Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения плательщиков единого налога

Редакция НиБУ
Приказ от 06.05.2014 г. № 276
img 1

мобилизованным ФЛП

img 2

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения плательщиков единого налога

Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 06.05.2014 г. № 276

(извлечение)

 

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам налогообложения плательщиков единого налога (прилагается).

<…>

 

 

Первый заместитель Министра И. Билоус

 

 

Утверждена приказом Министерства доходов и сборов Украины от 06.05.2014 г. № 276

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам налогообложения плательщиков единого налога

 

В Обобщающей налоговой консультации употребляются следующие сокращения:

Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI — НКУ;

Указ Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303/2014 «О частичной мобилизации» — Указ;

Закон Украины от 8 июля 2010 года № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — Закон.

 

В соответствии с п. 295.1 ст. 295 НКУ плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца.

Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога первой и второй групп осуществляется контролирующими органами на основании заявления такого плательщика единого налога относительно размера выбранной ставки единого налога, заявления относительно периода ежегодного отпуска и/или заявления относительно срока временной потери трудоспособности (п. 295.2 ст. 295 НКУ).

В соответствии с п. 295.3 ст. 295 НКУ физические лица — предприниматели — плательщики единого налога третьей и пятой групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней  после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.

В то же время отмечаем, что плательщики единого налога первой и второй групп, не использующие труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в год на время отпуска.

То есть указанная категория плательщиков единого налога на законных основаниях может воспользоваться правом на временный отпуск и при этом использовать возможность не уплачивать единый налог на период отпуска.

Вместе с тем в соответствии с Указом в связи с резким усложнением внутриполитической обстановки, вмешательством Российской Федерации во внутренние дела Украины, ростом социальной напряженности в Автономной Республике Крым и городе Севастополе и согласно пунктам 1, 17, 20 части первой статьи 106, статье 112 Конституции Украины на территории Украины объявлена частичная мобилизация.

На основании Указа местные органы исполнительной власти при участии органов местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и прибытие граждан, призываемых на военную службу, на сборные пункты и в воинские части. Согласно Указу мобилизация проводится в течение 45 суток со дня вступления в силу Указа.

Учитывая указанное и с целью урегулирования вопросов начислений авансовых взносов для физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога первой и второй групп, которые не осуществляли хозяйственную деятельность на период мобилизации и не получали доход, контролирующие органы, руководствуясь ст. 101 НКУ, будут иметь основания считать налоговый долг плательщика единого налога, возникший в результате непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), безнадежным налоговым долгом, который будет подлежать списанию, но при этом указанная категория плательщиков должна будет предоставить подтверждающий документ из военного комиссариата, в котором будет указан период пребывания на сборах. При этом контролирующие органы не применяют к указанной категории плательщиков штрафные санкции и пеню по единому налогу за период их пребывания на военной службе.

На основании Указа физические лица, призванные на военную службу, которые получают денежное обеспечение, в частности и физические лица — предприниматели, которые выбрали упрощенную систему налогообложения и в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона являются плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (при этом в хозяйственной деятельности не используют труд наемных лиц), освобождаются от уплаты единого взноса (за себя). При этом условием освобождения от уплаты являются неосуществление хозяйственной деятельности в этот период, неполучение доходов и предоставление подтверждающих документов из военных комиссариатов, в которых указывается период пребывания на военной службе.

 

 И. о. директора Департамента доходов и сборов с физических лиц А. Ревчук

коментарий редакции


img 3

ЕН и ЕСВ за период мобилизации ФЛП-единоналожника: платить/не платить?

 

Комментируемая обобщающая налоговая консультация (далее — ОНК № 276) посвящена вопросам уплаты ЕН и ЕСВ* предпринимателями-единоналожниками без наемных работников, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации на особый период.

* Здесь и далее: ЕН — единый налог, ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Напомним суть проблемы.

На сегодняшний день мы имеем уже два Указа Президента Украины с идентичными названиями «О частичной мобилизации». Первый из них (от 17.03.2014 г. № 303/2014) вступил в силу с 18.03.2014 г., и срок проведения мобилизации (45 дней) по нему истек. Второй (от 06.05.2014 г. № 454/2014) — только-только начал действовать (с 07.05.2014 г.).

Призвать на военную службу в связи с мобилизацией могут как обычных работников/служащих предприятий, организаций, учреждений, так и предпринимателей. Понимая это, законодатели сохранили за гражданами-предпринимателями, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, госрегистрацию их предпринимательской деятельности (см. ч. 3 ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII).

Решив вопрос с госрегистрацией предпринимателей, наши законодатели почему-то забыли о «налогово-взносных» проблемах, которые вполне ожидаемо возникают у мобилизованных единоналожников 1 и 2 групп без наемных работников. Ведь призыв на военную службу таких «одиночек» лишает их возможности вести предпринимательскую деятельность и получать от нее доход. Однако, даже не имея дохода в каком-либо месяце отчетного налогового года, они обязаны уплачивать за такой месяц ЕН в фиксированной сумме и ЕСВ «за себя» в сумме не менее минимального страхового взноса.

В сложившейся ситуации Миндоходов не стало отсиживаться в стороне. Свою лояльную позицию в вопросе с неуплатой ЕН ведомство озвучило вначале в письме от 24.03.2014 г. № 6701/7/99-99-17-02-02-17 (см. текст письма и наш комментарий к нему в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 29, с. 2), а затем и в комментируемой сегодня ОНК № 276.

Позиция Миндоходов такова. Период военной службы единоналожника 1 или 2 группы в связи с мобилизацией Миндоходов готово признать обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). В этом случае налоговый долг, возникший как следствие таких обстоятельств, контролирующие органы могут считать безнадежным налоговым долгом, подлежащим списанию (ст. 101 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI). Однако это чудо будет иметь место только в том случае, если единоналожник 1 или 2 группы без наемных работников:

1) не осуществлял хозяйственную деятельность в период мобилизации и не получал доход;

2) предоставил подтверждающий документ из военного комиссариата, в котором указан период нахождения на сборах или мобилизации.

С ЕН разобрались. А что же с ЕСВ? Тут Миндоходов не так многословно. В отличие от ЕН, вопросу уплаты ЕСВ за «бездоходный» период мобилизованными плательщиками ЕН, в том числе групп 3 и 5*, отведен в ОНК № 276 всего один абзац. Но очень ценный! В нем ведомство делает замечательный вывод: единоналожники (подчеркнем в очередной раз — не имеющие наемных работников), которые призваны на военную службу в связи с мобилизацией, могут не уплачивать ЕСВ «за себя» за период мобилизации, если выполняются два условия. Что это за условия? Первое — единоналожник не ведет хоздеятельность в период мобилизации и не получает доходы, второе — он предоставил подтверждающие документы из военного комиссариата, в которых указан период пребывания на военной службе.

* Хотя прямо эти группы в последнем абзаце ОНК, который посвящен (не)уплате ЕСВ, и не названы, но общий ее смысл позволяет нам распространить сделанные выводы на ФЛП — представителей групп 3 и 5.

Что касается аргументации Миндоходов, то она, мягко говоря, хромает. Однако оспаривать ее мы не будем. Почему? Да потому, что полностью поддерживаем справедливый вывод этого ведомства по ЕСВ.

 

Лилия Ушакова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше