с тем, что КТС принимает решение большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании);

2) целесообразность создания КТС в цехах и других аналогичных подразделениях. Если она есть, то коллективы соответствующих подразделений избирают такие КТС. При этом они вправе рассматривать трудовые споры лишь в пределах полномочий соответствующих подразделений.

После того, как КТС будет создана, она должна избрать из своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии. Делает она это на свое усмотрение. КТС также стоит утвердить общий порядок работы. Для этого вспомним, что основная форма работы КТС — заседания. Учитывая то, что этот орган служит исключительно для рассмотрения трудовых споров, собирать такие заседания целесообразно лишь по мере возникновения подобных споров. То есть при поступлении от работников соответствующих заявлений. В том, чтобы КТС функционировала на постоянной основе, необходимости нет.

Также заметьте: участие работника в КТС не относится к его трудовым функциям (в том числе это касается председателя КТС, его заместителя и секретаря). Другими словами, такое участие нельзя квалифицировать как перевод или изменение существенных условий труда. Но это еще не все.

Для полноценной работы КТС должна обеспечиваться помещением и прочими необходимыми для этого условиями/средствами

Кроме того, у КТС должна быть своя печать***. Последнее обусловлено порядком принудительного исполнения решений КТС, предусмотренного КЗоТ и Законом № 606 (об этом вы прочтете дальше).

*** На обязательность ее наличия не повлияло и недавнее послабление требований к использованию печатей в хозяйственной деятельности (см. законопроект от 07.06.2013 г. № 2258а — он уже принят и направлен на подпись и.о. Президента Украины).

Задача по обеспечению всем этим КТС ложится на плечи работодателя. Кроме этого, он должен организовать связанное с работой КТС делопроизводство, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовку и выдачу копий решений. И в этом месте мы сталкиваемся с очередным вопросом: законодательство не содержит ни исчерпывающего перечня, ни лимита таких расходов. На что же ориентироваться? По нашему мнению, состав и объем таких расходов стоит зафиксировать в коллективном договоре или решении КТС. Причем заметьте: такие расходы являются для предприятия обязательными, а потому их, по нашему убеждению, можно отразить в налоговом учете. Считаем, что их можно квалифицировать как административные расходы* (абз. «ж» п.п. 138.10.2 НКУ) и отражать в стр. 06.1 декларации по налогу на прибыль. Это же касается налогового кредита (если соблюдаются другие условия для его отражения).

* Этот вывод обусловлен, в частности, тем, что в состав административных попадают и расходы по урегулированию споров в судах (абз. «е» п.п. 138.10.2 НКУ). При этом, несмотря на то, что спор в данном случае рассматривается не судом, а КТС, экономическая роль подобных расходов, по большому счету, аналогична.

img 3Какие споры рассматривает КТС?

КТС рассматривает трудовые споры, которые одновременно отвечают нескольким требованиям. Предлагаем вам посмотреть на них.

1. Потерпевшая сторона. Обратиться в КТС может только работник предприятия, у которого возник спор с работодателем (к слову, никто другой за него подобное заявление подать не вправе). Вместе с тем заявления от работодателя она не принимает. Это связано с тем, что работодатель как субъект, обладающий по отношению к работнику властными полномочиями, может защитить свои интересы собственными действиями (см. решение Дзержинского районного суда г. Кривого Рога Днепропетровской области от 30.10.2012 г. по делу № 2-1514/11). Кроме того, КТС не принимает заявления от лиц, выполняющих работы/предоставляющих услуги по ГПД. Думаем, вы и сами понимаете, почему**.

** О том, как разграничивать трудовые и гражданско-правовые договоры, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 83.

2. Юрисдикция. Спор должен подпадать под юрисдикцию КТС. Напомним, что КТС вправе рассматривать любые индивидуальные трудовые споры, кроме тех, которые отнесены к компетенции других органов, в частности судов (ч. 1 ст. 224 КЗоТ). При этом споры, которые отнесены к исключительной компетенции судов, перечислены в ст. 232 КЗоТ. Вот некоторые из них.

 

№ п/п

Отдельные споры, которые может рассматривать:

КТС

Исключительно суд

1

2

3

1

Споры о применении дисциплинарного взыскания (ст. 150 КЗоТ)

Споры на предприятиях, в которых КТС не создаются (в том числе, если создание КТС является обязательным)

2

Споры о переводе на другую работу (в том числе о восстановлении на работе, если работник считает перевод незаконным), изменении существенных условий труда

Восстановление на работе (независимо от оснований для расторжения трудового договора), изменение даты и формулировки причин увольнения, оплата труда за время вынужденного прогула или выполнение нижеоплачиваемой работы (кроме случаев, названных в ч. 3 ст. 221 и ст. 222 КЗоТ)

3

Споры по вопросам оплаты труда

Споры по заявлению руководителя предприятия (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера, его заместителя по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причин увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий (кроме случаев, названных в ч. 3 ст. 221 и ст. 222 КЗоТ)

4

Споры по вопросам предоставления отпусков

Споры по заявлению работодателя о возмещении работниками материального ущерба

5

Споры, связанные с применением трудовых гарантий

Споры об отказе в приеме на работу в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 232 КЗоТ. Об этом также читайте п. 6 постановления № 9

 

Если спор подпадает под исключительную юрисдикцию суда, то КТС не вправе принимать соответствующие заявления. В противном случае ее решение не будет обладать юридической силой и не должно исполняться.

3. Предварительные переговоры с работодателем. КТС рассматривает только те споры, которые работник не урегулировал (самостоятельно или при участии профсоюза) при непосредственных переговорах с работодателем (ч. 2 ст. 224 КЗоТ).

Другими словами, сначала работник должен попытаться договориться с работодателем

И только в том случае, если сделать этого не вый­дет, у него появится право на обращение в КТС. Учтите: это существенно. Ведь если КТС вынесет решение без соблюдения данного условия, его можно будет обжаловать и признать незаконным (см. решение Дзержинского районного суда г. Кривого Рога от 12.02.2013 г. по делу № 408/8955/12).

Такой порядок выглядит логичным, но реализовать его на практике может оказаться непросто. Как минимум это связано с тем, что у работника должны быть доказательства того, что он пытался договориться с работодателем. Ситуацию упрощает лишь то, что законодательство не выставляет требований ни к форме, ни к составу таких доказательств.

4. Ограничение по срокам. В общем случае, работник вправе обратиться в КТС лишь в отведенный для этого срок. Он составляет 3 месяца и начинает отсчитываться со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Причем учтите:

1) данный срок истечет в соответствующее число последнего (в данном случае — третьего) месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором такого числа нет, то срок истекает в последний день этого месяца. Например, если срок для обращения в КТС начал отсчитываться с 31 марта 2014 года, он истечет 30 июня;

2) если этого события не произошло (т. е. работник не знал и не мог узнать о соответствующем нарушении), данный срок отсчитываться не начинает.

Если работник этот срок пропустил, то КТС должна определить: есть ли для этого уважительные причины. Если да, заявление работника регистрируется и его спор рассматривается, если нет — заявление все равно регистрируется (это следует из ч. 3 ст. 225 КЗоТ), но требования работника не удовлетворяются. О том, какие причины считаются уважительными, вы можете прочитать в статье на с.12 данного номера.

Исключение из данного правила составляют споры по вопросам выплаты надлежащей работнику заработной платы. В этом случае сроки для обращения в КТС ничем не ограничены (ч. 1 ст. 225 КЗоТ).

Правда, возникает вопрос: что в данном контексте считать заработной платой

Чтобы ответить на него, нужно вспомнить выводы КСУ в решении от 15.10.2013 г. № 8-рп/2013 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 86, с. 5). Напомним, что в нем суд включил в состав заработной платы все выплаты, на получение которых работник имеет право согласно:

1) условиям трудового договора;

2) государственным гарантиям, установленным для лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем*.

* Упомянутое решение КСУ растолковывает понятие «заработная плата» в рамках ст. 233 КЗоТ (т. е. для целей судебного обжалования). Однако считаем, что такой же подход должен применяться и при определении срока обращения в КТС (ст. 225 КЗоТ).

Данное правило не зависит от того, начислил ли работодатель такие выплаты. Но это еще не все. Если вы прочтете упомянутое решение внимательно, то увидите: данный вывод можно применить ко всем выплатам, гарантированным ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. А к ним, в частности, относятся: оплата 2/3 тарифной ставки во время простоя не по вине работника (ст. 113 КЗоТ), оплата ежегодных отпусков, гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, переведенных на более легкую работу, гарантии и компенсации при служебных командировках и т. п. При этом, как видите, перечень таких выплат не совпадает с фондом оплаты труда согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Как КТС рассматривает спор

Порядок рассмотрения споров КТС можно условно поделить на несколько этапов: подготовку, рассмотрение и принятие решения. Предлагаем вам посмотреть на содержание каждого из них.

Подготовка. Все начинается с заявления работника. Оно составляется в произвольной форме и подается работодателю (это следует из ч. 6 ст. 223 КЗоТ). Как мы уже говорили, оно подлежит обязательной регистрации. Для подтверждения приема такого заявления желательно выдать работнику расписку или другой подобный документ. При этом учтите: никакие сборы, в том числе судебный, для рассмотрения спора в КТС не уплачиваются.

В течение следующих 10 дней КТС должна рассмотреть заявление, оценить доказательства, обстоятельства спора, собрать заседание и принять соответствующее решение. Причем КТС вправе вызвать на заседание свидетелей, поручать специалистам проводить технические, бухгалтерские и прочие проверки, требовать от работодателя необходимые расчеты и документы. С датой проведения заседания нужно обязательно ознакомить работника/его представителя.

Рассмотрение спора. Конкретный порядок рассмотрения спора законодательно не утвержден. Так что его КТС может утвердить самостоятельно. Главное при этом — вписываться в основные требования, предъявляемые к нему в КЗоТ. Давайте посмотрим какие.

1. Заседание считается правомочным лишь в том случае, если на нем присутствует не менее 2/3 от членов КТС (кворум). При этом независимо от такого кворума, на заседании должны присутствовать председатель КТС или его заместитель, а также секретарь.

2. На заседании ведется протокол, который подписывается председателем КТС (его заместителем) и секретарем.

3. Заседание, по общему правилу, проводится в присутствии работника, который подал заявление, а также представителей работодателя.

Если работник захочет, на заседании от его имени может выступать представитель профсоюза (к слову, это вписывается в права профсоюзов, пре­дусмотренные ст. 26, ст. 38 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV) или любое другое лицо, в том числе адвокат. О том, какими документами подтверждать подобные полномочия, КЗоТ не сообщает. Ими могут выступать, в частности, доверенность, копия договора с адвокатом или другим лицом. На практике встречается мнение, что работник может заявить об этом и устно, в том числе на самом заседании.

Учтите: рассмотрение спора при отсутствии работника допускается только в том случае, если он письменно сообщил об этом

Например, он может сделать это в самом заявлении, которым инициировать рассмотрение спора в КТС. В противном случае, если на заседании отсутствует работник/представитель, его придется отложить. При этом дату следующего заседания желательно установить так, чтобы она вписывалась в упомянутый 10-дневный срок. Если работник не появится повторно, КТС вправе снять заявление с рассмотрения*. Правда, судя по всему, только в том случае, если причина пропуска не является уважительной (об этом критерии читайте в статье на с. 12 данного номера). При этом, если 3-месячный срок для подачи заявления еще не истек, работник вправе снова обратиться в КТС.

* Судя по всему, это же правило действует и в том случае, если на заседание повторно не явится представитель работника. Хотя об этом в ст. 226 КЗоТ не сказано.

4. Работник или представитель работодателя вправе заявить мотивированный отвод любому члену КТС. Оснований для такого отвода КЗоТ не предусматривает (главное, чтобы он был мотивированным). А зря img 4. Как же быть? Считаем, что таким основанием может стать любое сомнение в объективности, непредвзятости и незаинтересованности членов КТС в результатах рассмотрения спора. Самый яркий пример: КТС рассматривает спор работника, который является близким родственником (например, сыном/дочкой, братом/сестрой и т. п.) члена этого органа. Понятно, что в таком случае об объективности не может быть и речи, поэтому в отношении данного члена КТС может быть заявлен отвод.

Заявить отвод можно в письменной или устной форме. Сделать это можно в любой момент времени в процессе заседания. В отличие от своего «старшего» собрата — судебного процесса, КЗоТ не акцентирует на этом внимание. Вывод об отводе КТС принимает большинством голосов членов, присутствующих на заседании. При этом очевидно, что член КТС, которому заявлен отвод, в данном голосовании участия не принимает.

Принятие решения. КТС принимает решение большинством членов, присутствующих на заседании (без учета тех, в отношении которых был принят отвод). Приведем пример. Общая численность КТС составляет 12 человек. На заседании присутствует лишь 8 (кворум есть). В таком случае для принятия решения потребуется не менее 5 голосов.

В самом решении должны быть зафиксированы сведения, перечисленные в ст. 227 КЗоТ: Ф.И.О. работника, который обратился в КТС/его представителя, дата обращения в КТС, результаты голосования и т. п. Копии такого решения в течение 3-х дней должны быть предоставлены работнику и работодателю.

Работодатель получил решение КТС: как ему поступать дальше?

Предположим, решение не в пользу работодателя. Его дальнейшие действия зависят от того, согласен ли он с выводами КТС.

Не согласен. Учтите: просто игнорировать такое решение нельзя. Решения КТС являются обязательными как для работника, так и для работодателя. При этом если вы с таким решением не согласны, его можно обжаловать в местном суде общей юрисдикции.

Подать соответствующее заявление нужно в течение 10 дней со дня вручения выписки/ее копии из протокола заседания КТС** (ст. 228 КЗоТ). Правда, в этой части нормы закона, видимо, сформулированы не совсем точно, и отсчитывать этот срок нужно с момента получения копии решения КТС (ч. 3 ст. 227 КЗоТ). В остальном нужно ориентироваться на специальные правила, предусмотренные ГПКУ. При этом до вынесения решения судом решение КТС выполнять не нужно (это следует из ч. 3 ст. 230 КЗоТ).

** Учтите: суд будет учитывать этот срок независимо от заявления сторон. Причем одновременно с этим он будет оценивать и соблюдение 3-месячного срока для обращения в КТС (п. 4 постановления № 9).

Согласен. По общему правилу, работодатель должен выполнить решение КТС в течение 3-х дней после завершения срока на его обжалование (с ним вы ознакомились выше). Исключение предусмотрено лишь для одного случая — восстановления работника на прежней работе, если КТС пришла к выводу о том, что его перевод был незаконным. Такое восстановление нужно осуществить немедленно (ч. 5 ст. 235 КЗоТ).

Если работодатель не выполняет решение КТС

Если в указанный выше срок работодатель решение КТС не выполнит, работник вправе требовать его принудительного исполнения. В таком случае он должен обратиться в КТС для выдачи ему специального удостоверения. Данное удостоверение обладает силой исполнительного листа (если точнее, удостоверение названо в качестве самостоятельного исполнительного документа — п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона № 606). Правда, лишь при условии, что в нем содержатся все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 230 КЗоТ, а также, судя по всему, в ст. 18 Закона № 606. В частности, в этом удостоверении должна содержаться подпись председателя КТС/его заместителя и оттиск печати КТС (мы не зря обращали внимание на обязательность ее наличия у КТС).

В дальнейшем работник предъявляет такое удостоверение (в течение 3-х месяцев после его выдачи — ч. 1 и 2 ст. 22 Закона № 606) в исполнительную службу, а та, в свою очередь, открывает исполнительное производство и выполняет решение КТС в принудительном порядке.

Причем заметьте: в данном случае исполнитель, как правило, должен предоставить работодателю срок для добровольного выполнения решения (до 7 дней с даты вынесения им постановления об открытии исполнительного производства — ч. 2 ст. 25 Закона № 606). Исключения предусмотрены лишь для решений о восстановлении на работе (в данном случае — из-за незаконного перевода), которые должны выполняться немедленно (ч. 4 ст. 25 Закона № 606).

 

выводы


img 5
 
 
  • КТС — это орган, который создается трудовым коллективом предприятия для досудебного рассмотрения трудовых споров.

  • Отдельные категории трудовых споров вправе рассматривать лишь суд. К примеру, это споры о восстановлении на работе из-за незаконного увольнения.

  • КТС создается на предприятиях, на которых работает не менее 15 человек. Если это условие не соблюдается, КТС не создается.

  • Работодатель должен обеспечить КТС всем необходимым для работы. При этом считаем, что такие расходы можно отразить в налоговом учете.

  • Работодатель обязан выполнить решение КТС (или обжаловать его). В противном случае работник вправе обратиться в исполнительную службу.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше